Методическая разработка на тему:
Курская битва
урок истории в 11 классе
Автор разработки:
Катасонов Роман Алексеевич
учитель истории МБОУ «Малоенисейская СОШ» Бийского района Алтайского края
2018
Аннотация
Урок проводится на классе наполняемостью 18 человек. На уроке знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают проблемные задачи, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.
На протяжении всего урока проектор используется в основном для иллюстрации учебного материала, что позволяет наглядно, доходчиво объяснять новую тему.
Структура урока отвечает современным требованиям в рамках системно-деятельностного подхода к образованию. Умение определять отношение между объектами и нахождение взаимосвязи между ними, помогает ученикам развивать образное мышление. Ученики учатся анализировать объекты. Данное умение необходимо развивать, для применения в дальнейшей жизни ребенком. Активная познавательная деятельность каждого школьника обеспечивается в процессе его групповой работы – работы, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели и учатся самостоятельно анализировать свою деятельность.
Тип урока | Урок открытия новых знаний (с применением интерактивного оборудования) |
Цель | Личностные: воспитание уважения к историческому наследию СССР; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки; Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней. Предметные: Создать условия для ознакомления учащихся с причинами и итогами победы советских войск на Курской дуге; для повторения истории Великой Отечественной войны Сформировать представление о значении победы советских войск. |
Задачи урока | Образовательные: дать представление о специфики подготовке немецких и советских войск, рассмотреть этапы Курской битвы (оборонительный и контрнаступление советских войск), а также охарактеризовать итоги Курской битвы Развивающие: развивать умение работать с фактическим материалом. Развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации. На основе анализа, обобщения, делать выводы, аргументируя свои рассуждения. Рассматривать исторические события с позиции участников исторического процесса. развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР Воспитательные: воспитывать любовь к историческому прошлому нашего государства и уважения ветеранов Великой Отечественной войны |
Планируемы результаты | Личностные результаты. мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно- ориентированного подхода; наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понять значимость подготовки в области истории в условиях развития современного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств ИКТ. Метапредметные результаты. формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами; формирование умений работать в группе; владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; Предметные результаты выявить причины победы советских войск установить значение Курской битвы на исход Великой Отечественной войны Сформировать у учащихся представление о коренном переломе в Великой отечественной войне |
Организация пространства | Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Ресурсы: | Учебник: Н.В. Загладин, Н.А., Интернет ресурсы, великие битвы человечества, сериал Великая война (9 серия) |
Оборудование: | Мультимедийный проектор, компьютер, интернет ресурсы (Гугл документы, ютуб) |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методический комментарий (скриншоты презентационного материала) | Универсальные учебные действия (УДД) |
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. (5 мин) | 1.Приветствует учащихся: «Здравствуйте ребята!» 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Рассаживаются по группам Приветствие учителя. Проверяют свою готовность к уроку | | |
2. Актуализация знаний. Мотивация (10 мин) | Посмотрите на изображения и предположите, о чем пойдет речь на уроке! Значит, сегодня мы будем изучать битву на Курской дуге (слайд 1) Ребята мы с вами определили тему урока так давай те же сформулируем цель в изучении данного материала Обратимся к презентации. На слайде представлены изображения: Что вы видите на экране? Давайте определим основные вопросы которые мы рассмотрим в процессе урока На данном уроке мы изучим 1.Подготовку СССР и Германии к битве 2.Оборонительный этап 3. Контрнаступление 4. Значение битвы на Курской дуге Мы с вами разобрали основные вопросы сегодняшнего урока, давайте выясним какие же цели вы перед собой поставите (несколько целей записываю на доске) | Учащиеся делают выводы. Называют тему урока. Записывают тему урока в тетрадь Ставят цель урока (записывают в тетрадь) Учащиеся делают выводы. Называют основные вопросы Выставляют оценку за работу на этапе урока Называют цели которые хотели бы поставить для себя | | Личностные: понимают значение своей деятельности Коммуник-ные: определяют правила делового сотрудничества Познавательные: формулируют ответы при просмотре слайдов и на вопросы учителя. |
3. Открытие новых знаний. (12-15 мин) | Раскладываю листки с заданиями на парте. Мы с вами разработали план сегодняшнего урока, а так же поставили цели нашей деятельности Так давай те же перейдем к изучению нового материала, а работать мы с вами будем с Гугл документами. Интернет источниками, книгой Великие битвы человечества и видеоматериалом | Лидеры групп выходят и выбирают листок с заданием! Учащиеся используя сотовые телефоны заполняют таблицы или отвечают на поставленный вопрос. (таблицы созданы каждая для своей группы, кроме 4 группы) Выставляют оценку за работу на этапе урока | Приложения № 1,2,3 | Личностные: формирование навыков самостоятельной поисковой деятельности. Познавательные: умения структурировать знания, развитие способности анализировать и действовать с позиции содержания предмета Коммуникативные: развитие навыков коллективного сотрудничества- участие в обсуждении вопросов, обмен мнениями, понимание позиции партнера Регулятивные: Организация работы в группах. |
4. Физкультминутка. (1 мин.) | Включаю музыку | Закрывают глаза и представляют эпоху Курской битвы. | | |
-
Закрепление первичных знаний. (8 мин) | Давайте подведем итог. Вывожу на экран заполненные таблицы | Учащиеся рассказывают про свою тему Выставляют оценку за работу на этапе урока Оценка одноклассников за работу на уроке | | Личностные: Повышение познавательного интереса к изучению истории. Эмоциональное отношение к теме. Формирование личного, позитивного эмоционального отношения к одноклассникам. Регулятивные: Умение осуществлять самооценку и взаимооценку. Коммуникативные: Умение выражать свои мысли с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Познавательные: Систематизация и обобщение знаний по теме. |
-
Домашнее задание. (1 мин) | Параграф 25, доделать таблицы | Записывают задания в дневники | | |
-
Подведение итогов. Рефлексия. (3-5 мин) | Вернемся к целям нашего урока. Достигли мы их? Ребята давайте вместе с вами сделаем вывод какое же значение оказала победа советских войск на Курской дуге | Ответы учащихся | | Личностные: Повышение внутренней мотивации. Регулятивные: Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения нового материала. Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других. Умение аргументировать свой ответ. Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний |
Приложение № 1
Подготовка к сражению
Приложение№ 2
Оборонительный этап сражения
№ п\п | дата (число) | события |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Приложение № 3
Контрнаступление советских войск
Название операции | Дата проводимой операции | ход | Итог операции |
Орловская наступательная операция («Кутузов») | | | |
Белгородско-Харьковская операция («Полководец Румянцев») | | | |
Приложение №4
Оценочный лист
Фамилия Имя __________________________________________________
Этапы урока | Самооценка (от 2 до 5) | Оценка одноклассника (от 2 до 5) | Итоговая оценка (оценка учителя) |
Открытие новых знаний (работа в группах) | | | |
Закрепление первичных знаний (защита работы от группы) | | | |
Рефлексия
Ф. И__________________________________________________________
Критерий | Оценка |
Я внес (-ла) большой вклад в работу группы | 0 1 2 3 4 5 |
Я разобрался (-ась) в теме | 0 1 2 3 4 5 |
В последующем буду изучать самостоятельно дополнительный материал по теме | 0 1 2 3 4 5 |
Приложение № 5
Подготовка СССР и Германии
Оборонительный этап
Значение Курской битвы
Контрнаступление