1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 10 |
Место урока (по тематическому планированию ФРП) | Тема 3 «Химический состав и строение клетки», урок № 5. |
Тема урока | История и методы изучения клетки. Клеточная теория. |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | Базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля V ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ФРП): |
Личностные: способность определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять её, способность использовать приобретаемые при изучении биологии знания и умения при решении проблем, понимание специфики биологии как науки, заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей культуры, естественно-научной грамотности, способность оценивать вклад российских учёных в становление и развитие биологии, понимания значения биологии в познании законов природы, в жизни человека и современного общества; готовность осуществлять исследовательскую деятельность индивидуально и в группе |
Метапредметные: использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями); определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями; использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы; строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей. |
Предметные: умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий по теме, умение излагать клеточную теорию, умение владеть методами научного познания в биологии: наблюдение и описание клетки, объяснение полученных результатов использованных научных понятий, теорий, умение делать выводы на основании полученных результатов; понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования; умение создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая биологическую информацию из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии. |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Клетка, цитология, клеточная биология, ткань, методы изучения клеток, микроскопия, центрифугирование, биофизические методы, культура клеток и тканей. Базовые понятия, единые для школьного образования: ткани |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Урок по предмету «Биология» для 10 класса по теме «История изучения клетки. Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира». Комбинированный урок. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Галерея изображений (группа изображений по одной тематике)», «Диагностическая работа», «Инструкция по выполнению практической работы», «Обучающие видеоролики», «Самостоятельная работа», «Тест в формате ГИА». Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e6b72 |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
1.Демонстрация учащимся наглядного материала «Разнообразие клеток живых организмов и их изучение» (Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e6b72) Выполнение заданий: Рассмотри рисунок «Изображения клеток различных форм одноклеточных и многоклеточных организмов», обрати внимание на их разнообразие, вспомни названия клеток и выполняемые ими функции. (Рис. 10 стр. 30 учебника); Изучи рисунок «Динамика изменений в изучении уровней строения живых организмов в зависимости от развития микроскопической техники» и сформулируй вывод о современном уровне исследований в области строения и функций клеток. 2.Эвристическая беседа. Обсуждение вопроса: Какие произошли изменения в изучении уровней организации живых организмов в зависимости от развития микроскопической техники? Вывод: более совершенные современные микроскопы позволяют увидеть более мелкие детали клетки, позволяют изучать клетку на молекулярном уровне. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового I.Фронтальная беседа - Давайте вспомним устройство светового микроскопа? -Что можно увидеть в школьный световой микроскоп? II.Выполнение самостоятельной работы- Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e6b72 Или в форме тестов на карточках (работа в парах) 1.Установите правильную последовательность действий при работе с микроскопом. 1) Поставить микроскоп на стол штативом к себе; 2) Поместить препарат на предметный столик; 3) Отрегулировать винтом положение объектива относительно препарата; 4) Закрепить предметное стекло зажимами; 5) Настроить четкое изображение предмета, поднимая тубус; 6) Направить свет в отверстие предметного столика при помощи зеркала. 2.