1. Мотивация к учебной деятельности | Война закончилась, Но песней опалённой Над каждым домом До сих пор она кружит, И не забудем мы, Что двадцать миллионов Ушли в бессмертие, Чтоб с нами жить. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня разговор у нас пойдёт о песне, песне на Великой Отечественной Войне. Мы познакомимся с песней военных лет. Война и песня, что может быть общего? И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. | Слушают стихотворение -Приветствуют учителя. | | Беседа |
2. Актуализация опорных знаний | Великая Отечественная война - одна из самых трагичных страниц в истории нашей страны. Выстоять в борьбе и победить мощнейшую из развитых стран того времени - фашистскую Германию - стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Страна превратилась в единый боевой лагерь. Всё было направлено на борьбу с врагом. В стороне не остался никто. Война унесла миллионы жизней, опалила кровавым дыханием каждую семью. Казалось бы, тягость и страдания военного времени не оставляют места для песен. Но ещё А. В. Суворов говорил: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкой брал я Измаил». Песни были необходимы солдатам на войне. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, передохнуть в редкое затишье между сражениями, а в решительные минуты помогала собрать свои силы, сплотиться, справиться с болью. Считалось, что фронтовая песня-это вторая винтовка, что враг ее боится больше, чем огнестрельного оружия. Песни военных лет… Сколько их: прекрасных и неотделимых от русского человека? В них есть все: и горечь отступления в первые дни войны, и радость долгожданной победы, и надежда на скорую встречу с близкими. Военная песня- это, к счастью не только война. Это и народная память, и призыв к сплочению и братству всех нас, живущих на Земле. | | | |
3.1. Постановка проблемы (выявление места и причины затруднения) Построение проекта выхода из затруднения 3.2. Музыкально-слушательская деятельность 3.3. Вокально-хоровая работа | Знаете ли вы песню «На солнечной поляночке»? Тогда я вам предлагаю с ней сегодня познакомиться. Бывали на фронте и минуты отдыха, и нехитрые развлечения. Чаще всего под гитару или гармонь звучала озорная песня. «Жить без пищи можно сутки Можно больше, но порой На войне одной минутки Не прожить без прибаутки, Немудрой самой шутки.» Эти слова принадлежат герою поэмы А. Твардовского Василию Тёркину. Это очень правильные слова! Именно такую песню-шутку «На солнечной поляночке» создали композитор Василий Соловьев - Седой и поэт Алексей Фатьянов. В. Соловьев - Седой вспоминает: «Как-то ко мне обратился солдат красивый, рослый, молодой, назвался Алексеем Фатьяновым, поэтом, предложил прочесть стихи». Так сложился творческий дуэт, закипела работа. Первоначально песня была написана в форме лирического вальса, музыка понравилась всем, кроме… самого автора. Композитор почувствовал, что песне не хватает веселья, удали, того чем должен быть пропитан образ парнишки, играющего на тальяночке. И он написал новую мелодию. На этот раз получилась та самая, любимая нами песня «На солнечной поляночке». - А теперь я предлагаю вам посмотреть и послушать видеофрагмент. - Эту песню пели абсолютно все военные ансамбли. Все газеты страны публиковали ноты и текст песни, "Музгиз" выпустил ее в свет большим тиражом, любой гармонист включал ее и в песенный, и в плясовой репертуар. Она украшала радиоэфир, яркая и звонкая, точеная и крученая, как игрушечка. Тот, кто слышал ее впервые, не мог не вслушаться, не мог позабыть. Поэт и композитор стали популярны, как крупные военачальники. - Какие чувства возникают после просмотра? - Как вы думаете, какой смысл этой песни? Какая цель? - Гордитесь ли вы своей страной? - Как бы вы определили тему нашего урока? - А сейчас давайте прослушаем первые 2 куплета и припев песни «На солнечной поляночке». - А теперь пропоем немым пением, а потом проем, артикулируя губами. -Теперь давайте вместе разучим 2 куплета и припев и попробуем продирижировать. Смотрите и повторяйте за мной. | -Нет! -Слушают учителя! Смотрят видеофрагмент. Слушают учителя. - После просмотра видеофрагмента дети отвечают на вопросы учителя. Определяют тему занятия « История одной песни. «На солнечной поляночке» композитора Василия Соловьева-Седого и поэта Алексея Фатьянова». -Исполняют выразительно песню. | | Беседа |
4.Рефлексия | Они приближали для нас победу - так мы говорим о тех, кто погиб во славу родины, отстаивая ее свободу ценой собственной жизни, так мы говорим о тех, кто пройдя фронтовые дороги, вернулся с войны и немало сделал в мирной жизни. Все меньше и меньше остается ветеранов ВОВ. Тем острее чувство благодарности им, тем светлее память о тех, кого нет с нами. Мы гордимся и обещаем никогда не забывать о Великом подвиге русского народа! «Синквейн» 1 строка – тема или предмет (одно существительное): ___________________ 2 строка – описание предмета (два прилагательных): _____________________ 3 строка – описание действия (три глагола): __________________________________________________________________ 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету: ___________________ ______________________ ____________________________________________ 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово) _______________________________________________ | Слушают учителя Оценивают свою деятельность на занятии | К1 | Оценка |