СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по ИЗО 6 класс "Сатирические образы человека"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по ИЗО 6 класс "Сатирические образы человека"»

Предмет: изобразительное искусство

Дата проведения: 27.01.2022г.

Учитель : Григорьева Е.М. (МАОУ «Гимназия №1»)

Класс: 6

Тема: «Сатирические образы человека»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить учащихся с сатирическими образами в искусстве, с видами сатирического портрета – карикатурой, шаржем, гротеском, лубком.

Задачи:

Образовательные: формирование знаний о видах сатирического жанра: карикатуре и шарже; формирование навыков и умений в создании сатирических образов человека; повторение и закрепление знаний по жанру портрета.

Развивающие: развитие искусствоведческих знаний и творческих способностей, развивитие познавательных потребностей, интересов и склонностей; развивитие пространственных представлений, совершенствование умений последовательного ведения работы.

Воспитательные: воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, усидчивость, аккуратность.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: - научатся определять понятия, художественные термины; знакомятся с приемами преувеличения, с известными карикатуристами нашей страны; проявляют положительное отношение к юмору; научатся приемам художественного преувеличения, отбирать детали, «обострять» образы.

Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.

Личностные УУД: проявляют интерес к изучению нового материала; познавательную активность; осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают; понимают эмоциональное состояние других людей; идут на взаимные уступки в разных ситуациях, критически осмысливают свое поведение

Методы: объяснительно – иллюстративный метод, проблемный метод , частично-поисковый метод, репродуктивный метод, метод анализа и синтеза, метод самостоятельной работы.

Формы обучения: индивидуальная; фронтальная; групповая, в парах

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация , репродукции картин художников, творческие работы учащихся и учителя.

Оборудование для учащихся: учебник, бумага, художественные материалы.

Технологическое сопровождение урока: технология активного обучения; технология проблемно-диалогического обучения; информационные технологии, ИКТ; личностно-ориентированные технологии; технология творческого сотрудничества; здоровьесберегающая технология (динамическая пауза)



Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

1.Организационный этап

(этап мотивации).

- Добрый день , ребята!

- Я прошу вас проверить , как организовано ваше рабочее место.


- Какой жанр изобразительного искусства мы изучаем в этой четверти? (Портрет)

- Что такое портрет? (Изображение человека).

- А где хранятся портреты? ( музей)

- Сегодня , я предлагаю вам посетить картинную галерею.


Проверка готовности рабочего места



Отвечают на вопросы.

- Портрет.

- Изображение человека.

Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

умение брать на себя ответственность и инициативу

Познавательные УУД:

- действия исследования, поиска, отбора необходимой информации,

моделирование изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

2. Актуализация опорных знаний и умений.

- Поработаем в группах (по рядам).

Задания

1 группа – определить правильно виды портретов .

2 группа- собрать пазл-картину ( шарж)

3 группа - подготовить сообщение по теме урока используя текст учебника.

( Каждая группа представляет выполненное задание)





Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

-обсуждать задание


3.Определение темы урока. Постановка задач

- Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.

- Что же появилось на доске , что мы ещё не изучали?

- Конечно сатирическое изображение.

- Тема урока на слайде «Сатирические образы человека» .

- Поставим перед собой задачи.

- Узнаем …

- Научимся…

- Выполним….


-Чтобы решить поставленные задачи, мы должны, познакомится поближе с данным видом портрета.

Высказывают мнение.


Формулируют тему урока совместно с учителем и ставят перед собой задачи.

Познавательные УУД - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации

- Метапредметные УУД

регулятивные:

- умение самостоятельно извлекать нужную информацию

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

предметные:

- правильно владеть художественными терминами;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-умение грамотно ( точно , понятно и развёрнуто)выражать свои мысли с помощью разговорной речи ,во время ответов.

4.Изучение нового материала




























































Динамическая пауза

Виды портрета, которые мы рассматривали на прошлых уроках представляют реалистическое изображение, в котором художник, достаточно точно, передает сходство с внешним обликом человека. Но существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается более остро, и тогда возникают новые , сатирические образы.


