Усвоение новых знаний и способов действий. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей отношений в объекте изучения. | Фронтальная беседа | Фронтальная | Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. | То произведение, которое мы сейчас услышим (обратить внимание на портрет композитора), было написано великим русским композитором Петром Ильичом Чайковским примерно 150 лет назад. Оно - одно из 12-ти характерных картинок, как назвал их сам композитор, «Времена года», было написано для фортепиано. Как вы думаете, почему картинок именно двенадцать? Петр Ильич посвятил эти пьесы застенчивой русской природе, ее разным состояниям, которые сменяют друг друга, а еще эта музыка о том, какой отклик вызывают картины природы и сельской жизни в душе человека. Говорят, что настоящая русская весна начинается в апреле. Действительно: даже в марте долгая зима напоминает о себе то морозами, то снегопадами и метелями. А вот в апреле… Вы, наверное, уже догадались, как может называться пьеса, которая изображает апрель? Эпиграфом, т.е. вступлением к пьесе Чайковского стало стихотворение А.Н. Майкова: Голубенький, чистый подснежник цветок! А подле сквозистый последний снежок… Последние слезы о горе былом, И первые грезы о счастье ином… На что нас настраивают стихи Майкова, что мы себе представляем? Мы представляем хрупкий подснежник, слышим звуки весенней капели. Слова «…Последние слезы о горе былом…» какой оттенок вносят в наши переживания, о чем здесь может быть музыка? Можно представить, что вдруг подул холодный ветер и закружил хоровод снежинок, угрожая нежному цветку. Многие пианисты исполняли этот цикл пьес, но не всем удавалось так проникновенно передать в звуке замысел композитора, как гениальному пианисту ХХ века Науму Штаркману. Слушая пьесу, постарайтесь определить, её форму, то есть сколько в ней частей, нет ли повторов, о чем может быть каждая часть? Слушание: П.И.Чайковский. Апрель. «Подснежник» из цикла «Времена года» в исп. Н.Штаркмана (фортепиано) Правильно, в пьесе «Подснежник» три части, первая и третья - одинаковые, значит это 3-х частная репризная форма. И действительно очень точно поэт передал настроение 1 части – « Голубенький, чистый подснежник цветок! А подле сквозистый последний снежок…», в третьей части чувствуется вальсовое кружение снежинок, а минорный лад придает музыке тревожность. В третьей части, репризе, музыка вновь наполняется светом и теплом. Ведь так трогает душу маленький храбрый первенец весны. | Предположения детей Предположения детей Предположения детей Слушают музыку | Опрос | Аудио |