СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по разделу "Картины родной природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта разработана по разделу "Картины родной природы" в количестве 18 часов по литературному чтению УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по разделу "Картины родной природы"»

3 класс

УМК «Перспектива»

Литературное чтение

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема раздела

Картины родной природы (18 часов)

Темы изучения

Картины родной природы (18 часов)

Цели изучения

Сформировать эмоционально-ценностное отношение к произведениям русских писателей и поэтов о родной природе.

Ввести алгоритм составления текста описания.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы,

Термины и понятия

Изучение художественных произведений русских писателей и поэтов о родной природе. Анализ произведений живописи и литературы, посвящённых русской природе. Освоение средств художественной выразительности: эпитет, сравнение, олицетворение. Освоение алгоритма составления текста описания.

Благовонные ветерки, лирическое произведение, колесница золотая, настроение произведения, никнут, олицетворение, перлы, саван, сравнение, чиликанье, фукнуть, шелковые травы, эпитет.

Планируемый результат

Личностные умения


Метапредметные умения


Предметные умения


Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание читать лирические произведения о русской природе;

- проявлять интерес к составлению собственного текста описания «В окно повеяло весною»;

- осознание успешности при изучении темы.


Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «лирический текст», «олицетворение», «сравнение», «эпитет», «перлы», «фукнуть», «студеный», «ходят в полосе», «шелковые травы», «одурманен», «колесница золотая», «чиликанье», «саван» и использовать их в активном словаре.

- определять особенности лирического произведения и обосновывать свое мнение;

- соотносить сюжет картины с содержанием лирического текста и обосновывать свое мнение;

- определять средства художественной выразительности в поэтических и прозаических текстах и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретённые знания и умения для создания текста описания «В окно повеяло весною».

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание в соответствии с планом;

- выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

- ориентироваться в разных способах выполнения задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.


• Работать с текстом лирического произведения.

• Составлять рассказ о картине, используя простой и сложный план.

• Проводить исследование текстов и оформлять его результаты в таблице.

• Писать лирический текст, используя алгоритм.

• Создавать и оформлять текст описание «В окно повеяло весною».



Организация образовательного пространства

Метапредметные связи

Ресурсы

Формы работы

ИЗО

Тема – «Пейзаж».

Русский язык

Тема – «Текст», «Имя прилагательное»

Окружающий мир

Тема – «Лес – волшебный дворец», «Луг»

Музыка

Тема – «Времена года».

Информационный материал

Учебник «Литературное чтение», часть 2, с.138-155.

Творческая тетрадь, с. 55 - 63.

Демонстрационный материал

Репродукции картин Е.Волкова, В. Пурвита, В. Борисова – Мусатова, А. Васнецова, И. Шишкина.

Аудиозаписи произведений А. Вивальди, П.Чайковского, Г.Свиридова, М.Глинки.

Детские книги с произведениями о временах года.

Интерактивный материал

Карточки с учебными заданиями, презентация «Сергей Есенин».



Фронтальная.

Другие формы работы:

индивидуальная - ;

парная – ,

групповая- .


I этап. Самоопределение в учебной деятельности

Цель деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

• Мотивировать учащихся на изучение темы.

• Стимулировать желание писать лирический текст о весне


В школе проводился конкурс литературного творчества «Весна идет. Весне дорогу!» по номинациям: «Лучший сценарий сказки «Весна в окно стучится», «Лучшая поэтическая зарисовка «Это утро, радость эта…. Это все весна», «Лучший текст описание «В окно повеяло весною».

Аня и Ваня отважились принять участие в номинации «Лучший текст описание «В окно повеяло весною». Аня призадумалась и стала собирать литературный материал: зарисовки русских писателей и поэтов о весне, иллюстрации, музыкальные фрагменты. А Ваня, не задумываясь, написал текст и представил его Ане: «Дело было весной. Мы с друзьями решили пускать кораблики по ручьям. Кораблики сложили из старой газеты. Вышли на улицу. Ручей оказался слишком узкий. Мы с мальчишками взяли лопатки и раскопали ручей пошире. Нам было очень весело».

Аня внимательно прослушала текст описание Вани и сказала: «Такой текст не является описанием на тему «В окно повеяло весною». Ваня удивился и стал возражать, что он описывал именно приход весны.

Ребята, можно ли согласиться с Ваней?

Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что им пока не хватает определенных знаний и умений для убедительного представления своей позиции.

Есть ли у вас желание научиться писать текст описание о наступлении весны, чтобы помочь Ване?


Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять желание писать лирический текст о весне



II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)

Планируемый результат

Блок Б. С.Есенин «Сыплет черемуха снегом»

Цели:

• Стимулировать интерес к чтению лирических стихотворений о весне.

• Стимулировать желание составлять лирический текст на тему «Весна».

• Актуализировать знания

о признаках лирического произведения.

• Актуализировать умения

работать с лирическим текстом.

• Ввести понятие «лирический текст», «никнут», «ходят в полосе», «шелковые травы», «одурманен».

• Научить:

- определять признаки лирического произведения и обосновывать свое мнение;

- определять средства выразительности лирического текста и обосновывать свое мнение;

- соотносить сюжет картины с содержанием лирического текста и обосновывать свое мнение;

- работать с текстом лирического произведения

- выразительно читать поэтический текст;

- определять в лирическом тексте олицетворения и писать их;

- составлять текст описание, используя олицетворения и образные выражения;

- проводить исследование текстов и оформлять его результаты в таблице;

- выполнять учебное задание, используя план;

- выполнять самопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

- подбирать адекватные высказывания, представляя свое суждение в рамках учебного диалога.


