СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по музыке «Мастерство исполнителя» 4 класс. УМК: «Школа России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по музыке «Мастерство исполнителя» 4 класс. УМК: «Школа России»»

Технологическая карта урока

Дата проведения:

Место проведения ОУ: МБОУ СОШ №22, класс : 4 «А»

Предмет: музыка

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Мастерство исполнителя»

Тип урока: открытие новых знаний

Дидактическая цель урока: формирование у обучающихся представления об основах мастерства исполнителя.

Задачи урока:

-обучающая: учить анализировать музыкальное произведение на основе литературного текста;

-развивающая: развивать музыкальное мышление, память;

-воспитательная: воспитывать уважение и любовь к музыкальным традициям празднования Воскресения Христова.

Планируемые результаты:
-Личностные: формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности; расширить представление о музыкальной культуре своей Родины; воспитывать толерантное, уважительное отношение к культуре других стран и народов.
-Метапредметные: развивать познание разнообразных явлений окружающей действительности, мира человеческих отношений, музыкальной культуры, обычаев и традиций своего региона, России, мира в процессе эмоционально- осознанного восприятия жизненного содержания музыкальных сочинений; уметь ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной); планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.
-Предметные: уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; сформировать основы музыкальной культуры на материале произведений С. Рихтера, Д. Кабалевского, М. Ростраповича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого;

сформировать первоначальные представления о мастерстве исполнителя, её роли в духовно- нравственном развитии человека.



Этап урока, время

Технология проведения


Действия учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Действия учащихся

Способы промежуточного контроля

Оборудование

Цель этапа урока

Методы, приемы

Формы организации учебной деятельности

Планируемые результаты

Организация начала занятия.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Фронтальная беседа

Фронтальная

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Петровна, и сегодня я у вас проведу урок музыки. Присаживайтесь, не забывайте о ровной осанке, надеюсь сегодняшний урок защиты проектов будет для вас интересным и познавательным.

Приветствуют учителя и присаживаются на свои места, не забывая о ровной осанке, проверяют готовность к уроку.



Подготовка к основному этапу занятия.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Фронтальная беседа

Фронтальная

Готовность учащихся к активной учебной деятельности на основе опорных знаний.

Ребята, сегодня у нас очень интересная тема урока, но для того, чтобы её озвучить, нужно кое-что вспомнить. Что помогает нам, понять содержание и смысл музыкального произведения?

Хорошо, давайте вспомним, что такое мелодия:

-одноголосная музыкальная мысль,

-вид музыкального произведения или

-музыкальный жанр?

Лад – это:

-знак молчания в музыке,

- музыкальный спектакль,

- настроение музыки?

Правильно, лад – это согласованность, слаженность звуков между собой, что придает музыке определенное настроение.

Темп:

- скорость исполнения музыки,

- место для проведения концертов,

- знак, увеличивающий длительность?

Динамика:

- коллектив певцов,

- сила звучания музыки,

- высокий женский голос?

Тембр:

- окраска звука,

- группа музыкантов,

- ритмическая фигура из пяти нот?

Да, ребята, благодаря средствам музыкальной выразительности, мы с легкостью можем отличить одно произведение от другого или найти в них что-то общее.

О многих музыкальных произведениях говорят, что они «бессмертны», гениальны, современны в наши дни, хотя были написаны много веков назад. Какие этапы должно пройти музыкальное произведение, для того, чтоб о нем могли сказать так возвышенно?

Правильно, а кто играет особую роль в том, чтобы люди на протяжении многих лет, веками, восхищались одним и тем же произведением?

Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем разговаривать? Какова тема урока?

Откройте учебники на стр.118, прочитайте .







Мелодия - это одноголосная музыкальная мысль.



Лад – настроение музыки.








Темп - скорость исполнения музыки.



Динамика - сила звучания музыки.



Тембр - окраска звука.
















Предположения детей




Предположения детей


Предположения детей

Опрос

Учебник

Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей отношений в объекте изучения.

Фронтальная беседа

Фронтальная

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

То произведение, которое мы сейчас услышим (обратить внимание на портрет композитора), было написано великим русским композитором Петром Ильичом Чайковским примерно 150 лет назад. Оно - одно из 12-ти характерных картинок, как назвал их сам композитор, «Времена года», было написано для фортепиано.

Как вы думаете, почему картинок именно двенадцать?

Петр Ильич посвятил эти пьесы застенчивой русской природе, ее разным состояниям, которые сменяют друг друга, а еще эта музыка о том, какой отклик вызывают картины природы и сельской жизни в душе человека.

