СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по теме ГЛЮКОЗА КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МОНОСАХАРИДОВ, ЕЕ РОЛЬ В ТЕХНОЛОГИИ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по теме ГЛЮКОЗА КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МОНОСАХАРИДОВ, ЕЕ РОЛЬ В ТЕХНОЛОГИИ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ»

Технологическая карта учебного занятия по теме: Глюкоза как представитель моносахаридов, ее роль в технологии приготовления продуктов питания


Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Могина Татьяна Альбертовна

Район

Починковский

Место работы (полное название образовательного учреждения)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Починковский сельскохозяйственный техникум»

Должность

Преподаватель химии


Общая информация о занятии

Образовательная область (согласно ФГОС-3)

Общеобразовательная учебная дисциплина

Наименование курса (учебной дисциплины, модуля)

ОУД. 09 Химия


Используемая программа, УМК

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованных Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации ОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования от 23 июля 2015 г.

Возрастная категория обучающихся

15-17 лет

Группа

Тема занятия

Глюкоза как представитель моносахаридов, ее роль в технологии приготовления продуктов питания

Тип занятия (по дидактическим целям)

Изучение нового материала

Место занятия в структуре курса (учебной дисциплины, модуля)

Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения. Углеводы.


Литература и Интернет-ресурсы (учебно-информационное обеспечение)


Основная

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. - М., 2016 г.


Дополнительная

Хамитова, А. И. Органическая химия для студентов СПО : учебное пособие / А. И. Хамитова, Т. Е Бусыгина, Л. Р. Сафина,- 2016. — 172 c.


Интернет-ресурсы

https://profspo.ru/


ЭОРы

https://paramitacenter.ru/


Описание занятия


Основная дидактическая цель учебного занятия

сформировать представление об углеводах как полифункциональных органических соединениях. Рассмотреть состав и классификацию углеводов, их применение и нахождение в природе.


Образовательные задачи

  • изучить строение глюкозы; выделить особые свойства глюкозы; выявить незаменимую роль глюкозы в жизни человека и животных; научить самостоятельно составлять уравнения реакций


Развивающие задачи

Развивать коммуникативные умения в результате интерактивного общения, ответов на вопросы, свободно и правильно излагать свою точку зрения в процессе эвристической беседы

Развивать различные виды мышления

теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемной ситуации, использование имеющихся знаний для объяснения фактов и явлений, применение логических операций)

наглядно-образное (использование материализированных (формулы, уравнения) образов объектов.)

словесно-логическое (правильное использование терминов и понятий, грамотное владение химическим языком, словесное обоснование)


Воспитательные задачи

  • Воспитывать у обучающихся уважение к мнению других членов коллектива;

  • Способствовать созданию на уроке ситуации успеха в обучении, как основы саморазвития и самореализации;

  • Учебно-управленческие умения (владеть различными средствами самоконтроля, оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины).

  • Воспитывать интерес к урокам химии, формировать научное мировоззрение.



Продолжительность занятия

90 минут


Используемые педагогические технологии и формы организации учебной деятельности

Проблемное обучение, метод проектов


Используемые методы обучения по различным критериям (по степени самостоятельности мышления, по источнику передачи и восприятия учебной информации, по характеру управления учебной работой)

1. по степени самостоятельности мышления

продуктивные методы обучения: проблемный, исследовательский – демонстрационный эксперимент

репродуктивные методы – объяснительно-иллюстративный (рассказ преподавателя, фронтальная беседа), программированный метод обучения (задания по предложенному алгоритму)

2. по источнику передачи и восприятия учебной информации

словесные методы – рассказ преподавателя, эвристическая беседа, фронтальная беседа

наглядные методы – демонстрация, наблюдение

3. по характеру управления учебной работой

самостоятельная работа обучающихся

4. методы стимулирования и мотивации




Средства обучения (учебно-материальные, дидактико-методические, психолого-педагогические)

Учебно-материальные :

Оборудование: химические реактивы для демонстрации опытов,

Оборудование: ПК, МПК

Дидактико-методические:

инструктивная карта для обучающихся, презентация к уроку

Психолого-педагогические:

задания для самостоятельной работы, анкета-рефлексия


Планируемые результаты обучения - обучающийся должен:


знать

строение глюкозы; физические химические свойства; о роли углеводов в жизни человека и животных; области применения глюкозы


уметь

осуществлять причинно-следственные связи на примере зависимости свойств веществ от их состава и строения

осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета)


владеть

Владеть: методами определения содержания

углеводов в пищевых продуктах


приобрести опыт

использовать изученный материал в своей профессиональной деятельности

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни


профессиональные и общие компетенции

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.



