1. Берём первый лепесток. -Что на нём написано? (Пословицы и поговорки.) Посмотрим на эти слова с точки зрения русского языка. - Какие в них корни? (слов-, и говор-) - Смысл слова заключён в корне. Эти выражения несут в себе мудрые слова, придают колоритность разговорной речи. Давайте посмотрим, как это происходит. Я был очень рад твоему подарку. - Замените это предложение поговоркой, которая сделала бы его ярче, колоритнее, чтобы вам сразу стало ясно насколько человеку приятен подарок. ( На седьмом небе от счастья.) Ты живёшь очень хорошо. - А здесь, какую поговорку уместно вставить? (Як мыша в крупах.) - Обратите внимание на эту поговорку. В её написании нет ошибок. И прочитали вы её правильно. -Какие слова вам непривычно слышать? (Як мыша.) - Попробуйте её произнести «привычным для нас языком». (Как мышь в крупах). - Среди бытующих на Кубани пословиц и поговорок немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте, говоре. Этот говор появился от смешения двух языков русского и украинского. И он стал понятен и украинцам и русским, которые приехали жить на Кубань. Учёные сейчас говорят, что наши предки «балакали». - Кубанский говор прослеживается и в следующей поговорке. Ты всегда вмешиваешься не в свои дела. – Як в кажну дирку затычка. - Понаблюдаем за особенностями кубанского говора в нашей следующей работе с пословицами. - Вот начало известной вам пословицы: Что упало -… продолжите её -то пропало. - А вот как она звучит на кубанском говоре: Що с возу упало, щетай пропало. - Поработайте над пословицами сами: у первого ряда начало пословицы, у второго – конец, у третьего кубанский вариант пословицы. Не будет скуки, если заняты руки. – Нэ сыды сложа рукы, тай нэ будэ скукы. Волос долог, а ум короток. - Волосьев богато, а в голове нэма ничого. Готовь сани летом, а телегу зимой. - Хороший хозяин робыть литом санки, а зимою – телегу. - Итак, ребята, что написано на лепестке? (Пословицы и поговорки.) - К какой составляющей фольклора мы его отнесём? (Словесной.) 2. Второй лепесток «Песни». - Кубань песенный край, казаки любят и умеют петь. - Когда на Кубани пели? (Когда работали в поле, пели в походах, на свадьбах.) - Даже гимн Кубани - это песня кубанских казаков, написанная войсковым священником во время военного похода. - Песни надо петь и слушать. Давайте послушаем несколько отрывков из кубанских казачьих песен. Звучат записи песен. - Кто знает, в чьём исполнении прозвучали песни? (В исполнении Кубанского казачьего хора.) - Верно. Неслучайно здесь фотография Кубанского казачьего хора. - Кто является руководителем хора? (Виктор Гаврилович Захарченко) Кубанский казачий хор знают и любят не только в России, но и за рубежом. В Америке невозможно достать билеты на гастрольные концерты этого хора. Мы должны гордиться тем, что живём в одном крае, в одном городе с руководителем хора, с его артистами – людьми, которые несут традиции кубанского казачества далеко за пределы нашей Родины. - Итак, это у нас лепесток с песнями. К какой составляющей фольклора мы его отнесём? (Музыкальной.) 3. У меня в руках следующий лепесток. Но какой-то он необычный. - Посмотрите, здесь задания. Выходит ученик и читает: Зелёный полосатый, а середине сладкий. (Это арбуз.) - И опять задание. Читает следующий ученик: Висом висят, ходом ходят, время показывают. (Часы.) - Вот какой загадочный лепесток. - Какой жанр за ним спрятался? (Загадка) - Как вы определили, что это загадка? (Надо отгадать предмет по его описанию.) - Отгадайте ещё несколько кубанских загадок. Новая посудына, а уся в дырах. (Дуршлаг) Жовтый шар сыпэ жар.(Солнце.) Стоить Антошка на одной ножке, его шукають, а вин не отклыкается. (Гриб.) Стали хлопцы в ряд, проходить не вилять. (Забор) Золотой Демид весь день на солнышко глядит. (Подсолнух) - К какой составляющей фольклора отнесём загадки? (Словесной.) 4. Отгадайте, с чем у нас следующий лепесток. - У вас на партах лежат розовые листы. - Прочитайте. 1. В саду выросла берёза – Белая пребелая. Я девчонка молодая И к тому же, смелая. 2. На окошке два цветочка Синенький да аленький, Я парнишка боевой Хоть и ростом маленький. 3. Если б не было луны, Не было б и неба, Если б не было земли, Не было б и хлеба. - Как назвать такие стихи? (Частушки.) - Как исполняют частушки? (Их поют.) - Вот и мы с вами попробуем сейчас разучить и спеть эти частушки. - Кто самый смелый. Выходите от каждого ряда по одному ученику. - Сначала без музыки. - А теперь под музыку. - Так, что же мы делали с частушками? (Пели.) - Значит, какая это составляющая фольклора? (Музыкальная.) 5. Следующий лепесток. - Прочитайте его название. («Плясовые припевки».) - Суть этого жанра кроется в самом названии. Объясните, что делали, когда исполняли плясовые припевки. (Пели и пританцовывали.) - Казаки и казачки на гуляньях вызывали друг друга на состязание в плясках «Кто кого перепляшет». Например: Сербияночку танцую, Сербияночку пляшу, Кто лучше меня пляшет, То, пожалуйста, прошу. |