Урок 49. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения. ( Слайд 1)
Показать учащимся выразительные возможности конструкций с однородными членами;
познакомить с понятием «обобщающее слово» и пунктограммой «Двоеточие после обобщающего слова при однородных членах предложения»;
познакомить учащихся с порядком действий по нахождению обобщающего слова в предложении;
закрепить умения и навыки учащихся расставлять знаки препинания при однородных членах предложения;
продолжить работу над грамматическим и речевым содержанием темы;
совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
Этап урока | Цели на каждом этапе | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Педагогические приемы | Система ожидаемых умений |
Проверка д/з | Проверить качество усвоения знаний. | Мы продолжаем изучать однородные члены предложения. Что такое однородные члены предложения? Докажите, что данные предложения с однородными членами. (Слайд 2) | 1 группа Лиса – хитрое и изворотливое животное. Она ночует на снегу, под кустиком. 2 группа Лисий мех очень красивый, тёплый и прочный. Из него шьют воротники, шапки, шубы. | Демонстрация | Владеть способами выявления однородных членов предложения; использовать выразительные возможности конструкций с однородными членами; уметь ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; использовать повторяющийся союз «и» как средство соединения однородных членов. |
Усвоение новых знаний | Сравнительный анализ. | Из этих примеров вы видите, что не всегда между однородными членами ставится запятая. Понаблюдаем. (Слайд 3-4) В каких случаях ставится запятая между ОЧП, а в каких случаях не ставится? Делаем вывод. (Слайд 5) Когда запятая ставится, а когда не ставится? | 3 группа Мы ехали на поезде, потом шли пешком. Мы ехали на поезде, а потом шли пешком. Мы ехали на поезде, но потом шли пешком. 4 группа Мы ехали на поезде и шли пешком. Мы и ехали на поезде, и шли пешком. | Демонстрация Наблюдение | |
Усвоение новых знаний | Познакомить с понятием «обобщающее слово» и пунктограммой «Двоеточие после обобщающего слова при однородных членах предложения». | Понаблюдаем. (Слайд 6) Какой знак появляется в предложении с ОЧП? (Двоеточие.) Когда он появляется, где он стоит? (После обобщающего слова перед ОЧП.) Делаем вывод. (Слайд 7) Когда ставится двоеточие? Что такое обобщающее слово? (Слайды 8 – 9) | 5 группа На столе стояла посуда: чашки, тарелки и ложки. | Демонстрация Наблюдение | Знать, что такое обобщающее слово; уметь его опознавать, правильно расставлять знаки препинания; самостоятельно подбирать примеры; правильно употреблять предложения с однородными членами. |
Усвоение новых знаний | Познакомить учащихся с порядком действий по нахождения обобщающего слова в предложении. | | «Памятка» по нахождению обобщающего слова в предложении. (Слайд 10) Подчеркните члены предложения. Найдите члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова или сочетания слов. Укажите среди них члены с обобщающим значением по отношению к остальным членам данного ряда. Какой знак препинания ставится при этом? Какая интонация соответствует ему? | Демонстрация | |
Закрепление постановки двоеточия | | Использование ИКТ. | | Комментированное письмо | |
Закрепление темы | | | (Слайд 11) Расставьте знаки препинания. Объясните их постановку. 1 группа Гром перекатывается грохочет ворчит рокочет встряхивает землю. (К. Паустовский.) Ветерок весёлый робок и застенчив. (С. Есенин.) 2 группа Я испытывал не горе а мягкую и светлую печаль. (Г.Демидов.) Война продолжается и в метель и в мороз и в дождь. (П.Нилин.) 3 группа Люди толпились всюду в вестибюле в коридоре в кабинетах. Вокруг каждого дома росли цветы маргаритки ромашки одуванчики. (Н. Носов.) 4 группа Составьте предложения, в которых однородные члены соответствуют приведённым схемам: 1. О, О... . 2. О и О ... . 3. О, а О. 5 группа К данным однородным рядам подберите обобщающие слова. Составьте с ними предложении и запишите их. Сосна, осина, ель, береза, рябина. Стол, стулья, шкаф, диван-кровать. | Самостоятельная работа в группах | |
Рефлексия | | В каких случаях ставится запятая между ОЧП, а в каких случаях не ставится? Что такое обобщающее слово? Какой знак ставится после обобщающего слова перед ОЧП? Что непонятно было на этом уроке? | | Беседа | |
Домашнее задание: § 41, упр. 210 Тест № 15 |