Задание 1 (З)

Назовите значение выражения «лирический текст».

Расскажите алгоритм работы с лирическим текстом. *

Задание 2 (З) Учебник с.143 С.Есенин «Сыплет черемуха снегом»

Назовите значение выражения: «никнут», «ходят в полосе», «шелковые травы», «одурманен».

Назовите главную мысль произведения.

Назовите тему произведения.

Назовите слова и словосочетания, раскрывающие отношение автора к весне в данном произведении.

Дальнейшая работа ведется по алгоритму работы с лирическим текстом.*

Задание 3 (П)

Можно ли утверждать, что в стихотворении С.Есенина «Сыплет черемуха снегом» описывается снегопад? Обоснуйте свое мнение.

Верно ли, что автору не нравиться весна? Обоснуйте свое мнение.

Задание 4 (У) Учебник с.143 С.Есенин «Сыплет черемуха снегом» с взаимооценкой

Прочитайте стихотворение «Сыплет черемуха снегом», учитывая критерии оценивания выразительного чтения*.

  • громкость (адекватность содержанию)

  • соблюдение логических и психологических пауз

  • логические ударения

  • мелодика (движение голоса по звукам)

  • выбор эмоционального тона

Задание 5 (У)

Подберите слова ассоциации к слову «черемуха».

Черемуха - белоснежная, невеста, метелица, красавица, аромат, весенний символ.

Составьте текст описание черемухи и представьте его.

Задание 6 (З) Учебник с.144 С.Есенин «С добрым утром»

Назовите значение выражения «зеркало затона», «брезжит», «заводи», «плетень».

Назовите главную мысль стихотворения.

Назовите тему стихотворения.

Дальнейшая работа ведется по алгоритму работы с лирическим текстом.*

Назовите звуки, повторяющиеся в первой строфе.

Опишите картину, которую предлагает автор в первой строфе.

Назовите звуки, повторяющиеся во второй строфе.

Опишите картину, которую предлагает автор во второй строфе.

Назовите звуки передающие состояние природы в третьей строфе.

Задание 7 (П)

Верно ли, что в первой строфе автор описывает картину увядания природы? Обоснуйте свое мнение.

Можно ли утверждать, что во второй строфе автор описывает поникшую березу? Обоснуйте свое мнение.

Верно ли, что в третьей строфе ощущается настроение природы? Обоснуйте свое мнение.

Задание 8 (У) Учебник с.144

Выпишите из текста стихотворения С.Есенина «С добрым утром» олицетворения.

Предложите свои варианты олицетворения на тему «Весна».

Параметры сравнения

С.Есенин «С добрым утром»

Свой вариант

березки

сонные,

растрепали шелковые косы

веселые, молодые, изумрудные сережки

роса

горят серебряные росы

сверкают яркие росы

крапива

обрядилась перламутром

надела зеленый сарафан

небо

сетка небосклона

синий платок

Задание 9 (У)

Составьте описание весенней природы на основе стихотворения С.Есенина «С добрым утром», выбирая любой фрагмент:

«Рассвет» - …………….

«Просыпаются березки» - ………………..

«Шепчет крапива» - ………………………

Задание 10 (У)

Составьте текст «Весна», используя олицетворения и образные выражения.

Проведите исследование составленного вами текста «Весна» и текста стихотворения С.Есенина «С добрым утором» и оформите его результаты в таблице.

Параметры сравнения

Авторский рассказ «Весна»

С.Есенин

«С добрым утром»

Жанр



Тема



Настроение



Образные выражения



Отношение автора



Задание 11 (У) с взаимооценкой

Прочитайте стихотворение С.Есенина «С добрым утром» наизусть, учитывая критерии выразительного чтения.

Задание 12 (У) с взаимооценкой

Из предложенных репродукций выберите ту, которая соответствует настроению стихотворения С.Есенина «С добрым утром».

Из предложенных репродукций выберите ту, которая соответствует настроению составленного вами текста, и представьте ее убедительно.**


*Алгоритм работы с лирическим текстом, был введен во 2 классе ТК № 1, с. 5.

**П.Брюллов «Весна», А.Венецианов «На пашне», Б.Кустодиев «Весна», А.Куинджи «Ранняя весна» Можно предложить другие репродукции картин на тему весна.


Диагностические задания

1.Выпишите примеры олицетворения из стихотворения С.Есенина «С добрым утром» (задремали звезды, улыбнулись сонные березки).

2. Опишите чувства, которые вызывает у вас стихотворение С.Есенина «С добрым утром». Стихотворение С.Есенина

«С добрым утром» вызывает чувство ………………………….. .

3. Напишите слова ассоциации, которые у вас вызывает слово «весна»

Весна - ……………………


Личностные умения:

- проявлять интерес к лирическим стихотворениям о весне;

- проявлять желание составлять лирический текст на тему «Весна».

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «лирический текст», «никнут», «ходят в полосе», «шелковые травы», «одурманен» и использовать его в активном словаре;

- определять признаки лирического произведения и обосновывать свое мнение;

- определять средства выразительности лирического текста и обосновывать свое мнение;

- соотносить сюжет картины с содержанием лирического текста и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя план;

- выполнять самопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

- подбирать адекватные высказывания, представляя свое суждение в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- работать с текстом лирического произведения

- выразительно читать поэтический текст;

- определять в лирическом тексте олицетворения и писать их;

- составлять текст описание, используя олицетворения и образные выражения;

- проводить исследование текстов и оформлять его результаты в таблице.



6