Урок будет выдан: 04.02.2025.
МБОУ СОШ №120.
Учитель: Никонова Тамара Михайловна.
Методист: Бороздина Ксения Александровна.
Ф.И.О. Веприкова Яна Андреевна.
Тема: «Роль приставок и суффиксов в словах».
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель: первичное усвоение новых знаний и действий при изучении роли приставок и суффиксов в словах.
Структура урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1.Мотивация к учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует мотивацию к учебной деятельности. - Здравствуйте! Меня зовут Яна Андреевна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я. - Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, тетрадь и пенал. 1 слайд - Урок хочу начать с такой пословицы. « С малой удачи начинается большой успех». - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Вы с ним согласны? | -Приветствуют. -Проверяют готовность к уроку. -«С малой удачи начинается большой успех» заключается в том, что небольшие достижения могут стать основой для больших результатов. -Да. | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | |
2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует актуализацию знаний. - Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Пропишите правильно и аккуратно соединения букв. - Теперь проведём словарную работу. Запишите в тетрадь слова: Костëр, шëл, иллюстрация, корабль, горизонт, песок. - Поставьте ударение, подчеркните ошибкоопасное место в каждом слове. Так же поставьте ударение над каждым словом. 2 слайд - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания по слайду. 3 слайд - На слайде у вас записаны 2 группы слов. Давайте их прочитаем и выделим корни. 1 группа: лес, лесник, лесной, лесистый, лесничество, лесовик. 2 группа: лес, лесом, (о) лесе, леса, лесами, (о) лесах. -А давайте подумаем, лексическое значение слов одинаковые в каждой из групп? -В какую группу входят слова однокоренные, а в какую формы слова? -Верно. А что меняется в каждой из них? -Значит, мы с вами можем сделать такой вывод, что окончание меняет форму слова, но не меняется ЛЗ, а приставка и суффикс образуют новые слова с другим ЛЗ. | -Выполняют задания минутки чистописания. -Выполняют взаимопроверку. Читают и выделяют корни. -Нет. Объясняют ЛЗ. - 1 группа-однокоренные. 2 группа- формы. Окончание меняет форму слова, но не меняется лексическое значение, а приставка и суффикс образуют новые слова с другим лексическим значением. | Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. Определять лексическое значение слова. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Определять различие однокоренных слова и форм слов. | К: проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок; П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; К: соблюдать правила ведения диалога. П: сравнивать объекты сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения П: прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока. - Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня? 4 слайд -Это и будет темой нашего урока. -Прочитайте со слайда. (Один ученик читает.) 5 слайд - Исходя из темы, какую цель урока мы можем поставить? | - О роли приставок и суффиксов в словах. -Тема: «Роль приставок и суффиксов в словах». -Цель: узнать о роли приставок и суффиксов в словах. | | П: с помощью педагога формулировать цель. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
4. Построение проекта для выхода из затруднения. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует планирование учебных действий. - Для достижения цели урока, что нам нужно составить? 6-7 слайд - Посмотрите на слайд, пункты плана перепутаны. Нам нужно поставить их в правильном порядке. - Для начала, что нам нужно узнать? | - План действий. 1. Узнать, чем отличаются однокоренные слова от формы слова. 2. Научиться образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов. 3. Применить полученные знания на практике. | | Р: выстраивать последовательность выбранных действий. | |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует работу с учебником. -Откройте учебник на 43-ей странице и прочитаем текст под таблицей. «Исторически слово столяр образовано в славянских языках от слова стол с помощью суффикса -яр-, так же как слово столица - стол-иц-а. В современном языке эти слова утратили «родство»». - Теперь давайте посмотрим на 42-ой стр. учебника на 6-ое упражнение. Алгоритм выполнения упражнения: -Кто хочет прочитать задание вслух? -Перечислите по шагам, что нам нужно сделать. -Определи , под какой цирой даны формы слова , под какой- однокоренные слова. -Как можно отличить форму слова от однокоренного слова, ведь корень в них одинаковый? -Давайте по цепочке будем читать каждое слово, выделять корень; суффикс и приставку, если есть и наблюдать за лексическим значением слов. -Под какой цифрой даны формы слова, а