Формы оценки планируемых результатов

задания репродуктивного характера, анкета-рефлексия





Этап учебного занятия

Содержание этапа занятия

Действия преподавателя

Действия обучающихся

Организа-ционный

момент

Предварительная организация группы, проверка отсутствующих, оценка внешнего состояния группы, готовность обучающихся, наличие наглядных пособий, раздаточного материала, проверка исправности и работы технических средств обучения

проверяет присутствующих, отмечает отсутствующих, создает положительней эмоциональный настрой у всей группы

готовятся к учебной деятельности, к восприятию учебного материала

Целеполагания

Реализация субъект – субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока.

активизирует мыслительную деятельность ученика, создает внутреннюю заинтересованность и готовность к работе, определяет практическую и теоретическую значимость темы, совместно с учащимися ставит цели учебного занятия


слушают, задают уточняющие вопросы, совместно с преподавателем формулируют свои задачи на урок, осознают важность предстоящей работы

Актуализация знаний

Положение темы занятия в курсе химии, знакомство с планом проведения занятия.

Контроль домашнего задания.

Создание проблемной ситуации.

Тест по темам: “Химические свойства спиртов и альдегидов” “Фронтальная беседа “Что вы помните об углеводах из курса физиологии питания?”

Вы – будущие технологи. Перечислите, без каких продуктов вы не представляете свою профессию

Вкус продуктов бывает разный: соленый, сладкий, кислый, горький и т.д. А теперь посмотрите на перечень продуктов и вспомните из своей практики: какой “вкус” у профессии кондитера?

А теперь вспомните из курса физиологии питания и скажите, какие химические соединения придают сладкий вкус продуктам?

Отвечают на

вопросы теста.
Участвуют в

беседе.

Перечисляют

продукты.
Ответ: в

большинстве

сладкий

Ответ: простые

сахара – глюкоза

и фруктоза

Постановка целей урока.

выявления особенностей строения, физических и химических свойств глюкозы;

изучения изомеров глюкозы;

выявления биологической роли глюкозы


Формулируют тему 
Презентация, 
(Слайд 1)

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего занятия?

Верно, сегодня мы будем изучать группу одних из самых важных компонентов пищи, без которых немыслима наша жизнь и ваша профессия – моносахариды, а точнее, глюкозу, и немного коснемся её изомеров



Ответ оформить на доске в 2 колонки:

Знаю

Не знаю

Обратиться к колонке “Знаю”
Обратиться к колонке “Не знаю”

Рассматриваем глюкозу, её во много раз больше содержится в продуктах, но и фруктозу как изомер глюкозы; простые сахара в химии называются моносахаридами;
– связываем тему с профессией





Работают, отвечают на вопросы.
Формулируют цель (Слайд 2)
Формулируют цель (Слайд 2)

Планирование.



план изучения темы

А сейчас 30 с. обсудите в группах и выстроите вопросы, которые мы будем сегодня рассматривать, в логической последовательности.

Примерный план изучения темы

(Слайд 3)

Реализация плана.

Цели мы перед собой поставили. План занятия создали, приступаем к его реализации.


Из курса физиологии питания вспомните, в состав каких продуктов входят в основном простые сахара.

А сейчас назовите мне формулу простых сахаров. Как же в молекуле глюкозы сгруппированы атомы? Какие функциональные группы в органических соединениях мы уже изучили?

Какие качественные реакции характерны для данных функциональных групп?

Сейчас мы экспериментально проверим, присутствуют ли данные функциональные группы в молекуле глюкозы. Перед вами – продукты, содержащие глюкозу. Проверьте их на наличие данных функциональных групп.

Проверяем результаты опытов. Что у вас получилось? Что говорят о составе глюкозы результаты опыта?

