Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
II. Формулирование темы и целей урока | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. – Как будет звучать тема нашего урока? – Тема нашего урока: «Знаки препинания при однородных членах предложения. Что такое союзы?». – Какова цель урока? – Определите цели урока, используя опорные слова | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня на уроке… МЫ | познакомимся с… | узнаем… | вспомним… | будем уметь… | сможем поразмышлять… | | Принимать и сохранять учебную задачу. Использовать критерии для обоснования своего суждения |
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику. Упражнение 28 | Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме урока. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме. – Спишите текст. Покажите письменно, как образованы слова на цветном фоне. – Покажите чередования согласных, видимые на письме | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение. Показывают образование слов: луч/ + ист + … = лучистый; воздух/ + н + … = воздушный [х]/[ш]; цвет/ + ист + … = цветистый; мыл/ + н + … = мыльный; радуг/ + н + … = радужный [г]/[ж] | Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Выполнять поиск необходимой информации. Использовать знаково-символические средства. Моделировать и преобразовывать модели разных типов (предметы, схемы, знаки и т. д.). Устанавливать причинно-следственные связи. Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации |
Упражнение 29 | – Прочитайте текст. – Пролистайте первую часть учебника. Найдите, в каких еще упражнениях (на каких страницах) используются отрывки из произведений Николая Рубцова. – Написание каких орфограмм проверяется с помощью этого упражнения? – Запишите текст правильно. – Что вы можете сказать о предложениях, выделенных жирным шрифтом? Какая в них есть особенность? – Почему в одном из них между однородными членами стоит запятая, а в другом – союз и? – Покажите письменно, от основы какого существительного образовано слово, выделенное цветом | – Отрывки из произведений Николая Рубцова встречаются в упражнениях № 44 на с. 66–67; № 66 на с. 93; № 80 на с. 108; № 86 на с. 114. Записывают текст: В Вологде и ее окрестностях мне бывает и хорошо, и ужасно грустно, и тревожно. Конечно, не любая сельская местность может быть по душе. Но здесь для души моей родина. Я снова в своей Николе. Живу уже месяц. Любуюсь на холмы, леса, небеса. Погода великолепная, ягод в лесу полно. Много раз ходил на болото – собирал клюкву. Не люблю собирать землянику и малину. В собирании этих ягод есть что-то старинное, что-то грустное и горестное. Показывают образование слова: старин/а = старин/; старин/ + н + ... = старинный |
IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний | Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Проведем работу на индивидуальных карточках. Вариант 1. Верните пропажу Вчера мы были в зоопарке. Видели сл_на тигра м_дведя бегемота. В вольерах л_тали попугаи щеглы др_зды дятлы снегири. Птицы пели св_стели тр_щали каждый по-своему. Мы видели попугаев страусов орлов. Вариант 2. Ты – писатель. Используя данные слова, составь предложения с однородными членами: гуляли, лиса, гуси, куры, утки, закудахтали, подкралась, убежала, зашипели, схватила, закрякали. Вариант 3. Выделенные слова замените однородными членами. Ребята посадили в лесу фруктовые деревья. В лесу школьники собирали ягоды. Во дворе росли цветы | Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Учащиеся работают самостоятельно, выбирают вариант карточки | Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности. Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку. Выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков |
Работа в тетради для самостоятельной работы № 1, упражнение 21 | Организует самостоятельную работу в печатной тетради, обеспечивает контроль над выполнением задания. – Запишите новое словарное слово. – Вставьте пропущенные буквы | Выполняют задание в тетради для самостоятельной работы. Рассуждение ученика: Записываю новое словарное слово. Подчеркиваю буквы, написание которых надо запомнить: галереи. Вставляю пропущенные буквы: ребят (сл. слово), Третьяковской (ь разд.; какой?) | Анализировать объекты с целью выделения признаков |
V. Итоги урока, рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Как правильно оформить на письме предложение с однородными членами предложения? – Какое задание было самым интересным и почему? – Какое задание было самым трудным? – Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? – Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение к концу урока | Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Называют правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят само- оценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор: | открыл… | исследовал… | смогу… | | Выполнять контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать разные мнения |
Домашнее задание | Организует обсуждение домашнего задания. Тетрадь для СР № 1, упражнение 22 | Записывают домашнее задание. Рассуждение ученика: Из каждой группы слов составляю и записываю предложения. 1. Мыши кошку изловили, В мышеловку посадили. 2. Солнце по небу гуляло И за тучу забежало. 3. Прибегали лягушата, Поливали из ушата. Автор этих строк – Корней Чуковский | Формировать навыки самоорганизации |