Предмет: изобразительное искусство
Дата проведения: 27.01.2022г.
Учитель : Григорьева Е.М. (МАОУ «Гимназия №1»)
Класс: 6
Тема: «Сатирические образы человека»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: познакомить учащихся с сатирическими образами в искусстве, с видами сатирического портрета – карикатурой, шаржем, гротеском, лубком.
Задачи:
Образовательные: формирование знаний о видах сатирического жанра: карикатуре и шарже; формирование навыков и умений в создании сатирических образов человека; повторение и закрепление знаний по жанру портрета.
Развивающие: развитие искусствоведческих знаний и творческих способностей, развивитие познавательных потребностей, интересов и склонностей; развивитие пространственных представлений, совершенствование умений последовательного ведения работы.
Воспитательные: воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, усидчивость, аккуратность.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: - научатся определять понятия, художественные термины; знакомятся с приемами преувеличения, с известными карикатуристами нашей страны; проявляют положительное отношение к юмору; научатся приемам художественного преувеличения, отбирать детали, «обострять» образы.
Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.
Личностные УУД: проявляют интерес к изучению нового материала; познавательную активность; осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают; понимают эмоциональное состояние других людей; идут на взаимные уступки в разных ситуациях, критически осмысливают свое поведение
Методы: объяснительно – иллюстративный метод, проблемный метод , частично-поисковый метод, репродуктивный метод, метод анализа и синтеза, метод самостоятельной работы.
Формы обучения: индивидуальная; фронтальная; групповая, в парах
Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация , репродукции картин художников, творческие работы учащихся и учителя.
Оборудование для учащихся: учебник, бумага, художественные материалы.
Технологическое сопровождение урока: технология активного обучения; технология проблемно-диалогического обучения; информационные технологии, ИКТ; личностно-ориентированные технологии; технология творческого сотрудничества; здоровьесберегающая технология (динамическая пауза)
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формируемые УУД |
1.Организационный этап (этап мотивации). | - Добрый день , ребята! - Я прошу вас проверить , как организовано ваше рабочее место. - Какой жанр изобразительного искусства мы изучаем в этой четверти? (Портрет) - Что такое портрет? (Изображение человека). - А где хранятся портреты? ( музей) - Сегодня , я предлагаю вам посетить картинную галерею. | Проверка готовности рабочего места Отвечают на вопросы. - Портрет. - Изображение человека. | Метапредметные УУД: регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: умение брать на себя ответственность и инициативу Познавательные УУД: - действия исследования, поиска, отбора необходимой информации, моделирование изучаемого материала; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. |
2. Актуализация опорных знаний и умений. | - Поработаем в группах (по рядам). Задания 1 группа – определить правильно виды портретов . 2 группа- собрать пазл-картину ( шарж) 3 группа - подготовить сообщение по теме урока используя текст учебника. ( Каждая группа представляет выполненное задание) | | Метапредметные УУД: регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: -обсуждать задание |
3.Определение темы урока. Постановка задач | - Попытайтесь сформулировать тему нашего урока. - Что же появилось на доске , что мы ещё не изучали? - Конечно сатирическое изображение. - Тема урока на слайде «Сатирические образы человека» . - Поставим перед собой задачи. - Узнаем … - Научимся… - Выполним…. -Чтобы решить поставленные задачи, мы должны, познакомится поближе с данным видом портрета. | Высказывают мнение. Формулируют тему урока совместно с учителем и ставят перед собой задачи. | Познавательные УУД - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации - Метапредметные УУД регулятивные: - умение самостоятельно извлекать нужную информацию познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; предметные: - правильно владеть художественными терминами; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; -умение грамотно ( точно , понятно и развёрнуто)выражать свои мысли с помощью разговорной речи ,во время ответов. |
4.Изучение нового материала Динамическая пауза | Виды портрета, которые мы рассматривали на прошлых уроках представляют реалистическое изображение, в котором художник, достаточно точно, передает сходство с внешним обликом человека. Но существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается более остро, и тогда возникают новые , сатирические образы. ( Сообщение 3 группы) Работа с презентацией Сатирический рисунок появился еще в эпоху Возрождения. Перед вами рисунок Леонардо да Винчи «Скарамуччья». Он делал эти рисунки с натуры, исследуя характер, изучая возможности убедительного изображения эмоций человека. Карикатура (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать). Сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями. Жанр изобразительного искусства (обычно графики, но необязательно), являющийся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей. По тематике различается: политическая карикатура, социальная, бытовая. Карикатура — одно из древнейших видов рисунка. Она отображает проблемы общества и с ранних времен служила определенным методом самоутверждения над обидчиком. Так насмехались над врагами, так народ насмехался над своими властителями или поработителями. Обычно это был рисунок с грубыми искажениями черт обидчиков или пририсованными рогами, хвостом и т. д. Зарождение карикатуры в России произошло в XVII в. с народных лубочных картинок. Лубок – это народная картинка. Ее иначе еще называли «фряжской» (иностранной). Позже их называли потешными листами. И лишь в середине 19 века из стали называть лубками. В лубке никогда не было горя и плача. Он никого не обличал. А лишь веселил и радовал. Гротеск. Художественный образ, стиль или жанр, основанный на фантастике, смехе, контрасте и причудливом сочетании фантастического и реального. Гротеск появился в Древней Греции и широко используется в различных видах современного искусства. Шарж Делается на людей, к которым