Технологическая карта урока по теме «Ветер»

Категория: География

Технологическая карта урока  по теме «Ветер»

 

Предмет -география.     Класс   6- а класс,        6- б класс

Тип урока_ изучение  нового материала и первичное закрепление

Цели урока:

Образовательная цель: Раскрывать значение терминов, сформировать у учащихся понятия ветер, бриз, муссон представление о причинах возникновения ветра, движении воздуха; выявить характерные признаки ветра – сила, скорость, направление; продолжить знакомство учащихся с грозными явлениями природы на примере ураганов и смерчей. Познакомить с приборами, позволяющими измерять скорость и направление ветра;

Развивающая цель: Развивать умения делать сравнительный анализ, устанавливать причинно – следственные связи; развивать мышление, познавательный интерес к предмету.

Воспитательная цель: Продолжить работу по формированию коммуникативных способностей учащихся, воспитывать бережное отношение к природе;

Умение работать в группах, с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.

Методы обучения, используемые  на уроке:

словесные, наглядные, практические;

методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

информационные методы – работа с картой , учебником, дополнительной литературой.

 .Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме. Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания. Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.  Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания; Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей. Понимание специфических  черт природы  и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка

Основные понятия: « ветер», « роза ветров», « бризы», « муссоны» Ход урока

 

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.Организационный момент

Цель:  мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

 

Приветственное слово учителя:

     Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке.

 

 

Приветствуют учителя,  Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

 

 

2.Актуализация

знаний

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по воздушной оболочке Земли.

А как эта оболочка называется?

Для начала вспомните:

1.Каковы свойства воздуха?

2. От чего зависит температура воздуха?

3. Что такое атмосферное давление?

4. От чего оно зависит?

Молодцы!

А теперь посмотрите на экран…..

Диалог с учителем.

 Отвечают на вопросы 1.Температура, вес

2.От нагревания земной поверхности.

3.Разница в температуре воздуха, от высоты. Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации; 

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

 

3.  Этап изучения новых знаний и способов действий  Постановка учебной цели.

Поиск информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

-Давайте, определим тему нашего урока.

Представьте, что вас пригласили к друзьям на дачу, покататься на лыжах. День прошёл незаметно, вы получили огромное удовольствие от такого отдыха. Нужно возвращаться. Пришли домой. Нужно согреться. Принесли дров. Затопили печь. Вы сидите и слушаете, как потрескивают дрова, в доме становится тепло 

-Ребята, вы никогда не задумывались, куда девается дым? 

- Почему дым не заходит в комнату? 

- Почему дым вытягивается в трубу?

Учитель наводит на мысль о разности давления воздуха на уровне топки и вершине трубы.

- Так почему дым вытягивается в трубу? 

Учитель отмечает, что такое явление - движения воздуха от области высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении.

- Приведите пример такого явления. 

 

-Итак, тема нашего урока « Движение ветра».

Подумайте, какова цель нашего урока?                                

   Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания?                                                                                                       Запишите тему урока в тетрадь.                                                                                                                          Вы узнаете:

1. Что такое ветер.

2.Выяснить причины возникновения ветра.

3.Познакомиться с различными типами ветров.

4.Узнать о направлении, силе, скорости ветра и его измерении.

5.Определить значение ветра в природе и в жизни человека.

6. Построение розы ветров

Итак , что же такое ветер?

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации:

Проблема для 1 группы:

 Каков механизм возникновения ветра?  (Дневной и ночной бриз)

По аналогии с бризами определить причины образования летнего и зимнего муссонов. Создаёт ситуацию

ВЫВОД

 Проблема для 2 группы:

 Как можно узнать направление ветра?  (Прибор для определения направления ветра, местные признаки определения направления ветра)

 

Ветер дует нам в лицо (вращают руками),

Закачалось деревцо (наклоняются в разные стороны),

Ветерок все тише, тише (приседают)

Деревцо все выше, выше (потягиваются вверх).

 

Давайте поиграем в игру “Флюгер”. (Физкультминутка).

Я буду называть, какой ветер сейчас будет дуть, а вы поворачиваетесь, как флюгер.

 

Проблема для 3 группы:

Хоть бескрылый, а летает.

Безголовый, а свистит.

Хоть безрукий, но бывает

Груши с веток обивает,

Сосны с корнем вырывает,

Так порою он сердит…

О каком процессе идёт речь?

Почему скорость ветра бывает разной? (Прибор для определения скорости ветра)

Даны три пары цифр. Определите, куда будет дуть ветер, и в каком случае он будет дуть сильнее? Почему?

769 мм рт/ст – 758 мм рт/ст

762 мм рт/ст – 762 мм рт/ст

758 мм рт/ст – 761 мм рт/ст

Сделайте вывод. Запишите вывод в тетрадь.

А моряки определяют силу ветра по колебаниям воды. А на море это выгляди вот так.

Штиль (слайд)

Сильный (слайд)

Шторм (слайд)

Ураган (слайд)

А эту картину (слайд) написал известный русский художник- маринист. Море бушует. Человек испытывает страх перед такой стихией. Кто знает, как называется картина и кто её автор? (И.Айвазовский “Девятый вал”). Но, самое ветряное место на Земле – в Антарктиде. На большой высоте ледяного щита скорость ветра постоянная – 20 – 25 м/с .Видите, ветер такой силы может быть очень опасным для человека.

Сообщение учащихся «Торнадо»

 

Проблема для 4 группы: « Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…» А.С. Пушкин

«Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах»

Как вы понимаете выражение  «ветер великий труженик»? Какое значение для природы и человека имеет ветер?

 

Откройте с.140 учебника, прочитайте пункт 3. Попытайтесь выяснить что такое роза ветров и как она строится.

Целеполагание.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

Дым выходит в трубу.

Дым вытягивается в трубу

(Ученики затрудняются.)

 

 

 

(На уровне топки amмосферное давление больше, а на середине трубы меньше. Дым движется от области высокого давления в область низкого.)

(Ветер.)

 

Дети отвечают

1.Узнать что такое ветер.

2.Выяснить причины возникновения ветра.

3.Познакомиться с различными типами ветров.

4.Узнать о направлении, силе, скорости ветра и его измерении.

5.Определить значение ветра в природе и в жизни человека.

 

Ветер- это движение воздуха в горизонтальном направлении из областей с высоким атмосферным давлением в области с низким атмосферным давление

 

Представитель каждой группы отвечает у доски. Учащиеся задают дополнительные вопросы.

 

Пытаются ответить на вопрос

Формулируют собственное

мнение и аргументируют его.

 

Выполняют упражнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(В первой паре цифр ветер будет дуть сильнее, т. к. разница в атмосферном давлении составляет 11 мм рт/ст.)

 

Вывод: Чем больше разность давления между двумя соседними участками, тем быстрее передвигается воздух, а значит, сильнее дует ветер.

 

 

 

 

 

(И.Айвазовский “Девятый вал”).

 

 

 

 

 

 

 

Ветер – великий работник в природе (перегоняет тучи, облака) 

Очищает воздух (загрязненный воздух уносит из населенных пунктов)

Вырабатывает электроэнергию 

Ветер “съедает” горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа 

Помогал мореплавателям, влияет на течения

Переносит семена растений и споры грибов 

 

 

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

 

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

 

 

 

 

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

 

УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения).

познавательные : формировать умения работать с информацией, с текстом учебника.выполнять логические операции самостоятельно...

Коммуникативные Регулятивные УУД проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

 

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

4. Этап информации о домашнем задании

 

П.42. вопр стр.140, построить “Розу ветров” по данным;

подобрать загадки, пословицы, поговорки, стихи о ветре и оформить их.

 

 

Записывают д/з.

 

 

5.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации

 

1.Что такое ветер?

2.Что такое бриз?

3. Куда дует северный ветер, юго-западный длинная?

5.Озёра рекордсмены?

6. Причина образования ветра?

7.От чего зависит сила и скорость ветра?

 

Отвечают на вопросы

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

Личностные: формирование мотивации

Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)

Познавательные: анализ, синтез.

 

6.Этап подведения итогов

Выставление оценок за урок

 

 

7.Этап рефлексии

сегодня я узнал…(слайд 10) было интересно… было трудно… я приобрел… я научился… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

 

Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях.

 

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме «Ветер»»

Технологическая карта урока по теме «Ветер»

Предмет -география. Класс 6- а класс, 6- б класс

Тип урока_ изучение нового материала и первичное закрепление

Цели урока:

Образовательная цель: Раскрывать значение терминов, сформировать у учащихся понятия ветер, бриз, муссон представление о причинах возникновения ветра, движении воздуха; выявить характерные признаки ветра – сила, скорость, направление; продолжить знакомство учащихся с грозными явлениями природы на примере ураганов и смерчей. Познакомить с приборами, позволяющими измерять скорость и направление ветра;

Развивающая цель: Развивать умения делать сравнительный анализ, устанавливать причинно – следственные связи; развивать мышление, познавательный интерес к предмету.

Воспитательная цель: Продолжить работу по формированию коммуникативных способностей учащихся, воспитывать бережное отношение к природе;

Умение работать в группах, с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.

Методы обучения, используемые на уроке:

словесные, наглядные, практические;

методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

информационные методы – работа с картой , учебником, дополнительной литературой.

.Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. 
Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;
Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей. Понимание специфических черт природы и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка

Основные понятия: « ветер», « роза ветров», « бризы», « муссоны»
Ход урока



Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.Организационный момент

Цель: 
мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки


Приветственное слово учителя:

Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке.



Приветствуют учителя, 


Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.



2.Актуализация

знаний








Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по воздушной оболочке Земли.

А как эта оболочка называется?

Для начала вспомните:

1.Каковы свойства воздуха?

2. От чего зависит температура воздуха?

3. Что такое атмосферное давление?

4. От чего оно зависит?

Молодцы!

А теперь посмотрите на экран…..

Диалог с учителем.

Отвечают на вопросы
1.Температура, вес

2.От нагревания земной поверхности.

3.Разница в температуре воздуха, от высоты.
Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации; 

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.


3. Этап изучения новых знаний и способов действий
Постановка учебной цели.



Поиск информации.



































Физкультминутка





-Давайте, определим тему нашего урока.

Представьте, что вас пригласили к друзьям на дачу, покататься на лыжах. День прошёл незаметно, вы получили огромное удовольствие от такого отдыха. Нужно возвращаться. Пришли домой. Нужно согреться. Принесли дров. Затопили печь. Вы сидите и слушаете, как потрескивают дрова, в доме становится тепло 

-Ребята, вы никогда не задумывались, куда девается дым? 

- Почему дым не заходит в комнату? 

- Почему дым вытягивается в трубу?

Учитель наводит на мысль о разности давления воздуха на уровне топки и вершине трубы.

- Так почему дым вытягивается в трубу? 

Учитель отмечает, что такое явление - движения воздуха от области высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении.

- Приведите пример такого явления. 


-Итак, тема нашего урока « Движение ветра».

Подумайте, какова цель нашего урока?

Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания? Запишите тему урока в тетрадь. Вы узнаете:

1. Что такое ветер.

2.Выяснить причины возникновения ветра.

3.Познакомиться с различными типами ветров.

4.Узнать о направлении, силе, скорости ветра и его измерении.

5.Определить значение ветра в природе и в жизни человека.

6. Построение розы ветров

Итак , что же такое ветер?

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации:

Проблема для 1 группы:

Каков механизм возникновения ветра? (Дневной и ночной бриз)

По аналогии с бризами определить причины образования летнего и зимнего муссонов. Создаёт ситуацию

ВЫВОД

Проблема для 2 группы:

Как можно узнать направление ветра? (Прибор для определения направления ветра, местные признаки определения направления ветра)


Ветер дует нам в лицо (вращают руками),

Закачалось деревцо (наклоняются в разные стороны),

Ветерок все тише, тише (приседают)

Деревцо все выше, выше (потягиваются вверх).


Давайте поиграем в игру “Флюгер”. (Физкультминутка).

Я буду называть, какой ветер сейчас будет дуть, а вы поворачиваетесь, как флюгер.


Проблема для 3 группы:

Хоть бескрылый, а летает.

Безголовый, а свистит.

Хоть безрукий, но бывает

Груши с веток обивает,

Сосны с корнем вырывает,

Так порою он сердит…

О каком процессе идёт речь?

Почему скорость ветра бывает разной? (Прибор для определения скорости ветра)

Даны три пары цифр. Определите, куда будет дуть ветер, и в каком случае он будет дуть сильнее? Почему?

769 мм рт/ст – 758 мм рт/ст

762 мм рт/ст – 762 мм рт/ст

758 мм рт/ст – 761 мм рт/ст

Сделайте вывод. Запишите вывод в тетрадь.

А моряки определяют силу ветра по колебаниям воды. А на море это выгляди вот так.

Штиль (слайд)

Сильный (слайд)

Шторм (слайд)

Ураган (слайд)

А эту картину (слайд) написал известный русский художник- маринист. Море бушует. Человек испытывает страх перед такой стихией. Кто знает, как называется картина и кто её автор? (И.Айвазовский “Девятый вал”). Но, самое ветряное место на Земле – в Антарктиде. На большой высоте ледяного щита скорость ветра постоянная – 20 – 25 м/с .Видите, ветер такой силы может быть очень опасным для человека.

Сообщение учащихся «Торнадо»


Проблема для 4 группы: « Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…» А.С. Пушкин

«Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах»

Как вы понимаете выражение «ветер великий труженик»? Какое значение для природы и человека имеет ветер?


Откройте с.140 учебника, прочитайте пункт 3. Попытайтесь выяснить что такое роза ветров и как она строится.


Целеполагание.





Отвечают на вопросы

Дым выходит в трубу.

Дым вытягивается в трубу

(Ученики затрудняются.)




(На уровне топки amмосферное давление больше, а на середине трубы меньше. Дым движется от области высокого давления в область низкого.)

(Ветер.)


Дети отвечают

1.Узнать что такое ветер.

2.Выяснить причины возникновения ветра.

3.Познакомиться с различными типами ветров.

4.Узнать о направлении, силе, скорости ветра и его измерении.

5.Определить значение ветра в природе и в жизни человека.


Ветер- это движение воздуха в горизонтальном направлении из областей с высоким атмосферным давлением в области с низким атмосферным давление


Представитель каждой группы отвечает у доски. Учащиеся задают дополнительные вопросы.


Пытаются ответить на вопрос

Формулируют собственное

мнение и аргументируют его.


Выполняют упражнения

















(В первой паре цифр ветер будет дуть сильнее, т. к. разница в атмосферном давлении составляет 11 мм рт/ст.)


Вывод: Чем больше разность давления между двумя соседними участками, тем быстрее передвигается воздух, а значит, сильнее дует ветер.






(И.Айвазовский “Девятый вал”).








Ветер – великий работник в природе (перегоняет тучи, облака) 

Очищает воздух (загрязненный воздух уносит из населенных пунктов)

Вырабатывает электроэнергию 

Ветер “съедает” горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа 

Помогал мореплавателям, влияет на течения

Переносит семена растений и споры грибов 



Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.





ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.


УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения).

познавательные : формировать умения работать с информацией, с текстом учебника.выполнять логические операции самостоятельно...

Коммуникативные
Регулятивные УУД
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве


ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

4. Этап информации о домашнем задании


П.42. вопр стр.140, построить “Розу ветров” по данным;

подобрать загадки, пословицы, поговорки, стихи о ветре и оформить их.



Записывают д/з.



5.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации


1.Что такое ветер?

2.Что такое бриз?

3. Куда дует северный ветер, юго-западный длинная?

5.Озёра рекордсмены?

6. Причина образования ветра?

7.От чего зависит сила и скорость ветра?


Отвечают на вопросы

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

Личностные: формирование мотивации

Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)

Познавательные: анализ, синтез.


6.Этап подведения итогов

Выставление оценок за урок



7.Этап рефлексии

сегодня я узнал…(слайд 10)
было интересно…
было трудно…
я приобрел…
я научился…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…


Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях.


Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.



Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас