II. Формулирование темы и целей урока | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. – Тема нашего урока: «Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке». – Какова цель урока? – Определите цели урока, используя опорные слова | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня на уроке… МЫ | познакомимся с… | узнаем… | вспомним… | будем уметь… | сможем поразмышлять… | | Выполнять мыслительные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация). Извлекать необходимую информацию из текстов |
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику. Упражнение 7 | Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме урока. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме. – Сравните между собой слова в каждой группе. – В словах, входящих в одну и ту же группу, одинаковая приставка? Почему же одна и та же приставка произносится по-разному? Зависит ли это от места ударения в слове? – Можно ли сказать, что в одних и тех же приставках на месте безударного гласного пишется та же буква, что и под ударением? | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположения. – В каждой группе слов использована одна и та же приставка. – Во всех группах слов (кроме 1-й) одна и та же приставка произносится по-разному. Учащиеся делают два вывода: 1) на месте одной и той же буквы гласного в приставке произносятся разные звуки – это зависит от места ударения в слове; 2) произношение разных гласных звуков в одной и той же приставке никак не отражается на написании: на месте безударного гласного в приставке пишется та же буква, что и под ударением | Выражать свои мысли в соответствии с задачей и условием. Выделять необходимую информацию. Формировать смыслообразование. Выполнять мыслительные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация) |
IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний. Работа по учебнику. Упражнение 8 | Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Образуйте от глаголов писать и пускать глаголы с указанными приставками. – Затем от основ получившихся глаголов образуйте существительные. – Выделите приставки. Поставьте ударение. – Сравните, по-разному ли произносится приставка в каждой паре родственных слов – глаголе и существительном. – А разное ли написание приставок в этих парах слов? – Слово какой части речи служит проверочным для родственного слова другой части речи? – Сформулируйте общее правило о написании ударных и безударных гласных, проверяемых ударением, в разных частях слова | Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Показав образование глаголов с приставками и от них отглагольных существительных, обучающиеся выделяют приставки во вновь образованных словах и ставят ударение. Произносят родственные слова с приставками и наблюдают, по-разному ли произносятся гласные звуки в этих приставках. С помощью учителя дети смогут прийти к несколько разным выводам (в зависимости от того, насколько тонко учитель занимался с ними фонетикой и орфоэпией в течение нескольких лет): – Во всех парах слов на месте одной и той же буквы гласного произносятся разные звуки (пр[а]писать – пр[о]пись, з[а]писать – з[а]пись, н[а]дписать – н[а]дпись, п[а]дписать – п[о]дпись; пр[а]пускать – пр[о]пуск, з[а]пускать – з[а]пуск, [а]тпускать – [о]тпуск, д[а]пускать – д[о]пуск). Или: – В некоторых парах слов на месте одной и той же буквы гласного произносятся разные звуки (пр[а]писать – пр[о]пись, з[а]писать – з[а]пись, н[а]дписать – н[а]дпись, п[а]дписать – п[о]дпись; пр[а]пускать – пр[о]пуск, з[а]пускать – з[а]пуск, [а]тпускать – [о]тпуск, д[а]пускать – д[о]пуск) | Осуществлять ак-туализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности. Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку.Выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков |
V. Итоги урока, рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового вы узнали на уроке? – Как написать безударный гласный в приставке? – Какое затруднение у вас возникло? – В чем была причина затруднения? – Какую цель перед собой поставили? – Каким способом действовали? – Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию. – Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить? – Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод. – Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать? – Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг? | Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Высказываются о значимости изученной орфограммы в дальнейшем обучении. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор: | узнал… | исследовал… | научился… | | Выполнять контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Выполнять само-оценку на основе критерия успешности. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
Домашнее задание | Организует обсуждение домашнего задания. Тетрадь для СР № 1, упражнение 4 | Записывают домашнее задание. Выполнение упражнения 4. Рассуждение ученика: Завист/лив/ый (суффикс – счастли́вый), ухаб/ист/ой (суффикс – плечи́стый), по дорог/е (окончание – по земле́), дрож/ит (корень – дро́жь), осин/ов/ый (суффикс – клено́вый), бес/толкового (приставка – бе́столочь), за/варил (приставка – за́пись), про/бегал (приставка – про́пись) | Формировать навыки самоорганизации |