Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
II. Формулирование темы и целей урока | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. – Как будет звучать тема нашего урока? – Тема нашего урока: «Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке». – Какова цель урока? – Определите цели урока, используя опорные слова | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня на уроке… МЫ | познакомимся с… | узнаем… | вспомним… | будем уметь… | сможем поразмышлять… | | Демонстрировать выполнение пробного учебного действия. Аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации |
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику. Упражнение 5 | Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме урока. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме. – Устно образуйте от основ существительных прилагательные с помощью суффикса -ист-. – Запишите прилагательные в два столбика так, чтобы написание суффикса в словах правого столбика можно было проверить словами из левого столбика. – Выделите суффикс | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение. Анализируют образец и делают вывод, что в левый столбик нужно выписывать слова, в которых суффикс -ист- под ударением, а в правый – слова, где суффикс безударный. тен/и́ст/ый скал/и́ст/ый холм/и́ст/ый пятн/и́ст/ый плеч/и́ст/ый голос/и́ст/ый куст/и́ст/ый камен/и́ст/ый дупл/и́ст/ый ворс/и́ст/ый | уха́б/ист/ый гли́н/ист/ый и́л/ист/ый морщи́н/ист/ый боло́т/ист/ый мозо́л/ист/ый пружи́н/ист/ый зади́р/ист/ый хулига́н/ист/ый обры́в/ист/ый | | Моделировать и преобразовывать модели разных типов (предметы, схемы, знаки и т. д.). Устанавливать причинно-следственные связи. Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации |
IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний. Работа по учебнику. Упражнение 6 | Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Прочитайте те словосочетания, где в прилагательных выделен суффикс -ов-. – Какие из этих прилагательных образованы с помощью суффикса -ов- от основ существительных – названий растений? – А какие образованы от основ существительных – названий животных? – Прочитайте другие словосочетания, где в суффиксе прилагательных есть пропуск. Как вы думаете, какая это буква? – В прилагательных под ударением и без ударения пишутся один и тот же суффикс или разные? – Могут ли одни прилагательные быть проверочными для других? Запишите прилагательные в два столбика. – Покажите письменно, как образовано слово малиновый. Проверьте себя по словарю. – В каких частях слова на месте безударного гласного пишется та же буква, что и под ударением? | Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Записывают прилагательные в два столбика: морж/о́в/ый дуб/о́в/ый слон/о́в/ая кедр/о́в/ая тигр/о́в/ая кит/о́в/ый ольх/о́в/ая пс/о́в/ая | ли́п/ов/ый апельси́н/ов/ая ри́с/ов/ая коко́с/ов/ая ено́т/ов/ая оре́х/ов/ое лу́к/ов/ое мали́н/ов/ый леопа́рд/ов/ый | Малиновый = малин/; малин/ + ов + … = = малин/ов/ый. – В корнях, суффиксах (и окончаниях) слов в позиции под ударением и без ударения пишется одна и та же буква | Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Осуществлять самоконтроль по эталону |
V. Итоги урока, рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Как проверить написание безударного гласного в суффиксе? – Какое задание было самым интересным и почему? Какое задание было самым трудным? – Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? – Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение к концу урока | Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Высказываются о значимости изученной орфограммы в дальнейшем обучении. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор: | понял… | исследовал… | смогу… | | Отслеживать цель учебной деятельности. Выполнять самооценку на основе критерия успешности. Формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать разные мнения |
Домашнее задание | Организует обсуждение домашнего задания. Тетрадь для СР № 1, упражнение 3 | Записывают домашнее задание. Выполнение упражнения 3. Рассуждение ученика: 1. Тёмной (какой?), но́чкой (страно́й), на ко́чке (на земле́), дубо́вая (кака́я?), ме́лкая (кака́я?), в тенёчке (в столе́). 2. Синим карандашом подчеркиваю слова, в которых есть буквосочетание чк: ночкой, кочке, бочка, осочка, у пенечка (пень), в тенечке (тень). 3. Лугово́й (луговая кочка – кочка на лугу) = луг/; луг/ + ов + ... = луговой. Дубо́вый (дубовая бочка – бочка из досок дуба) = дуб/; дуб/ + ов + ... = = дубовый | Формировать навыки самоорганизации |