Установите последовательность приготовления временного микропрепарата: 1) Протереть предметное стекло марлей; 2) Расправить кожицу лука препаровальной иглой; 3) Накрыть кожицу покровным стеклом; 4) Разместить кусочек лука в каплю воды; 5) Убрать излишки воды фильтровальной бумагой; 6) Нанести 1-2 капли на предметное стекло. 3.Укажите характеристику объекта исследования, обусловленную принципом работы светового микроскопа: 1)Теплопроводность; 2) Гладкость; 3)Прозрачность; 4) Твердость. 4. Какое из перечисленных веществ относится к органическим: 1) Соли кальция; 2) Вода; 3) Соляная кислота; 4) Глюкоза. Фронтальная проверка теста и обсуждение результата. |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Сформировать знания об истории и методах изучения клетки, изучить основные положения клеточной теории и её значение для развития биологии, как науки. Ты узнаешь историю изучения клетки, имена ученых, внесших весомый вклад в изучение клетки, основные положения клеточной теории и ее значение для развития биологии, как науки. Ты научишься характеризовать методы изучения клетки. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
I.Просмотр видеоролика «История изучения клетки. Клеточная теория» (Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e6b72) с фиксацией опорных знаний в тетрадь в виде таблиц. Или работа с презентацией. Таблица №1. История изучения. Ученый | Год | Событие | Р. Гук | 1665 | Увидел структуры в коре пробкового дерева, в бузине, камыше и назвал их клетками | А. Левенгук | 1765 | Усовершенствовал микроскоп, увеличение в 270 раз, смог увидеть эритроцит, инфузорию, сперматозоид, | Р. Броун | 1831 | Открыл ядро в клетке растений. | М. Шлейден | 1838 | Сформулировал утверждение, что любая растительная клетка имеет ядро | Т. Шванн | 1839 | Издает труд «Микроскопические исследования», где формулирует положения клеточной теории | Р. Вихров | 1855 | Делает дополнение, что клетки появляются путем деления материнской клетки | -Сформулируйте вывод, ответив на вопрос «Когда сформировалась цитология, как наука» Вывод: к середине XIX века формируется цитология, как наука. II.Схема «Методы исследования» Таблица №2. Методы изучения клетки. Метод исследования | Особенности метода | Световая микроскопия | основной метод исследования клеток и тканей, осуществляемый с помощью микроскопов, в которых для освещения объекта используются лучи видимого спектра. Дают увеличение до 2-2,5 тысяч раз | Электронная микроскопия | Использование в микроскопе потока электронов позволяет увеличивать объекты до 1,5 млн раз, изучать клетку на атомно-молекулярном уровне. | Дифференцированное центрифугирование | Основано на разной массе и плотности компонентов клетки, на разнице их отделения при вращении, позволяет изучать органоиды клетки. Было изучено строение и функции ядра, ядрышек, митохондрий и др. органоидов. | Биофизические А) метод меченных атомов или радиографии | Введение радиоактивных изотопов( метка) в вещество позволяет проследить путь метки в организме и изучать биохимические процессы в живых клетках. | Б) Хроматография | Метод основан на разнице скорости движения растворенных веществ в специальном растворе через адсорбент.1900 г впервые применён М.С. Цветом, нашим отечественным ученым. | В) Электрофорез в геле | Используют для аналитических целей – для разделения смеси веществ в клетке, определить качественный и количественный состав. | Метод культуры клеток и тканей | Изучение жизнедеятельности клеток и тканей путем культивирования их на искусственных средах, позволяет пересаживать ядро, хлоропласты, митохондрии в другие клетки, создавать ГМО(получать клеточные гибриды путем слияния целых клеток и их отдельных компонентов) и клоны. | Метод рекомбинантных ДНК | ДНК «вырезают» из клетки, встраивают ее в генетический аппарат бактерии или вируса и изучают ее структуру, синтезируют новые гены, переносят их из эукариотных клеток в бактериальные и стимулируют их работу | Вывод: Современное исследование клетки позволили точнее изучить строение и функции клетки, исследование клетки нашло практическое применение. III. Работа с учебником стр. 29. Основные положения клеточной теории. 1.Клетка — основная структурная и функциональная и генетическая единица живого. Все простые и сложные организмы состоят из клеток, жизнь организма обусловлена взаимодействием составляющих его клеток. 2. Клетки всех организмов сходны по своему химическому составу, строению и функциям. 