Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №47» г. Магнитогорска
Технологическая карта урока
Литературное чтение 2 класс
«Особенности басни как жанра литературы. Мораль басни как нравственный урок»
Выполнила учитель начальных классов
МОУ «СОШ №47» г. Магнитогорска
Литвин Виктория Анатольевна
Магнитогорск, 2023г
Тема: Особенности жанра басня, как жанра литературы. Мораль басни, как нравственный урок.
Цель: Создание условий для ознакомления учащихся с литературным жанром басня, осмысление особенностей басенного жанра; формирование понятий «Басня», «Мораль».
Тип урока: Открытие новых знаний.
Задачи:
Образовательная: познакомить с особенностями басен как жанра, научить находить мораль басни и понимать её смысл;
Развивающая: содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: развивать речь, память и внимание детей, пополнять словарный запас, учить работать с текстом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.
Воспитательная: способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к басням, воспитывать трудолюбие.
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся работать с басней: правильно определять основные признаки басни, выделять части басни; находить литературные приемы и понимать мораль,
продолжат развитие умения работать с художественным и публицистическим текстом, анализировать и оценивать информацию из разных источников, аргументировать свою точку зрения; работать в парах и группах, оценивать чужую точку зрения; -овладеют навыками исследовательской деятельности, работая по алгоритму.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей;
• формировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений). Оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников.
- Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, закрепить знания об особенностях басен;
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания;
отвечать на вопросы по содержанию текста.
строить рассуждение и доказательство, проявлять активность высказываться, задавать вопросы;
аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя.
Личностные: осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поведение героев с нравственными нормами, «проживать» текст, выражать свои эмоции.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Организационный момент. | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Анатольевна. . Я проведу у вас урок литературного чтения. Это будет необычный урок, а урок-исследование. Как вы понимаете слово «исследование»? Обратимся к словарю. Исследовать - изучать, открыть новые знания. Значит, цель нашего урока - открыть новые знания. Определим тему урока. | Приветствуют учителя. | Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия Личностные УУД: самоорганизация |
2 | Тема урока. | -Предлагаю вам посмотреть на доску. Отгадайте ребус. Слайд Правильно. Это слово «Басня». Значит, тема урока «Басня». Но мы не просто поговорим о баснях. Мы исследуем особенности басен как жанра.(Слайд №1) Что такое жанр? (СЛАЙД) жанр – род художественных произведений. Давайте поиграем. Я называю вам строчки из произведений, а вы говорите, в каком жанре они встречаются: | Разгадывают ребус. Определяют тему урока. Знакомятся с лексическим значением слова «жанр». Вспоминают изученные жанры ( сказка, пословица, загадка) в ходе викторины. Формулируют | Личностные: умение проявлять инициативу в учебнопознавательной деятельности; формировать способность высказывать суждение и давать им обоснование. Регулятивные: умение определить тему и поставить задачи урока. Коммуникативные: умение формулировать свои умозаключения. Познавательные: логическое решение проблемы, |
| Задачи урока | 1. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухой. (Сказка). 2.Век живи – век учись. (Пословица). 3. Земля беленькая, а птицы на ней чёрненькие. (Бумага и письмо) Молодцы. Мы изучали жанры: сказка, загадка, пословицы и поговорки. Говорили об их особенностях Сегодня тема урока «Басни». Определим задачи, которые предстоит нам решить Узнать (особенности басен). Научиться (находить мораль в баснях) Открыть для себя (новые знания) - - | совместно с учителем задачи урока. | построение логической цепи рассуждений. . |
3 | Первичное погружение в тему урока. Открытие новых знаний. | -Давайте определим особенности басен. Это будет небольшое исследование . Посмотрите на слайд. Вам дано определение слова «Басня». Внимательно прочитайте его и запишите на лепестках волшебного цветка. СЛАЙД Басня – это стихотворение, в котором герои животные, растения, вещи, но подразумеваются люди и их недостатки. Басня их высмеивает, чтобы дать урок, как не следует поступать. Вывод об этом называется моралью басни. Особенность басен – иносказание (аллегория). СЛАЙД Поменяйтесь листами с ответами пары за столом. Посмотрите на слайд и оцените работу друг друга. (Взаимопроверка) Скажите, все ли слова вам понятны? Словарь: Аллегория – иносказание. Вот как об этом говорится в понятии | Работают в порах, определяя самостоятельно особенности басен. Проверяют | Регулятивные: Соотношение результата своей деятельности с планом урока Познавательные: умение извлекать нужную информацию из текста, отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные: |
| | «басня»: герои животные, растения, вещи, но подразумеваются люди. Помните: у нас первая задача была: «Узнать особенности басен». Решили мы её? (Да). Проверим себя: (самопроверка) -А поможет нам в этом игра «Да – нет» Я читаю высказывание. Если высказывание верно – то вы поднимаете карточку «да», если нет – карточку «нет». То, что у нас будет верным, дополним на наш волшебный цветок. Игра «ДА _ НЕТ» У басни есть автор (да). Басня бывает народной и авторской (нет). Басня – это небольшое по объему произведение (да). Героями басен могут быть животные, предметы, вещи(да). В баснях происходят чудеса, волшебство (нет). Басня состоит из сюжета и морали (да). Басня состоит из зачина, сюжета, концовки и морали (нет). Басня может быть прозаической или стихотворной формы (да). Басня – литературное произведение только стихотворной формы (нет). В басне используются прием: аллегория (иносказание) (да) Что дополним? Есть автор. проза | степень усвоения изучаемого материала в ходе игры «ДА». «НЕТ». | Договариваться друг с другом, высказывать свою точку зрения, понимать других. Личностная: оценивают свои знания,. |
4 | Физкульминутка. | Выполняют под музыку. | Выполняют упражнения | Формирование коммуникативных умений |
5 | Работа в группах. | Задача 2: научиться находить в баснях мораль. Понимать её смысл. У вас на столе лежат предметы. Может, кто из вас знает, к какой басне они относятся? Прослушаем басню. Кто её герои? (Мартышка и очки) СЛАЙД Словарная работа | | Коммуникативные: -обогащают свою речь, знакомясь с лексическим значением слов, |
| | Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов: мартышка (маленькая обезьянка), дюжина (12), полдюжины (6), темя (верхняя часть головы), нанижет (оденет подряд на нитку, проволоку), к худу клонит (к плохому), невежда (необразованный, несведущий человек), невежа (грубый, невоспитанный человек), познатней (знать - в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса). Вспомним правила работы в группе Задание для первой группы. 1. Найти мораль в басне И.А. Крылова «Мартышка и очки». Объяснить смысл. Внимательно прочитайте алгоритм (то есть порядок действия) Алгоритм 1.Внимательно прочитай те басню. 2.Найдите мораль. Еще раз прочитайте. Подумайте, о чем в ней говорится. Определите смысл. Что осуждает Крылом в людях? Задание для второй группы Выразительно прочитать басню «Лебедь, рак и щука». Найти мораль и объяснить смысл. Алгоритм. Прочитайте басню «Лебедь, рак и щука». Определить, кто из группы будет выразительно читать её. Найти мораль басни. Определить смысл. Что высмеивает Крылов? Задание для третьей группы. Найти мораль в басне Крылова «Чиж и голубь». Подобрать пословицу и | Работают с басней в группах по заданиям, предложенным учителем. Обсуждают, готовят выразительное чтение | -развивают монологическую речь; -учатся сотрудничать. Познавательные: -размышляют, развивая логику, - учатся делать выводы, обобщать. Личностные: -в ходе совместной деятельности оценивают свой вклад в работу и |
| Защита задания | объяснить её смысл. АЛГОРИТМ 1.Прочитайте внимательно басню. Выберите, кто из вас будет выразительно читать её.. Найдите мораль. Подберите пословицу. Как понимаете её смысл? ПОСЛОВИЦЫ Учись доброму, так плохое на ум не пойдет. Не зная броду – не суйся в воду. 2.Не рой другому яму, сам в нее попадешь. 3.Над другими посмеешься, над собой поплачешь. 4 Не умеешь – не берись. Чижа захлопнула злодейка-западня: Бедняжка в ней и рвался и метался, А Голубь молодой над ним же издевался. Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня Попался! Не провели бы так меня: За это я ручаюсь смело". Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок. И дело! Вперед чужой беде не смейся, Голубок. | Выступают, защищая свои наработки. Оценивают | ориентируются в системе ценностей. Личностные: формирование способности высказывать суждение и давать им обоснование Коммуникативные: формируют коммуникативную |
| | ( | Проверка. 1. Ответы слушаем внимательно. 2. Оцениваем. 3.Дополняем | качество выполненного задания | компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; совместно договариваются при работе. |
6 | Рефлексия учебной деятельности | | Вот и подходит к концу наш урок . Чему мы учились на нем? Открыли ли для себя новые знания? Ответьте мне на один вопрос, и я пойму, все ли из вас открыли для себя новые знания о басне. «Смогли бы подружиться басня и пословица?» (Да. В них есть полезные советы, мораль). Оцените свою работу. Смайлики : улыбка – всё понял. Уверен в своих знаниях. Серьёзный – надо ещё поработать. Огорчён – не понял. Учитель: Сегодня мы узнали много о баснях, но не все. Каждый год вы будете узнавать новое, делать открытия там, где казалось все знакомым. Желаю вам удачи на этом пути. Домашнее задание в конвертах. До свидания. Спасибо за урок. | Отвечают на вопрос, требующий доказательств, основанных на усвоении темы урока. | Познавательные: доказывают, делают выводы. Личностные: понимают причины успеха или неуспеха. Регулятивные: самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. |