СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по русскому языку «Роль приставок и суффиксов в словах».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку «Роль приставок и суффиксов в словах».»





Конспект учебного занятия

по русскому языку

в 3 «Б» классе

Тема: «Роль приставок и суффиксов в словах»

студентки 42 «А» группы

Веприковой Яны Андреевны














Урок будет выдан: 04.02.2025.

МБОУ СОШ №120.

Учитель: Никонова Тамара Михайловна.

Методист: Бороздина Ксения Александровна.






Новосибирск, 2025

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Веприкова Яна Андреевна.

Предмет: русский язык.

Класс: 3 «Б».

Тема: «Роль приставок и суффиксов в словах».

Тип урока: «открытие» нового знания.  

Цель: первичное усвоение новых знаний и действий при изучении роли приставок и суффиксов в словах.

Планируемые результаты

Задачи

Предметные:

- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

-находить в словах однозначно выделяемыми морфемами окончание , корень , приставку , суффикс;

- определять различные однокоренные слова и форм слов;

- определять лексическое значение слова.

Дидактические:

1.Формировать умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; находить в словах однозначно выделяемыми морфемами окончание , корень , приставку , суффикс.

2.Формировать умения: определять различные однокоренные слова и форм слов; определять лексическое значение слова.

Метапредметные:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- с помощью педагога формулировать цель;

-делать выводы;

-устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;

-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами;

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

- сравнивать объекты сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку.

- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

-соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

-воспринимать суждения.

-формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования;

- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

-корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


Регулятивные:

Учащиеся научатся:

- выстраивать последовательность выбранных действий.

-корректировать учебные действия для преодоления ошибок;

-устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Развивающие:

1.Формировать умения (познавательные): с помощью педагога формулировать цель; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах..





2.Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; воспринимать суждения; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.






3.Формировать умения (регулятивные): выстраивать последовательность выбранных действий; корректировать учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.


Личностные (у учащихся будут сформированы):

- познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

- первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

Воспитательные:

1. Формировать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

2. Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.


Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: учебник, карточки для самостоятельной работы , презентация.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.





ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Структура урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Мотивация к учебной деятельности.


















Словесный (беседа)





Наглядный (демонстрация)














Организует мотивацию к учебной деятельности.


- Здравствуйте! Меня зовут Яна Андреевна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я.

- Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, тетрадь и пенал.

1 слайд

- Урок хочу начать с такой пословицы.

« С малой удачи начинается большой успех».

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?






- Вы с ним согласны?





-Приветствуют.



-Проверяют готовность к уроку.



-«С малой удачи начинается большой успех» заключается в том, что небольшие достижения могут стать основой для больших результатов.

-Да.










































К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения.

Словесный (беседа)















Практический (упражнение)







Наглядный (демонстрация)
















Организует актуализацию знаний.

- Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Пропишите правильно и аккуратно соединения букв.

- Теперь проведём словарную работу. Запишите в тетрадь слова:

Костëр, шëл, иллюстрация, корабль, горизонт, песок.


- Поставьте ударение, подчеркните ошибкоопасное место в каждом слове. Так же поставьте ударение над каждым словом.


2 слайд

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания по слайду.


3 слайд

- На слайде у вас записаны 2 группы слов. Давайте их прочитаем и выделим корни.

1 группа: лес, лесник, лесной, лесистый, лесничество, лесовик.

2 группа: лес, лесом, (о) лесе, леса, лесами, (о) лесах.








-А давайте подумаем, лексическое значение слов одинаковые в каждой из групп?




-В какую группу входят слова однокоренные, а в какую формы слова?




-Верно. А что меняется в каждой из них?


-Значит, мы с вами можем сделать такой вывод, что окончание меняет форму слова, но не меняется ЛЗ, а приставка и суффикс образуют новые слова с другим ЛЗ.







-Выполняют задания минутки чистописания.







-Выполняют взаимопроверку.





Читают и выделяют корни.



-Нет.

Объясняют ЛЗ.



- 1 группа-однокоренные.

2 группа- формы.



Окончание меняет форму слова, но не меняется лексическое значение, а приставка и суффикс образуют новые слова с другим лексическим значением.


















































Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.



Определять лексическое значение слова.



Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.





Определять различие однокоренных слова и форм слов.

К: проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;









Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок;









П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

К: соблюдать правила ведения диалога.

П: сравнивать объекты сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения



П: прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

3. Выявление места и причины затруднения


Словесный (беседа)





Наглядный (демонстрация)


Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?


4 слайд

-Это и будет темой нашего урока.

-Прочитайте со слайда.

(Один ученик читает.)



5 слайд

- Исходя из темы, какую цель урока мы можем поставить?




- О роли приставок и суффиксов в словах.

-Тема: «Роль приставок и суффиксов в словах».

-Цель: узнать о роли приставок и суффиксов в словах.
















П: с помощью педагога формулировать цель.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

4. Построение проекта для выхода из затруднения.

Словесный (беседа)





Наглядный (демонстрация)


Организует планирование учебных действий.

- Для достижения цели урока, что нам нужно составить?

6-7 слайд

- Посмотрите на слайд, пункты плана перепутаны. Нам нужно поставить их в правильном порядке.

- Для начала, что нам нужно узнать?











- План действий.





1. Узнать, чем отличаются однокоренные слова от формы слова.

2. Научиться образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов.

3. Применить полученные знания на практике.




Р:

выстраивать последовательность выбранных действий.


5. Реализация построенного проекта.


