СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по русскому языку в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку в 3 классе»

Технологическая карта урока по русскому языку для 3 класса

ФИО учителя Теребенина Лариса Андреевна

«МБОУ СОШ №2 им. Г.В. Кравченко» г. Вуктыл

Класс 3

УМК «Школа России»

Предмет: Русский язык

Тема: «Что такое омонимы?»


Цель деятельности учителя

Создать условия для формирования представления о понятии «омонимы».

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

методы и формы обучения

Фронтальная, парная, индивидуальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

1. Русский язык 3 кл.: Учебник УМК «Школа России» Канакина В.П. , Горецкий В.Г., 1 часть

2. Толковый словарь русского языка.

3. Интернет-ресурсы




Оборудование

Интерактивная доска, проектор










Ход урока

Этап урока

Цель

Действия учителя

Действия обуч-ся

Диагностика результатов

1. Организационный момент.

Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

- На уроке наши глаза внимательно
смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
и всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).

- Добрый день, дорогие ребята! Повернитесь, пожалуйста, к своему соседу, улыбнитесь ему самой доброй и ласковой улыбкой и пожелайте успехов. Подарите и нашим гостям своё хорошее настроение. От наших положительных эмоций в классе стало очень светло и тепло. Присаживайтесь на свои места.

Проверяют готовность к уроку.

личностные:

- следование в поведении этическим нормам и моральным требованиям.

метапредметные:

- проектировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

предметные:

- предметная готовность к учебной деятельности.

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Прежде чем сформулировать тему нашего урока, я попрошу 1-й ряд нарисовать на листочках лук, 2-й ряд – ключ, 3-й ряд – косу. Работайте в парах, совещайтесь с соседом. Давайте свои работы повесим на доску. Какие разные получились у вас рисунки. А почему?

У таких слов есть специальное научное название, которое мы узнаем, поработав с словарными слова. Запишите их в столбик.

ов…щи

м...рковь

...бед

н...ябрь

ин...й

м…р…з

ы

Закрасьте начальные буквы и прочитайте, как называются слова одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению.

-Чему же мы сегодня на уроке будем учиться?



Выполняют иллюстрации к словам, работают парами.





Работают с словарными словами.









С помощью наводящих вопросов устанавливают тему, цель и задачи урока.

личностные:

- умение контролировать свою деятельность, прогнозировать её результаты.

метапредметные:

- с помощью учителя определять тему и цели урока, предполагать свои действия;

- аргументировано отстоять свою позицию;

- оформлять свою мысль в устной и речи.

предметные:

- иметь представление о собственной системе знаний;

- отличать новый материал от изученного раннее.

3. Осмысление содержания


Сформировать понятие «слова-омонимы».

- Вы, ребята, когда-нибудь видели близнецов? Их очень тяжело отличить друг от друга. Вот и в русском языке есть такие слова-близнецы. Одинаковые слова, которые обозначают разные, не связанные между собой вещи, называются омонимами. С греческого языка этот термин переводится как «одинаковое имя». Вот такие близнецы - внешне – по звучанию одинаковые, а изнутри - по значению разные.

- Послушайте стихотворение. О каких ключах в нём идет речь?

Потеряла Алёнушка ключ.
На опушке искала — не видно.
Вдруг журчащий увидела ключ,
Да не этот ей нужен, как видно.   (Я. Козловский) - Давайте объясним значение слова «ключ». Ключ, который отпирает замок. А есть и другое значение "ключ"- источник, родник, то есть ключ, который бьёт из земли. Что же общего в этих ключах? На первый взгляд ничего, кроме названия. Но наши предки видели здесь сходство. Они говорили, что родник словно открывает землю, как ключ открывает дверь, и даёт выйти воде наружу.

- Скажите, а какое значение может быть у слова «коса»?

- Омонимы могут приходить и из других языков. Что такое "кран"? Слово кран, который открывает воду, родом из Голландии. А большой башенный кран, который строит нам дома, пришел из немецкого языка.

Принимают участие в обсуждении. Оформляют свои мысли в устной форме.

личностные:

- развитие познавательных интересов.

метапредметные:

- грамотное и лаконичное построение речевого высказывания;

предметные:

- уметь самостоятельно отсеивать материал для реализации учебной задачи.

Физкультминутка

Снять динамическую усталость, восстановить работоспособность.

- А мы, как я вижу, немного

притомились. Без физкультминутки не обойтись.

1. Посмотрите налево, направо, вниз, вверх, нарисуйте глазами круг, первую букву своего имени, закройте глазки, откройте, сильно-сильно зажмурьтесь, быстро поморгайте.

2. Сложите руки в замочек, вытяните его над головой, теперь вправо, влево, вперед, потянитесь на носочках к солнышку.

Выполнение упражнений.


5.Закрепление

Закрепить знания и умения учащихся о понятии «омонимы».

- А теперь мы с вами поработаем в группах. Я загадываю вам загадки, а вы, совещаясь, записываете отгадки и объясняете лексическое значение омонимов.

- Чёрно-белая полоска, раскрасочка – отличная.

Небольшая, но лошадка – очень симпатичная.

Если в городе её вам придётся встретить,

На пешеходном переходе – можно не заметить. (Зебра)

- Вот слово. Для решенья

В нем отыщите два значенья:

Несется первое к реке,

Другое щелкает в замке.

