СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка по теме "Подробное изложение с изменением лица по тексту Г.А.Скребицкого "Случай на охоте"" 5 класс (УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме "Подробное изложение с изменением лица по тексту Г.А.Скребицкого "Случай на охоте"" 5 класс (УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.)»


Технологическая карта по русскому языку

Класс: 5

Тема урока: Подробное изложение с изменением лица по тексту Г.А.Скребицкого "Случай на охоте"

Тип урока: усвоение новых знаний

Разновидность урока: традиционный

Уровень подготовленности класса: средний

Средства обучения: текст изложения, записи на доске (план, опорные слова), раздаточный материал

Цели урока:

лингвистическая: знать понятия «тема», «основная мысль», «тип и стиль речи», «текст», «абзац», «микротемы»;

языковая: знать алгоритм написания подробного изложения;

коммуникативная: уметь подробно воспроизводить чужой текст;

культуроведческая: познакомить учащихся с тематикой произведений Г.А.Скребицкого.

Ход урока


Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Примечания

1. Орг. момент

1

Цель: активизировать внимание учащихся, настроить на работу

Метод: беседа

Приём: психологический настрой

Средство: слово учителя, записи на доске

1.Слово учителя:

- Сегодня мы будем готовиться к подробному изложению и вспомним последовательность работы над ним.

- Что такое подробное изложение? (письменный подробный пересказ текста)

- С какой целью мы пишем изложение? (передавая чужой текст, мы развиваем нашу речь)

Приветствие учителя, запись числа, темы урока, сдача тетрадей с дз.

Отвечают на вопросы.


2. Изучение нового материала

15

Цель: объяснение темы урока

Метод: беседа, работа с ключевыми словами

Приём: слово учителя, опрос, работа с ключевыми словами

Средство: слово учителя и ученика, текст, воспринимаемый на слух.

Выразительное чтение текста о Г.А.Скребицком учеником

Рассказ, который вы сегодня услышите, написал Георгий Алексеевич Скребицкий. Всё, о чём писатель рассказывает, случилось с ним самим. Как и многие из вас, он очень любил слушать и читать о жизни зверей и птиц, о природе. Он любил ходить в лес, на речку, воображать себя путешественником, любил наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синицы, сороки, ежи, зайцы, белки. Георгий Алексеевич с большой теплотой вспоминал своих четвероногих и крылатых друзей, и ему очень хотелось, чтобы все ребята были добры к животным. 
Сообщение цели и темы урока:
Мы сегодня напишем изложение по тексту Г.А.Скребицкого,  
- С какой целью мы пишем изложения?

(Передавая чужой текст, мы развиваем нашу речь)

1. Первичное чтение текста

- Прослушайте текст, определите его основную мысль и тип речи. Подумайте, как лучше озаглавить текст.

Чтение текста подготовленным учеником

2. Беседа по содержанию текста

- О чём говорится в тексте?

- Где происходит действие?

- Какова основная мысль?

- Как лучше озаглавить текст?

- К какому типу речи относится текст?

- Что характерно для этого типа речи?

- С каких слов начинается рассказ?

- Как автор связывает предложения?

- Какие слова автор использует для описания состояния и последовательности действий охотника?

- От какого лица ведётся повествование?




Внимательно слушают текст, после прочтения отвечают на вопросы











- О том, как рассказчик пошёл на охоту за зайцами.

- В лесу.

- Автор рассказывает о встрече с необычным зайцем, которого ему стало стыдно убивать.

- «Случай на охоте»

- «Как я однажды охотился»

- «Хитрый заяц»

- Повествование.

- Последовательность действий.

- «Раз со мной…»

- С помощью местоимений: мной-я-мои-мне-мы, заяц-он; наречия (потом)

- Глаголы: отправился, стал, подождал, пошёл, гляжу, вышел, не пойму, глянул, замер…

- От 1-го лица.



Подготовленный ученик читает текст в первый раз, учитель задаёт вопросы после прочтения


3. Закрепление изученного материала

21

Цель: закрепить и систематизировать полученные знания

Метод: самостоятельная работа

Приём: изложение, исправление ошибок, работа с ключевыми словами

Средство: слово учителя и ученика, записи на доске

1. Словарная работа

- Как вы понимаете «выражение глазёнки, так и впились в меня»?

- Подберите синонимы к слову «заяц».

Гончие – особая порода охотничьих собак.

уму – разуму учит – передаёт жизненный опыт.

впиться - крепко, глубоко проникнуть, вонзиться во что-нибудь.

экзамен – проверка, испытание.

2. Анализ текста

(использование раздаточного материала)

Чтение 1части.

Выписать опорные слова_____________________________________

Слова-помощники___________________________________________

Название______________________________ Ваш вариант__________________

Чтение 2части.

Выписать опорные слова_____________________________________

Слова-помощники___________________________________________

Название______________________________ Ваш вариант__________________

Чтение 3части.

Выписать опорные слова_____________________________________

Слова-помощники___________________________________________

- Какие слова, близкие по смыслу можно подобрать к слову притаился? _______________________

- О чём просили глазёнки зайца?_________________________________________________________
Название______________________________ Ваш вариант__________________

Слова-помощники___________________________________________

Чтение 4 части.

Выписать опорные слова_____________________________________

- Почему охотнику стыдно стало убивать зверька?______________________________________
_____________________________________________________________________________________
- Какую оценку дал рассказчик зайцу? ___________________________________________________

- Какое слово употребил автор, чтобы не повторять слово заяц? ____________________

Название______________________________ Ваш вариант__________________

Пересказ каждой части текста

- При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования

- Помните, что повествование ведется от 1-го лица

Физкультминутка.


1. Пересказ каждой части текста

- При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования

- Помните, что повествование ведется от 1-го лица

- Учитель дополняет ответы учащихся

- Что забыли?

2.На основе плана пишем в черновик подробное изложение, используя план и схему.

После написания изложения в черновик исправляем орфографические и пунктуационные ошибки и переписываем изложение в тетрадь для творческих работ.

Изложение должно содержать 200-250 слов.













Внимательно читают части, самостоятельно заполняют карточку, отвечают на вопросы





























































Каждый ученик сначала работает индивидуально в карточке, затем обсуждается

коллективно






































4. Итог урока

3

Цель: подведение итогов, систематизация знаний по теме

Метод: беседа

Приём: постановки вопроса

Средство: слово ученика, учителя

Чему мы с вами научились сегодня?

Сдают тетради с готовыми изложениями



ПРИЛОЖЕНИЕ

Хитрый заяц

Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: "Не выдавай меня собакам!"

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.

(По Г. Скребицкому)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!