- Характеризуют политику новой власти в области образования и науки. - Называют какие отношения сложились у новой власти с интеллигенцией. - Анализируют как складывались взаимоотношения советской власти и русской православной церкви в годы Гражданской войны. - Имеют общее представление о быте и повседневной жизни людей в годы Гражданской войны. - Выделяют как складывались отношения новой власти с разными слоями населения. | Познавательные: -Поиск и выделение необходимой информации. -Осмысление прочитанной или услышанной информации. -Извлечение необходимой информации. -Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту. -Определение основной и второстепенной информации. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Аргументирование своей точки зрения. Коммуникативные: -Умение организовывать сотрудничество с учителем и учениками. - Умение слушать друг друга, учитывать позиции других людей. - Умение полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные: -Поиск и устранение причин возникших трудностей. - Постановка учебной задачи, определение последовательности действий. | -Желание к самостоятельному поиску исторической информации к уроку. - Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению. -Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. -Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать. - Почтительное отношение к прошлому своей страны. - Уважительное отношение к своему Отечеству, воспитание в духе патриотизма. |
Персоналии | В.И. Ленин, Н.Е. Жуковский, В.И. Вернадский, Н.Д. Зелинский, А.Н. Бах, К.Э. Циолковский, И.П. Павлов, И.В. Мичурин, К.А. Тимирязев, И.А. Бунин, А.И. Куприн, А.К. Глазунов, С.С. Прокофьев, С.В. Рахманинов, Ф.И. Шаляпин, И.Е. Репин, В.В. Кандинский, М.З. Шагал, М. Горький, М.А. Волошин, М.М. Пришвин, М.А. Булгаков, В.В. Маяковский, А.А. Блок, К.С. Петров – Водкин, Б.М. Кустодиев, В.Э. Мейерхольд, К.С. Малевич, В. Дени, Д. Моор, Л.В. Шервуд. |
Изучение нового материала мин.) | Политика новой власти в области образования и науки. Дает задание учащимся: прочитайте пункт на стр.78-79 и ответьте на вопрос: - Какое значение придавала советская власть ликвидации неграмотности? - Какие отрицательные и положительные стороны имела новая советская школа? Обобщение ответов учащихся. Власть и интеллигенция. Рассказ учителя с помощью презентации. Отношения новой власти к Русской православной церкви. Дает задание учащимся: прочитайте пункт на стр. 81- 83 ответить на вопрос: - Как складывались взаимоотношения советской власти и Русской православной церкви в годы Гражданской войны? Обобщение ответов учащихся. Повседневная жизнь. Дает задание учащимся: прочитайте пункт на стр. 83-84 и охарактеризуйте особенности быта времен Гражданской войны. Обобщение ответов учащихся. Общественные настроения. Рассказ учителя с помощью презентации | Читают учебник и отвечают на вопрос учителя. - 30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В его основе лежали передовые идеи русских и зарубежных педагогов: поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважение к личности ребёнка, внедрялись элементы самоуправления и принцип бесплатного обучения. Впрочем, были и издержки: из школы изгонялись парты, отменялись уроки, задания на дом, учебники, отметки, экзамены. Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. При университетах и институтах были созданы рабочие факультеты (рабфаки). К 1925 г. выпускники рабфаков, направляемые на учёбу по партийным и комсомольским путёвкам, составляли половину всех абитуриентов. Государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями. Так началось формирование советской интеллигенции. Большевики стремились привлечь к сотрудничеству учёных, особенно тех, кто способствовал укреплению обороны и экономики страны или имел мировое не разделяли идей большевиков. Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию и записывают основные даты. Читают учебник и отвечают на вопрос учителя. - Большевики ставили перед собой цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Борьба с религией была обусловлена не только их атеистическими воззрениями, но и стремлением устранить опасного конкурента в духовной жизни страны. В декабре 1917 г. был издан декрет о передаче всех церковных учебных заведений в ведение Комиссариата просвещения, а также декрет о гражданском браке, в котором церковный брак объявлялся частным делом граждан. В январе 1918 г. было принято решение о реквизиции помещений Александро-Невской лавры в Петрограде для нужд Комиссариата государственного призрения. Это вызвало возмущение духовенства и прихожан. Пролилась кровь. В январе 1918 г. был ограблен и убит один из самых авторитетных иерархов митрополит Киевский Владимир. Патриарх Тихон ответил на подобные деяния посланием, в котором предал большевиков анафеме. Ответом стал декрет 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. Он послужил основой для повсеместного закрытия храмов и монастырей. Их имущество и предметы культа конфисковывались «для революционных нужд». Священнослужителей арестовывали, отправляли на принудительные работы. Они были лишены избирательных прав, облагались самыми высокими налогами, их дети лишались возможности получить специальное или высшее образование. В то же время большевики продолжили наступление на православную церковь, сосредоточив внимание на разоблачении «народных предрассудков» и «церковного обмана». Набирала обороты начавшаяся в 1918 г. кампания по вскрытию почитаемых верующими мощей святых. Продолжилась и практика закрытия монастырей. В апреле 1920 г. по специальному распоряжению В. И. Ленина была закрыта Троице-Сергиева лавра. Читают учебник и отвечают на вопрос учителя. - Революция и Гражданская война внесли свои суровые коррективы в жизнь людей. Смыслом существования стало выживание. А словами-символами повседневности как в городе, так и в деревне — «голод» и «еда». Продовольствия катастрофически не хватало. Чтобы не умереть с голоду, люди употребляли в пищу самые простые, нередко плохого качества, а то и вовсе испорченные продукты. С начала 1918 г. большевики вернулись к карточной системе распределения продуктов, но придали ей идеологическую, классовую направленность. Население разделили на две группы: трудовое и нетрудовое («бывшие эксплуататоры» и лица свободных профессий). Самые большие пайки, если не считать партийных деятелей, получали военные и медики в районах эпидемий. Следующими шли рабочие наиболее важных промышленных предприятий, нефтяники и шахтёры, железнодорожники и водники. Распределение продуктов было крайне неравномерным. Множество людей голодало и умирало от истощения. Постоянное недоедание гнало людей на поиски хоть чего-нибудь съестного. Тысячи горожан, с мешками за плечами, невзирая на запреты и суровые наказания, устремлялись в хлебопроизводящие регионы в надежде обменять отрез материи, сапоги, нитки и прочее подобное на продовольствие. Таких людей называли мешочниками. Скрываясь от преследований, они перемещались на крышах вагонов, тормозных площадках и буферах под вагонами. По оценкам того времени, мешочничеством занималось до четверти всего взрослого населения страны. Дома в городах не отапливались. Чтобы обогреть промёрзшие комнаты, применялись небольшие железные печки, которые из-за необходимости высокого расхода дров называли буржуйками. Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию и записывают основные даты. | Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту. Осмысление услышанной информации. Умение структурировать знания. Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту. Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту. Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту. Осмысление услышанной информации. Умение структурировать знания. |