СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по окружающему миру на тему "У Черного моря" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по окружающему миру на тему "У Черного моря" (4 класс)»

Технологическая карта урока окружающего мира в начальной школе

Класс: 4

Учитель: Бетева Ольга Сергеевна

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока

«У Черного моря»

Цель

Формирование представлений у учащихся о природной зоне Черноморского побережья Кавказа, его обитателях и растительного мира.

Задачи


















Образовательные: 

  • Познакомить учащихся с понятиями тропики и субтропики;

  • Познакомить с растениями и животными Черноморья;

Развивающие:

  • Способствовать развитию умения устанавливать причинно – следственные связи;

  • Развивать познавательные психические процессы: внимание, восприятие, мышление, память;

  • Способствовать развитию представлений о значимости животного и растительного мира Черноморья;

Воспитательные:

  • Воспитывать экологическую культуру;

  • Способствовать воспитанию мотивации к учению.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Иметь знание о субтропической природной зоне, о природе Черноморья, ее обитателями, растительным миром;

  • Осознавать значение животного и растительного мира в жизни человека;

  • Научить соотносить растения по их признакам;

  • Научить составлять цепь питания животных.

Личностные

  • Уметь находить и показывать субтропики на карте России;

  • Уметь оценивать границы собственного знания и незнания;

  • Осознанно понимать роль человека в природе;

  • Принимать социальную роль ученика.

Формируемые УУД

- Регулятивные

  • Осуществлять самоконтроль;

  • Умение выдвинуть учебную задачу;

  • Умение составить план действий;

  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленными условиями;

  • Осуществлять итоговый и пошаговый анализ результатов урока;

- Коммуникативные

  • Умение слушать собеседника;

  • Умение строить понятные высказывания для других;

  • Умение строить монологические высказывания;

  • Владеть диалогической формой речи;

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

-Познавательные

  • Умение выделить важную информацию с помощью источника информации;

  • Умение устанавливать причинно - следственные связи;

  • Осуществлять анализ объектов с выделением их существенных признаков;

  • Строить речевые высказывания


Основные понятия

Субтропическая зона, тропики, субтропики, Черноморское побережье Кавказа.

Межпредметные связи

Русский язык

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска; учебник «Окружающий мир, 4 класс, часть 1» (А. А. Плешаков), тематическая презентация; раздаточный материал: лист с тестом, лист с заданием, карточки с изображением животных и пищи.










Ход урока

Задачи этапа урока


Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

Личностные результаты

УУД

1. Организационный момент

Мотивировать, заинтересовать обучающихся предстоящей работой на уроке.

- Присаживайтесь.

- Здравствуйте, ребята, сегодня Вы мои ученики.

- Меня зовут Ольга Сергеевна, чтобы начать наш урок, улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.





Принимать социальную роль ученика.

Коммуникативные: умение слушать другого;

Регулятивные: осуществлять самоконтроль;

1 мин


2. Мотивация обучающихся, создание учебной ситуации

Создать комфортную, эмоциональную обстановку на начало урока.

- Сегодня, отправимся в путешествие, для этого нужно узнать тему урока, посмотрите на слайд:

Настраиваются на продуктивную работу на уроке.





Коммуникативные: умение слушать другого;

Регулятивные: осуществлять самоконтроль.

1 мин


Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Создать условия для самостоятельного определения и формулирования детьми темы.

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Ответ: У Черного моря. Слайд

- Верно, мы отправляемся на Черноморское побережье. Каждый бывал или хотел бы побывать на черноморском побережье. Сегодня мы можем совершить увлекательное путешествие в эту удивительную зону – субтропики, узнать о причинах приятного климата, богатстве животного и растительного мира, морских обитателях, курортных городах и многом другом.

- Ребята, посмотрите, к нам прибыл гость, пират Джек, он очень хочет путешествовать с нами, чтобы тоже узнать что-то новое и интересное о Черном море, возьмем его с собой? Слайд:

- У нас посадка на корабль, путешествие начинается, все готовы? Тогда начнем.