Мы выяснили, что глюкоза содержит альдегидную и спиртовые группы и помним, что глюкоза является гексозой? Значит, она является альдегидоспиртом. Вспомните из курса физиологии питания, каков количественный состав молекулы глюкозы?

А сейчас, зная валентности элементов, наличие 1 карбонильной и 5 гидроксильных групп попробуйте за 2 мин. составить в своих группах пространственную формулу глюкозы

Назовите еще один простой сахар, который мы уже упоминали в числе важных для кондитера, изомер глюкозы.

Группа С=О называется кетоновой. Фруктоза является кетоноспиртом, поэтому в реакцию “серебряного зеркала” она не вступает. Входит, в основном, в состав меда и фруктов.

Существует ещё один вид изомерии глюкозы. Это циклические формы, ά– и β-формы. (Слайд 16)

О них мы послушаем сообщение, которое приготовили ребята заранее.

В циклической форме находится вся кристаллическая глюкоза, причем около 70% – в β-форме. В ά– форме находится растворенная глюкоза.

Какие моносахариды, кроме глюкозы, вы еще знаете из курса физиологии питания? Где они содержатся? (Слайд 17) , (Слайд 18)

Рассказать о шкале сладости углеводов и пищевых усластителей. (слайд 19)
Продемонстрировать физические свойства глюкозы: цвет, агрегатное состояние, кристаллическое строение, растворимость

Давайте систематизируем полученные на данном этапе знания. Итак, физические свойства глюкозы мы рассмотрели, а также нахождение в природе. Но все ли природные объекты, содержащие глюкозу, мы назвали?

А эти образующиеся органические вещества – ни что иное, как глюкоза.

Записать уравнение фотосинтеза

Еще раз вернемся к физиологии питания. В каком виде вещества усваиваются организмом: в простом или сложном?

А чтобы из сложных веществ получить простые, какому процессу они подвергаются?

Таким образом, из каких углеводов можно получить глюкозу и ее изомеры?

Запишем уравнения их гидролиза.

Это еще один источник глюкозы в природе

Еще об одном интересном источнике получения глюкозы вам расскажут ребята.

Где применяется формалин?

Верно, если нужно законсервировать ткань, убив в ней все живое – гнилостные грибки, бактерии ит.п. Но А.М. Бутлеров увидел в формалине один из источников жизни.

Мы рассмотрели нахождение в природе, свойства физические. Теперь переходим к свойствам химическим. Опытным путем мы выяснили, что глюкоза является альдегидоспиртом. Какие химические свойства альдегидов мы знаем?

Попробуйте в группах за 3 мин. по аналогии с альдегидами записать для нее уравнения реакций “серебряного зеркала” и со свежеприготовленным Сu(OH)2

формулу глюкозы и по аналогии с альдегидами запишите реакцию присоединения водорода

Глюкоза как многоатомный спирт реагирует со свежеприготовленным раствором гидроксида меди также, как и глицерин – растворяет синий осадок, экспериментально вы это доказали. Запишите уравнение получения этой соли, она называется глюконат меди, раствор ярко-синего цвета.

Сейчас мы еще раз вернемся к вашей профессии. Глюкоза применяется в ней очень широко. Но ни один из использованных нами реактивов в кулинарии не применяется, более то, они являются ядами. Какие же химические процессы с участием глюкозы протекают во время приготовления пищи? Вспомните и свои практические знания, и физиологию питания. Какие реакции глюкозы протекают и при получении различных блюд и продуктов? Вопрос на обсуждение в группах, время – 1 мин.


Спиртовое брожение. Где оно применяется? Какие продукты образуются при спиртовом брожении?

Проговорить с учащимися физико-химический процесс хлебопечения: за счет чего поднимается тесто в опаре и при выпечке? Чем обусловлен пряный запах хлеба? (слайд 29)


Где применяется молочнокислое брожение? Откуда глюкоза берется в молоке? Подсказка: вспомните из курса физиологии питания, что такое молочный сахар, из чего он состоит?

Какие продукты образуются при молочнокислом брожении? Запишем реакцию. (Слайд 30)


Скажите, это вам известно из курса физиологии питания: а какую роль играют углеводы в питании живых организмов?


