«МБОУ СОШ №2 им. Г.В. Кравченко» г. Вуктыл
Этап урока | Цель | Действия учителя | Действия обуч-ся | Диагностика результатов |
1. Организационный момент. | Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | - На уроке наши глаза внимательно смотрят и все … (видят). Уши внимательно слушают и всё …(слышат). Голова хорошо … (думает). - Добрый день, дорогие ребята! Повернитесь, пожалуйста, к своему соседу, улыбнитесь ему самой доброй и ласковой улыбкой и пожелайте успехов. Подарите и нашим гостям своё хорошее настроение. От наших положительных эмоций в классе стало очень светло и тепло. Присаживайтесь на свои места. | Проверяют готовность к уроку. | личностные: - следование в поведении этическим нормам и моральным требованиям. метапредметные: - проектировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. предметные: - предметная готовность к учебной деятельности. |
2. Подготовка к восприятию нового материала. | Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | Прежде чем сформулировать тему нашего урока, я попрошу 1-й ряд нарисовать на листочках лук, 2-й ряд – ключ, 3-й ряд – косу. Работайте в парах, совещайтесь с соседом. Давайте свои работы повесим на доску. Какие разные получились у вас рисунки. А почему? У таких слов есть специальное научное название, которое мы узнаем, поработав с словарными слова. Запишите их в столбик. ов…щи м...рковь ...бед н...ябрь ин...й м…р…з ы Закрасьте начальные буквы и прочитайте, как называются слова одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению. -Чему же мы сегодня на уроке будем учиться? | Выполняют иллюстрации к словам, работают парами. Работают с словарными словами. С помощью наводящих вопросов устанавливают тему, цель и задачи урока. | личностные: - умение контролировать свою деятельность, прогнозировать её результаты. метапредметные: - с помощью учителя определять тему и цели урока, предполагать свои действия; - аргументировано отстоять свою позицию; - оформлять свою мысль в устной и речи. предметные: - иметь представление о собственной системе знаний; - отличать новый материал от изученного раннее. |
3. Осмысление содержания | Сформировать понятие «слова-омонимы». | - Вы, ребята, когда-нибудь видели близнецов? Их очень тяжело отличить друг от друга. Вот и в русском языке есть такие слова-близнецы. Одинаковые слова, которые обозначают разные, не связанные между собой вещи, называются омонимами. С греческого языка этот термин переводится как «одинаковое имя». Вот такие близнецы - внешне – по звучанию одинаковые, а изнутри - по значению разные. - Послушайте стихотворение. О каких ключах в нём идет речь? Потеряла Алёнушка ключ. На опушке искала — не видно. Вдруг журчащий увидела ключ, Да не этот ей нужен, как видно. (Я. Козловский) - Давайте объясним значение слова «ключ». Ключ, который отпирает замок. А есть и другое значение "ключ"- источник, родник, то есть ключ, который бьёт из земли. Что же общего в этих ключах? На первый взгляд ничего, кроме названия. Но наши предки видели здесь сходство. Они говорили, что родник словно открывает землю, как ключ открывает дверь, и даёт выйти воде наружу. - Скажите, а какое значение может быть у слова «коса»? - Омонимы могут приходить и из других языков. Что такое "кран"? Слово кран, который открывает воду, родом из Голландии. А большой башенный кран, который строит нам дома, пришел из немецкого языка. | Принимают участие в обсуждении. Оформляют свои мысли в устной форме. | личностные: - развитие познавательных интересов. метапредметные: - грамотное и лаконичное построение речевого высказывания; предметные: - уметь самостоятельно отсеивать материал для реализации учебной задачи. |
Физкультминутка | Снять динамическую усталость, восстановить работоспособность. | - А мы, как я вижу, немного притомились. Без физкультминутки не обойтись. 1. Посмотрите налево, направо, вниз, вверх, нарисуйте глазами круг, первую букву своего имени, закройте глазки, откройте, сильно-сильно зажмурьтесь, быстро поморгайте. 2. Сложите руки в замочек, вытяните его над головой, теперь вправо, влево, вперед, потянитесь на носочках к солнышку. | Выполнение упражнений. | |
