1. | Организационный этап. Цель: организация положительной мотивации к учебной деятельности. (1 мин.) | -Здравствуйте, ребята! ---Сегодня у нас необычный урок, мы с вами отправимся в путешествие в одну очень удивительную страну, в которой живут ловкие, умные, смелые и трудолюбивые жители. Преодолев все трудности, мы докажем, что тоже являемся такими.
- Все ли готовы отправиться в путешествие? Маршрут нашего пути вы видите на доске. (На доске открывается запись 
- Каждый этап пройденного пути оценивайте в баллах на специальном листе Приложение№1 |
Знакомство с листом самоконтроля, уточнение критериев оценки. | Формирование умения планировать свою деятельность | | Умение слушать и вступать в диалог. |
2. | Актуализация знаний Цель: проверка вычислительных навыков при решении простых задач на движение. (3 мин.) | -Преодолев первое испытание - разминку, мы узнаем, как называется эта удивительная страна. Вначале проверь номер своего пульта, затем активируй свой пульт.
1 страница интерактивной доски. Презентация №1 (интерактивный тест с выбором одного ответа) Слайд№1 Туристы проехали 5 часов на моторной лодке со скоростью 14 км/ч. Какое расстояние они проплыли? Слайд№2 Расстояние между двумя городами в 720 км скорый поезд проехал за 9 часов. С какой скоростью ехал поезд? Слайд№3 Охотник верхом на лошади проскакал 36 км со скоростью 12 км/ч. Сколько времени в пути был охотник? Слайд№4 Самолет пролетел 4800 км. Какое расстояние пролетит за это же время вертолет, если его скорость в 2 раза меньше? (1400 км) «Электронный журнал успеваемости, подводит итог работы по вкладке «Отчет по опросам класса» -На листке самоконтроля запиши процент выполнения этого задания. Переведи в баллы. -Эта удивительная страна называется «Движение». (учитель на доске открывает слово «ДВИЖЕНИЕ») | Проверяют номер пульта, активируют его.
Используют беспроводную интерактивную систему опроса MimioVote. Опрос (открытый тест) с участием учителя. Доказывают правильный ответ к каждому вопросу.
Рассматривают таблицу «Отчет по оценкам класса», записывают процент выполненной работы, переводят в баллы.
| Выработка прочных вычислительных навыков. Развитие умения анализирован тексты задач. | Развитие памяти, внимания, логического мышления. Привлечение внимания к оценочной деятельности Развитие навыков самоконтроля, самооценивания. | |
4. | Локализация затруднений Цель: развитие умения выявлять причину затруднения при решении задач на одновременное движение и ставить главную цель по теме урока. (1 мин.) | - На прошлом уроке мы решали задачи на одновременное движение. Какие трудности вы испытывали при решении таких задач?
-Чему будем учиться на уроке? 2 страница интерактивной доски Презентация №2 Слайд№1 - Цель урока: закрепить знания и отработать умения анализировать и решать задачи на все случаи одновременного движения. - А девизом урока будут следующие слова: "Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их". | Выслушиваются ответы детей. Ставят цель урока. | Развитие умения проводить анализ проделанной работы. | | Участие в обсуждении проблем. Формирование умения слушать, анализировать, делать выводы. Расширение кругозора (вводиться высказывание писателя |
5. | Построение проекта выхода из затруднения Цель: формировать осознанное умение применять нужные схемы и формулы для решения задач на одновременное движение. мин.) | 1.Применение формул для конкретного случая одновременного движения. - Как называется расстояние, на которое сближаются предметы за единицу времени? - Для какого вида одновременного движения характерна скорость сближения? Информация появляется на слайде. 2страница интерактивной доски. Презентация №2. Слайд №2 - Как называется расстояние, на которое удаляются объекты за единицу времени? - Для какого вида одновременного движения характерна скорость удаления?
Информация появляется на слайде. 2 страница интерактивной доски. Презентация №2. Слайд №3 Работа по карточке. - Возьми карточку №1 Приложение №2 Определи вид движения по схеме. Вспомни и запиши формулу скорости сближения и удаления для каждого вида задачи.
Проверь работу соседа. 2 страница интерактивной доски. Презентация №2. Слайд №4. За каждый правильный ответ – 1 балл. Работа над общей формулой пути для встречного движения и движения вдогонку. - Как узнать расстояние? - В каких случаях одновременного движения расстояние между движущими объектами уменьшается и происходит встреча?
- Продолжаем работать по карточке №1.
Вспомни и запиши формулу нахождения первоначального расстояния для встречного движения и для движения вдогонку.
Проверь работу соседа.
2 страница интерактивной доски. Презентация №2. Слайд №4 (клик мышкой). -На что необходимо обращать внимание при работе с этой формулой? Затем учитель подводит итог. - Общая формула пути напоминает обычную формулу расстояния, но только значения S, V, t наполнены особым смыслом. Данная формула пути характерна для движения навстречу друг другу и движению вдогонку, так как только в этих случаях произойдет встреча
- Оцени работу, если формула записана правильно – 1 балл.
