Программа, автор (ы) | «Перспективная начальная школа» М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова |
Класс | 4 |
Раздел (содержательная линия) | Слова, которые легко перепутать |
Тема урока | Слова, которые легко перепутать |
Цели урока | Сформировать у учащихся умение определять лексические значения паронимов |
Основное содержание урока | Актуализация знаний об словах, которые легко перепутать. |
Термины и понятия | Корень слова, паронимы, суффикс, слова- синонимы |
Планируемый результат |
Предметные умения | Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Личностные умения |
- определять значение умения слова в контексте; - находить смысловые речевые ошибки и исправлять предложения; | Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; высказывать свои предложения на основе учебного материала; оценивать правильность выполнения действий; анализировать достигнутые результаты. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь работать в паре, осуществлять взаимопроверку. Познавательные: уметь работать со «Словарем происхождения слов»; использовать просмотровое чтение при работе с учебной книгой, применять полученные знания в собственной деятельности | - способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности. |
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Ресурсы (информационный, демонстрационный, интерактивный материал) | Формы работы |
| Карточки. ИКТ (презентация) | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Название этапа: Организационный момент Педагогические задачи: настроить детей на урок Планируемый результат: Личностные: самоопределение, внутренняя позиция школьника |
- Проверьте свою готовность к уроку. - Садитесь. Откройте тетради, запишите дату. | Выполняют самооценку готовности и включаются в деловой ритм. |
Название этапа: Мотивация к учебной деятельности Педагогические задачи: настроить детей на урок Планируемый результат: Личностные: самоопределение, внутренняя позиция школьника |
- Проверьте свою готовность к уроку. - Садитесь. Откройте тетради, запишите дату. | Выполняют самооценку готовности и включаются в деловой ритм |
Название этапа: Актуализация знаний Педагогические задачи: научить аккуратно писать, соблюдать чистоту в тетради. Планируемый результат: - Личностные УУД( самоопределение, смыслообразование) - Познавательные УУД (целеполагание) |
Чистописание: р, ый, ий, | Дети самостоятельно записывают в тетрадь |
Название этапа: Определение темы и постановка учебной задачи Педагогические задачи: Создание проблемной ситуации. Организация обучающихся к исследованию проблемной ситуации Планируемый результат: Личностные – мотивационная основа учебной деятельности Познавательные - анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей Коммуникативные - формулирование и аргументация своего мнения; умение четко выражать свои мысли |
- Я хочу рассказать вам одну историю: Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится за стол и бормочет: - Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть. - Не рыбий, а рыбный, - поправляет брата Витя. - Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было. - Кто, по-вашему, прав? Поднимите руки те, кто согласен с Павликом и считает, что в данном предложении можно употребить любое из этих слов? А теперь поднимите руки те, кто считает, что Павлик ошибся в выборе имени прилагательного. - Как вам кажется, почему мнения разделились? Откройте учебник на стр.153 и назовите тему урока. - Какую цель мы поставим перед собой?
| Дети слушают Дети отвечают - Потому что слова рыбий и рыбный легко перепутать, они очень похожи.
