СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по теме: "Шестиногие и восьминогие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по теме: "Шестиногие и восьминогие"»

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока (таблица №1)

ФИО (полностью)

Сотникова Светлана Владимировна

Место работы


МБОУ Гимназия № 16

Должность


Учитель начальных классов

Предмет


Окружающий мир

Класс


2

Тема и номер урока в теме


Шестиногие и восьминогие(1)

Предметная программа и её автор


УМК «Перспектива». Окружающий мир 2 кл. А.А. Плешаков

Тип урока


Комбинированный урок

Цель (и) урока

УУД:

Изучить, кто такие шестиногие и восьминогие


Задачи

- отвечать на вопросы о насекомых и пауках по своим наблюдениям и работе с учебником;

рассказывать по фотографиям, рисунку учебника и слайдам презентации о разнообразии насекомых и пауков;

находить сходства и различия в этапах развития бабочки и стрекозы;

формулировать вопросы познавательного характера с целью расширения и дополнения знаний о насекомых и пауках;

использовать текст учебника, атлас-определитель и рабочую тетрадь для поиска ответов на поставленные в ходе урока вопросы

Планируемые результаты


Предметные результаты:

- знать, чем отличаются насекомые и паукообразные;

-называть этапы развития бабочки и стрекозы;

-описывать паука-крестовика ;

-узнавать изученных насекомых на рисунках.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность.

Регулятивные УУД: умение классифицировать насекомых (шестиногие и восьминогие) по существенным признакам, самостоятельно и под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта.

Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Личностные УУД:

Осознавать необходимость бережного отношения к природе и, в частности, к насекомым и паукообразным


Ресурсы урока:

Учебник, рабочая тетрадь, АРМ учителя, проектор, презентация «Шестиногие и восьминогие», фотографии животных, таблицы для заполнения полученных данных, задания для работы в группе, атлас-определитель «От земли до неба»


ЭОР и ЦОР

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-po-teme-nasekomye-i-pauki.html


Структура и ход урока



Таблица 2.

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя


Используемые ЭОРы

Время

(в мин.)

1

Адаптационный этап.

1. Адаптировать учащихся к деятельности на уроке


1) Дети проверяют рабочее место. Вступают в диалог с учителем, высказывают свое мнение.

2) Дети отвечают на вопросы учителя, вступая в диалог


1) Эмоционально настраивает учащихся на работу

2) Организует работу по формированию представления учащихся о теме урока

- Мы совершим воображаемое путешествие в мир животных и встретимся с его представителями.

- Какие группы входят в царство животных?

- Какие отличительные признаки характерны для каждой группы? (звери – шерсть, рыбы – чешуя, птицы – перья)

- К какой группе относятся представители с двух последних картинок?

Сегодня мы постараемся разгадать тайну шестиногих и восьминогих.

- Как вы думаете, кто  это – шестиногие и восьминогие?





Презентация (слайд 1)


2 минуты

2. Выявить предварительные знания учащихся и определить их границы:

интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации)



1)Дети заполняют листочки с таблицами (испытывание интеллектуального затруднения)


















2)Дети определяют тему урока («Шестиногие и восьминогие»), учебные задачи

- Узнать внешнее строение шестиногих и восьминогих

- Что с ними происходит осенью?

- Как они развиваются?

- Какова их роль в природе?



1) Метод. прием «Верите ли вы…»

- В первой строчке вы видите номер вопроса, а под ним на 2 строчке вы будете ставить «+» - если вы верите или «-» - если не верите

1. Насекомые - это животные?(+)

2. Отличительная черта насекомых – малые размеры?(-)

3. Насекомые осенью улетают в тёплые страны?(-)

4. Некоторые насекомые осенью прячутся в трещинах деревьев?(+)

5. Бабочки сразу рождаются бабочками?(-)

6. У насекомых может быть 5 глаз?(+)

7. Паук – это насекомое?(-)

8. Паутина нужна паукам для охоты?(+)

9. Пауки питаются мухами и комарами?(+)


2) Помогает определить тему и задачи урока

(На доске прикрепляет карточки со словами:

- строение

- что происходит осенью

- развитие

- роль в природе




1)Презентация (слайд 2)





















2)Презентация (слайд 3)











5 минут

2

Основной этап.

1. Формирование знаний, отношений, действий, опыта


1) Отвечают на вопросы, участвуют в беседе с привлечением личного опыта.








2) Осуществляют практическую работу по группам в соответствии со своими инструкциями (Приложение №1,2,)

Обмен полученными данными, заполнение таблицы по всем представителям, сверка с образцом на доске









1) Организует выполнение практической работы

- Сейчас начинаем исследовательскую работу по группам.

- У каждой группы есть фотография животного. Давайте определим задачи. (Изучить строение (см. фото), познакомиться с информацией о животном).


2) – Каждая группа получила: план выполнения работы, таблицу для заполнения (Приложение №1,2);

Осуществляет наблюдение за ходом практической работы, оказывает помощь.

