СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по окружающему миру по теме "Права ребенка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по окружающему миру по теме "Права ребенка"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по окружающему миру по теме "Права ребенка"»

Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: «Права ребёнка».




Разработала: Коротун Л.А.

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Балабаново»


Технологическая карта урока.

Тема

«Права ребёнка».



Цели

Образовательная: формировать правовую культуру учащихся.

Формировать УУД:

-Личностные УУД: создавать условия для формирования умений оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями, принимать другие мнения и высказывания, делать выбор.

- Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения, с помощью учителя анализировать предложенное задание, выявлять и формулировать учебную проблему, самостоятельно выполнять пробные поисковые действия, осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы.

- Коммуникативные УУД: формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать и аргументировать, слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договариваться, сотрудничать при совместном решении проблемы.

- Познавательные УУД: искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедии, справочнике, приобретать новые знания в процессе рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений, перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты, определять причинно-следственные связи изучаемых событий, использовать её для выполнения предлагаемых и жизненных задач, делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.

Планируемый результат

Предметные:
Довести до сознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми правами; учить оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.


Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;


Метапредметные:

Познавательные универсальные действия: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах

^ Регулятивные универсальные действия: сохранять цели и задачи в сотрудничестве с учителем; преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

^ Коммуникативные универсальные действия: сотрудничать в совместном решении проблем (при работе в группах); формулировать и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценку событий.


Основные понятия

Конституция, Всеобщая Декларация прав человека, федерация, Конвенция о правах ребёнка, права ребёнка.

Межпредметные связи

История России.

Ресурсы: основные

Дополнительные

учебник «Окружающий мир 4 класс» А. А. Плешаков, тетрадь «Проверим себя» А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова,

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах









Технологическая карта урока


Этапы урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I Оргмомент.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас и у меня необычный урок. Я очень рада видеть такие замечательные улыбающиеся лица. Чтобы нам было проще с вами общаться, я предлагаю нам всем познакомиться. У вас на партах находятся таблички, на которых есть моё имя, не хватает только ваших. Возьмите таблички и там, где солнышко напишите свои имена (таблички с именами ставятся на парты, имя учителя -к ученику, имя ученика – к учителю).Ну вот, теперь я думаю у нас всё готово.Каждый день в школе, это день новых, удивительных открытий, новых знаний. И я надеюсь, что и сегодняшний урок не будет исключением

Словесные

Приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность.

Регулятивные: нацеливать на успешную деятельность.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать.

II Актуализация знаний.

Цель: обеспечить мотивацию

учения школьников, принятие ими целей урока.

-На прошлом уроке мы начали изучение раздела «Современная Россия». С чем, в первую очередь, авторы учебника решили нас познакомить?

(С Конституцией)

-Почему?

(-В ней рассказывается, как устроено государство, по каким законам живут люди).


Проблемный вопрос.



Личностные: формирование внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных интересов;

Познавательные: строить сообщения в устной форме.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание

III Проверка домашнего задания.

Цель: выявить степень усвоенности уч-ся заданного материала, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы.

1. В тетради «Проверим себя» выполните задание на с.44.

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения работы.

-Оцените друг друга.


2. Правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Что это?

(-Законы)

-Какой основной закон России?

(-Конституция)

-Кем была принята Конституция?

(-Народом)

-Что является высшей ценностью по Конституции?

(-Человек, его права и свободы)

-А что такое «права»?

-Затрудняетесь ответить сами? Что в этом случае сделаем?

(-Посмотрим в словаре)

-Какой документ был принят для защиты прав человека после II Мировой войны?

(-Всеобщая Декларация прав человека)

-Что общего и чем различаются эти два документа?

(- Оба защищают права человека. Но в «Конституции записаны законы, обязательные для всех граждан своей страны, а Декларация - это заявление, к которому разные страны присоединяются по желанию.

Тестовое задание; работа в парах.





Работа по презентации.
















Поисковые.






Проблемный диалог

Контролирует ход выполнения работы, оказывает помощь, организует взаимопроверку.

Работают с тестом. Проверяют правильность выполнения заданий и оценивают соседа, обсуждают спорные моменты.

Участвуют в диалоге.









Работают с толковым словарём.




Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Коммуникативные: осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.


IV Новый материал.

Цель:

обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся существенных признаков понятий

-В этой шкатулке – самое ценное сокровище планеты Земля. Кто хочет увидеть, может заглянуть.

-Кого вы там увидели?

(-Себя, детей.)

-Почему детей все оберегают?

(-От того, какими дети вырастут, зависит будущее страны.)

-Как оберегали детей в далёкие времена?

(-В люльки клали куклы – обереги, которые отвлекали на себя злые силы, защищали от сглаза, от порчи.)

-В нашем современном мире для детей есть угроза? Обсудите этот вопрос в паре.