Одно лепечет на поляне,

Шумит в лесу и на лугу,

Другое улеглось в кармане

И там все время ни гугу. (Ключ)

- Оружие, камни-самоцветы, фрукты. Одно название - разные предметы. (Гранаты)

- Как сверкнет с небес, так столько
Шума, грохота, аж жуть!
На земле же может только
Быстро куртку застегнуть. (Молния)

- У железной есть дороги,
У метро и у куста,
Ходят там и птичьи ноги,
И по рельсам поезда. (Ветка)


Слушают внимательно учителя. Совещаются, отгадывают загадки. Трактуют лексическое значение слов.

метапредметные:

- согласовывать свои действия со сверстниками, организовывать сотрудничество.

личностные:

- усвоение основных этических норм работы в группе;

- точно и ёмко высказывать свои мысли.

предметные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, аргументация, отстаивание своей позиции.

6. Самостоятельная работа

Организация самостоятельной учебной деятельности.

Выберите и выполните только одно задание из двух:

1-ый уровень: выписать только пары омонимов:

Коса – коса

Лис – лес

Ключ - ключ

Лук – лук

Код – кот

Кран – кран

Молния - молния

2-ой уровень: выпиши из стихотворения омонимы парами.

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей Норки:

- Где вы были?

- У Лисички!

- Что вы ели там?

- Лисички!


Дети читают, выбирают задания и выполняют их.


личностные:

– самостоятельно работать согласно заданию.

метапредметные:

- соблюдение условий для обоснования своего суждения.

предметные:

- сознательно и самопроизвольно строить речевое высказывание.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока.

Подвести итог урока, самооценка.

Так какие же слова мы называем омонимами? Как переводится это слово с греческого языка? Что мы научились делать?

Перед вами лежит мишень. Сделайте «выстрел» - оцените свою работу на уроке по каждому пункту от 2 до 5.









А ктивно Было

участвовал интересно









Было понятно Узнал новое



Учащиеся оценивают успех своей работы на уроке, вспоминают материал, пройденный на уроке.

метапредметные:

- оценивание овладения знаниями, исходя из социальных и личностных ценностей.

личностные:

- умение достоверно оценивать себя и свои знания.

предметные:

- самоанализ способов деятельности, общения.

Домашнее задание

  1. Найти 2 пары омонимов. Составить предложения с этими слова.

  2. Проиллюстрировать 2 пары омонимов.

















Самоанализ урока русского языка по теме "Что такое омонимы?» в 3 классе

Урок составила Теребенина Л.А., учитель начальных классов

МБОУ «СОШ№2 им. Г. В. Кравченко» г. Вуктыл


Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

1. Познакомить обучающихся с понятием «омонимы»,

2. Создать условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах.

• Развивать языковую компетентность обучающихся; мыслительные действия: анализ, сравнение, выделение главного.

• Формировать положительные мотивы учения, навыки сотрудничества, само- и взаимоконтроля.

Планируемые результаты:

1.предметные:

- находить слова-омонимы;

- объяснять лексическое значение слов-омонимов.

2. метапредметные:

регулятивные: умения контролировать, корректировать, оценивать;

коммуникативные: умения формулировать собственное мнение, договариваться и сотрудничать с учителем и одноклассниками;

личностные: умения принимать учебную задачу, воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интереса к предмету.

Методы обучения:

1. объяснительно-иллюстративный

2. частично-поисковый

3. наглядный

Формы деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, самостоятельная, учебный диалог.


Урок построен на основе деятельностного подхода. На всех этапах урока учащиеся были вовлечены в мыслительную и практическую деятельность, где надо было использовать не только имеющиеся знания, но и открывать новые.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Этапы урока были тесно взаимосвязаны. Между собой, чередовались различные виды деятельности. Цель урока достигнута.




Этап урока

Комментарий

1.Организационный момент

Мотивация на успех деятельности, создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

2.Подготовка к восприятию новых знаний



На этапе актуализации акцентирую внимание на воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания. Постановку учебной задачи осуществляю через проблемную ситуацию в выполнении иллюстраций к словам-омонимам и словарных слов.

3.Осмысление содержания

На данном этапе для формирования понятия слов-омонимов привела связь из жизненной ситуации. Новое знание дети получают в результате чтения стихотворения под моим руководством и с помощью наводящих вопросов рассуждали, сравнивали, делали выводы.

4. Физминутка

Физминутка в виде упражнений для глаз и движения тела способствовала снятию динамической усталости и восстановлению работоспособности.

5.Закрепление

На данном этапе урока была организована работа на закрепление усвоенных знаний и способов действий на уровне применения знаний в новой ситуации. Дети работали в парах. Отгадывали загадки, совещались, трактовали лексическое значение слов.

6.Самостоятельная работа

На данном этапе урока дети работали самостоятельно. Были даны два задания разного уровня сложности на выбор. По окончании проведена проверка.

7.Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока.


На данном этапе урока учащиеся соотнесли цель и результаты своей учебной деятельности и оценили свои успехи с помощью приема «Выстрел в мишень».

8. Домашнее задание

Выполнение домашнего задания заключается в закреплении нового материала в виде письменной работы и иллюстрации.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!