- Что происходит с расстоянием между движущими объектами при движении в противоположных направлениях и движении с отставанием?
- В таких случаях произойдёт встреча? - Подойдет ли формула нахождения первоначального расстояния для движений в разных направлениях и движении с отставанием? Объясни свой ответ.
Работа по учебнику. - Открой учебник на стр. 117. Прочитай вывод. - Этот вывод пригодится для решения задач сегодня на уроке. Дети получают звание «Умные» (отмечается на доске). | Выслушиваются ответы детей. Самостоятельная работа по карточке №1. Взаимопроверка Продолжают работать с карточкой №1. Взаимопроверка по образцу. 2 страница интерактивной доски. Презентация №2. Слайд №4 (клик мышкой). Самопроверка по образцу. Самостоятельная работа по учебнику. | Развитие умения анализировать схемы задач на движение. Развитие умения анализировать схемы задач на движение. | Развитие умения составлять, анализировать работу. Развитие математической речи. Развитие памяти, внимания. Развитие навыков самоконтроля, оценивания. Развитие навыков самоконтроля, оценивания. Развитие памяти. Развитие навыков самоконтроля, оценивания | Формирование умения слушать, анализировать, делать выводы. Развитие умения интегрироваться в пару со сверстником по заданному алгоритму. Развитие умения слушать друг друга Развитие умения правильно делать вывод Развитие умения вносить необходимые дополнения и корректировать свои знания Воспитание уверенности в своих силах |
6. | Применение знаний и умений в новой ситуации Цель: проверить свои знания и умения правильно выбирать способы действий для определенного вида задач. 28( мин.) | 1.Обобщающая беседа. - По какому алгоритму будешь работать над задачей на одновременное движение? (На доске появляется запись: Прочитай задачу. Определи вид движения. Построй схему. Вспомни формулу скорости сближения, скорости удаления. Запиши решение задачи. Проверь свою работу. Оцени работу.
2.Встречное движение. Работа по учебнику. Задача №2, стр. 117. - Прочитай задачу. О каких объектах говорится в задаче? 3 страница интерактивной доски - Определи вид движения. - Построй схему.
Разбор решения задачи с классом. Решение задачи.
Проверка работы.
- Попробуй решить задачу вторым способом и заработать дополнительный балл.
- Проверь работу. 3 страница интерактивной доски (открывается шторка) Оцени: 1 способ решения – 1 балл, 2 способа решения – 2 балла. - Какой способ рациональнее? Почему?
3.Работа над обратными задачами. - Сколько обратных задач можно составить к данной задаче?
- Составь обратные задачи. Запиши решение (выражение) в тетрадь. Проверь работу с работой на доске.
- Оцени свою работу. За каждую решенную обратную задачу – 1 балл. - Почему эти задачи называются обратными? - Над каким случаем одновременного движения работали? Вывод: Посмотрите, насколько важно знать зависимость между компонентами при решении задач на встречное движение. Дети получают звание "УМЕЛЫЕ" (отмечается на доске).
ФИЗМИНУТКА
4.Движение вдогонку.
Работа по карточке №2. - Возьми карточку №2 Приложение №3 Определи вид одновременного движения. - Обрати внимание на скорости. Какой вид наземного транспорта может двигаться с такой скоростью?
- Возьмем за объекты движения - автобусы. Составь задачу. 4 страница интерактивной доски (схема открыта, решение закрыто шторкой).
-Реши задачу. Работай в паре. Прочитай алгоритм работы в паре. Выполни задание. -Обрати внимание на дополнительное задание.
- Проверь свою работу. 4 страница интерактивной доски (отрывается шторка).
- Оцени работу. За правильное решение - 1 балл.
- Обрати внимание на дополнительное задание. Почему неверно составлено выражение: 150 : (60 + 45)? - Вывод: При решении задач на движение вдогонку важно знать скорость сближения. Молодцы! Вы правильно и быстро справились и с этим заданием. Дети получают звание «Ловкие» (отмечается на доске).
5.Движение в противоположных направлениях. Работа по карточке №3 (дифференцированный подход). - Возьмите карточку №3 Приложение №4 Выбери задание, с которым ты справишься сам. Выполни задание по алгоритму.
- Дополнительно: реши задачу вторым способом. - Проверь себя. 5 страница интерактивной доски. Презентация №3 - Какой способ рациональнее? - Оцени свою работу: 1вариант - 3 балла, 2 вариант - 4 балла, 3 вариант - 5 баллов. - Подведем итог. Над каким видом одновременного движения работали? Что важно знать при решении задач на данный вид движения? Дети получают звание «Трудолюбивые»
6. Движение с отставанием. Работа по вариантам. - Мы повторили три случая одновременного движения. Над каким случаем одновременного движения осталось поработать? Работа по карточке №4. - Возьми карточку №4 Приложение №5,№6 Прочитай алгоритм работы. Выполни задание по алгоритму.
