III.Актуализация знаний IV.Самоопределе-ние к деятельности V. Работа по теме урока VI.Физкульми-нутка VII. Закрепление изученного материала 1.Работа по учебнику. 1)Работа над правилом. Упр.29 с. 21 Упр.30 с. 21 Упр 31 с 21 2. Работа по презентации VIII. Рефлексия | Фронтальная работа Фронтальная работа Индивидуальная работа Фронтальная работа Самостоятельная работа Фронтальная работа Самостоятельная работа Беседа | Что такое части речи? Какие части речи вы знаете? Что такое имя существительное? Что такое глагол? Что такое имя прилагательное? Что такое местоимение? Что такое числительное? (Одновременно строится кластер на доске) ГЛАГОЛ Действие предмета
Что делает? Что сделает? И др. ИМЯ ПРИЛАГ Признак предмета
Какой?какая? какое? Какие? ИМЯ ЧИСЛИТ Кол-во предметов или порядок при счёте Сколько? Который? МЕСТОИМЕНИЕ УКАЗЫВАЕТ НА ПРЕДМЕТ, НО НЕ НАЗЫВАЕТ ЕГО КТО? ЧТО? Части речи ИМЯ СУЩ. Предмет КТО? Что? Представлены слова: Пчела, пчёлы, учитель, учителя, озеро, озёра, деревни, деревня, девочка, девочки, книги, книга, страна, страны. Разделите их на 2 группы. По какому признаку вы их разделили? В каком числе стоит имя существительное, если обозначает один предмет? В каком числе стоит имя существительное, если обозначает несколько предметов? Как вы думаете, какая тема урока сегодня? Запишите эти слова в 2 столбика: 1-й единственное число; 2- й - множественное. Чем похожи эти слова?(рассматриваем парой ед ч и мн ч) Чем отличаются эти слова? Выделите окончания имён существительных Я буду называть слова, а вы определите, какое число у имени существительного. Если единственное число, то встают мальчики, если множественное, то встают девочки. Яблоко, яблоки, дом, дома, дерево, деревья, звёзды, звезда. Прочитаем правило с. 20. Как изменяются имена существительные? Что обозначают имена существительные в единственном числе? Что обозначают имена существительные в множественном числе? Что изменяется у существительного при изменении по числам? Самостоятельно выполните упр. 29 с. 21 Выполним проверку. Прочитайте предложения , которые получились у вас. Как изменились слова в предложении? Прочитайте распространённое предложение. Сейчас я прочитаю строки, а вы представьте картинку. Презентационный слайд Какую картину вы увидели? Какие слова придают выразительность? Как они называются? Выполним упр. 30 с. 21 Выпишите из орфоэпического словаря на стр. 150 имена существительные , которые даны в двух формах: в единственном и множественном числе. Прочитайте пары, которые вы выписали. – Имена существительные изменяются по числам: бывают единственного и множественного числа. Но встречаются имена существительные, которые имеют форму только множественного числа, например, ножницы, и форму только единственного числа, например, молоко, метро, кашне, кашпо. Смотрим презентацию и отвечаем на вопросы! Одни Несколько БРЮКИ
Одно несколько ПАЛЬТО
САХАР
НОЖНИЦЫ
Что можете сказать об этих словах?
Все вы знаете стихотворение К. И. Чуковского « Тараканище», вспоминайте!
Выпишите существительные в два столбика: 1-й столбик- ед. числа, 2-й – мн. числа и выделите окончание. Как изменяются имена существительные? Что изменяется у имени существительного при изменении по числам? Проверяем. Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте карандашом смайлика на полях в тетради улыбающегося , если вы поняли тему, если нет – грустный. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя Учащиеся называют слова и объясняют. Единственное число Множественное чис Двое детей у доски. Обозначают одни и те же предметы, один корень. Обозначают разное количество предметов, имеют разные окончания Дети сели на корточки и выполняют задание. По числам Один предмет Несколько предметов Окончание Читает 1 учащийся, остальные следят по учебнику. Учащиеся выполняют самостоятельно. Читают предложения Изменилось окончание и у существительного и у глагола. Зачитывают. Дети опускают голову на руки, на стол и слушают учителя. Сравнение Дети выписывают Учащиеся читают Они не изменяются по числам Дети слушают и вспоминают, анализируют и делают выводы. | Обогащается словарный запас учащихся Учатся анализировать, сравнивать, делать выводы Вырабатывается умение определять на слух ед. и мн. числа Формируют умение работать самостоятельно Учатся фантазировать, развивают образное мышление Вырабатывают умение работать с учебником, со словарём Уметь анализировать , сравнивать и делать выводы Развивать память Формируют умения находить слова имена существительные в тексте ед.ч и мн.ч | Наблюдение. Вопросы и ответы Изображает кластер на доске Наблюдение. Вопросы и ответы Наблюдение учителя Наблюдение учителя Наблюдение учителя Наблюдение учителя Наблюдение. Вопросы и ответы Наблюдение. Вопросы и ответы |