1.Образовательные: сформировать представление об экологические проблемах и перспективах развития региона Европейского Севера., научить учащихся предлагать варианты решения этих проблем.
2.Развивающие: закрепить умения и навыки работы на компьютере, отработать навык использования ресурсов Интернета продолжить формировать умение самостоятельно анализировать связи в системе «общество – природа»;
3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе России, родному краю.
Оборудование: компьютеры с доступом в Интернет, карточки – задания для учащихся, тексты.
Тип занятия: систематизация знаний, полученных на уроках с практическим применением сайтов Интернета.
Элементы содержания урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Образовательные ресурсы Интернет |
1.Организационный этап | Приветствие проверить все ли в классе. | Проверить все ли есть к уроку Настраиваются на работу , проверяют компьютеры | |
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности | Изучение нового материала будем проводить в форме исследования, используя различные источники. Показ слайдов с промышленными районами Республики Коми | | |
Актуализация знаний | Многие черты природы России связаны с ее северным положением. Более половины территории России (64,3%) располагается к северу от 60-ой параллели. Природа севера, среда обитания северян сегодня так стремительно разрушается, что поиск альтернативного пути развития северных регионов становится первоочередной задачей, без решения которой нам просто не выжить. Острая экологическая ситуация сложилась в районе Воркуты. Острота экологической ситуации связана здесь с неустойчивым к техногенным воздействиям и невысоким потенциалом самоочищения ландшафтов тундры и лесотундры. | Каждая группа получила карточки – задания, тексты и адреса сайтов , которые помогут для подготовки сообщения по своей теме и общего проекта – презентации. При ответе каждая группа должна четко выделить проблемы своей ролевой группы. Каждая группа садится за свой компьютер. Для решения проблем Европейского Севера учащиеся класса разбились на 5 групп и выбрали для себя различные роли, которые причастны к решению практических вопросов охраны природы и природопользования | |
Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне | Организуют групповую работу, раздает карточки – задания. Консультирует учащихся при необходимости | Карточка-задание для группы 1.Физико-географы: Г.п Воркуты. Рельеф, средние абсолютные высоты. Средние температуры января, июля, осадки, направление ветра. Какие проблемы связаны с положением и климатом территории. Создайте презентацию из 5 слайдов в Power point | Сайт с картой Европейского Севера http://kosmosnimki.ru/ здесь можно найти территорию Европейского севера, Тимано-Печорский ТПК, Воркутинский промышленный узел. Используйте сайт Интернета wikimapia.org – для показа географического положения территории , координат города и сайт www.klimadiagramme.de и www.gismeteo.ru для характеристики климата территории, www yandex.ru для характеристики погоды города. |
| 2 группа «Геологи» 1. Основные полезные ископаемые района 2. Основное месторождение Печорского угольного бассейна – Воркутинское. Мощность пластов, условия добычи угля.(текст) Способы добычи угля. Качество угля. (текст) | Используйте сайт wikimapia.org – для нахождения Воркуты, найдите шахты по кольцу, Юнь – Ягинский разрез |
| 3 группа «Биологи – Экологи» Природная зона – тундры. Дайте характеристику этой природной зоне. а) почвы б) коэффициент увлажнения (текст) в) растительный мир г) животный мир. Экологическая ситуация в регионе (текст) а) терриконы б) карьеры в) загрязнение автотранспортом г) бытовые сточные воды, д) загрязнение воздушного бассейна | Используйте сайт www.ecosystema.ru природа в фотографиях – географический каталог по природным зонам, зайдите на этом же сайте в Приполярный Урал (Коми). На сайте wikimapia.org найдите заброшенные шахты, терриконы, закрытый поселок Рудник. |
| | 4 группа Медики 1. Влияние высоких широт на организм человека. 2. Заболевания, связанные с проживанием в районах Крайнего Севера (текст) | Постройте диаграмму заболеваний людей, проживающих в районе Крайнего Севера. Найдите информацию в Интернете о заболеваниях людей южных широт нашей страны. Сравните с диаграммой. Сделайте выводы. (http://hghltd.yandex.net/yandbtm?qtree) – этот сайт не дается , школьники нашли сами. |
5 группа «Транспортники» 1. Виды транспорта, которые будут использоваться для связи города с другими населенными пунктами и внутри его. а) водный б) авиа в) ж/д г) авто д) трубопроводный ( текст) 2. Преимущества и недостатки использования разных видов транспорта в районе Крайнего Севера | Используйте сайт www.parovoz.com/mapa/supermap назовите транспортные узлы от Воркуты до Котласа. Проследите как и куда движутся грузы . |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, коррекция | Слушает ответы групп, корректирует | Отвечают задание по карточкам | |
Анализ итогов работы, формирование выводов по изученному материалу | Каждая группа поработала с текстом, сайтами Интернета, определила проблемы Европейского Севера. Каковы же перспективы развития Европейского Севера? Предлагаю обобщить услышанный и увиденный материал. | Делают вывод: изучили Европейский Север, проблемы и перспективы развития на примере родного города, установили проблемы Севера, познакомились с животным и растительным миром, с климатическими особенностями территории. Окружающая среда постоянно ухудшается, существует единственный способ обеспечить безопасное и процветающее будущее – это согласованные решения проблем экономического развития и экологической стабильности. | |
Рефлексия | Учитель предлагает закончить предложение. | Сегодня я узнал….. Сегодня я осознал…. Мне очень понравилось…. | |
Задание на дом | Предлагает создать презентацию по обобщению материала из 5-6 слайдов. Первые 5 слайдов это проблемы, а последний, шестой слайд - перспективы развития Европейского Севера. | | |