Создать условия для самостоятельного определения и формулирования детьми темы. | - Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? Ответ: У Черного моря. Слайд - Верно, мы отправляемся на Черноморское побережье. Каждый бывал или хотел бы побывать на черноморском побережье. Сегодня мы можем совершить увлекательное путешествие в эту удивительную зону – субтропики, узнать о причинах приятного климата, богатстве животного и растительного мира, морских обитателях, курортных городах и многом другом. - Ребята, посмотрите, к нам прибыл гость, пират Джек, он очень хочет путешествовать с нами, чтобы тоже узнать что-то новое и интересное о Черном море, возьмем его с собой? Слайд: - У нас посадка на корабль, путешествие начинается, все готовы? Тогда начнем. Слайд - Посмотрите на слайд, здесь составлен маршрутный лист, но пират Джек случайно перепутал правильную последовательность плана путешествия, нам нужно составить маршрутный лист по правильному порядку. - Отлично, молодцы, ребята, можем продолжить, какой первый пункт плана, кто скажет? - Правильно, посмотрите, в первом пункте плана Джек предлагает вспомнить прошлый урок, ваша задача: пройти небольшой тест, чтобы мы могли вспомнить прошлую тему и начать новую. (Раздаются листы с тестом) А1. Каковы погодные условия в пустыне? 1) жаркое лето, осадков мало 2) жаркое лето, суровая зима 3) тёплое дождливое лето 4) короткое жаркое лето А2. Какое колючее растение охотно поедают верблюды? 1) джузгун 3) верблюжью колючку 2) колосняк 4) кактусы А3. Какое животное называют «кораблем пустыни»? 1) сайгака 3) корсака 2) верблюда 4) скарабея А4. Что такое барханы? 1) животные 3) валы из песка 2) растения 4) пыльные бури В1. Какое животное с помощью длинных сильных ног прыгает до 3 м в высоту? 1) сайгак 3) ящурка быстрая 2) корсак 4) тушканчик В2. Какому жуку поклонялись в Древнем Египте как божеству 1) жуку-красотелу 3) жуку-чернотелке 2) скарабею 4) жуку-оленю - Здорово, ребята, мы прошли это задание, я соберу ваши тесты, и мы продолжаем, что же нам предлагает Джек, вспомните второй пункт плана. | С помощью учителя, наводящих вопросов определяют тему урока. | | Уметь оценивать границы собственного знания и незнания. | Регулятивные: умение выдвинуть учебную задачу; составить план действий; Познавательные: умение выделить важную информацию с помощью источника информации; умение устанавливать причинно -следственные связи; Коммуникативные: умение строить понятные высказывания для других; умение строить монологические высказывания; владеть диалогической формой речи. | 1 мин |
Создать условия для яркого, эмоционального восприятия нового материала; Познакомить с растениями и животными Черноморья; Познакомить учащихся с понятиями тропики и субтропики; Развивать познавательные психические процессы: внимание, восприятие, мышление, память; Способствовать воспитанию мотивации к учению. Способствовать развитию представлений о значимости животного и растительного мира Черноморья; | - Обратимся к карте. Где находится зона субтропических лесов? (Она расположена на побережье. С одной стороны Кавказские горы, а с другой – Черное море.) - Какую по размеру площадь занимает эта зона? (Она занимает очень маленькую территорию.) - Вы сказали верно, зона субтропиков занимает очень небольшую территорию. Она расположена на побережье: с одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Черное море. Слайд - Как солнечные лучи нагревают земную поверхность вблизи тропиков? (Солнечные лучи падают почти отвесно.) - В каком тепловом поясе расположена зона субтропиков? (В умеренном поясе, но близко к Северному тропику) - В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. - Какие это горы по высоте? (Высокие горы) - Верно, это высокие молодые горы, они являются преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами. - А затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Высокие и молодые Кавказские горы, находятся близко, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Воздух здесь влажный. Слайд - Что такое тропики? (Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.) - А в переводе с латинского приставка «суб» означает «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками). - Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь кусочек. - Ребята, узнав о погодных условиях природы Черноморья, сможем ли мы собрать вещи для Джека? - Что может взять с собой Джек? (летняя одежда, головной убор (бейсболка), солнцезащитные очки, плавательный