(-Да, т. к. маленькие не знают мир, их могут обидеть.)

-До какого возраста вы считаетесь детьми? Имеете ли вы, как все граждане, права?

-Где будем искать ответ?

(-В учебнике, в Конституции).

-Прочитайте «цепочкой» текст учебника на с.160-161.

-О каком документе вы узнали?

(-О Конвенции о правах детей).

-Что значит слово «Конвенция»?

(-Ищем в словаре).

-Выберите правильный ответ на вопрос: «Главная мысль Конвенции?»

-Сравните права граждан из Конституции и права детей в Конвенции. Зачем нужно было создавать два похожих документа?

(-Конвенция принята мировым сообществом, а Конституция – только народом России).

-Какие права есть у вас?

-Если права не соблюдаются, кто заступится за ребёнка?

(-Родители, учитель, полиция).

-Ответственность за детей несёт государство.

-В нашей школе есть уполномоченный по правам ребёнка – Новикова Н.В. Если вы столкнулись с несправедливостью, жестокостью, или попали в какую-то трудную ситуацию в школе, дома – смело обращайтесь к ней за помощью. Она – на страже ваших интересов, защищает ваши права.




Работа по презентации.
































Ситуация выбора










Просмотр презентации

Ведёт проблемный диалог

Знакомятся с Конвенцией о правах детей, учатся анализировать предложенные документы.

Познавательные: воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; проводить сравнение изученных объектов по заданным критериям.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;


Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых заданий;



V Закрепление нового материала.

Цель: обеспечить глубину понимания и осмысления изученного материала.

-Представьте, что мы в суде. Поступило заявление. Кто подал его? Какие права соблюдаются или нарушаются в сказке Ш. Перро «Золушка»?

-Представьте, если бы все люди пользовались только правами, то что бы было? Давайте посмотрим сценку из жизни одной семьи.


-Сделайте выводы.

(-Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести ответственности перед правами других. У каждого должны быть обязанности.

-Какие обязанности есть у вас?

(-Хорошо учиться, помогать дома).

-В каком документе записаны обязанности?

(Всеобщая Декларация прав человека).

Работа по презентации.







Сценка.

Организация внимания уч-ся, сообщение основной идеи изучаемого материала

Знакомятся с отрывками из сказки, «Золушка», определяют, какие права нарушены.




Анализируют и делают выводы по содержанию сценки.

Познавательные: строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей.




Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.



Личностные: осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;





Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;







VI Физминутка.

Цель: профилактика утомления, релаксация.


Электронная физминутка.


Организует выполнение гимнастики для глаз.

Выполняют упражнения для глаз.


VII Применение новых знаний.

Цель: обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях, обеспечить формирование у уч-ся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

-Иногда в жизни возникают ситуации, когда мы теряемся и не знаем, как поступить. На наших глазах обижают слабого, а мы не знаем, как ему помочь и как наказать обидчика, или, не разобравшись, наказываем невиновного.

Теперь вы знакомы с правами и можете оказать юридическую помощь любимым героям.



-Дайте оценку работе каждого члена группы.

Все организации, фирмы имеют свою эмблему.

-Придумайте и нарисуйте эмблему (символ) к Конвенции о правах человека.

Работа в группах.












-Работа в парах или группах по выбору.

Организация деятельности уч-ся по применению знаний в изменённых и новых ситуациях.

Раздаёт задания в конвертах.






Даёт задание по Рабочей тетради на

Повторяют правила работы в группах обсуждают ситуации и дают ответ.










Творческая работа.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;


Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий.



Личностные: формирование морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;



Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов.


VIII Итог урока.

Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся, проверить уровень достижения целевой установки.

-Что объединяет эти предметы?

(Конституция России, Конвенция по правам ребёнка, Всеобщая Декларация прав человека, куклы – обереги).

-Что выбрали бы вы для того, чтобы себя защитить? Почему?

-Какой закон защищает всех детей мира?


-Выставьте оценки в группах, подсчитав набранные фишки.

Работа по презентации (слайд №

Даёт качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся

Высказывают своё мнение.

Выставляют оценки,

считая количество фишек: у кого больше красного цвета – «отлично», «зелёного» - «хорошо», жёлтого – «удовлетворительно».

Личностные: формирование адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Коммуникативные: учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.




IX Рефлексия.

Цель: обеспечить развитие у школьников способности к самооценочным действиям.

-Попробуйте оценить значение сегодняшнего урока.


Мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения

Учатся давать оценку своего психо - эмоционального состояния.

Личностные: осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России.

X Домашнее задание.

Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задания по группам: подготовить проект «Декларации прав»: а) членов семьи, б) учащихся нашего класса, в) учителей и учащихся школы.

Словесные.

Инструктаж по выполнению д/з.


Личностные: формировать устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам выполнения заданий.

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в том числе при возможности с помощью инструментов ИКТ.