СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по кубановедению : "Казачий фольклор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по кубановедению 3 класс по теме:"Казачий фольклор"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по кубановедению : "Казачий фольклор"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока кубановедения 3 «Г» классе

студентки группы 1 – Вкш

Дерека Александры Александровны

18.04.2019 г.






Методист ______________/___________

Учитель _____________/____________

Оценка _________________________


2019 год

Тема: «Казачий фольклор»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: познакомить с составляющими казачьего фольклора

Задачи: пополнить словарный запас учащихся словами кубанского говора; развить интерес к изучению культуры родного края; способствовать сохранению казачьего фольклора; воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине;

Формирование Универсальных Учебных Действий:

Предметные УУД: -Уметь объяснять мир: называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

- Познакомиться с казачьим фольклором

Познавательные УУД: - Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

- Строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Личностные УУД: - Формировать понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках кубановедения, могут быть полезны в жизни;

- Заинтересовать в расширении и углублении получаемых знаний.

Методы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: компьютер, проектор; презентация; раздаточный материал;



Этап урока

Цель

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Организационный момент


Включение учащихся в деятель-ность на личностно- значимом уровне.

2 мин.

Проверка готовности к уроку. Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Александровна и сегодня я проведу у вас урок кубановедения!.

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

Приветствуют учителя.


  1. Целеполагание


Создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутренне-му состоянию каждого.

Организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения.


5 мин.

Обратите внимание на доску. Что вы видите на ней?

Верно! Давайте его прочитаем!

Ты зимой чудесен,

Летом – щедр, как в сказке.

Край стихов и песен,

Край наш Краснодарский.

Вы на прошлом уроке узнали много интересного о традициях нашего народа. Давайте вспомним

- что такое традиции?

(Тради́ции — множество представлений, обычаев, привычек и навыков, передаваемых из поколения в поколение,)

- Кем создавались традиции? (Народом.)

- Какие традиции нашего народа известны вам? 

(Исполнять на рождество колядки, на масленицу щедровки, танцевать, петь и т.д.)

Вы все правильно сказали! Всё это и песни и танцы и традиции народного быта можно назвать одним словом – ФОЛЬКЛОР.

Стихотворение


Слушают стихотворение. Анализируют его.





Отвечают на вопросы.

Слайд №1


  1. Актуализация знаний

Создать проблемную ситуацию; обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности;

актуализировать опорные знания

5 мин

Слово фольклор ввёл в науку английский учёный. В переводе с английского оно означает народная мудрость.

А сегодня в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова слово фольклор имеет такое значение «Фольклор – народное творчество, совокупность народных обрядовых действий. Бывает музыкальный фольклор, танцевальный фольклор и словесный фольклор».

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством кубанского народа, кубанским казачьим фольклором.

На что похожа схема жанров фольклора. (На цветок.)

На нераспустившийся цветок, на бутон. И чтобы этот бутон раскрылся ему необходимо добавить лепестков. Давайте это попробуем сделать.


Внимательно слушают учителя.






Отвечают на вопросы. Анализируют свои ответы.

Слайд №2



  1. Изучение нового материала.


Создать проблемную ситуацию; обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности;

актуализировать опорные знания.


15 мин

1. Берём первый лепесток.

-Что на нём написано? (Пословицы и поговорки.)

Посмотрим на эти слова с точки зрения русского языка.

- Какие в них корни? (слов-, и говор-)

- Смысл слова заключён в корне. Эти выражения несут в себе мудрые слова, придают колоритность разговорной речи. Давайте посмотрим, как это происходит.


Я был очень рад твоему подарку.

- Замените это предложение поговоркой, которая сделала бы его ярче, колоритнее, чтобы вам сразу стало ясно насколько человеку приятен подарок. ( На седьмом небе от счастья.)


Ты живёшь очень хорошо.

- А здесь, какую поговорку уместно вставить? (Як мыша в крупах.)

- Обратите внимание на эту поговорку. В её написании нет ошибок. И прочитали вы её правильно.

-Какие слова вам непривычно слышать? (Як мыша.)

- Попробуйте её произнести «привычным для нас языком». (Как мышь в крупах).

- Среди бытующих на Кубани пословиц и поговорок немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте, говоре. Этот говор появился от смешения двух языков русского и украинского. И он стал понятен и украинцам и русским, которые приехали жить на Кубань. Учёные сейчас говорят, что наши предки «балакали».

- Кубанский говор прослеживается и в следующей поговорке.


Ты всегда вмешиваешься не в свои дела. – Як в кажну дирку затычка.

- Понаблюдаем за особенностями кубанского говора в нашей следующей работе с пословицами.

- Вот начало известной вам пословицы: Что упало -… продолжите её -то пропало.

- А вот как она звучит на кубанском говоре: Що с возу упало, щетай пропало.


- Поработайте над пословицами сами: у первого ряда начало пословицы, у второго – конец, у третьего кубанский вариант пословицы.


  1. Не будет скуки, если заняты руки. – Нэ сыды сложа рукы, тай нэ будэ скукы.

  2. Волос долог, а ум короток. - Волосьев богато, а в голове нэма ничого.

  3. Готовь сани летом, а телегу зимой. - Хороший хозяин робыть литом санки, а зимою – телегу.

- Итак, ребята, что написано на лепестке? (Пословицы и поговорки.)

- К какой составляющей фольклора мы его отнесём? (Словесной.)

2. Второй лепесток «Песни».

- Кубань песенный край, казаки любят и умеют петь.

- Когда на Кубани пели? (Когда работали в поле, пели в походах, на свадьбах.)

- Даже гимн Кубани - это песня кубанских казаков, написанная войсковым священником во время военного похода.

- Песни надо петь и слушать. Давайте послушаем несколько отрывков из кубанских казачьих песен.


Звучат записи песен.

- Кто знает, в чьём исполнении прозвучали песни? (В исполнении Кубанского казачьего хора.)

- Верно. Неслучайно здесь фотография Кубанского казачьего хора.


- Кто является руководителем хора? (Виктор Гаврилович Захарченко)

Кубанский казачий хор знают и любят не только в России, но и за рубежом. В Америке невозможно достать билеты на гастрольные концерты этого хора. Мы должны гордиться тем, что живём в одном крае, в одном городе с руководителем хора, с его артистами – людьми, которые несут традиции кубанского казачества далеко за пределы нашей Родины.

- Итак, это у нас лепесток с песнями. К какой составляющей фольклора мы его отнесём? (Музыкальной.)

3. У меня в руках следующий лепесток. Но какой-то он необычный.

- Посмотрите, здесь задания.

Выходит ученик и читает: Зелёный полосатый, а середине сладкий. (Это арбуз.)

- И опять задание.

Читает следующий ученик: Висом висят, ходом ходят, время показывают. (Часы.)

- Вот какой загадочный лепесток.

- Какой жанр за ним спрятался? (Загадка)

- Как вы определили, что это загадка? (Надо отгадать предмет по его описанию.)

- Отгадайте ещё несколько кубанских загадок.

Новая посудына, а уся в дырах. (Дуршлаг)

Жовтый шар сыпэ жар.(Солнце.)

Стоить Антошка на одной ножке, его шукають, а вин не отклыкается. (Гриб.)

Стали хлопцы в ряд, проходить не вилять. (Забор)

Золотой Демид весь день на солнышко глядит. (Подсолнух)

- К какой составляющей фольклора отнесём загадки? (Словесной.)

4. Отгадайте, с чем у нас следующий лепесток.

- У вас на партах лежат розовые листы.

- Прочитайте.

1. В саду выросла берёза –
Белая пребелая.
Я девчонка молодая
И к тому же, смелая.

2. На окошке два цветочка
Синенький да аленький,
Я парнишка боевой
Хоть и ростом маленький.

3. Если б не было луны,
Не было б и неба,
Если б не было земли,
Не было б и хлеба.

- Как назвать такие стихи? (Частушки.)

- Как исполняют частушки? (Их поют.)

- Вот и мы с вами попробуем сейчас разучить и спеть эти частушки.

- Кто самый смелый. Выходите от каждого ряда по одному ученику.

- Сначала без музыки.

- А теперь под музыку. - Так, что же мы делали с частушками? (Пели.)

- Значит, какая это составляющая фольклора? (Музыкальная.)

5. Следующий лепесток.

- Прочитайте его название. («Плясовые припевки».)

- Суть этого жанра кроется в самом названии. Объясните, что делали, когда исполняли плясовые припевки. (Пели и пританцовывали.)

- Казаки и казачки на гуляньях вызывали друг друга на состязание в плясках «Кто кого перепляшет». Например:

Сербияночку танцую,
Сербияночку пляшу,
Кто лучше меня пляшет,
То, пожалуйста, прошу.


Отвечают на вопросы.

Слайд №3







Слайд №4-5






Слайд №6-7



















Слайд № 8-9









Слайд № 10




Слайд № 11




















Слайд №12-14






Слайд № 15


























Слайд № 16

  1. Физкультминутка

Снять усталость путём смены деятельности

3 мин

- Предлагаю и вам выучить и исполнить одну такую припевку. Послушайте слова и запомните движения.

На носок, на каблучок
Так танцуют казачок. -2 раза
Когда надо, поклонитесь,
И кружитесь, не ленитесь.

Выполняют движения и подпевают


  1. Первичное закрепление.

Создать проблемную ситуацию; обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности;

актуализировать опорные знания.

Решение проблемы детьми.

10мин.

-Мы выяснили, что плясовые припевки пели и танцевали. А к какой составляющей фольклора их отнести?

- Какое слово в этом словосочетании главное? (Припевки.)

- Значит это какая составляющая? (Музыкальная.)

6. Следующий лепесток «Сказки».

- Ребята в рамках одного урока невозможно прочитать все казачьи сказки. Поэтому я хочу вас познакомить с книгами, в которых вы можете найти и прочитать казачьи сказки.

Сборник казачьих сказок в обработке Бориса Алмазова. О своём творчестве Борис Алмазов сказал такие слова: «Я слышал сказки с детства…. (ПРОЧИТАТЬ ИЗ КНИГИ);

Сборник легенд и сказок.

- Ещё сказки можно слушать. Сказки в исполнении Бориса Алмазова записаны на диски и кассеты.

- Ребята, кто самый внимательный. Что делают со сказками. (Их читают, рассказывают, и конечно слушают.)

-К какой составляющей фольклора отнесём сказки? (Словесной.)

7. Вот мы и добрались до последнего лепестка.

- Что на нём написано? («Танцы».)

- Посмотрите танец в исполнении детского хореографического ансамбля «Мозаика».

- Какой танец мы увидели? (Казачий)

- Как вы догадались, что это казачий танец? (По движениям, по музыке, по костюмам: папахи, расшитые рубахи.)


- Посмотрите на фотографии отдельных танцевальных па. Обратите внимание на то, сколько физической силы требовалось на выполнение некоторых элементов. Казак – это защитник границ родного государства, удалой наездник. Казак с детства заботился о своём здоровье, занимался физической подготовкой и в танцах стремился показать свою силу, удаль и ловкость.

- К какой составляющей фольклора отнесём танцы? (Танцевальной.)


- Посмотрите, какой красивый получился у нас цветок.

- Кто запомнил, что такое фольклор?

- О каком фольклоре мы говорили на уроке? (О казачьем фольклоре.)

- Что относится к музыкальной составляющей фольклора? (Песни, частушки, плясовые припевки.)

- Что относится к танцевальной составляющей? (Танцы.)

- Что относится к словесной? (Пословицы и поговорки, загадки, сказки.)


Слушают учителя и отвечают на вопросы.




























Слайд № 18










Слайд № 19

  1. Информация о Д/З

Закрепление новых знаний и умений.

3 мин

Запишите пословицы, поговорки, которые используют в речи ваши родные, узнайте и запишите народные песни, которые поют в вашей семье.

Записывают д.з

Задают вопросы.


  1. Итог урока

Рефлексия

Обобщить полученные на уроке сведения

5 мин


- Вы проделали большую работу, показали свои знания, умение размышлять, вы были прекрасными слушателями и замечательными артистами. Мне было приятно работать с вами.

- На ваших столах лежат цветы. Напишите на них тот жанр фольклора, работа над которым вам понравилась больше.

- Поставьте цветы в эту вазу.

- Посмотрите, какой получился у нас красивый, яркий букет, совсем как казачий фольклор - колоритный, живой, задорный.


Получают позитивный настрой от урока