Программа, автор (ы) | «Перспективная начальная школа» М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова |
Класс | 4 |
Раздел (содержательная линия) | Орфограммы в приставках |
Тема урока | Правописание безударных гласных в приставках. Правописание приставок на З/С |
Цели урока | - вспомнить отличие приставок от предлогов и правило написания этих языковых единиц; - формирование умения писать слова с приставками, оканчивающимися на З\С, и с приставкой С - научиться определять место орфограммы; - формировать умение проверять орфограммы в корне и приставке; - формировать умение определять место орфограммы в слове; - учиться проверять и правильно писать орфограммы разных типов. |
Основное содержание урока | Формирование умения писать слова с приставками, оканчивающимися на З\С, и с приставкой с-. |
Термины и понятия | Приставка, предлог, безударный гласный, парный согласный |
Планируемый результат |
Предметные умения | Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Личностные умения |
- познакомить обучающихся с правилом правописания приставок без-/бес-, из-/ис-, раз-/рас; - начать работу по отработке написания слов с этими приставками | Метапредметные: - способствовать овладению способностью определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формировать умение наблюдать, анализировать и обобщать, выдвигать гипотезу на основе наблюдения за языковым материалом; - формировать умение делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя; - учить преобразовывать информацию из одной формы в другую. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - использование знаково-символических средств; - умение структурировать знания; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества; - умение выражать свои мысли; Регулятивные: - целеполагание - саморегуляция - самоконтроль - коррекция - оценка | - самоопределение; - смыслообразование |
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Ресурсы (информационный, демонстрационный, интерактивный материал) | Формы работы |
| - карточки для парной и групповой работы - тест - ИКТ | Репродуктивный метод; беседа; самостоятельная работа с учебником. Парная и групповая работа |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Название этапа: Организационный этап Педагогические задачи: настроить детей на урок; Планируемый результат: Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности |
- Доброе утро, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи на уроке. | Приветствовать учителя. Настраиваются на положительную работу на уроке |
Название этапа: Мотивация к учебной деятельности Педагогические задачи: постановка учебной цели Планируемый результат: - Личностные УУД( самоопределение, смыслообразование) - Познавательные УУД (целеполагание) |
А начать его я предлагаю русской поговоркой: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть». - Как вы понимаете эту народную мудрость? - Как вы думаете, почему именно этой поговоркой? - К какому блоку относится урок? - Какую главную цель мы ставим на уроках блока «Правописание»? | - Выдвигают свою точку зрения - Правописание - Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком) |
Название этапа: Актуализация знаний и выявление проблемы Педагогические задачи: научить аккуратно писать. Вспомнить изученные орфограммы Планируемый результат: - Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, обобщение, аналогия. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы. |
- Предлагаю провести орфографическую разминку. Я прочитаю слова, а вы должны определить орфограмму, которая есть в каждом слове. подумать, закрыть, прописка, прошить, доплыть, надстроить - В какой части слова находится орфограмма? Как она называется? - Какое задание мы можем выполнить с этими словами? - Какие умения вам понадобятся для его выполнения? Учитель диктует, - Проверьте свою работу по эталону. Оцените на шкалах. - Что вы можете сказать о правописании этих приставок? Могут ли они менять своё написание? - Как вы думаете, есть ли приставки, которые могут менять написание в зависимости от каких-либо условий? - Давайте попробуем разобраться. - Возьмите карточку 1. (см. приложение) - Какое задание вам надо будет выполнить? Учащиеся работают в парах. - Посмотрим, какие слова вы записали. рассвет бесполезный испуг разведка бездельник известный - Выделите в словах приставки. - Что вы заметили? - Как вы думаете, есть ли какая-то закономерность в написании этих приставок? Можем ли мы их проверить? | Дети слушают слова Отвечают: в приставке, безударная гласная в приставке Отвечают: провести классификацию и записать слова в два столбика Отвечают. Предлагают свои версии для дальнейшей работы. Дети записывают слова. Проверяют работу Отвечают: нет, они пишутся традиционно Отвечают: угадать слово по его лексическому значению Проверяют свою работу Выделяют приставку карандашом - одни приставки пишутся с буквой з, а другие - с буквой; Отвечают. |