Заполнение сводной таблицы по всем животным (на доске)


Презентация (слайд 4)






















10 минут

2. Разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос


1)Учащиеся делают выводы, что является отличительным признаком насекомых, кто не относится к насекомым


2)Учащиеся читают текст на с. 90 учебника, восстанавливают текст, вставляя пропущенные слова.

Проверка полученного текста, соотнесение с образцом.

- Кто относится к насекомым?

- Какое внешнее строение у насекомых?

- Паук – не насекомое, так как имеет 8 ног, относится к паукообразным.


2) -У каждой группы есть текст, который надо восстановить. В учебнике на с. 90 есть материал, который поможет вам верно восстановить текст.

- С чем связано исчезновение насекомых осенью?

- Что значит «впадают в оцепенение»?


Презентация (слайд 5)






Презентация (слайд 6,7)




8 минут




3

Творческий этап.

1.Первичное закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения








































2. Повышение уровня формируемых знаний на основе применения творческих и практических заданий.


1)Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя, делают выводы о развитии бабочки













2)Обсуждают, отвечают на вопросы.

Делают выводы о стадиях развития стрекозы.










3) Обсуждают, отвечают на вопросы.

Делают выводы о развитии пауков, особенности строения паутины








1) Учащиеся по атласу-определителю находят названия представленных жуков.






2) Учащиеся высказывают предположения о роли насекомых и пауков в природе

1) Отгадайте загадку

Сначала ползёт,

червячком живёт,

потом умирает,

сучком засыпает,

потом оживает,

как птичка, летает (бабочка)

- Как же происходит развитие бабочки?

- Какие 4 стадии проходит бабочка в своём развитии?

- Как называется такой цикл развития? (полное превращение)

- Для каких насекомых характерно полное превращение?


2)Все ли насекомые проходят такой путь развития?

- Из яйца стрекозы появляется личинка, которая по своему внешнему виду похожа на стрекозу. Она растёт, линяет, достигнув размера взрослой стрекозы.

- Какая стадия развития стрекозы отсутствует, по сравнению с бабочкой?(куколка)

- Кузнечики, стрекозы, тараканы развиваются по этому типу, неполное превращение


3) - Как развиваются пауки? Из отложенных яиц появляются маленькие паучата.

- Самый крупный паук наших мест – паук-крестовик. Размером он с орех, если смотреть на него сверху, то виден рисунок в виде креста.

На зиму пауки забираются в укромные места и впадают в оцепенение.

Тайна паутины. Особенности строения паутины и её свойства


1) - Среди насекомых самые разнообразные – жуки. Посмотрите на фото, приходилось ли вам встречать таких жуков, знаете ли вы, как они называются? С помощью атласа-определителя определите названия жуков, представленных на слайде.


2) - Каково значение насекомых и пауков в природе в природе?



Презентация

(слайд 9, 10)














Презентация (слайд 11, 12)













Презентация

(слайд 13)


Презентация (слайд 14)






Презентация (слайд 15, 16)


Презентация (слайд 17)








Презентация (слайд 18, 19)

12 минут



Оценивают свои достижения на уроке, выполняя задание по выбору разной степени сложности (Приложение 3).

Подводят итог урока.


Организует подведение итогов:

- По какой теме работали, какие задачи перед собой ставили?

- Выполнили задачи?

- Что нового узнали?

- Кто доволен своей работой?

- Выполните любое задание (разный уровень сложности).

- Оцените свою работу на листах самооценки (зелёный цвет – всё понял, вопросов не осталось; жёлтый цвет – в основном всё понял, но остались вопросы; красный – было совсем непонятно)

Презентация (слайд 20)

8 минут


Приложение №1

Ф.И. _____________________________________________________________________________________________

  1. Рассмотрите картинку, определите строение тела животного, занесите данные в таблицу в соответствующий столбик (если часть тела имеется, то поставьте «+», отсутствует – «-»).

  2. Расскажите другим о полученных вами данных и новой информации о животном.

Строение животных

стрекоза

пчела

кузнечик

жук

бабочка

муравей

оса

паук

голова









грудь









брюшко









крылья









усики









количество ног









чем (кем) питается











  1. Занесите данные о строении других животных, заслушав доклады ребят.

  2. Все животные, у которых 6 ног, относятся к насекомым. Сделайте вывод, какие животные относятся к насекомым, а какие не относятся.

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка для групповой работы.

  1. Познакомьтесь с информацией, данной на с. 90 учебника.

  2. Вставьте пропущенные слова в тексте «Что происходит с насекомыми осенью и зимой?», используя слова для справок.

Что происходит с насекомыми осенью и зимой?

Летом повсюду очень много насекомых. Осенью одни из них ____________, а другие прячутся на зиму в почву, в трещинки на коре деревьев, под опавшие листья. Там насекомые впадают в______________. Исчезновение насекомых осенью связано с ___________ и недостатком _____________.



Слова для справок: похолоданием, умирают, корма, оцепенение.






  1. Определите по атласу-определителю название жуков на слайде

1 -______________________________

2 -______________________________

3 - ______________________________

4 - ______________________________