круг). - Здорово, ребята, мы собрали Джеку летние вещи, теперь можем продолжить наше путешествие. - Какая же следующий пункт плана, кто скажет? (животный и растительный мир). - Верно, Джек хочет вместе с вами увидеть растительный мир, посмотрите на слайд. - Растительный мир этой зоны богат и разнообразен. На склонах гор раскинулись нетронутые человеком широколиственные леса. Здесь произрастают бук и дуб – величественные деревья, известные своей высококачественной древесиной. - Так же в этих лесах растет клен, липа, граб, каштан. В парках и на улицах городов высажены вечнозеленые растения: пицундская сосна, кипарис, туя, лавр. - Посмотрите на слайд, Джек собрал листья деревьев, которые мы сейчас обсуждали, он хочет соотнести лист с деревом, ему нужна наша помощь, лист к какому дереву, соотнесем первый? Второй? Третий? Четвертый? - Здорово. - Ребята, мы смогли помочь Джеку. - Это еще не конец всех растений на Черноморском побережье, их есть еще огромное количество, если вас заинтересовал растительный мир этой природы, вы можете самостоятельно изучить его с помощью различных энциклопедий, книг и источников в сети Интернет. - Встаньте пожалуйста и выйдите из-за своих парт, чтобы немного отдохнуть, повторяем движения за мной. Физкультминутка. Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями. Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.) Поглядите: чайки важно Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.) Сядьте, дети на песок, Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.) - Спасибо, все были очень активными. - Посмотрите на слайд, кто-то знает это место? - В городе Сочи есть знаменитый дендрарий (от греч. δένδρον – дерево) – уникальное собрание субтропической флоры и фауны, которое является памятником садово-паркового искусства. - Здесь собраны около 2000 видов растений со всего мира: лучистая сосна из Северной Америки, пинус пиния из Италии (из полена такого дерева был изготовлен сказочный Пиноккио), пробковый дуб из Средиземноморья (из его коры изготавливают пробки для бутылок) и др. - В сочинском дендрарии богатая коллекция пальм. Вот, например, слоновая пальма, ей больше 100 лет, ее ствол похож на ногу слона. Этот вид привезен из Чили. Самые высокие деревья в сочинском дендрарии – кипарисы, их название происходит от острова Кипр. - В дендрарии представлено множество видом цветов и цветущих растений, поэтому здесь круглый год можно наблюдать красочное цветение того или иного вида. Осенью и зимой цветет камелия, привезенная из Японии. С середины зимы цветет эрика, этот цветущий кустарник очень украшает зимний парк. - Сочинский дендрарий – безопасная зона не только для редких видов растений, но и для животных. Здесь много птиц: пеликаны, павлины, черные лебеди др. - Черноморское побережье издревле славится великолепными урожаями овощей и фруктов. - Чтобы их узнать, разгадайте кроссворд. Слайд - Правильно, здесь выращивают тыкву, болгарский перец, персики, виноград, мандарины и даже чай. - Только ли растения могут быть на побережье Черноморья, может мы про что-то забыли сказать? - Какакие же животные могут быть в теплых местах? (ответы детей) - Посмотрите на слайд, богат и разнообразен животный мир зоны субтропиков. Жаркий влажный климат подходит насекомым: среди зеленой листвы можно разглядеть богомола (питается мелкими насекомыми), вечером слышно стрекотание цикады (растительноядна), сложно найти на олеандре олеандрового бражника – спасаясь от врагов, он маскируется под раскраску этого растения. - В этой зоне обитает кавказская ящерица, она безобидная, быстрая и ловкая. - Ярка и необычна птица удод, у нее длинный острый клюв, а красочный хохолок иногда раскрывается в форме веера. Его излюбленная еда – личинки муравьев и гусеницы, а также различные насекомые. - В Кавказских горах обитают косули, благородные и грациозные животные, своим спокойствием подчеркивающие умиротворенность этих мест. - Но в случае необходимости косули могут развивать высокую скорость и совершать прыжки до 8 м в длину, это животные обитающие на суше, а теперь обратимся к животным в воде. - Какие обитатели могут встретиться в море? (ответы детей) - В Черном море обитают дельфины афалины – общительные, умные и легкообучаемые животные. - Афалины общаются между собой при помощи свистов на ультразвуковой частоте – человеческое ухо способно различить только некоторые из этих звуков, питаются . - Медуза – одно из самых древних живых существ на Земле, они появились еще до динозавров. - Они только выглядят дряблыми, а наощупь медузы упругие и твердые. Они имеют зонтикоподобное строение с множеством щупалец. Если дотронуться до медузы, обожжешься, как при прикосновении к крапиве, – так медуза защищается. Но если медузу выбрасывает волной на берег, она погибает, потому что почти полностью состоит из воды и не может находиться на суше. - И это еще не весь список обитателей моря, ведь на планете Земля, их огромное количество. - Чтобы вы могли запомнить, чем же питаются животные, я предлагаю посмотреть на слайд и составить цепь питания в правильной последовательности, позже, мы проверим ваши ответы. - Молодцы, ребята, я вижу, что вы запомнили, чем питается каждый обитатель субтропиков, но это не все животные обитающие на Черноморье. - Как вы думаете, кроме путешествия, для чего люди уезжают на море? (чтобы отдыхать) - А сейчас, я расскажу, что же еще ожидает у берегов Черноморья. - На побережье Черного моря ежегодно отдыхают и оздоравливаются тысячи россиян. Самые популярные курортные города – это Анапа, Геленджик, Туапсе, кто-то был в этих городах? Хотели бы еще посетить? - И, конечно же, Сочи, который является самым крупным курортным городом России и Европы, а также неофициально именуется летней, южной и курортной «столицей» России. | Отвечают на вопросы учителя, опираясь на свои знания. Отвечают на поставленные вопросы. Систематизируют свои знания, полученные на данном этапе урока. Участвуют в физкультминутке, повторяют за педагогом. | Иметь знание о субтропической природной зоне, о природе Черноморья, ее обитателями, растительным миром; Осознавать значение животного и растительного мира в жизни человека; Научить соотносить растения по их признакам; Научить составлять цепь питания животных. | Уметь оценивать границы собственного знания и незнания; Принимать социальную роль ученика; Уметь находить и показывать субтропики на карте России. | Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные ориентиры действия в новом материале; Познавательные: умение выделить важную информацию с помощью источника ин-формации; умение устанавливать причинно - следственные связи; осуществлять анализ объектов с выделением их существенных признаков; Коммуникативные: умение строить монологические высказывания; владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения. | 20 мин |
Закрепить новый материал. | - Джек приготовил задание, нужно будет выполнить его самостоятельно, чтобы вы запомнили все то, о чем мы говорили на уроке, я раздам задания, после чего, все проверим с помощью слайда. (Ответы будут на слайде) Выберите необходимое продолжение приведенных утверждений. 1. На побережье Черного моря… а) холодное лето и теплая зима; б) жаркое лето и холодная зима; в) жаркое лето и теплая зима. 2. Теплый климат здесь благодаря… а) морю; б) морю и горам; в) горам. 3. Цикада – это… а) растение; б) насекомое; в) птица. 4. Люди приезжают к Черному морю… а) отдыхать; б) лечиться и отдыхать; в) работать. 5. Медуза жжется как крапива. Таким образом, она… а) защищается; б) нападает; в) обезвреживает врага. 6. Олеандр – это… а) трава; б) кустарник; в) высокое дерево. 7. В городе Сочи есть… а) Сочинский санаторий; б) Ботанический сад; в) Сочинский дендрарий. 8. Выращиванием каких культурных растений занимаются на Черноморском побережье? а) лук, помидор, картофель, морковь; б) болгарский перец, персики, виноград, мандарины; в) арбуз, дыня, сливы, ананас, грейпфрут. 9. Какие курортные города находятся на побережье Черного моря? а) Анапа, Геленджик, Туапсе; б) Москва; Красноярск; Кемерово; в) Краснодар, Томск; Новокузнецк. 10. Зона субтропиков расположена… а) на побережье: с одной стороны – Африка, а с другой Атлантический океан; б) на побережье: с одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Черное море; в) на побережье: с одной стороны – Кемерово, а с другой река Томь. | Слушают задание, инструкцию по его выполнению. Проверяют выполненную работу, слушают друг друга, дополняют. | | Уметь оценивать границы собственного знания и незнания; Принимать социальную роль ученика. | Коммуникативные: умение строить понятные вы-скалывания для других; умение строить монологические высказывания; допускать возможность существова-ния у людей различных точек зрения; Регулятив-ные: умение принимать и сохранять учебную за-дачу; учитывать выделенные ориентиры действия в новом мате-риале; Познавательные: строить речевые высказывания в письменной форме. | 10мин. |