автор относится очень хорошо, с уважением. Смех его чисто приятельский. В нем не позволяется подчеркивание физических недостатков, ничего задевающего личное достоинство. В шарже должно содержаться полное портретное сходство, точная и меткая характеристика с остроумным и комическим преувеличением характерных черт. Необходимо соблюдать чувство меры и правды. Словесное описание портрета мальчика. -Как вы думаете, что вам нужно будет сделать? - Вам нужно по словесному описанию нарисовать сатирический рисунок . (учитель зачитывает текст, а несколько человек выполняют рисунок у доски) «Мальчик имел круглое лицо с рыжими кудрявыми волосами, узкие глаза и длинный каплевидный нос. Пухлые губы и широко расставленные уши придавали смешной вид лицу» -Отлично, покажите свои работы. - Вы отлично справились! -Я вижу, что вы немного устали. - Отдохнем? - Выполняем упражнения на внимание. | Работа с учебником Обмен мнениями с соседом по парте Ответы обучающихся Выполняют упражнения повторяя за учителем | познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определение границ знания-незнания); -смысловое чтение; -определение основной и второстепенной информации коммуникативные: инициативное сотрудничество в парах в поиске и сборе информации регулятивные: - умение сохранять заданную цель -уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя Предметные: - умение владеть художественными терминами Личностные УУД: - осознание, исследование и принятие ценностей и смыслов |
5.Творческая практическая деятельность | Задание творческой работы на уроке: выполнить дружеский шарж на товарища, литературного героя или артиста . Воспользуйтесь памяткой – Нарушение пропорций вызывает смех! – Асимметрия не повредит карикатуре! – Изменяя одну часть лица, изменяйте и другую! – Расстояние между глаз слишком большое или слишком маленькое – это тоже смешно! – Объедините нос с глазами ниточкой, получится буква «Т», растяните ее в стороны или по вертикали – это весело! – Одежда велика или мала, так и надо! – Голова больше туловища? Здорово! – Ноги короче рук, тоже не плохо! – Предметы вокруг героев карикатуры кривые, непропорциональные – замечательно! Желаю удачи! (Учитель работает индивидуально с каждым учащимся во время практической работы. Демонстрирует удачные моменты в работах учащихся.) | Соблюдение определённого плана своих действий, работа над рисунком, коррекция | регулятивные: - умение поэтапно регулировать свою деятельность при выполнении творческой работы; -умение предвосхищать результаты, увидеть то, что будет целью; - анализировать правильность выполнения задания; -осуществлять самоконтроль; -умение грамотно вносить необходимые изменения предметные: - владение художественными материалами и художественными средствами рисунка для выражения своего замысла познавательные: - проводить анализ своей творческой деятельности; -проводить сравнение, объясняя его критерии; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера коммуникативные: -умение планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками Личностные УУД: -профессиональное самоопределение -творческое самовыражение |
6.Итог урока. Рефлексия | - Подведём итог урока. - Обменяйтесь работами и поставьте оценки друг другу. - Устроим небольшую выставку работ. - Ребята, задачи , которые ставили перед собой решены? -Что узнали … - Чему научились… - Что выполнили… - Ребята, а где можно использовать полученные знания о сатирическом образе человека? - У вас на партах по два смайлика. Жёлтый - урок понравился и всё получилось. Синий – было трудно и не интересно. ( Прошу поднять смайлики) - Закончим урок СИНКВЕЙНОМ. (предлагаю из слов составить синквейн) ШАРЖ СМЕШНОЙ, ДОБРЫЙ ВЕСЕЛИТ, ИЗОБРАЖАЕТ, ДАРИТ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ ВНЕШНИХ ЧЕРТ СМЕХ! - Всем спасибо. Урок закончен. | В конце урока выставка с обсуждением работ. Ответы обучающихся. Обучающиеся находят слова на доске и составляют синквейн | Личностные УУД -способность отстаивать свою нравственную позицию в искусстве Метапредметные УУД регулятивные : - осуществлять самоконтроль; -давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками); - установление связи между целью деятельности и её результатом коммуникативные: -уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли; - умение вести диалог |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задание для 1 группы .
Правильно определить вид портрета .
1 | Парадный портрет |
2 | Камерный |
3 | Автопортрет |
4 | Групповой |
5 | Парадный портрет |
6 | Социальный |
| |
| |
Задание для 2 группы.
Склеить « пазл- картины»
Задание для 3 группы
Подготовить сообщения.
1.Карикатура (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать).
Сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями.
2.Жанр изобразительного искусства (обычно графики, но необязательно), являющийся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.
По тематике различается: политическая карикатура, социальная, бытовая.
3. Карикатура — одно из древнейших видов рисунка. Она отображает проблемы общества и с ранних времен служила определенным методом самоутверждения над обидчиком. Так насмехались над врагами, так народ насмехался над своими властителями или поработителями. Обычно это был рисунок с грубыми искажениями черт обидчиков или пририсованными рогами, хвостом и т. д.
4. Зарождение карикатуры в России произошло в XVII в. с народных лубочных картинок.
Лубок – это народная картинка. Ее иначе еще называли «фряжской» (иностранной). Позже их называли потешными листами. И лишь в середине 19 века их стали называть лубками.
В лубке никогда не было горя и плача. Он никого не обличал. А лишь веселил и радовал.
5.Гротеск.
Художественный образ, стиль или жанр, основанный на фантастике, смехе, контрасте и причудливом сочетании фантастического и реального.
Гротеск появился в Древней Греции и широко используется в различных видах современного искусства.
6. Шарж
Делается на людей, к которым автор относится очень хорошо, с уважением. Смех его чисто приятельский. В нем не позволяется подчеркивание физических недостатков, ничего задевающего личное достоинство.
7. В шарже должно содержаться полное портретное сходство, точная и меткая характеристика с остроумным и комическим преувеличением характерных черт.
Необходимо соблюдать чувство меры и правды.
За любым преувеличением должен угадываться конкретный образ.