Предмет: русский язык.
Тема урока: «Употребление слов с суффиксом».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении правильного употребления слов с суффиксом.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Дидактические средства: учебник, карточки для самостоятельной работы, презентация.
Интерактивное оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.
Структура урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1.Мотивация к учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует мотивацию к учебной деятельности. - Здравствуйте! Меня зовут Яна Андреевна , и сегодня урок русского языка у вас проведу я. - Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, тетрадь и пенал. (Слайд 1) - На доске вы видите цитату «Знание возбуждает любовь: чем больше знакомишься с наукою, тем больше любишь ее» (Н. Чернышевский). - Как вы понимаете это высказывание? - Верно. Предлагаю сегодня углубиться в учебу и ещё больше её полюбить! | Приветствуют. Проверяют готовность к уроку. Отвечают. | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | |
2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) | Организует актуализацию знаний. - Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Пропишите правильно и аккуратно сочетания букв: НИК, ЧИК, ЩИК, ТЕЛЬ, АРЬ, ИСТ. (Слайд 2) Посмотрите на опорные слова слева и морфемы - справа. Попробуйте из них образовать названия профессий. Запишите в тетрадь то, что у вас получилось. Груз - чик Учить - тель Печь - ар Машина - ист - Расставьте ударения. Выделите корень. Как мы назовем, часть слова, которая не входит в корень и не является окончанием и стоит после корня? - Правильно, суффикс. - Ребята, а знаем ли мы как правильно найти суффикс в слове? Можем ли мы проверить правописание суффиксов подбором проверочного слова? Как писать слова с суффиксами, мы узнаем сегодня на уроке. | Выполняют задания минутки чистописания. Выполняют словарную работу. Преобразовывают и записывают слова: грузчик, учитель, пекарь, машинист. -Суффикс. Выполняют взаимопроверку. Чтобы правильно найти суффикс слова, надо подобрать к нему однокоренные слова. -Нет. | находить в словах с однозначно выделяемой морфемой суффикс. | К: соблюдать правила ведения диалога. | познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока. - Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня? Это и будет темой нашего урока. Прочитайте со слайда. (Слайд 3) - Исходя из темы, какую цель урока мы можем поставить? (Слайд 4) | - О суффиксах. Один ученик читает: Тема :«Употребление слов с суффиксами». Называют цель урока: изучить употребление слов с суффиксами. | | П: с помощью педагога формулировать цель. | познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
4. Построение проекта для выхода из затруднения. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует планирование учебных действий. - Для достижения цели урока, что нам нужно составить? (Слайд 5) - Посмотрите на слайд, пункты плана перепутаны. Нам нужно поставить их в правильном порядке. - Для начала, что нам нужно узнать? | - План действий. 1. Научиться определять место суффикса в слове 2. Изучить алгоритм выбора суффикса в названиях профессий. 3. Определить значение суффиксов | | Р: выстраивать последовательность выбранных действий. | |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует работу с учебником. - Посмотрите на 85-ое упражнение, на 70-ой стр. учебника. Прочитайте задание вслух? (Прочитать задание вслух.) Перечислите по шагам, что нам нужно сделать. (Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении по шагам.) - Всем ли понятно задание? -Давайте будем выходить к доске и выполнять задание. Ученики «по выбору» записывают по одному предложению у доски, остальные пишут следом в тетрадях. - Выполним вместе разбор предложения №3. - Какие суффиксы указывают на профессию? - В тексте встретились новые словарные слова. Профессия, специальность. Давайте их отдельно запишем и подчеркнем орфограммы. - Что нужно сделать с этими словами? | Один ученик на выбор читает. Ответы учеников. Записывают текст, вставляя недостающие буквы, раскрывая скобки. Обозначают суффиксы в названиях профессий. - -ник-, -ист-, -ик-. - Запомнить. | находить в словах с однозначно выделяемой морфемой суффикс. . | П:устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению П: создавать схемы для представления информации. К: воспринимать и формулировать суждения. К: соблюдать правила ведения диалога. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. | познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
6. Первичное закрепление нового материала и способов действий. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение) | Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи. - Давайте выполним вместе задание 89 в учебнике на странице 71. Прочитайте задание. Что нужно сделать? - У нас есть опорные слова, будем образовывать из этих слов слова обозначающие профессии. - Какая морфема нам в этом поможет? - Записывать слова будем через запятую. Один ученик у доски, остальные самостоятельно в тетрадях - Какое значение вносят суффиксы в данных словах? | - Продолжить запись профессий с данными суффиксами. - Суффикс. - Профессия. | находить в словах с однозначно выделяемой морфемой суффикс. | К: воспринимать и формулировать суждения. П: создавать схемы для представления информации. | познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
7.Самостоятельная работа. | Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует самостоятельную работу обучающихся. - Сейчас вам раздадут карточки с заданиями, которые вы выполните самостоятельно. №1 Замени словосочетания одним словом, выдели суффиксы. 1. Тот, кто готовит хлеб – 2. Тот, кто строит дома – 3. Тот, кто охраняет людей – 4. Тот, кто разводит пчел – 5. Тот, кто учит детей – 6. Тот, кто делает мебель – | | Пекарь Строитель Охранник Пчеловод Учитель Столяр | | П: самостоятельно создавать схемы для представления информации | |
8.Включение изученного в систему знаний. | Словесный (беседа) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторение. - Итак, о чём мы сегодня говорили? - Где находится суффикс? - Где нам могут пригодиться полученные на уроке знания? | - О правописании и употреблении суффиксов - После корня слова. -То, чем мы сегодня занимались, поможет нам обогатить наш словарный запас. | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. П: делать выводы. | |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует рефлексию учебной деятельности. (Слайд 6) - Какая была цель урока? - Достигли ли мы ее? - Весь ли план действий мы выполнили? (Слайд 7) Проведение рефлексии: - Прочитайте фразы на слайде. Продолжите одну из фраз на выбор: Сегодня на уроке я узнал… Мне было интересно… Было трудно… Эти знания мне пригодятся… - Наш урок закончен, до свидания! | Осуществляют самооценку деятельности на уроке. | | Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |