1 | Адаптационный этап. | 1. Адаптировать учащихся к деятельности на уроке | 1) Дети проверяют рабочее место. Вступают в диалог с учителем, высказывают свое мнение. 2) Дети отвечают на вопросы учителя, вступая в диалог | 1) Эмоционально настраивает учащихся на работу 2) Организует работу по формированию представления учащихся о теме урока - Мы совершим воображаемое путешествие в мир животных и встретимся с его представителями. - Какие группы входят в царство животных? - Какие отличительные признаки характерны для каждой группы? (звери – шерсть, рыбы – чешуя, птицы – перья) - К какой группе относятся представители с двух последних картинок? Сегодня мы постараемся разгадать тайну шестиногих и восьминогих. - Как вы думаете, кто это – шестиногие и восьминогие? | Презентация (слайд 1) | 2 минуты |
2. Выявить предварительные знания учащихся и определить их границы: интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации) | 1)Дети заполняют листочки с таблицами (испытывание интеллектуального затруднения) 2)Дети определяют тему урока («Шестиногие и восьминогие»), учебные задачи - Узнать внешнее строение шестиногих и восьминогих - Что с ними происходит осенью? - Как они развиваются? - Какова их роль в природе? | 1) Метод. прием «Верите ли вы…» - В первой строчке вы видите номер вопроса, а под ним на 2 строчке вы будете ставить «+» - если вы верите или «-» - если не верите 1. Насекомые - это животные?(+) 2. Отличительная черта насекомых – малые размеры?(-) 3. Насекомые осенью улетают в тёплые страны?(-) 4. Некоторые насекомые осенью прячутся в трещинах деревьев?(+) 5. Бабочки сразу рождаются бабочками?(-) 6. У насекомых может быть 5 глаз?(+) 7. Паук – это насекомое?(-) 8. Паутина нужна паукам для охоты?(+) 9. Пауки питаются мухами и комарами?(+) 2) Помогает определить тему и задачи урока (На доске прикрепляет карточки со словами: - строение - что происходит осенью - развитие - роль в природе | 1)Презентация (слайд 2) 2)Презентация (слайд 3) | 5 минут |
2 | Основной этап. | 1. Формирование знаний, отношений, действий, опыта | 1) Отвечают на вопросы, участвуют в беседе с привлечением личного опыта. 2) Осуществляют практическую работу по группам в соответствии со своими инструкциями (Приложение №1,2,) Обмен полученными данными, заполнение таблицы по всем представителям, сверка с образцом на доске | 1) Организует выполнение практической работы - Сейчас начинаем исследовательскую работу по группам. - У каждой группы есть фотография животного. Давайте определим задачи. (Изучить строение (см. фото), познакомиться с информацией о животном). 2) – Каждая группа получила: план выполнения работы, таблицу для заполнения (Приложение №1,2); Осуществляет наблюдение за ходом практической работы, оказывает помощь. Заполнение сводной таблицы по всем животным (на доске) | Презентация (слайд 4) | 10 минут |
2. Разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос | 1)Учащиеся делают выводы, что является отличительным признаком насекомых, кто не относится к насекомым 2)Учащиеся читают текст на с. 90 учебника, восстанавливают текст, вставляя пропущенные слова. Проверка полученного текста, соотнесение с образцом. | - Кто относится к насекомым? - Какое внешнее строение у насекомых? - Паук – не насекомое, так как имеет 8 ног, относится к паукообразным. 2) -У каждой группы есть текст, который надо восстановить. В учебнике на с. 90 есть материал, который поможет вам верно восстановить текст. - С чем связано исчезновение насекомых осенью? - Что значит «впадают в оцепенение»? | Презентация (слайд 5) Презентация (слайд 6,7) | 8 минут |
3 | Творческий этап. | 1.Первичное закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения 2. Повышение уровня формируемых знаний на основе применения творческих и практических заданий. | 1)Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя, делают выводы о развитии бабочки 2)Обсуждают, отвечают на вопросы. Делают выводы о стадиях развития стрекозы. 3) Обсуждают, отвечают на вопросы. Делают выводы о развитии пауков, особенности строения паутины 1) Учащиеся по атласу-определителю находят названия представленных жуков. 2) Учащиеся высказывают предположения о роли насекомых и пауков в природе | 1) Отгадайте загадку Сначала ползёт, червячком живёт, потом умирает, сучком засыпает, потом оживает, как птичка, летает (бабочка) - Как же происходит развитие бабочки? - Какие 4 стадии проходит бабочка в своём развитии? - Как называется такой цикл развития? (полное превращение) - Для каких насекомых характерно полное превращение? 2)Все ли насекомые проходят такой путь развития? - Из яйца стрекозы появляется личинка, которая по своему внешнему виду похожа на стрекозу. Она растёт, линяет, достигнув размера взрослой стрекозы. - Какая стадия развития стрекозы отсутствует, по сравнению с бабочкой?(куколка) - Кузнечики, стрекозы, тараканы развиваются по этому типу, неполное превращение 3) - Как развиваются пауки? Из отложенных яиц появляются маленькие паучата. - Самый крупный паук наших мест – паук-крестовик. Размером он с орех, если смотреть на него сверху, то виден рисунок в виде креста. На зиму пауки забираются в укромные места и впадают в оцепенение. Тайна паутины. Особенности строения паутины и её свойства 1) - Среди насекомых самые разнообразные – жуки. Посмотрите на фото, приходилось ли вам встречать таких жуков, знаете ли вы, как они называются? С помощью атласа-определителя определите названия жуков, представленных на слайде. 2) - Каково значение насекомых и пауков в природе в природе? | Презентация (слайд 9, 10) Презентация (слайд 11, 12) Презентация (слайд 13) Презентация (слайд 14) Презентация (слайд 15, 16) Презентация (слайд 17) Презентация (слайд 18, 19) | 12 минут |
| Оценивают свои достижения на уроке, выполняя задание по выбору разной степени сложности (Приложение 3). Подводят итог урока. | Организует подведение итогов: - По какой теме работали, какие задачи перед собой ставили? - Выполнили задачи? - Что нового узнали? - Кто доволен своей работой? - Выполните любое задание (разный уровень сложности). - Оцените свою работу на листах самооценки (зелёный цвет – всё понял, вопросов не осталось; жёлтый цвет – в основном всё понял, но остались вопросы; красный – было совсем непонятно) | Презентация (слайд 20) | 8 минут |