5.Закрепление | Закрепить знания и умения учащихся о понятии «омонимы». | - А теперь мы с вами поработаем в группах. Я загадываю вам загадки, а вы, совещаясь, записываете отгадки и объясняете лексическое значение омонимов. - Чёрно-белая полоска, раскрасочка – отличная. Небольшая, но лошадка – очень симпатичная. Если в городе её вам придётся встретить, На пешеходном переходе – можно не заметить. (Зебра) - Вот слово. Для решенья В нем отыщите два значенья: Несется первое к реке, Другое щелкает в замке. Одно лепечет на поляне, Шумит в лесу и на лугу, Другое улеглось в кармане И там все время ни гугу. (Ключ) - Оружие, камни-самоцветы, фрукты. Одно название - разные предметы. (Гранаты) - Как сверкнет с небес, так столько Шума, грохота, аж жуть! На земле же может только Быстро куртку застегнуть. (Молния) - У железной есть дороги, У метро и у куста, Ходят там и птичьи ноги, И по рельсам поезда. (Ветка) | Слушают внимательно учителя. Совещаются, отгадывают загадки. Трактуют лексическое значение слов. | метапредметные: - согласовывать свои действия со сверстниками, организовывать сотрудничество. личностные: - усвоение основных этических норм работы в группе; - точно и ёмко высказывать свои мысли. предметные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, аргументация, отстаивание своей позиции. |
6. Самостоятельная работа | Организация самостоятельной учебной деятельности. | Выберите и выполните только одно задание из двух: 1-ый уровень: выписать только пары омонимов: Коса – коса Лис – лес Ключ - ключ Лук – лук Код – кот Кран – кран Молния - молния 2-ой уровень: выпиши из стихотворения омонимы парами. Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей Норки: - Где вы были? - У Лисички! - Что вы ели там? - Лисички! | Дети читают, выбирают задания и выполняют их. | личностные: – самостоятельно работать согласно заданию. метапредметные: - соблюдение условий для обоснования своего суждения. предметные: - сознательно и самопроизвольно строить речевое высказывание. |
7. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. | Подвести итог урока, самооценка. | Так какие же слова мы называем омонимами? Как переводится это слово с греческого языка? Что мы научились делать? Перед вами лежит мишень. Сделайте «выстрел» - оцените свою работу на уроке по каждому пункту от 2 до 5. А ктивно Было участвовал интересно Было понятно Узнал новое | Учащиеся оценивают успех своей работы на уроке, вспоминают материал, пройденный на уроке. | метапредметные: - оценивание овладения знаниями, исходя из социальных и личностных ценностей. личностные: - умение достоверно оценивать себя и свои знания. предметные: - самоанализ способов деятельности, общения. |
Домашнее задание | Найти 2 пары омонимов. Составить предложения с этими слова. Проиллюстрировать 2 пары омонимов. |
1. Познакомить обучающихся с понятием «омонимы»,
2. Создать условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах.
• Развивать языковую компетентность обучающихся; мыслительные действия: анализ, сравнение, выделение главного.
• Формировать положительные мотивы учения, навыки сотрудничества, само- и взаимоконтроля.
1.предметные:
- объяснять лексическое значение слов-омонимов.
1. объяснительно-иллюстративный
2. частично-поисковый
3. наглядный
Урок построен на основе деятельностного подхода. На всех этапах урока учащиеся были вовлечены в мыслительную и практическую деятельность, где надо было использовать не только имеющиеся знания, но и открывать новые.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Этапы урока были тесно взаимосвязаны. Между собой, чередовались различные виды деятельности. Цель урока достигнута.
Этап урока | Комментарий |
1.Организационный момент | Мотивация на успех деятельности, создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
2.Подготовка к восприятию новых знаний | На этапе актуализации акцентирую внимание на воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания. Постановку учебной задачи осуществляю через проблемную ситуацию в выполнении иллюстраций к словам-омонимам и словарных слов. |
3.Осмысление содержания | На данном этапе для формирования понятия слов-омонимов привела связь из жизненной ситуации. Новое знание дети получают в результате чтения стихотворения под моим руководством и с помощью наводящих вопросов рассуждали, сравнивали, делали выводы. |
4. Физминутка | Физминутка в виде упражнений для глаз и движения тела способствовала снятию динамической усталости и восстановлению работоспособности. |
5.Закрепление | На данном этапе урока была организована работа на закрепление усвоенных знаний и способов действий на уровне применения знаний в новой ситуации. Дети работали в парах. Отгадывали загадки, совещались, трактовали лексическое значение слов. |
6.Самостоятельная работа | На данном этапе урока дети работали самостоятельно. Были даны два задания разного уровня сложности на выбор. По окончании проведена проверка. |
7.Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. | На данном этапе урока учащиеся соотнесли цель и результаты своей учебной деятельности и оценили свои успехи с помощью приема «Выстрел в мишень». |
8. Домашнее задание | Выполнение домашнего задания заключается в закреплении нового материала в виде письменной работы и иллюстрации. |