- Учиться различать и правильно употреблять в речи слова, которые легко перепутать. |
Физкультминутка Педагогические задачи: организовать физическую и эмоциональную разгрузку; Планируемый результат: Личностные: имеют установку на здоровый образ жизни. |
Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку |
Название этапа: Открытие новых знаний. Педагогические задачи: уметь работать самостоятельно, работать с учебником Планируемый результат: Познавательные: анализ с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения Личностные: самоконтроль, самооценка, смыслообразовании; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
Организует деятельность по изучению лексического состава слов - Чем же похожи слова рыбий и рыбный? (У них одинаковый корень и похожее звучание.) - А что вы можете сказать о значении этих слов? (Рыбий – принадлежащий рыбе. Например, рыбий плавник. Рыбный – связанный с рыбой, с её добычей, покупкой, продажей. Например, рыбный запах.) - На стр.153прочитайте, что об этом говорит Евдокия Васильевна. - Так какой же суп ел Павлик (рыбный)? 2) Упражнение 156. Самостоятельно списать, вставив в 1-е предложение имя прилагательное рыбный, а во 2-е предложение – рыбий. Разобрать эти прилагательные по составу. Разбор слов проверить у доски: Рыбный → рыб - корень, н - суффикс, ый - окончание. Рыбий → рыб – корень, ий – суффикс, - окончание. 3) Упражнение 157 (устно). Работа в паре. В парах обсудить задание и выбрать подходящие по смыслу слова. По ходу составления предложений, если школьники затрудняются в выборе слова, учитель объясняет значение каждого слова, стоящего в скобках. Обсудить – «разобрать, оценить, высказать свои соображения по поводу чего-либо». Осудить – «выразить неодобрение, признать плохим». Соседний – «расположенный вблизи, рядом». Соседский – «принадлежащий соседям». Определить, к какому из двух слов относится значение «наевшийся, утоливший голод» (сытый), а к какому – «питательный, которым можно наесться» (сытный). | Высказывают собственное мнение
Самостоятельно работают Осуществляют самопроверку с доски Работают в паре |
Название этапа: Первичное закрепление Педагогические задачи: научить работать с учебником, слушать и уважать мнение других. Планируемый результат: Коммуникативные: управление поведением партнёра, оценка действий партнёра. Личностные: ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности; самоконтроль Регулятивные: прогнозирование своих учебных возможностей, контроль, коррекция Познавательные: умение структурировать знания Личностные: самоконтроль, самооценка |
Организует деятельность по применению полученных знаний, организует работу в парах 1) Упражнение 159. Письменно вставить в предложение подходящие по смыслу слова из списка слов. Этот травяной сбор (сбор разных трав), собранный на травянистых лугах (лугах, на которых растут травы), используют для лечения простуженных людей (людей, которые простыли) от простудных заболеваний (заболеваний, вызванных простудой). Выполнить взаимопроверку в паре. Организует деятельность по применению полученных знаний 2)Самостоятельная работа по уровням. 1-й уровень (карточка зеленая) Списать стихотворение, подчеркнуть слова, которые легко перепутать. Удачливым парнем считают меня. Удачной покупкой хвалилась сестра. Короткое платье купила она И краткий отчёт о покупке дала. 2-й уровень – (карточка красная). Составить и записать словосочетания “прилаг. + сущ.”, подобрав для этого подходящее по смыслу существительное из скобок. (При необходимости обращайтесь за помощью к толковому словарю). Понятливый – понятный (ученик, текст); Искусный – искусственный (мастер ,мех) ; жесткий – жестокий (человек, стул). Самопроверка по слайду. - Те, кто выполнил работу правильно, могут считать, что усвоили новую тему. А те, кто допустил ошибки, могут обратиться ко мне на перемене. Я расскажу, какие задания можно дополнительно выполнить дома. |
Самостоятельно работают Осуществляют взаимопроверку Выбирают задание по желанию (по силам) Самостоятельно работают Проверяют задание по образцу (слайд) Находят и исправляют допущенные ошибки. Осуществляют поиск необходимой информации в словаре. Проверяют задание по образцу (слайд) |
Название этапа: Самоконтроль с самопроверкой по эталону. Педагогические задачи: уметь работать самостоятельно, работать с тестом Планируемый результат: Регулятивные УУД (самоконтроль, саморегуляция, оценивание качества и уровня усвоения) |
- Какую учебную задачу мы поставили? - Проверить, достигли ли мы её, нам поможет самостоятельная работа, которую мы выполним с помощью теста. | - научиться различать слова, которые легко перепутать - учащиеся выполняют тест «Слова, которые легко перепутать». После выполнения проходит обсуждение результатов. |
Название этапа: Рефлексия Педагогические задачи: научить адекватно оценивать себя, принимать свои ошибки. Планируемый результат: Личностные: адекватное понимание причин успеха и неудач, самооценка. Познавательные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности, прогнозирование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
- Какую учебную задачу мы поставили? Смогли ли мы её достичь? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? - Что я нового узнал для себя? - Смогу ли я в дальнейшем применять это в жизни? | Отвечают на вопросы, анализируют свою активность на уроке. |
Домашнее задание | Учитель предлагает на выбор выполнить одно упражнение из двух. П.т. упр72 или упр73. Эти упражнения разные по трудности |
1. Учебник русского языка 3 часть, М.Л. Каленчук;
2. Русский язык 4 класс. Методическое пособие. Под редакцией Р.Г. Чураковой.
3. Русский язык. Поурочное планирование. Часть 2. Н.М. Лаврова.
4. Тетрадь для самостоятельной работы № 2. Т.А. Байкова. Под редакцией М.Л. Каленчук.