под какой – однокоренные слова? -А теперь поставьте во множественное число слово сторож. -Отлично давайте посмотрим на рамки внизу 42-ой страницы. -Мы видим, что во множественном числе слово сторож- это сторожа, а если мы говорим, что их нет, то правильно сторожей. -Так же мы можем видеть, что слово столяр, когда его нет, в единственном числе, употребляется как столяра. А во множественном числе столяры. Правильно поставьте ударение в этих словах. - Давайте немного отдохнём и выполним физминутку. | -1. Один ученик читает задание. -2. Второй объясняет задание своими словами. -Перечисляют. -У однокоренных слов разное лексическое значение, а у форм слова меняется число, падеж. -Под цифрой 1-формы слова, а под цифрой 2-однокоренные слова. -Сторожа Выполняют физминутку. | определять лексическое значение слова Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. различать однокоренные слова и формы одного и того же слова находить в словах однозначно выделяемыми морфемами окончание , корень , приставку , суффикс Определять различие однокоренных слова и форм слов. | П: прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; П: сравнивать объекты сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения П: самостоятельно создавать схемы для представления информации; (работа с информацией) П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
6. Первичное закрепление нового материала и способов действий. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение) | Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи. - Посмотрите на 42-ой стр. учебника 7-ое упражнение. Алгоритм выполнения упражнения: -Кто хочет прочитать задание вслух? -Перечислите по шагам, что нам нужно сделать. -Нужно выписать из 6-ого упражнения падежные формы существительных сторож , столяр в единственном и множественном числе. -Поставить знак ударения , подчеркнуть буквы безударных гласных в корнях слов. -Выходят 2 человека к доске, а остальные в тетрадях. Давайте у форм слова выделим окончание! -Кто прочитает текст на 43-ей странице под таблицей. «Исторически слово столяр образовано в славянских языках от слова стол с помощью суффикса -яр-, так же как слово столица - стол-иц-а. В современном языке эти слова утратили «родство»». 8-9 слайд -У вас на слайде представлены 2 столбика слов, вы должны из них образовать новые слова, добавляя приставку и(или) суффикс. 1 столбец: читать, черный, школа, облачный. 2 столбец: крыть, большой, плечо, звук. (дети могут предлагать другие варианты слов.) Проверяем на слайде. | -1. Один ученик читает задание. -2. Второй объясняет задание своими словами. -Читают. Выполняют. 1) Читать-прочитать; черный-чернеть; школа-пришкольный; облачный-заоблачный. 2) крыть-прикрыть; большой-небольшой; плечо-предплечье; звук-беззвучный. | различать однокоренные слова и формы одного и того же слова определять лексическое значение слова | П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. П: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения П: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
7.Самостоятельная работа. | Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует самостоятельную работу обучающихся. 10 слайд -1. Для чего служат суффиксы? -2. Зачеркни лишнее слово в каждой группе однокоренных слов. -3. Выдели суффиксы и приставки в словах. 11 слайд - Теперь давайте проверим, исправьте ошибки, если они есть. | Выполняют самостоятельную работу с самопроверкой по эталону. - 1.Суффиксы и приставки служат для образования новых слов. -2.теплом,миру, столовой. -3. -Осуществляют самопроверку по эталону. | различать однокоренные слова и формы одного и того же слова находить в словах однозначно выделяемыми морфемами окончание , корень , приставку , суффикс | П: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения; П: самостоятельно создавать схемы для представления информации. Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок. | |
8.Включение изученного в систему знаний. | Словесный (беседа) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторение. - Итак, о чём мы сегодня говорили? -Какую роль они играют? -Одно ли лексическое значение у всех однокоренных слов? 12 слайд Достигли ли мы поставленной цели? Все ли пункты плана выполнили? -Где нам могут пригодиться полученные на уроке знания? | - О роли приставок и суффиксов в словах. - Образуют новые слова. - Нет. -Да. -Да. -То, чем мы сегодня занимались, поможет нам обогатить наш словарный запас. | | К: соблюдать правила ведения диалога. П: делать выводы. | |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует рефлексию учебной деятельности. 13 слайд -Теперь оцените свою деятельность на уроке при помощи лестницы успеха . -Наш урок закончен, до свидания! | -Осуществляют самооценку деятельности на уроке. -Прощаются с учителем. | | Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |