Урок русского языка в 5 классе по теме : «Однородные члены предложения. Обобщающие слова »
Мерковская С. В. , учитель русского языка и литературы
г. Санкт- Петербурга
М: изд. Дрофа, 2013г., карточки с упражнениями
Этап технологии развивающего обучения | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Умения |
| Организационный момент | Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Делит класс на группы из 4-5 человек. | Приветствие учителя. Рассаживаются по группам. | |
1.Естественное действие. | Актуализация знаний | Учащимся предлагается выполнить задание на умение находить в предложении однородные члены, правильно расставлять знаки препинания. Задание . Запишите предложения и объясните графически, почему в одних случаях перед союзом И стоит запятая, а в других ее нет. 1.Однажды он гулял по городу и забрел в поле. 2.Он сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку. 3.Жук в ту же минуту улетел и скрылся вдали. 4.У него были разные музыкальные инструменты, и он часто играл на них. 5.Шипение смолкло, и сейчас же раздался дружный взрыв смеха (Нескольким ученикам предлагается выполнить задание на доске для проверки.) Формулирует тему урока. | Индивидуально выполняют задание. Проверяют и уточняют непонятные моменты. | ПР. –уметь находить в тексте однородные члены предложения и правильно расставлять знаки препинания при них. Уметь отличать предложения с однородными членами от сложных предложений. Р.-принимать и сохранять учебное задание П.- предъявлять информацию в различных формах. |
Самоопределение к деятельности | Предложение учащимся проблемной ситуации. « Представьте себе, что вы работаете над изданием учебника русского языка для 5 класса. Вам необходимо составить параграф учебника на тему «Однородные члены предложения и обобщающие слова» и изготовить его эскиз. » Давайте подумаем над тем, что необходимо знать и уметь для создания параграфа учебника?» Как вы думаете, пригодятся ли нам созданные вами параграфы? Где мы сможем ими воспользоваться? | Рассматривают параграфы учебника. Обсуждают структуру параграфа ( тема, теоретический материал, задания от простого к сложному). Осознают недостаточность своих знаний для выполнения задания. Говорят о том, что параграфы можно будет использовать при повторении темы в конце четверти или года. | Л.-проявлять готовность к сотрудничеству, определять потребность в освоении новой темы Р.- принимать и сохранять учебное задание К.-достаточно полно определять свои мысли, участвовать в диалоге |
2. Освоение информации по проблеме. | Учебно-познавательная деятельность (обучение) | Понятие однородных членов и обобщающего слова. Вспомните и сформулируйте признаки однородных членов предложения. Запишите их на специальных карточках для теоретического материала (Приложение 2) Можете ли вы записать теоретический материал об обобщающих словах? Почему? Давайте откроем параграф в вашем учебнике и выясним, что же такое обобщающие слова при однородных членах. Запишите , пожалуйста, теоретический материал об обобщающих словах, который вы поместите в свой параграф.(Приложение 2) Отбор материала, необходимого для выполнения практикоориентированного задания. Рассмотрите, пожалуйста, карточки с упражнениями, которые лежат у вас на столах. Вам нужно отобрать тот практический материал, который вы поместите в свою работу. Вы видите, что заданий к упражнениям нет. Вам самим придётся их придумать. (Приложение 1) Формулировка заданий к отобранным упражнениям, распределение заданий от простого к сложному. Давайте подумаем, какие задания можно предложить к упражнениям. Для этого нужно внимательно прочитать материал упражнения . Что вы заметили? ( Приложение 3). Расположите упражнения по уровню сложности.( от простого к сложному) | Записывают теорию по данной теме, знакомятся с новым теоретическим материалом. Отбирают необходимый им материал, формулируют задания к отобранным упражнениям. Составляют перечень заданий к упражнениям. | ПР. –уметь объяснять основные термины, уметь применять правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, уметь отличать предложения с однородными членами от сложносочинённого предложения с союзом И Р. – вносить необходимые дополнения и корректировать план и способы действий Л. –проявлять готовность к сотрудничеству К. –работать в группе, П.- Осуществлять отбор информации в соответствии с учебным заданием, определять значение и смысл терминов, формулировать адекватные вопросы и задания, предъявлять информацию в различных формах. |
| Учебно-познавательная деятельность (диагностика освоения содержания темы) | Письменный контроль освоения содержания темы. Выберите из своего параграфа одно из упражнений, выполните его. . | Выполняют задание. Представляют учителю результаты своей работы для проверки. | Р. – принимать и сохранять учебное задание, оценивать собственные возможности для выполнения задания |
Улучшенное действие. | Интеллектуально-преобразовательная деятельность | Давайте оформим эскиз вашего параграфа. Вам необходимо дописать новый теоретический материал, подписать задания к упражнениям, распределить упражнения от простого к сложному. Разместите ваш материал по порядку на листе А3 Кому сложно выполнить работу самостоятельно, вы можете обратиться к материалу параграфа , который предлагают вам авторы вашего учебника и к приложению №3. Тем, у кого возникают трудности при выполнении работы, я подойду и помогу. | Оформляют параграф на листах А3: приклеивают тему параграфа, размещают теоретический материал по теме, упражнения с заданиями от простого к сложному. | ПР. –уметь формулировать понятия однородных членов и обобщающего слова, правильно расставлять знаки препинания в простом осложнённом предложении. Отличать предложение с однородными членами от сложных предложений. Р. – устанавливать последовательность действий при выполнении задания Л. –проявлять творчество при выполнении задания, П. – создавать творческий продукт |
Рефлексивная деятельность. | Рефлексия | Подведение итогов. Вы хорошо поработали. Давайте посмотрим , какие параграфы у вас получились. А теперь оценим работу каждого из вас. У вас на столах лежит лист самооценки. Запишите, пожалуйста, в него напротив своей фамилии ту работу, которую вы выполняли в своей группе, а рядом нарисуйте смайлик, который покажет нам, насколько довольны вы своей работой на уроке.(Приложение 4 ) | Оценивают свою роль в работе группы. | К.- достаточно полно выражать свои мысли Р.- оценивать результат деятельности Л.- проявлять желание к самооценке |
| Домашнее задание | Составьте для своих товарищей упражнение по изученной теме, которое можно будет поместить в параграф учебника. | Записывают домашнее задание, уточняют непонятные моменты. | Р.- принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения, планировать дальнейшие свои действия. |