Тема «Однородные члены предложения» – одна из основных тем раздела «Синтаксис» в программе изучения русского языка в начальной школе.
Учащиеся уже имеют представления о главных и второстепенных членах предложения, умеют находить основу предложения (подлежащее и сказуемое). Различают второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятельство, определение).
В ходе изучения темы «Однородные члены предложения» обучающиеся научатся находить предложения с однородными членами. Определять, какие это члены предложения, главные или второстепенные, составлять предложения с однородными членами. Прочное усвоение этой темы поможет в дальнейшем формированию умения отличать простые предложения с однородными членами от сложных предложений и правильно оформлять их на письме.
На изучение темы «Однородные члены предложения» отводится три часа. Рекомендуется первый урок посвятить знакомству с новым материалом, следующий – закреплению изученного и заключительный урок – проверке усвоения изученного материала.
В предложенной модели урока основное время отводится усвоению новых знаний, присутствуют элементы первичного закрепления новых знаний и пошаговый контроль за уровнем усвоения учебного материала.
Формирование у обучающихся УУД – требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предлагаемая в проекте технологическая карта урока должна помочь организовать учебный процесс в соответствии с данными требованиями.
В рамках урока обозначены планируемые результаты, характеристика УУД, сформулированы педагогические цели. Предложены формы деятельности учащихся, способствующие развитию познавательной активности.
№ п/п | Этапы урока | Ресурсы | Деятельность учащихся | Форма организации УД | Содержание учебного материала | Формируемые УУД |
1 | Мотивация учебной деятельности. Организационный момент | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок | Поверка готовности к уроку. Формулировка назначения своей деятельности на уроке. Запись даты в тетрадях | Фронтальная | Приветствие: Вот и прозвенел звонок, Нужно нам начать урок. Встаньте прямо, подтянитесь И друг другу улыбнитесь | Р. – нацеливание на успешную деятельность. Л. – выражение положительного отношения к процессу познания. К. – формирование умения слушать и слышать |
2 | Постановка учебной задачи | Стихотворение Г. Виеру | Списывание первого предложения с доски, разбор по членам предложения | Фронтальная | Задание 1. Разобрать первое предложение по членам предложения: Ежик в бане вымыл ушки, шею кожицу на брюшке. И сказал еноту еж: – Ты мне спинку не потрешь? Вывод: в предложении несколько дополнений | Р. – умение действовать по плану, контролировать процесс и результат своей деятельности |
3 | Выход к учебной проблеме | Полякова А.В. Русский язык. Учебник. 3 класс. 2 ч. | Обсуждение проблемного вопроса (количество подлежащих в предложении); определение слова, к которому они относятся. Доказательство своей точки зрения. Высказывание предположений о том, как можно назвать такие члены предложения (одинаковые, похожие) | Фронтальная. Работа в парах | Задание 2 (Упр. 192) Запишите три предложения в одно: 1) Реки освободились ото льда. 2) Озера освободились ото льда. 3) Пруды освободились ото льда. Реки, озера, пруды освободились ото льда. Вывод: в предложении несколько подлежащих | П. – выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательство Р. – составление плана и последовательности действий Л. – развитие познавательных интересов, учебных мотивов |
4 | Открытие новых знаний | Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка Модель «Однородные члены предложения» Полякова А.В. Русский язык. Учебник. 3 класс. 2 ч. | Выделение признаков однородных членов предложений, формулировка правила по опорной схеме ЭОР. Проверка правильности выводов по учебнику | Работа в группах | Задание 3. (Работа со словарем): найти толкование слова «Однородный». «Однородный», т.е. относящийся к одному и тому же роду или одинаковый. Одинаковый и однородный – слова синонимы. Задание 4. Заполнить пробелы в предложениях: Члены предложения, которые отвечают … и относятся … называются …. Однородными могут быть … и … члены предложения. Задание 5. Прочитайте правило на стр. 91 учебника и сравните с тем, что сформулировали вы. Вывод: правило сформулировано верно | Л. – развитие познавательных интересов. К. – умение ясно излагать свои мысли |
5 | Первичное закрепление знаний | Интерактивное задание «Как найти однородные члены предложения» Полякова А.В. Русский язык. Учебник. 3 класс. 2 ч. | Самостоятельное выполнение упр. 197 с последующей взаимопроверкой в парах | Индивидуальная. Работа в парах | Задание 6 (Упр. 197 на стр. 93 учебника): выделите однородные члены предложения, определите какими членами предложения они являются. Вывод: в 1-3 предложениях однородные подлежащие, в 4 предложении однородные определения | Л. – знание основных моральных норм работы в группе К. – умение с достаточной полностью и точностью выражать свои мысли |
6 | Творческое воспроизведение знаний | Полякова А.В. Русский язык. Учебник. 3 класс. 2 ч. Анимация «Составь предложение» | Составление предложений по данным в учебнике схемам | Фронтальная | Задание 7. ( Стр. 90 учебника): составить предложения: 1) с однородными сказуемыми; 2) с однородными подлежащими; 3) с однородными определениями. Вывод: однородные члены предложения разделяются запятыми | П. –преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. К. – постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение слушать и вступать в диалог |
7 | Рефлексия. Подведение итогов урока | Полякова А.В. Русский язык. Учебник. 3 класс. 2 ч. Песняева Н.А., Анащенкова С.В. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. 2 ч. | Формулирование конечного результата своей работы на уроке. Вычленение основных позиций изученного материала и оценка степени его усвоения | Фронтальная. Индивидуальная | Домашнее задание (по выбору): 1) упр196 из учебника; 2) упр. 60 из рабочей тетради; 3) написать мини-сочинение о весне с использованием предложений с однородными членами | Р. – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения |