СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по курсу окружающий мир по теме «Как сберечь природу России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по курсу окружающий мир по теме «Как сберечь природу России»»

Технологическая карта урока


Учитель:

В.А. Скородумов

Предмет:

Окружающий мир

Класс:

4 «Б»

Тема урока:

«Как сберечь природу России»

Тип урока по ФГОС

Обобщение и систематизация знаний

Цель урока:

обобщить знания об экологических проблемах в разных природных зонах и путях их решения; развивать речь, умение наблюдать, рассуждать; выявлять причинно – следственные связи, делать выводы.



Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

- Доброе утро, ребята! Садитесь. У нас урок окружающего мира. Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник и рабочая тетрадь. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик. Молодцы!

Настраиваться на работу.

Проверять готовность к уроку.

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

2. Актуализация знаний.

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь. (С.Смирнов)

- О каком храме говорится в стихотворении Смирнова?

- Как вы думаете, какую роль играет человек в этом храме природы? (он является частью природы)

- О чем просит поэт? (не осквернять природу) Другими словами он просит ее беречь.

- Назовите тему нашего урока. (Тема урока: Как сберечь природу России)


Актуализировать знания


Познавательные

Строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные - уметь слушать и слышать.


3. Постановка учебной задачи и ее решение


- Оказывает ли влияние деятельность человека на природу? Посмотрите на слайд и сделайте вывод (вырубка лесов, мусор, перепашка земель)

- Нередко человек отрицательно влияет на природу. Из – за этого возникают экологические проблемы в каждой природной зоне.

- Давайте вспомним, что такое экология? (это наука, которая изучает связи между неживой и живой природой, растениями и животными, природой и человеком)

- Если человек бездумно будет использовать богатство лесов, степей, водоёмов, полезных ископаемых, последствия будут печальными. На протяжении нескольких уроков мы с вами заглядывали в разные уголки нашей страны, изучая природные зоны. Мы увидели, что существуют различные нарушения в жизни природы каждой зоны, а значит, и разные экологические проблемы России.

- Сформулируйте цель нашего урока? (какие экологические проблемы есть в России в разных природных зонах)

Отвечать на вопросы учителя.















Формулировать тему и цель урока.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

4. Первичное усвоение новых знаний.

- Давайте рассмотрим экологические проблемы в каждой природной зоне.

- Для этого мы объединились в группы. И теперь вы не просто ученики, а юные экологи. У каждой группы лежит листок, на котором дана схема и название природной зоны. Как называется схема на листке?

Голова – это проблема. На верхних косточках мы будем фиксировать причины, которые привели к проблеме. На нижних косточках факты, подтверждающие эти причины. Хвост – это вывод, решение экологической проблемы.

- Все записи должны быть краткими, точными и отображать только суть понятий.

- Не забываем о правилах работы в группе. Вы должны выбрать руководителя группы, текст читает каждый с. 110 - 113, а затем вы заполнение схемы.

- Перед выступлением каждой группы вы должны будете догадаться об экологических проблемах, какой природной зоны пойдет речь. (Игра «Угадай природную зону»)

- Эта зона находится в Севером Ледовитом океане и на островах, которые покрыты льдами. Здесь из растений встречаются мхи и лишайники. Животных этой зоны кормит море и они все практически хищники (Зона Арктических пустынь) Покажите ее на карте.

- Выступает первая группа.

Проблема: Экологические проблемы Арктики.

Причины и факты: Разлив нефти и мазут – загрязнение северных морей; браконьерство – гибель животных.

Вывод: беречь зону Арктических пустынь.

- Год этой природной зоны делится на две части: мокрую и снежную. Здесь растений становится больше, здесь уже встречаются карликовые березки и карликовые ивы, также мхи и лишайники, кустарнички (клюква, брусника, морошка) и грибы. (Тундра). Покажите на карте.

- Выступает вторая группа.

Проблема: Экологические проблемы Тундры.

Причины и факты: добыча нефти – загрязнение окружающей местности; использование вездеходов и тракторов – разрушение почвы, гибель растений; браконьерство – гибель животных.

Вывод: беречь зону тундры.


Ответы на вопросы


















Работа в группах




Руководитель группы представляет результаты работы. Оценивание работы в группе (лист наблюдений)

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме; выполнять задания учителя.

5. Физ. Минутка

Мы работаем отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем как зайки

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули.

Выполнять двигательные упражнения.

Личностные - установка на здоровый образ жизни.

6. Первичное усвоение новых знаний.

- Следующая природная зона самая большая. Она занимает больше половины территории России. Очень разнообразен животный и растительный мир. (Зона лесов) Покажите ее на карте.

- Выступает третья группа.

Проблема: Экологические проблемы зоны лесов.

Причины и факты: вырубка леса – захламляется местность, образование болот; лесные пожары – гибнут животные и растения, гибель растений; браконьерство – гибель животных; мусор – загрязнение окружающей местности.

Вывод: беречь зону лесов.

- Эта зона представляет собой большие пространства травянистой растительности. Здесь очень много света, поэтому растут светолюбивые травы. Там находятся самые плодородные почвы – чернозёмы. (Это степи). Покажите на карте.

- Здесь очень мало осадков, иногда осадки не выпадают в течении целого года. Растения приспособились к добыванию воды – очень длинной корневой системой, уходящей на большую глубину. Листья некоторых растений превратились в колючки, для уменьшения испарения воды. (Зона пустынь). Покажите на карте.

- Какая зона находится южнее зоны степей? (Зона пустынь) Покажите ее на карте.

- Выступление четвертой группы.

Проблема: Экологические проблемы Степей и пустынь.

Причины и факты: распашка земель – гибнут растения и животные; перевыпас – гибнут растения, становится больше подвижных песков, опустынивание; браконьерство – гибель животных; неумелое орошение – накапливаются соли в почве.

Вывод: беречь зоны степей и пустынь.

- Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море. Там не бывает такого количества снега, как у нас и таких долгих морозов и метелей. Солнце за лето нагревает море, а затем зимой море отдаёт побережью тёплый воздух (Субтропические леса) Покажите ее на карте.

- Выступает пятая группа.

Проблема: Экологические проблемы субтропической зоны.

Причины и факты: незаконная вырубка горных лесов – нарушение экологического равновесия; сточные воды – загрязнение водоемов; браконьерство – гибель животных; мусор - загрязнение окружающей местности.

Вывод: беречь зону тундры.

- Молодцы!

- Подумайте, как решить данные экологические проблемы каждой природной зоны.

Руководитель группы представляет результаты работы. Оценивание работы в группе (лист наблюдений).

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать

Познавательные - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме; выполнять задания учителя.

7. Первичное закрепление

- Наш урок подходит к завершению. Вы поработали отлично. Давайте с вами вернемся к цели нашего урока.

- Мы достигли цели? (Мы выяснили какие экологические проблемы встречаются в каждой природной зоне)

- С чем связаны экологические проблемы природных зон? (с деятельностью человека)

- Каким природным зонам особенно угрожает загрязнение окружающей среды, а каким перевыпас и опустынивание?

- Какие меры по охране природы необходимы для решения этих проблем?

Какие проблемы существуют в нашем крае?

Оценивать свои достижения.

Регулятивные - анализировать проделанную работу.

8. Домашнее задание

- Запишите домашнее задание.

Творческое задание: подготовить небольшое сообщение об экологических проблемах нашего края и как вы можете поучаствовать в их решении. Учебник с. 110-113, вопросы.

Запись Д/З


9. Рефлексия

- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке.


Отвечать на вопросы учителя.


Формулировать тему и цель урока.


Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.