Слайд

- Посмотрите на слайд, здесь составлен маршрутный лист, но пират Джек случайно перепутал правильную последовательность плана путешествия, нам нужно составить маршрутный лист по правильному порядку.

- Отлично, молодцы, ребята, можем продолжить, какой первый пункт плана, кто скажет?

- Правильно, посмотрите, в первом пункте плана Джек предлагает вспомнить прошлый урок, ваша задача: пройти небольшой тест, чтобы мы могли вспомнить прошлую тему и начать новую. (Раздаются листы с тестом)

А1. Каковы погодные условия в пустыне?

1) жаркое лето, осадков мало

2) жаркое лето, суровая зима

3) тёплое дождливое лето

4) короткое жаркое лето

А2. Какое колючее растение охотно поедают верблюды?

1) джузгун 3) верблюжью колючку

2) колосняк 4) кактусы

А3. Какое животное называют «кораблем пустыни»?

1) сайгака 3) корсака

2) верблюда 4) скарабея

А4. Что такое барханы?

1) животные 3) валы из песка

2) растения 4) пыльные бури

В1. Какое животное с помощью длинных сильных ног прыгает до 3 м в высоту?

1) сайгак 3) ящурка быстрая

2) корсак 4) тушканчик

В2. Какому жуку поклонялись в Древнем Египте как божеству

1) жуку-красотелу 3) жуку-чернотелке

2) скарабею 4) жуку-оленю

- Здорово, ребята, мы прошли это задание, я соберу ваши тесты, и мы продолжаем, что же нам предлагает Джек, вспомните второй пункт плана.

С помощью учителя, наводящих вопросов определяют тему урока.













































Уметь оценивать границы собственного знания и незнания.

Регулятивные: умение выдвинуть учебную задачу;

составить план действий;

Познавательные: умение выделить важную информацию с помощью источника информации; умение устанавливать причинно -следственные связи;

Коммуникативные: умение строить понятные высказывания для других;

умение строить монологические высказывания;

владеть диалогической формой речи.

1 мин


3. Постановка учебной задачи

Создать условия для самостоятельного определения и формулирования задач урока, плана работы на уроке.

- Он предлагает собрать вещи на море, поможем ему?

- Посмотрите, что он собрал на море в свой рюкзак. Слайд

- Ребята, все ли мы возьмем это на море? (нет)

- А что же здесь не так? (мы не можем взять эти вещи на море, там другой климат и погодные условия)

- Ребята, что же нам нужно знать о береге Черноморья, чтобы собрать вещи и отправиться путешествовать? (климат)

- Верно ребята, а также знать обитателей Черноморья.

- Какие задачи урока мы можем поставить? (узнать климат Черного моря, познакомиться с его обитателями)

- Молодцы.

- Перейдем к третьему пункту плана.



Знакомятся с проблемным вопросом, определяют задачи урока с помощью учителя и наводящих вопросов.










Уметь оценивать границы собственного знания и незнания.

Регулятивные: умение выдвинуть учебную задачу;

составить план действий;

Познавательные: умение выделить важную информацию с помощью источника информации; умение устанавливать причинно -следственные связи;

Коммуникативные: умение строить понятные высказывания для других;

умение строить монологические высказывания;

владеть диалогической формой речи.

2 мин


4. Решение учебной задачи: открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия нового материала;






Познакомить с растениями и животными Черноморья;



















Познакомить учащихся с понятиями тропики и субтропики;



Развивать познавательные психические процессы: внимание, восприятие, мышление, память;







Способствовать воспитанию мотивации к учению.



Способствовать развитию представлений о значимости животного и растительного мира Черноморья;






- Обратимся к карте. Где находится зона субтропических лесов? (Она расположена на побережье. С одной стороны Кавказские горы, а с другой – Черное море.)

- Какую по размеру площадь занимает эта зона? (Она занимает очень маленькую территорию.)