Так вот как раз именно эта реакция протекает в живых организмах. Под действием ферментов глюкоза сбраживается до молочной кислоты (гликолиз), а при распаде молочной кислоты на углекислый газ и водород освобождается энергия (дыхание).

Более подробно гликолиз и дыхание мы изучим в курсе общей биологии в теме “Синтез АТФ”

И еще один вид брожения глюкозы, который по требованиям для изучения необязателен, но для вас, как для будущих кондитеров, очень важный – маслянокислое. Его значение для кулинарии патологическое – масляная кислота образуется при прогоркании сливочного масла, придавая ему неприятный запах и горький вкус. Рекомендую об этом не забывать, дабы не попасть впросак и не испортить продукцию (Слайд 31)


А сейчас обобщите в группах: какова роль глюкозы в вашей профессиональной деятельности? И, в подтверждение сказанного, по группам выполните следующее задание: за 3 мин. составьте суточное меню, в котором в каждом блюде содержались бы простые сахара и их производные, или углеводы, производными которых являются простые сахара


Ответ: в растительных: фруктов (особенно винограда), ягод, овощей.


Ответ: С6Н12О6
(слайд 5)


Ответ: 
(Слайд 6)

Ответ: 
(Слайд 7)
(Слайд 8)
(Слайд 9)








Выполняют лабораторную работу

(Слайд 10)
(Слайд 11)
(Слайд 12)

С6Н12О6

 

 

Составляют формулу(Слайд 13)

Ответ: фруктоза

 

Записывают в тетради (Слайд 14)
(Слайд 15)

 

Знакомят с сообщением

 

 

Ответ: манноза, галактоза, сорбоза

 

 

 

 

Зеленые растения

 







Записывают в тетради

(Слайд 20)

…в простом

 

…гидролизу

Дисахариды, полисахариды
(Слайд 21)
(Слайд 22) 
(Слайд 23)

Сообщение о синтезе из формалина.
Дезинфекция.
Консервация мертвых тканей.

 

“серебряное зеркало”, с гидроксидом меди, гидрирование

Записывают уравнения 
(Слайд 24)
(Слайд 25) 
Записывают уравнение 
(Слайд 26)


















Записывают уравнение 
(Слайд 27)
(слайд 28)

 













Обсуждение в группах

Ответ: брожение – спиртовое и молочнокислое

 









Отвечают:(Слайд 29)

 

 









Отвечают:
(Слайд 30)

 

 

Источник энергии

 

 

 

 

 

 

 

 

 















Работа в группах. Ответы

Составляют меню

Подведение итогов,

домашнее задание



Рефлексия

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Д/з.



Обучающиеся по очереди говорят по одному предложению, выбирая начало фразы с рефлексивной таблицы на экране.
1.Тема нашего сегодняшнего урока …
2. Передо мной на уроке стояла цель …
3. Сегодня я узнал …
4. Было интересно …
5. Было сложно…
6.Я понял, что …
7. Теперь я могу … 
8. Я научился …
9. Я работал на уроке…
10.Выводы урока таковы …


Возвращаемся к нашим целям и плану урока. Все ли его пункты выполнены?

– А теперь каждый 10 с. подумайте и дайте ответ на вопросы: какие вопросы вызвали у Вас лично затруднение, а какие задания выполнять было проще? Что существенно нового узнали Вы сегодня на уроке?

– Благодарю всех за работу! И еще один момент. Послушайте весьма интересный отрывок из книги В. Пикуля “Нечистая сила” .

-Как вы думаете, почему Григорий Распутин не умер от цианистого калия? Версий много. Но с давних пор при опасности отравления цианидами рекомендовали держать во рту кусочек сахара. Ученые доказали, что глюкоза при взаимодействии с цианидами образует нетоксичные соединения – циангидриды калия. Вы знали об этом? Мы еще раз убедились, что химия – наука чрезвычайно полезная как в профессиональном, так и во многих других планах, даже в сохранении собственной жизни. Поэтому желаю дальнейших успехов в её изучении. Дома еще раз вспомните материал и подготовьтесь по конспектам и учебникам.



Еще раз подвести к значимости в профессии




Подготовить текст(Приложение 5)

 

Домашнее задание(Слайд 32)