Словесный (беседа)

Практический (упражнение)







Наглядный (демонстрация)


Организует работу с учебником.

-Откройте учебник на 43-ей странице и прочитаем текст под таблицей.

«Исторически слово столяр образовано в славянских языках от слова стол с помощью суффикса

-яр-, так же как слово столица - стол-иц-а. В современном языке эти слова утратили «родство»».

- Теперь давайте посмотрим на 42-ой стр. учебника на 6-ое упражнение.

Алгоритм выполнения упражнения:

-Кто хочет прочитать задание вслух?

-Перечислите по шагам, что нам нужно сделать.

-Определи , под какой цирой даны формы слова , под какой- однокоренные слова.



-Как можно отличить форму слова от однокоренного слова, ведь корень в них одинаковый?



-Давайте по цепочке будем читать каждое слово, выделять корень; суффикс и приставку, если есть и наблюдать за лексическим значением слов.















-Под какой цифрой даны формы слова, а под какой – однокоренные слова?





-А теперь поставьте во множественное число слово сторож.

-Отлично давайте посмотрим на рамки внизу 42-ой страницы.

-Мы видим, что во множественном числе слово сторож- это сторожа, а если мы говорим, что их нет, то правильно сторожей.

-Так же мы можем видеть, что слово столяр, когда его нет, в единственном числе, употребляется как столяра. А во множественном числе столяры. Правильно поставьте ударение в этих словах.


- Давайте немного отдохнём и выполним физминутку.





-1. Один ученик читает задание.

-2. Второй объясняет задание своими словами.

-Перечисляют.















-У однокоренных слов разное лексическое значение, а у форм слова меняется число, падеж.

-Под цифрой 1-формы слова, а под цифрой 2-однокоренные слова.

-Сторожа















Выполняют физминутку.






определять лексическое значение слова















Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.





различать однокоренные слова и формы одного и того же слова







находить в словах однозначно выделяемыми морфемами окончание , корень , приставку , суффикс





















Определять различие однокоренных слова и форм слов.











П: прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

П: сравнивать объекты сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения





П: самостоятельно создавать схемы для представления информации; (работа с информацией)











П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту





П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

6. Первичное закрепление нового материала и способов действий.



Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Практический (упражнение)

Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи.


- Посмотрите на 42-ой стр. учебника 7-ое упражнение.


Алгоритм выполнения упражнения:

-Кто хочет прочитать задание вслух?

-Перечислите по шагам, что нам нужно сделать.

-Нужно выписать из 6-ого упражнения падежные формы существительных сторож , столяр в единственном и множественном числе.

-Поставить знак ударения , подчеркнуть буквы безударных гласных в корнях слов.


-Выходят 2 человека к доске, а остальные в тетрадях. Давайте у форм слова выделим окончание!



-Кто прочитает текст на 43-ей странице под таблицей.

«Исторически слово столяр образовано в славянских языках от слова стол с помощью суффикса

-яр-, так же как слово столица - стол-иц. В современном языке эти слова утратили «родство»».

8-9 слайд

-У вас на слайде представлены 2 столбика слов, вы должны из них образовать новые слова, добавляя приставку и(или) суффикс.

1 столбец: читать, черный, школа,

облачный.









2 столбец: крыть, большой, плечо, звук.







(дети могут предлагать другие варианты слов.)

Проверяем на слайде.









-1. Один ученик читает задание.

-2. Второй объясняет задание своими словами.







-Читают.







Выполняют.

1) Читать-прочитать;

черный-чернеть;

школа-пришкольный;

облачный-заоблачный.

2) крыть-прикрыть;

большой-небольшой;

плечо-предплечье;

звук-беззвучный.












различать однокоренные слова и формы одного и того же слова























определять лексическое значение слова








П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.

П: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения











П: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

7.Самостоятельная работа.

Практический (упражнение)

Наглядный (демонстрация)








Организует самостоятельную работу обучающихся.

10 слайд


-1. Для чего служат суффиксы?

-2. Зачеркни лишнее слово в каждой группе однокоренных слов.

-3. Выдели суффиксы и приставки в словах.









11 слайд

- Теперь давайте проверим, исправьте ошибки, если они есть.

Выполняют самостоятельную работу с самопроверкой по эталону.



- 1.Суффиксы и приставки служат для образования новых слов.

-2.теплом,миру, столовой.



-3.



-Осуществляют самопроверку по эталону.







различать однокоренные слова и формы одного и того же слова



находить в словах однозначно выделяемыми морфемами окончание , корень , приставку , суффикс





П: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения;

П: самостоятельно создавать схемы для представления информации.







Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок.


8.Включение изученного в систему знаний.

Словесный (беседа)


Организует включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Итак, о чём мы сегодня говорили?





-Какую роль они играют?



-Одно ли лексическое значение у всех однокоренных слов?

12 слайд

Достигли ли мы поставленной цели?

Все ли пункты плана выполнили?

-Где нам могут пригодиться полученные на уроке знания?



- О роли приставок и суффиксов в словах.



- Образуют новые слова.

- Нет.

-Да.

-Да.

-То, чем мы сегодня занимались, поможет нам обогатить наш словарный запас.






К: соблюдать правила ведения диалога.



П: делать выводы.


9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует рефлексию учебной деятельности.


13 слайд

-Теперь оцените свою деятельность на уроке при помощи лестницы успеха .



-Наш урок закончен, до свидания!







-Осуществляют самооценку деятельности на уроке.





-Прощаются с учителем.


Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.