- Вы сказали верно, зона субтропиков занимает очень небольшую территорию. Она расположена на побережье: с одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Черное море. Слайд

- Как солнечные лучи нагревают земную поверхность вблизи тропиков?

(Солнечные лучи падают почти отвесно.)

- В каком тепловом поясе расположена зона субтропиков? (В умеренном поясе, но близко к Северному тропику)

- В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья.

- Какие это горы по высоте? (Высокие горы)

- Верно, это высокие молодые горы, они являются преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

- А затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Высокие и молодые Кавказские горы, находятся близко, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Воздух здесь влажный. Слайд

- Что такое тропики? (Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.)

- А в переводе с латинского приставка «суб» означает «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками).

- Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь кусочек.

- Ребята, узнав о погодных условиях природы Черноморья, сможем ли мы собрать вещи для Джека?

- Что может взять с собой Джек? (летняя одежда, головной убор (бейсболка), солнцезащитные очки, плавательный круг).

- Здорово, ребята, мы собрали Джеку летние вещи, теперь можем продолжить наше путешествие.

- Какая же следующий пункт плана, кто скажет? (животный и растительный мир).

- Верно, Джек хочет вместе с вами увидеть растительный мир, посмотрите на слайд.

- Растительный мир этой зоны богат и разнообразен. На склонах гор раскинулись нетронутые человеком широколиственные леса. Здесь произрастают бук и дуб – величественные деревья, известные своей высококачественной древесиной.

- Так же в этих лесах растет клен, липа, граб, каштан.

В парках и на улицах городов высажены вечнозеленые растения: пицундская сосна, кипарис, туя, лавр.

- Посмотрите на слайд, Джек собрал листья деревьев, которые мы сейчас обсуждали, он хочет соотнести лист с деревом, ему нужна наша помощь, лист к какому дереву, соотнесем первый? Второй? Третий? Четвертый?

- Здорово.

- Ребята, мы смогли помочь Джеку.

- Это еще не конец всех растений на Черноморском побережье, их есть еще огромное количество, если вас заинтересовал растительный мир этой природы, вы можете самостоятельно изучить его с помощью различных энциклопедий, книг и источников в сети Интернет.

- Встаньте пожалуйста и выйдите из-за своих парт, чтобы немного отдохнуть, повторяем движения за мной.

Физкультминутка.

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)

- Спасибо, все были очень активными.

- Посмотрите на слайд, кто-то знает это место?

- В городе Сочи есть знаменитый дендрарий (от греч. δένδρον – дерево) – уникальное собрание субтропической флоры и фауны, которое является памятником садово-паркового искусства.

- Здесь собраны около 2000 видов растений со всего мира: лучистая сосна из Северной Америки, пинус пиния из Италии (из полена такого дерева был изготовлен сказочный Пиноккио), пробковый дуб из Средиземноморья (из его коры изготавливают пробки для бутылок) и др.

- В сочинском дендрарии богатая коллекция пальм. Вот, например, слоновая пальма, ей больше 100 лет, ее ствол похож на ногу слона. Этот вид привезен из Чили.

Самые высокие деревья в сочинском дендрарии – кипарисы, их название происходит от острова Кипр.

- В дендрарии представлено множество видом цветов и цветущих растений, поэтому здесь круглый год можно наблюдать красочное цветение того или иного вида. Осенью и зимой цветет камелия, привезенная из Японии.

С середины зимы цветет эрика, этот цветущий кустарник очень украшает зимний парк.

- Сочинский дендрарий – безопасная зона не только для редких видов растений, но и для животных. Здесь много птиц: пеликаны, павлины, черные лебеди др.

- Черноморское побережье издревле славится великолепными урожаями овощей и фруктов.

- Чтобы их узнать, разгадайте кроссворд. Слайд

- Правильно, здесь выращивают тыкву, болгарский перец, персики, виноград, мандарины и даже чай.

- Только ли растения могут быть на побережье Черноморья, может мы про что-то забыли сказать?

- Какакие же животные могут быть в теплых местах? (ответы детей)

- Посмотрите на слайд, богат и разнообразен животный мир зоны субтропиков. Жаркий влажный климат подходит насекомым: среди зеленой листвы можно разглядеть богомола (питается мелкими насекомыми), вечером слышно стрекотание цикады (растительноядна), сложно найти на олеандре олеандрового бражника – спасаясь от врагов, он маскируется под раскраску этого растения.

- В этой зоне обитает кавказская ящерица, она безобидная, быстрая и ловкая.

- Ярка и необычна птица удод, у нее длинный острый клюв, а красочный хохолок иногда раскрывается в форме веера. Его излюбленная еда – личинки муравьев и гусеницы, а также различные насекомые.

- В Кавказских горах обитают косули, благородные и грациозные животные, своим спокойствием подчеркивающие умиротворенность этих мест.

- Но в случае необходимости косули могут развивать высокую скорость и совершать прыжки до 8 м в длину, это животные обитающие на суше, а теперь обратимся к животным в воде.

- Какие обитатели могут встретиться в море? (ответы детей)

- В Черном море обитают дельфины афалины – общительные, умные и легкообучаемые животные.

- Афалины общаются между собой при помощи свистов на ультразвуковой частоте – человеческое ухо способно различить только некоторые из этих звуков, питаются .

- Медуза – одно из самых древних живых существ на Земле, они появились еще до динозавров.

- Они только выглядят дряблыми, а наощупь медузы упругие и твердые. Они имеют зонтикоподобное строение с множеством щупалец. Если дотронуться до медузы, обожжешься, как при прикосновении к крапиве, – так медуза защищается. Но если медузу выбрасывает волной на берег, она погибает, потому что почти полностью состоит из воды и не может находиться на суше.

- И это еще не весь список обитателей моря, ведь на планете Земля, их огромное количество.

- Чтобы вы могли запомнить, чем же питаются животные, я предлагаю посмотреть на слайд и составить цепь питания в правильной последовательности, позже, мы проверим ваши ответы.

- Молодцы, ребята, я вижу, что вы запомнили, чем питается каждый обитатель субтропиков, но это не все животные обитающие на Черноморье.

- Как вы думаете, кроме путешествия, для чего люди уезжают на море? (чтобы отдыхать)

- А сейчас, я расскажу, что же еще ожидает у берегов Черноморья.

- На побережье Черного моря ежегодно отдыхают и оздоравливаются тысячи россиян. Самые популярные курортные города – это Анапа, Геленджик, Туапсе, кто-то был в этих городах? Хотели бы еще посетить?

- И, конечно же, Сочи, который является самым крупным курортным городом России и Европы, а также неофициально именуется летней, южной и курортной «столицей» России.


Отвечают на вопросы учителя, опираясь на свои знания.



Отвечают на поставленные вопросы.


Систематизируют свои знания, полученные на данном этапе урока.


















































































Участвуют в физкультминутке, повторяют за педагогом.




























































































Иметь знание о субтропической природной зоне, о природе Черноморья, ее обитателями, растительным миром;









































Осознавать значение животного и растительного мира в жизни человека;






Научить соотносить растения по их признакам;

















































































Научить составлять цепь питания животных.



























Уметь оценивать границы собственного знания и незнания;



Принимать социальную роль ученика;




















Уметь находить и показывать субтропики на карте России.


Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные ориентиры действия в новом материале;

Познавательные: умение выделить важную информацию с помощью источника ин-формации; умение устанавливать причинно - следственные связи;

осуществлять анализ объектов с выделением их существенных признаков;

Коммуникативные: умение строить монологические высказывания;

владеть диалогической формой речи;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

20 мин








5. Первичное закрепление

Закрепить новый материал.

- Джек приготовил задание, нужно будет выполнить его самостоятельно, чтобы вы запомнили все то, о чем мы говорили на уроке, я раздам задания, после чего, все проверим с помощью слайда. (Ответы будут на слайде)

Выберите необходимое продолжение приведенных утверждений.

1. На побережье Черного моря…

а) холодное лето и теплая зима;

б) жаркое лето и холодная зима;

в) жаркое лето и теплая зима.

2. Теплый климат здесь благодаря…

а) морю;

б) морю и горам;

в) горам.

3. Цикада – это…

а) растение;

б) насекомое;

в) птица.

4. Люди приезжают к Черному морю…

а) отдыхать;

б) лечиться и отдыхать;

в) работать.

5. Медуза жжется как крапива. Таким образом, она…

а) защищается;

б) нападает;

в) обезвреживает врага.

6. Олеандр – это…

а) трава;

б) кустарник;

в) высокое дерево.

7. В городе Сочи есть…

а) Сочинский санаторий;

б) Ботанический сад;

в) Сочинский дендрарий.

8. Выращиванием каких культурных растений занимаются на Черноморском побережье?

а) лук, помидор, картофель, морковь;

б) болгарский перец, персики, виноград, мандарины;

в) арбуз, дыня, сливы, ананас, грейпфрут.

9. Какие курортные города находятся на побережье Черного моря?

а) Анапа, Геленджик, Туапсе;

б) Москва; Красноярск; Кемерово;

в) Краснодар, Томск; Новокузнецк.

10. Зона субтропиков расположена…

а) на побережье: с одной стороны – Африка, а с другой Атлантический океан;

б) на побережье: с одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Черное море;

в) на побережье: с одной стороны – Кемерово, а с другой река Томь.

Слушают задание, инструкцию по его выполнению.

Проверяют выполненную работу, слушают друг друга, дополняют.






Уметь оценивать границы собственного знания и незнания;

Принимать социальную роль ученика.



Коммуникативные: умение строить понятные вы-скалывания для других; умение строить монологические высказывания; допускать возможность существова-ния у людей различных точек зрения;

Регулятив-ные: умение принимать и сохранять учебную за-дачу;

учитывать выделенные ориентиры действия в новом мате-риале;

Познавательные: строить речевые высказывания в письменной форме.


10мин.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Обобщить полученные младшими школьниками знания и закрепить полученные знания.

- Сверим ваши ответы со слайдов, если ответ верный, ставите знак «+», если неверный знак «-», после чего, вы выясните для себя, где ошиблись и учтете эту ошибку, чтобы в следующий раз не ошибаться.

- Подведем итог урока, где расположена зона субтропиков России?

- Что привлекает людей на Черноморское побережье Кавказа?

- Решили ли мы поставленные задачи на уроке?

-Что нового вы сегодня узнали?






Вспоминают задачи урока;

Отвечают на поставленный вопрос.

Отвечают на вопрос, обращаясь к полученным знаниям на уроке.


Принимать социальную роль ученика;

Принимать социальную роль ученика.



Коммуника-тивные: умение строить монологические высказывания; владеть диа-логической формой речи;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый анализ результатов урока;

Познавательные: строить речевые высказывания в устной форме.

5 мин


7. Самоконтроль, оценка деятельности

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.

- А сейчас я предлагаю вам закончить предложение, выбрав один из вариантов ответов. Слайд:

Своей работой на уроке я доволен / недоволен;

За урок я не устал / устал;

Моё настроение стало лучше / стало хуже;

Материал урока мне был понятен / не понятен / полезен / бесполезен.


Участвуют в проведении рефлексии, аргументируя свой выбор.


Уметь оценивать границы собственного знания и не-знания.

Коммуникативные: умение строить монологические высказывания;

владеть диалогической формой речи;

Регулятивные: осуществлять самооценку.


2-3 мин

8. Домашнее задание

Организовать сообщение и объяснение домашнего задания.

- Домашнее задание будет: подготовить небольшое сообщение об одном из обитателей Черного моря. Нарисовать его иллюстрацию. Используя полученные на уроке знания, составьте сканворд (20 вопросов) «У Черного моря». Спасибо за урок, до свидания.

Слушают домашнее задание, его объяснение, записывают в дневник.



Коммуникативные: умение слышать других.

2-3 мин.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!