• Мотивировать учащихся на изучение темы. • Стимулировать желание писать лирический текст о весне | В школе проводился конкурс литературного творчества «Весна идет. Весне дорогу!» по номинациям: «Лучший сценарий сказки «Весна в окно стучится», «Лучшая поэтическая зарисовка «Это утро, радость эта…. Это все весна», «Лучший текст описание «В окно повеяло весною». Аня и Ваня отважились принять участие в номинации «Лучший текст описание «В окно повеяло весною». Аня призадумалась и стала собирать литературный материал: зарисовки русских писателей и поэтов о весне, иллюстрации, музыкальные фрагменты. А Ваня, не задумываясь, написал текст и представил его Ане: «Дело было весной. Мы с друзьями решили пускать кораблики по ручьям. Кораблики сложили из старой газеты. Вышли на улицу. Ручей оказался слишком узкий. Мы с мальчишками взяли лопатки и раскопали ручей пошире. Нам было очень весело». Аня внимательно прослушала текст описание Вани и сказала: «Такой текст не является описанием на тему «В окно повеяло весною». Ваня удивился и стал возражать, что он описывал именно приход весны. Ребята, можно ли согласиться с Ваней? Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что им пока не хватает определенных знаний и умений для убедительного представления своей позиции. Есть ли у вас желание научиться писать текст описание о наступлении весны, чтобы помочь Ване? | Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; - проявлять желание писать лирический текст о весне |
Цели: • Стимулировать интерес к чтению лирических стихотворений о весне. • Стимулировать желание составлять лирический текст на тему «Весна». • Актуализировать знания о признаках лирического произведения. • Актуализировать умения работать с лирическим текстом. • Ввести понятие «лирический текст», «никнут», «ходят в полосе», «шелковые травы», «одурманен». • Научить: - определять признаки лирического произведения и обосновывать свое мнение; - определять средства выразительности лирического текста и обосновывать свое мнение; - соотносить сюжет картины с содержанием лирического текста и обосновывать свое мнение; - работать с текстом лирического произведения - выразительно читать поэтический текст; - определять в лирическом тексте олицетворения и писать их; - составлять текст описание, используя олицетворения и образные выражения; - проводить исследование текстов и оформлять его результаты в таблице; - выполнять учебное задание, используя план; - выполнять самопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; - подбирать адекватные высказывания, представляя свое суждение в рамках учебного диалога. | Задание 1 (З) Назовите значение выражения «лирический текст». Расскажите алгоритм работы с лирическим текстом. * З адание 2 (З) Учебник с.143 С.Есенин «Сыплет черемуха снегом» Назовите значение выражения: «никнут», «ходят в полосе», «шелковые травы», «одурманен». Назовите главную мысль произведения. Назовите тему произведения. Назовите слова и словосочетания, раскрывающие отношение автора к весне в данном произведении. Дальнейшая работа ведется по алгоритму работы с лирическим текстом.* Задание 3 (П) Можно ли утверждать, что в стихотворении С.Есенина «Сыплет черемуха снегом» описывается снегопад? Обоснуйте свое мнение. Верно ли, что автору не нравиться весна? Обоснуйте свое мнение. З адание 4 (У) Учебник с.143 С.Есенин «Сыплет черемуха снегом» с взаимооценкой Прочитайте стихотворение «Сыплет черемуха снегом», учитывая критерии оценивания выразительного чтения*. громкость (адекватность содержанию) соблюдение логических и психологических пауз логические ударения мелодика (движение голоса по звукам) выбор эмоционального тона Задание 5 (У) Подберите слова ассоциации к слову «черемуха». Черемуха - белоснежная, невеста, метелица, красавица, аромат, весенний символ. Составьте текст описание черемухи и представьте его. Задание 6 (З) Учебник с.144 С.