Название этапа: Определение темы и постановка учебной задачи Педагогические задачи: определить тему урока и поставить совместно с учащимся учебную задачу на урок. Планируемый результат: - Регулятивные УУД ( целеполагание, как постановка учебной деятельности) |
- Какова тема урока? - Какую учебную задачу мы должны будем выполнить? - Где мы можем узнать эту информацию? - Но интереснее догадаться самим | - Правописание приставок с буквами з и с; - Выяснить, можно ли проверить, как пишутся эти приставки; научиться писать слова с приставками; - в учебнике, справочнике, в Интернете |
Физкультминутка Педагогические задачи: организовать физическую и эмоциональную разгрузку; Планируемый результат: Личностные: имеют установку на здоровый образ жизни. |
Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку |
Название этапа: Открытие новых знаний. Педагогические задачи: уметь работать самостоятельно, работать с учебником Планируемый результат: - Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли); - Познавательные УУД (планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли) - Познавательные УУД (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация) - Познавательные УУД (использование знаково-символических средств) |
- Я предлагаю вам провести исследование и понаблюдать за словами с интересующими нас приставками. - Возьмите конверт. В нём лежат карточки и таблица (см. приложение). Вы должны распределить работу и заполнить предложенную таблицу. Не забывайте о правилах работы, для того, чтобы ваша группа успешно справилась с заданием. - Какое время необходимо для выполнения работы? - Давайте обобщим ваши наблюдения и сделаем выводы. - Когда же в приставках пишется буква з? А когда буква с? - Как мы можем себя проверить? - Что ещё мы можем сделать, чтобы лучше запомнить это правило? - Возьмите карточку с алгоритмом и дополните его. (см. приложение) - Проверьте свой алгоритм. | Групповая работа (сравнить свой вывод с выводом в учебнике стр.56 ) Учащиеся читают вывод в учебнике на стр.56. - составить алгоритм - дополняют алгоритм - проверяют |
Название этапа: Первичное закрепление Педагогические задачи: научить работать с учебником, слушать и уважать мнение других. Планируемый результат: Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) Регулятивные УУД (умение действовать по алгоритму) Познавательные УУД (использование знаково-символических средств) |
- А теперь наш помощник будет помогать нам в выборе нужной приставки. - Предлагаю вам поработать в парах, для того, чтобы лучше запомнить алгоритм и потренироваться в написании слов с приставками, оканчивающимися на з//с Учащиеся выполняют упражнение 134 на странице 127,128. | Работа в парах |
Название этапа: Самоконтроль с самопроверкой по эталону. Педагогические задачи: уметь работать самостоятельно, работать с тестом Планируемый результат: Регулятивные УУД (самоконтроль, саморегуляция, оценивание качества и уровня усвоения) |
- Какую учебную задачу мы поставили? - Проверить, достигли ли мы её, нам поможет самостоятельная работа, которую мы выполним с помощью теста. | - научиться писать слова с приставками, которые оканчиваются на з и с - учащиеся выполняют тест «Правописание приставок» После выполнения проходит обсуждение результатов. |
Название этапа: Рефлексия Педагогические задачи: научить адекватно оценивать себя, принимать свои ошибки. Планируемый результат: Познавательные УУД (умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности, прогнозирование) Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли). |
- Какую учебную задачу мы поставили? Смогли ли мы её достичь? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? - Что я нового узнал для себя? - Смогу ли я в дальнейшем применять это в жизни? | Отвечают на вопросы, анализируют свою активность на уроке. |
Домашнее задание: | Тетрадь для самостоятельной работы № 2, задания 64, 65 (с. 69,70) |
1. Учебник русского языка 3 часть, М.Л. Каленчук;
2. Русский язык 4 класс. Методическое пособие. Под редакцией Р.Г. Чураковой.
3. Русский язык. Поурочное планирование. Часть 2. Н.М. Лаврова.
4. Тетрадь для самостоятельной работы № 2. Т.А. Байкова. Под редакцией М.Л. Каленчук.