Цели педагогической деятельности | Формировать представление о значении Красной книги и необходимости её создания; познакомить с Красной книгой России и региональными Красными книгами; развивать умение получать сведения о некоторых растениях и животных, внесенных в Красную книгу; формировать знания о мерах по сохранению и увеличению численности этих животных и растений |
Тип урока | Рефлексия |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; рассказывать о редких растениях и животных; использовать дополнительную литературу для поиска необходимой информации; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций |
Методы и формы обучения | Групповая, индивидуальная, фронтальная |
Образовательные ресурсы | • Красная книга России и региона. • Презентация на тему «Красная книга» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://900iqr.net/prezentatsii/okruzhajuschij-mir/кrasnaja-kniqa.html |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой | Слушают и обсуждают тему урока | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют с позицией школьника | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Беседа по теме «Что мы знаем о «Красной книге?» | Проводит беседу по вопросам: – Что такое Красная книга? – Кто держал в руках Красную книгу? – А почему Красная книга, а не зеленая? – Как вы думаете, почему попали в красную книгу те или иные растения и животные? – Охарактеризуйте хотя бы одно животное, которое попало в Красную книгу. Чем оно примечательно? – Опишите растение, которое вы точно знаете, что оно занесено в Красную книгу, и вы лично видели его, где, при каких обстоятельствах? – Что вы делаете, чтобы эти растения были сохранены для потомков? | Отвечают на вопросы. Объясняют необходимость ответственного отношения к природе | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о растениях и животных, занесенных в Красную книгу; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.) | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Презентация на тему «Красная книга». Выполнение задания в электронном приложении к учебнику | Демонстрирует и комментирует слайды презентации. Поясняет задание в электронном приложении | Просматривают презентацию, отвечают на вопросы. Выполняют задание | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания | Устные ответы |
Работа по материалам учебника (с. 88–91) | Предлагает открыть учебник и дает задание: 1) прочитайте тексты и используйте полученную в них информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; 2) составьте общий план рассказа о редком растении или животном | Выполняют задания | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, в Красной книге и другой дополнительной литературе; анализируют объект, выделяют главное. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров | Самостоятельное задание, самопроверка |
Физкультминутка (Приложение) | Проводит физкультминутку | Выполняют упражнения в соответствии с текстом | Фронтальная | Выполнение уп-ражнений |
Работа над презентацией по теме урока | Поясняет задание по выполнению презентации. Организует работу с дополнительной литературой и фотографиями редких животных и растений | Выполняют задание | Работа в парах, фронтальная | Познавательные: общеучебные – используют различные способы поиска, сбора, обработки информации; логические – осуществляют поиск нужной информации в учебнике; анализируют объект, выделяют главное. Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; применяют установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей; вступают в коллективное учебное сотрудничество | Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | Выполнить задание 1 в рабочей тетради (с. 60–61) | Формулирует задание, создает эмоциональный настрой; осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания | Выполняют задание в рабочей тетради | Индивидуальная, работа в парах | Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения. Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщить полученные на уроке сведения. определить свое эмоциональное состояние на уроке | Проводит беседу по вопросам: – Что такое Красная книга? – Приведите примеры растений и животных, внесенных в Красную книгу России | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная. Индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Устные ответы. Оценивание учащихся за работу на уроке |