( Сообщение 3 группы)

Работа с презентацией

Сатирический рисунок появился еще в эпоху Возрождения. Перед вами рисунок Леонардо да Винчи «Скарамуччья». Он делал эти рисунки с натуры, исследуя характер, изучая возможности убедительного изображения эмоций человека.

Карикатура (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать).

  • Сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями.

  • Жанр изобразительного искусства (обычно графики, но необязательно), являющийся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.

  • По тематике различается: политическая карикатура, социальная, бытовая.

  • Карикатура — одно из древнейших видов рисунка. Она отображает проблемы общества и с ранних времен служила определенным методом самоутверждения над обидчиком. Так насмехались над врагами, так народ насмехался над своими властителями или поработителями. Обычно это был рисунок с грубыми искажениями черт обидчиков или пририсованными рогами, хвостом и т. д.

Зарождение карикатуры в России произошло в XVII в. с народных лубочных картинок.

  • Лубок – это народная картинка. Ее иначе еще называли «фряжской» (иностранной). Позже их называли потешными листами. И лишь в середине 19 века из стали называть лубками.

  • В лубке никогда не было горя и плача. Он никого не обличал. А лишь веселил и радовал.

Гротеск.

  • Художественный образ, стиль или жанр, основанный на фантастике, смехе, контрасте и причудливом сочетании фантастического и реального.

  • Гротеск появился в Древней Греции и широко используется в различных видах современного искусства.

Шарж

  • Делается на людей, к которым автор относится очень хорошо, с уважением. Смех его чисто приятельский. В нем не позволяется подчеркивание физических недостатков, ничего задевающего личное достоинство.

  • В шарже должно содержаться полное портретное сходство, точная и меткая характеристика с остроумным и комическим преувеличением характерных черт.

  • Необходимо соблюдать чувство меры и правды.

  • За любым преувеличением должен угадываться конкретный образ.

Словесное описание портрета мальчика.

-Как вы думаете, что вам нужно будет сделать?

- Вам нужно по словесному описанию нарисовать сатирический рисунок .

(учитель зачитывает текст, а несколько человек выполняют рисунок у доски)

«Мальчик имел круглое лицо с рыжими кудрявыми волосами, узкие глаза и длинный каплевидный нос. Пухлые губы и широко расставленные уши придавали смешной вид лицу»

-Отлично, покажите свои работы.

- Вы отлично справились!

-Я вижу, что вы немного устали.

- Отдохнем?

- Выполняем упражнения на внимание.


Работа с учебником

Обмен мнениями с соседом по парте












































Ответы обучающихся













Выполняют упражнения повторяя за учителем

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определение границ знания-незнания);

-смысловое чтение;

-определение основной и второстепенной информации

коммуникативные:

инициативное сотрудничество в парах в поиске и сборе информации

регулятивные:

- умение сохранять заданную цель

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя

Предметные:

- умение владеть художественными терминами

Личностные УУД:

- осознание, исследование и принятие ценностей и смыслов



5.Творческая практическая деятельность

Задание творческой работы на уроке: выполнить дружеский шарж на товарища, литературного героя или артиста .

Воспользуйтесь памяткой

– Нарушение пропорций вызывает смех!

– Асимметрия не повредит карикатуре!

– Изменяя одну часть лица, изменяйте и другую!

– Расстояние между глаз слишком большое или слишком маленькое – это тоже смешно!

– Объедините нос с глазами ниточкой, получится буква «Т», растяните ее в стороны или по вертикали – это весело!

– Одежда велика или мала, так и надо!

– Голова больше туловища? Здорово!

– Ноги короче рук, тоже не плохо!

– Предметы вокруг героев карикатуры кривые, непропорциональные – замечательно!

Желаю удачи!

(Учитель работает индивидуально с каждым учащимся во время практической работы. Демонстрирует удачные моменты в работах учащихся.)