Есенин «С добрым утром» Назовите значение выражения «зеркало затона», «брезжит», «заводи», «плетень». Назовите главную мысль стихотворения. Назовите тему стихотворения. Дальнейшая работа ведется по алгоритму работы с лирическим текстом.* Назовите звуки, повторяющиеся в первой строфе. Опишите картину, которую предлагает автор в первой строфе. Назовите звуки, повторяющиеся во второй строфе. Опишите картину, которую предлагает автор во второй строфе. Назовите звуки передающие состояние природы в третьей строфе. Задание 7 (П) Верно ли, что в первой строфе автор описывает картину увядания природы? Обоснуйте свое мнение. Можно ли утверждать, что во второй строфе автор описывает поникшую березу? Обоснуйте свое мнение. Верно ли, что в третьей строфе ощущается настроение природы? Обоснуйте свое мнение. Задание 8 (У) Учебник с.144 Выпишите из текста стихотворения С.Есенина «С добрым утром» олицетворения. Предложите свои варианты олицетворения на тему «Весна». Параметры сравнения | С.Есенин «С добрым утром» | Свой вариант | березки | сонные, растрепали шелковые косы | веселые, молодые, изумрудные сережки | роса | горят серебряные росы | сверкают яркие росы | крапива | обрядилась перламутром | надела зеленый сарафан | небо | сетка небосклона | синий платок | Задание 9 (У) Составьте описание весенней природы на основе стихотворения С.Есенина «С добрым утром», выбирая любой фрагмент: «Рассвет» - ……………. «Просыпаются березки» - ……………….. «Шепчет крапива» - ……………………… Задание 10 (У) Составьте текст «Весна», используя олицетворения и образные выражения. Проведите исследование составленного вами текста «Весна» и текста стихотворения С.Есенина «С добрым утором» и оформите его результаты в таблице. Параметры сравнения | Авторский рассказ «Весна» | С.Есенин «С добрым утром» | Жанр | | | Тема | | | Настроение | | | Образные выражения | | | Отношение автора | | | З адание 11 (У) с взаимооценкой Прочитайте стихотворение С.Есенина «С добрым утром» наизусть, учитывая критерии выразительного чтения. З адание 12 (У) с взаимооценкой Из предложенных репродукций выберите ту, которая соответствует настроению стихотворения С.Есенина «С добрым утром». Из предложенных репродукций выберите ту, которая соответствует настроению составленного вами текста, и представьте ее убедительно.** *Алгоритм работы с лирическим текстом, был введен во 2 классе ТК № 1, с. 5. **П.Брюллов «Весна», А.Венецианов «На пашне», Б.Кустодиев «Весна», А.Куинджи «Ранняя весна» Можно предложить другие репродукции картин на тему весна. | Диагностические задания 1.Выпишите примеры олицетворения из стихотворения С.Есенина «С добрым утром» (задремали звезды, улыбнулись сонные березки). 2. Опишите чувства, которые вызывает у вас стихотворение С.Есенина «С добрым утром». Стихотворение С.Есенина «С добрым утром» вызывает чувство ………………………….. . 3. Напишите слова ассоциации, которые у вас вызывает слово «весна» Весна - …………………… Личностные умения: - проявлять интерес к лирическим стихотворениям о весне; - проявлять желание составлять лирический текст на тему «Весна». Познавательные умения: - раскрывать значение понятия «лирический текст», «никнут», «ходят в полосе», «шелковые травы», «одурманен» и использовать его в активном словаре; - определять признаки лирического произведения и обосновывать свое мнение; - определять средства выразительности лирического текста и обосновывать свое мнение; - соотносить сюжет картины с содержанием лирического текста и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя план; - выполнять самопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: - подбирать адекватные высказывания, представляя свое суждение в рамках учебного диалога. Предметные умения: - работать с текстом лирического произведения - выразительно читать поэтический текст; - определять в лирическом тексте олицетворения и писать их; - составлять текст описание, используя олицетворения и образные выражения; - проводить исследование текстов и оформлять его результаты в таблице. |