3. Новые клетки образуются при делении исходных клеток. Вывод: клеточная теория положила начало изучению микромира, стало ясно, что клетка — важнейшая составляющая часть живых организмов, место протекания биохимических и физиологических процессов в организме. Клеточная теория позволила сделать вывод о единство всего живого мира. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Фронтальная беседа – усвоение ключевых понятий. - Что такое цитология? Когда цитология сформировалась, как наука? -Как сегодня называется это направление биологических исследований? - Какие есть методы изучения в арсенале у специалистов в этой области? Каких вы можете назвать специалистов? - Интересна ли работа? Полезна ли она в обществе? -Какие виды микроскопии есть? В чем их особенности? -Что можно изучить с помощью центрифугирования? -Какие биофизические методы Вы можете назвать? -Назовите имя ученого, которым по праву гордится наша страна? - Какое применение нашел метод культуры клеток и тканей? Рекомбинантных ДНК? |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Выполнение лабораторной работы №2 «Строение клеток различных организмов» по предложенной инструкции. Работа в группах. Цель: сравнить растительную, животную и грибную клетки, объяснить сходства и отличия, используя знания положений клеточной теории. Оборудование: готовые микропрепараты «Растительная клетка», «Животная клетка», «Клетка гриба», микроскопы. Инструктивная карточка. 1.Подготовь микроскоп к работе, расположи на столе готовые микропрепараты «Растительная клетка», «Животная клетка», «Клетка гриба». 2. Изучение готового микропрепарата «Растительная клетка». 2.1.Рассмотри, используя большое увеличение микроскопа, готовый микропрепарат «Растительная клетка». 2.2. Обрати внимание на размеры клеток, межклетники, крупные вакуоли, бесцветную цитоплазму, тяжи цитоплазмы, оцени наличие/отсутствие пластид. 2.3.Найди клетки, в которых можно рассмотреть ядро. | | | 3.Изучение готового микропрепарата «Животная клетка». 3.1.Рассмотри, используя большое увеличение микроскопа, готовый микропрепарат «Животная клетка». 3.2.Обрати внимание на форму клеток, оцени наличие/отсутствие у них клеточных стенок, крупных вакуолей, тяжей цитоплазмы. 3.3.Найди в клетках ядра. | 4.Изучение готового микропрепарата «Клетка гриба». 4.1Рассмотри, используя большое увеличение микроскопа, готовый микропрепарат «Клетка гриба». 4.2Обрати внимание на форму клеток, клеточную стенку, оцени наличие/отсутствие вакуолей. 4.3.Найди в клетках ядра | | . | 5.Сравни растительную, животную и грибную клетки, определи сходства и отличия. Оформи результаты работы в виде таблицы. Таблица «Сравнение строения клеток различных организмов». | Общие черты строения | Особенности строения | Растительная клетка | Имеют ядро, мембрану, цитоплазму. | Клетки крупные, между клетками есть межклетники. Имеют клеточную стенку, вакуоли и пластиды. | Животная клетка | Клетки мелкие, нет межклетников. В клетке нет вакуолей и пластид. | Грибная клетка | Клетки овальной формы, не содержат пластиды, но есть вакуоли | | | 6. Сформулируйте вывод. При помощи светового микроскопа можно увидеть только основные структуры клетки более 350 нм (ядро, плазматическая мембрана и цитоплазма), но не мембранные органоиды. В случае большего увеличения мы сможем наблюдать ЭПС, аппарат Гольджи, митохондрии и другие органоиды клетки. Сходство между клетками свидетельствует о единстве происхождения живых организмов. Различие произошло в эволюционном развитии организмов и необходимостью к приспособления в различных условиях существования. | |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
- О каком методе изучения клетки говорится в данном тексте? -Какое практическое применение этого метода? -Приведите свои примеры применения этого метода. Австралийские ученые из Детского исследовательского института Мердока успешно вырастили в лаборатории клетки крови из стволовых клеток. Это настоящий прорыв, который дает надежду на искусственные трансплантаты крови. Ученые опробовали уникальную технологию с применением стволовых клеток. В итоге они получили тип кровяных клеток, имитирующий предшественника кровяных клеток, который можно найти у эмбрионов. Чтобы вырастить эти клетки, ушло три недели. Столько же уходит в процессе эмбрионального развития. А еще секрет успеха работы в анализе генов. Ученые выяснили, что есть генетическая разница крови, полученной в лаборатории, и клеток из пуповинной крови. Именно эта разница позволила понять, как заставить клетки расти в нужном направлении. Конечной целью работы является создание клеток крови, пригодных для трансплантации пациентам с лейкемией и с отсутствием совпадений по трансплантату костного мозга. Технологию можно использовать для получения разных типов клеток вроде тромбоцитов, эритроцитов, клеток иммунной системы. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
