Тема урока. Сочиняем начало текста. Тест.
Цель. Создать условия для формирования у обучающихся общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся.
Задачи.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая работа, работа в паре, самостоятельная работа, коллективная работа.
Средства обучения: набор слов: «Логическая цепочка».
карточка с набором предложений.
учебник по русскому языку С.В. Иванов, 2 класс.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Самоопределение к деятельности ( 2 мин) | Прочитайте строки из стихотворения А.С. Пушкина. О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух, И опыт – сын ошибок трудных. И гений – парадоксов друг. - Как вы думаете почему мы урок начали с этих строк? - Восстановите перепутанную логическую цепочку слов: – В этой цепочке не хватает одного слова. Расшифруйте, какого слова не хватает, а для этого вспомните алфавит. 20, 6, 12, 9, 20. Т Е К С Т – Что же мы будем исследовать сегодня на уроке? | Читают, анализируют строки из стихотворения А.С. Пушкина. Нам предстоит сделать открытие. Мы узнаем что-то новое. Дети восстанавливают: звуки, слоги, слова, предложения | Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать своё рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности; |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (6 мин) | 1. Работа по учебнику Рубрика «Давай подумаем» Учитель организует сравнение текста с другими единицами языка: звук, слово, предложение 2.-Ребята послушайте историю, которая случилась с одним из героев мультфильма. Видеосюжет Помогите! меня ограбили! Караул! Сыр был такой ароматный. Дома был кот Баюн. Я положил его на тарелочку. У меня был кусочек сыра. Где же мой сыр? Я попросил его присмотреть за сыром пока я схожу в лес. - Понятно ли вам что произошло? Почему? В чём ошибка нашего героя? Что нужно сделать, чтобы стало понятно о чём идёт речь? С чего начнём Вот теперь рассказ понятен всем, потому что в нём все события излагаются по порядку. То что мы сейчас рассказали можно назвать рассказом или текстом. | Сравнивают языковые единицы: звук, слово, предложение, текст. Дети просматривают видеосюжет, в котором герой рассказывает о том, что с ним произошло. Он рассказывал непонятно. Нужно переставить предложения по порядку. | Регулятивные УУД: учиться высказывать свои предположения; умение слушать и удерживать учебную задачу; Познавательные УУД: ставить и формулировать проблему; |
Постановка учебной задачи (1 мин) | Какова тема нашего урока? Что сегодня мы должны узнать? Почему для нас важны знания о тексте | Формулируют тему и цели урока | Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно Познавательные УУД: |
Построение проекта выхола из затруднения (10 мин) | Фронтальная работа.упр. 1 Разграничение текста, предложения и набора предложений, не связанных по смыслу. Работа в группах – Исследуйте группы предложений и выясните, являются они текстом или нет Ребята, мнения у вас разделись. Для того чтобы нам было легко различать текст, построим схему-рисунок Работа со схемой на доске. «Яркие признаки текста» - Назовите яркие признаки текста. Объясните каждый признак. | Енот – живой и веселый зверь. Перед едой он моет добычу. За это его прозвали полоскуном. Ребята в кустах поймали ежика. Мальчики взяли ежа домой. В доме жили мыши. Берегитесь, мыши ежа! Люди часто сажают деревья около своих домов. Осенью многие деревья теряют свою листву. Чайки кормят своих птенцов на берегу. Журавли появились в начале апреля. Хорошо скользить в лодке по глади озера! Дети доказывают являются ли группа предложений текстом или нет. Дети называют, снимают лепестки и получается схема-рисунок. | Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике: определять круг своего незнания; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы; извлекать информацию, представленную в разных формах (тексте, таблице, схемах, памятках); ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. |
Первичное закрепление во внешней речи.( 5-7 мин) | Работа в парах. Перед вами на карточках предложения. Отметьте галочкой те, из которых можно составить текст. □ Солнечные лучи весело играли с рекой. □ На столе стоит бокал с соком. □ Скачет белка по веткам, несет три орешка. □ На улице пасмурно и дождливо. □ Вот старый дуб, остановилась белочка. □ Много забот у белочки осенью. □ Скоро наступит зима, выпадет снег. □ Здесь, в дупле дерева, ее домик. □ Прыгнула она в дупло и спрятала орешки. □ Поднялся ветер, зашумели кроны деревьев. □ Сыта будет белочка зимой. Коллективное обсуждение. Докажите своё мнение. Почему вы выбрали эти предложения. Какие части текста вы нашли? Прочитайте, вступление, основную часть, концовку. Каких признаков нет в этом тексте? Дайте название этомутексту. | Дети отмечают. Вступление Много забот у белочки осенью. Скоро наступит зима, выпадет снег Основная часть Скачет белка по веткам, несет три орешка Вот старый дуб, остановилась белочка. Прыгнула она в дупло и спрятала орешки. Концовка Сыта будет белочка зимой. Заголовка Белочка | Познавательные УУД: использовать приёмы выполнения задания в соответствии с алгоритмом; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; |
Самостоятельная работа с самопроверкой (15 мин) | Запишите получившийся текст в тетрадь. Самопроверка по эталону на слайде Корректировка текста. Перед вами на листочках текст. Прочитайте. Никита – охотник. Есть у Никиты деревянный тигр ещё есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет. Легко ли было прочитать текст? Почему? Представьте, что вы корректоры. Возьмите ручку и исправьте. Определите границы предложений, поставьте знаки препинания, напишите заглавные буквы, где это необходимо. Прочитайте, что у вас получилось. | Записывают текст в тетрадь. Проверяют себя по эталону. - Нет знаков препинания. Нет границ предложений Дети делят текст на предложения. 2-3 ученика читают получившийся текст | Регулятивные УУД: сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их; принимать и сохранять учебную задачу; |
Включение в систему знаний и повторение ( 3 мин) | Ребята, давайте подведем итог нашего урока. – Все ли группы предложений являются текстом? – Какими признаками должен обладать текст? | Опираясь на схему называют признаки теста. | Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; |
Рефлексия (2 МИН) | Сегодня на уроке - Я узнал - Я научился - Я понял | Дают оценку своей работы на уроке. | Регулятивные УУД: давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе; |