Соблюдение определённого плана своих действий, работа над рисунком, коррекция






















регулятивные:

- умение поэтапно регулировать свою деятельность при выполнении творческой работы;

-умение предвосхищать результаты, увидеть то, что будет целью;

- анализировать правильность выполнения задания;

-осуществлять самоконтроль;

-умение грамотно вносить необходимые изменения

предметные:

- владение художественными материалами и художественными средствами рисунка для выражения своего замысла

познавательные:

- проводить анализ своей творческой деятельности;

-проводить сравнение, объясняя его критерии;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

коммуникативные:

-умение планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками

Личностные УУД:

-профессиональное самоопределение

-творческое самовыражение

6.Итог урока.

Рефлексия

- Подведём итог урока.

- Обменяйтесь работами и поставьте оценки друг другу.

- Устроим небольшую выставку работ.

- Ребята, задачи , которые ставили перед собой решены?

-Что узнали …

- Чему научились…

- Что выполнили…

- Ребята, а где можно использовать полученные знания о сатирическом образе человека?

- У вас на партах по два смайлика.

Жёлтый - урок понравился и всё получилось.

Синий – было трудно и не интересно.

( Прошу поднять смайлики)

- Закончим урок СИНКВЕЙНОМ.

(предлагаю из слов составить синквейн)


ШАРЖ

СМЕШНОЙ, ДОБРЫЙ

ВЕСЕЛИТ, ИЗОБРАЖАЕТ, ДАРИТ

ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ ВНЕШНИХ ЧЕРТ

СМЕХ!


- Всем спасибо. Урок закончен.


В конце урока выставка с обсуждением работ.


Ответы обучающихся.











Обучающиеся находят слова на доске и составляют синквейн

Личностные УУД

-способность отстаивать свою нравственную позицию в искусстве

Метапредметные УУД

регулятивные :

- осуществлять самоконтроль;

-давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками);

- установление связи между целью деятельности и её результатом


коммуникативные:

-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли;

- умение вести диалог



ПРИЛОЖЕНИЕ

Задание для 1 группы .

Правильно определить вид портрета .


1

Парадный портрет

2

Камерный

3

Автопортрет

4

Групповой

5

Парадный портрет

6

Социальный



Задание для 2 группы.

Склеить « пазл- картины»




Задание для 3 группы

Подготовить сообщения.

1.Карикатура (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать).

Сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями.


2.Жанр изобразительного искусства (обычно графики, но необязательно), являющийся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.

По тематике различается: политическая карикатура, социальная, бытовая.


3. Карикатура — одно из древнейших видов рисунка. Она отображает проблемы общества и с ранних времен служила определенным методом самоутверждения над обидчиком. Так насмехались над врагами, так народ насмехался над своими властителями или поработителями. Обычно это был рисунок с грубыми искажениями черт обидчиков или пририсованными рогами, хвостом и т. д.


4. Зарождение карикатуры в России произошло в XVII в. с народных лубочных картинок.

Лубок – это народная картинка. Ее иначе еще называли «фряжской» (иностранной). Позже их называли потешными листами. И лишь в середине 19 века их стали называть лубками.

В лубке никогда не было горя и плача. Он никого не обличал. А лишь веселил и радовал.


5.Гротеск.

Художественный образ, стиль или жанр, основанный на фантастике, смехе, контрасте и причудливом сочетании фантастического и реального.

Гротеск появился в Древней Греции и широко используется в различных видах современного искусства.


6. Шарж

Делается на людей, к которым автор относится очень хорошо, с уважением. Смех его чисто приятельский. В нем не позволяется подчеркивание физических недостатков, ничего задевающего личное достоинство.


7. В шарже должно содержаться полное портретное сходство, точная и меткая характеристика с остроумным и комическим преувеличением характерных черт.

Необходимо соблюдать чувство меры и правды.

За любым преувеличением должен угадываться конкретный образ.