Говорят, что настоящая русская весна начинается в апреле. Действительно: даже в марте долгая зима напоминает о себе то морозами, то снегопадами и метелями. А вот в апреле…

Вы, наверное, уже догадались, как может называться пьеса, которая изображает апрель?

Эпиграфом, т.е. вступлением к пьесе Чайковского стало стихотворение А.Н. Майкова:

Голубенький, чистый подснежник цветок!

А подле сквозистый последний снежок…

Последние слезы о горе былом,

И первые грезы о счастье ином…

На что нас настраивают стихи Майкова, что мы себе представляем?

Мы представляем хрупкий подснежник, слышим звуки весенней капели.

Слова «…Последние слезы о горе былом…» какой оттенок вносят в наши переживания, о чем здесь может быть музыка?

Можно представить, что вдруг подул холодный ветер и закружил хоровод снежинок, угрожая нежному цветку.

Многие пианисты исполняли этот цикл пьес, но не всем удавалось так проникновенно передать в звуке замысел композитора, как гениальному пианисту ХХ века Науму Штаркману.

Слушая пьесу, постарайтесь определить, её форму, то есть сколько в ней частей, нет ли повторов, о чем может быть каждая часть?

Слушание: П.И.Чайковский. Апрель. «Подснежник» из цикла «Времена года» в исп. Н.Штаркмана (фортепиано)

Правильно, в пьесе «Подснежник» три части, первая и третья - одинаковые, значит это 3-х частная репризная форма. И действительно очень точно поэт передал настроение 1 части – « Голубенький, чистый подснежник цветок!

А подле сквозистый последний снежок…», в третьей части чувствуется вальсовое кружение снежинок, а минорный лад придает музыке тревожность. В третьей части, репризе, музыка вновь наполняется светом и теплом. Ведь так трогает душу маленький храбрый первенец весны.











Предположения детей































Предположения детей












Предположения детей

Слушают музыку


















Опрос

Аудио

Первичная проверка понимания.

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция

Фронтальная беседа

Групповая

Понимание сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

Давайте прослушаем произведение еще раз, но при прослушивании 1 и 3 частей, будем легко покачиваться, словно подснежник от теплого весеннего ветерка. Но когда услышим кружение холодной вьюги, постараемся её изобразить движениями рук так, как вы это чувствуете.

Повторное слушание: П.И.Чайковский. Апрель. «Подснежник» из цикла «Времена года» в исп. Н.Штаркмана (фортепиано) .

Итак, что нужно знать исполнителю, для того, чтобы точно передать музыкальный образ?

Нужно знать о композиторе как можно больше, чтоб понять, что он этим произведением хотел сказать.

Поможет ли исполнителю знание содержания музыкального произведения (в какой форме написано, каком жанре, какие средства музыкальной выразительности использованы)?

То есть исполнитель должен знать замысел композитора и содержание музыкального произведения.

Сначала музыкальное произведение сочиняет композитор, записывает его нотами. Ноты разучивает музыкант на инструменте, затем исполняет его перед широким кругом слушателей.









Жестами показывают свои эмоции от слушанья





Предположения детей








Предположения детей









Опрос

Аудио

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Фронтальная беседа

Фронтальная

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применение знаний и знакомой и измененной ситуации.

Ребята, давайте вспомним, кто играет самую важную роль в том, чтоб музыкальные произведения во все времена оставались бессмертными: композитор, исполнитель или слушатель?

Каким должен быть исполнитель, чтоб затронуть своей игрой самые тонкие струны души каждого слушателя?

Как вы думаете, смогли ли мы понять тайну мастерства?

Роль каждого из них велика, но без исполнителя произведение не зазвучит.

Он должен быть настоящим музыкантом, в совершенстве владеть игрой на инструменте, должен быть мастером своего дела.






Предположения детей



Предположения детей


Предположения детей





Опрос


Подведение итогов занятия.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Фронтальная беседа

Фронтальная

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

Какая тема сегодняшнего урока?

О каких композиторах и произведениях мы вспоминали?

Какие чувства вы испытывали при слушанье музыки?


Опрос


Рефлексия.

Мобилизация учащегося на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Фронтальная беседа

Фронтальная

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Пожалуйста, поднимите руку те, кому урок показался интересным и познавательным, кому было легко отвечать на поставленные вопросы.

У кого возникли затруднения на уроке, или кому было не интересно на уроке, и если вы не узнали никакой новой информации-руку не поднимайте.

Оценивают свою деятельность на уроке.