1.Клетку считают единицей роста и развития организмов, так как 1) она имеет сложное строение 2) организм состоит из тканей 3) число клеток увеличивается в организме путем митоза 4) в половом размножении участвуют гаметы 2. Кто утверждал, что каждая клетка образуется путём деления из другой клетки 1) А. Левенгук 2) Л. Пастер 3) Р. Вирхов 4) Т. Шванн 3.Из приведенных формулировок укажите положение клеточной теории 1) Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской гамет 2) Каждая новая дочерняя клетка образуется в результате деления материнской 3) Аллельные гены в процессе митоза оказываются в разных клетках 4) Развитие организма с момента оплодотворения яйцеклетки до смерти организма называют онтогенезом 4.Выберите два верных ответа. Культивирование клеток животных используют для 1) Выращивания неплодовитых организмов 2) Создания химерных животных 3) Изучения влияния препаратов на клетки 4) Выведения новых гибридных видов 5) Создания антител к определенным вирусам 5.Выберите два верных ответа. Метод меченых атомов используют для определения 1) Наличия исследуемого белка в клетке 2) Наследования, сцепленных с полом признаков 3) Концентрации ядовитых веществ в воде 4) Положения генов на хромосомах 5) Возможности проявления признаков у потомков Взаимопроверка и оценивание работ. Ответы: 1-3; 2-3; 3-2; 4-2,3; 5-1. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Прочитав текст, дайте ответ на вопросы: 1. Что такое клонирование? 2.Встречается ли клонирование в природе? 3. Используется ли клонирование как способ исследования клеток? Клонирование. В биологии - метод получения нескольких идентичных организмов путем бесполого (в том числе вегетативного) размножения. Именно так, на протяжении миллионов лет, размножаются в природе многие виды растений и некоторых животных. Однако сейчас термин "клонирование" обычно используется в более узком смысле и означает копирование клеток, генов, антител и даже многоклеточных организмов в лабораторных условиях. Появившиеся в результате бесполого размножения экземпляры по определению генетически одинаковы, однако и у них можно наблюдать наследственную изменчивость, обусловленную случайными мутациями или создаваемую искусственно лабораторными методами. Термин "клон" как таковой происходит от греческого слова "klon", что означает - веточка, побег, черенок, и имеет отношение, прежде всего, к вегетативному размножению. Клонирование растений черенками, почками или клубнями в сельском хозяйстве известно уже тысячи лет. При вегетативном размножении и при клонировании гены не распределяются по потомкам, как в случае полового размножения, а сохраняются в полном составе. Только у животных все происходит иначе. По мере роста клеток животных происходит их специализация, то есть клетки теряют способность реализовывать всю генетическую информацию, заложенную в ядре многих поколений. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Беседа: - Что мы сегодня узнали на уроке нового? - Какие вопросы по этой теме вас заинтересовали? - О чем бы вы хотели узнать больше? Диагностическая работа (Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e6b72) https://lesson.edu.ru/lesson/070c3e1b-ed0e-4857-8b6e-d5758b8ba098 |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
В рабочих листах, пожалуйста, проанализируйте таблицу (обведите нужный для вас ответ) Урок | На уроке я | Итог | Интересно | Работал | Понял материал | Не интересно | Отдыхал | Узнал много нового | скучно | Помогал другим | Не понял | |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Нарисуйте ваше настроение. |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
§7(стр.27-31) изучить, выполнить https://lesson.edu.ru/lesson/070c3e1b-ed0e-4857-8b6e-d5758b8ba098. Изучите «Изображения клеток и клеточных органоидов, полученные с помощью светового и электронного микроскопов» и полученные знания систематизируйте в виде таблицы. Или задания в презентации. |