- Проверь себя. 6 страница интерактивной доски, работа маркером.
- Оцени свою работу. За каждое правильное решение – 1 балл.
- Являются ли предложенные задачи для каждого варианта обратными? Объясни свой ответ.
- Вы смело подошли к решению и справились с заданием.
Дети получают звание «Смелые»
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ | Фронтальная работа. Составление алгоритма. Работа с задачей по учебнику. 1 ученик работает у интерактивной доски – чертит схему, объясняя каждый шаг. Остальные работают в тетради. Фронтальная работа. 1 ученик у доски решает задачу одним способом (разбирали вместе). Проверка работы ученика с помощью сигнальных карточек (зеленый цвет – верно, красный цвет – ошибка). Проверяют работу. Самостоятельно оценивают работу. 3 ученика выполняют задание у доски. Проверка с помощью сигнальных карточек. (красный сигнал-ошибка, зеленый сигнал - верно). Оценивают самостоятельно работу. Работа по карточке №2 1 ученик у доски рассказывает составленную задачу по схеме. Работа в паре. Алгоритм работы на карточке вверху. Проверка в паре. Оценивают работу в паре. Верный ответ: «Неправильно найдена скорость сближения». Работа по карточке №3. Работа по выбору. Индивидуальная работа по карточке №3 Самопроверка по образцу. Оценивание своей работы Индивидуальная работа по вариантам. 1 ученик соединяет схемы и выражения для первого варианта, 2 ученик соединяет схемы и выражения для второго варианта Оценивают свою работу. | Развитие умения анализировать текст задач на движение, строить схему. Развитие умения выбирать верный и рациональный ход решения. Отработка умения устанавливать взаимосвязь между величинами при составлении обратных задач. Систематизировать умение решать задачи, самостоятельно составлять, анализировать тексты задач на движение, их схемы, выбирать верный и рациональный ход решения. Отработка умений устанавливать взаимосвязь между величинами при составлении обратных задач. | Развитие навыков самоконтроля, самооценивания Развитие навыков самоконтроля, самооценивания Развивать умение работать в паре по заданному алгоритму. Развивать навыки самоконтроля, оценивания Развивать навыки самоконтроля, оценивания и самооценки. Развитие умения вносить необходимые дополнения и корректировать свои знания в случае расхождения ожидаемого результата действия с образцом. | Умение участвовать в диалоге. Развитие умения вносить необходимые дополнения и корректировать свои знания Воспитание уверенности в своих силах Воспитание чувства взаимопомощи и умения слушать. Формирование умения интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие. Воспитание уверенности в своих силах. Воспитание уверенности в своих силах. Формировать умение высказывать и отстаивать свою точку зрения. Воспитание уверенности в своих силах |
7. | Включение в систему знаний Цель: проверить способность к решению задач на одновременное движение. (5 мин.) | Работа с беспроводной интерактивной системы опроса MimioVote (закрытый текст). - Мы повторили решение задач на все случаи одновременного движения. Последнее испытание покажет, как вы можете справить с решением задачи на определенный вид одновременное движения. Работа по карточке №5. -Возьми карточку №5. -Это закрытый тест для системы голосования. Проверьте пульты для голосования. 7 страница интерактивной доски. Алгоритм работы с закрытым тестом в программе MimioVote - Прочитайте алгоритм работы с закрытым тестом и приступайте к работе. Приложение №7 Проверка выполненной работы по электронной таблице результатов теста, корректировка ошибок. -Запишите процент выполненной работы. Переведите в баллы. Дети получают звание «Дружные» | Самостоятельная работа по карточке №5 Дети работают индивидуально с тестом, затем – работа с пультами. Проверка выполненной работы по электронной таблице «Отчет по опросам класса». Записывают процент выполненной работы на листы самоконтроля, переводят в баллы. | Формирование умения решать задачи на все случаи одновременного движения, умение самостоятельно анализировать задачи на движение, их схемы, выбирать верный и рациональный ход решения. | Развитие внимания, логического мышления, навыков контроля. Развитие умения работать с электронной системой опроса. | Воспитание уверенности в своих силах |
8. | Подведение итогов. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Цель: развитие умения анализировать, классифицировать, обобщать полученные знания и умения.(1 мин.) | 1) Обобщающая беседа. - Наше путешествие подходит к концу. Подведем итог.
- На что надо обращать внимание при решении задач на одновременное движение?
2) Опора на жизненный опыт. - Людям каких профессий необходимо знать задачи на движение?
- Молодцы! Вы справились со всеми препятствиями! Вы доказали, что только ловкие, смелые, умелые, трудолюбивые люди могут добиваться поставленной перед собой цели. | Выслушиваются ответы детей. Особое внимание на ответы: 1. Вид движения. 2.Схема. 3. Формулу скорости сближения и скорости удаления | | | Способствовать формированию интереса к урокам математики. Воспитание чувства взаимопомощи и умения слушать друг друга |