Специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный этап | - Ребята, поприветствуйте и улыбнитесь друг другу, мне. Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! Я желаю вам хорошего настроения и успехов на нашем уроке. Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь. - Наш урок пройдет под девизом: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!» | Приветствуют учителя | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения на уроке и следовать им (Коммуникативные УУД). |
2. Актуализация знания | - На прошлом уроке мы говорили с вами о государственной границе России, о наших соседях. Попробуем применить свои знания в блицтурнире. Для этого разобьёмся на команды; 1 команда – первый ряд 2 команда – второй ряд 3 команда – третий ряд - Я задаю вопросы сначала первой затем второй и, наконец, третьей команде, вопрос будет на слайде, если вы отвечаете верно, то ниже откроется ответ на вопрос, если какой-то из рядов не отвечает на поставленный вопрос, то отвечает следующая команда. Один ответ 1балл. У кого больше ответов, тот и победил. 1. Как называется столица Республики Беларусь? 2. Официальный язык Беларусии? 3. Какой национальный парк, внесенный в Список Всемирного наследия, находится на территории Белоруссии? 4. Какое государство в Азии граничит с Россией на севере? 6. Столица Монголии? 7. Официальный язык Республики Монголии? 8. Какие документы нужны для пересечения границы между Россией и Монголией? 9. Какие страны связывает железная дорога через Улан-Батор? | Минск белорусский и русский «Беловежская пуща» Республика Монголия Город Улан-Батор Монгольский Заграничный паспорт и виза. Железная дорога через Улан-Батор связывает Монголию с Китаем и Россией. | Уметь ответить на вопросы (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
3. Целеполагание и фиксация индивидуального затруднения | - 1-й "сундучок с сокровищами": фотографии, письма, «бабушкины сокровища». -Рассказ о том, как дороги эти вещи для семьи. - Какие сокровища в этом сундучке? Чем они важны? Вывод: В жизни каждого человека главное – это семья, близкие. Старики необходимы молодым, чтобы учить мудрости, молодежь, чтобы поддерживать их в старости. Без детей нет семьи. Все эти семейные ценности передаются в роду из поколения в поколение. - 2-й "сундучок с сокровищами": русская народная песня, пословицы о Родине, родном крае разных народов России, книга «Сказки народов России». 1. Как бы ни было сладко жить на чужбине, всегда тянет к родной стороне (Татарская) 2. На чужой сторонушке и летом холодно. (Бурятская) 3. Родная земля-мягкая постель (Удмуртская) - Какова главная мысль всех пословиц? - Чем отличается каждый народ России? -А что самое главное, драгоценное в этой шкатулке? - А кем являюсь я, если это мои сундучки с сокровищами | В сундуке семейное фото, письмо, бабушкины сокровища. Они важны тем, что это память для семьи. - Главной мыслью пословиц является то, что родина, на которой живет человек, является роднее всего. - у каждого народа России есть гос.язык, символика, своя история, традиции и культура Наш родной язык, который и позволяет всё новым и новым людям прикасаться к красоте, мудрости, доброте этих творений родной культуры. В родном языке — вековые народные знания о жизни. Это настоящая сокровищница Росси - Хранителем сокровищ | Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять деятельность и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД |
| - Попробуйте сформулировать тему урока. - Целью нашего урока: сформировать представления о языке народа как хранителе культурного наследия. Задачи: -Какие задачи мы поставим перед собой? - Узнать…. - Выяснить… - Повторить … | Тема урока «Сокровища России и их хранители» | |
Физминутка | Руки в боки, руки – шире. Раз, два, три, четыре. Сейчас попрыгать мы решили. Раз, два, три, четыре. Потянулись – выше, выше… Приседаем – ниже, ниже. Встали – присели… Встали – присели… А теперь за парты сели. | | |
4. Работа по теме урока. | 1. Прочитайте 1, 2 абзацы статьи на стр. 38 и найдите ответ: -- Назовите устойчивый признак, который отличает один народ от другого. -Назовите Основной закон для граждан Российской Федерации. - Что гарантирует Конституции РФ? - Какой язык является государственным в России? - Какой пример приводится в доказательство того, что мы все родственники по нашим очень далеким общим корням. - Каждое имя или географическое название несет в себе некий смысл. -Прочитайте текст со стр. 38 третий абзац. -Что можно узнать по названиям природных объектов? | пример: в большинстве языков мира слово «мама» начинается со звука [м]. - По названиям природных объектов можно узнать сведения о языках, на которых говорили творцы этих названий. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД). |
5. Первичное закрепление нового | - Что могут определить ученые по названию рек и водоемов? Последний абзац читает учитель. | - ученые, исследуя названия рек и водоемов, определяют, где и какие народы жили, на каких языках говорили, откуда и куда передвигались, как становились соседями другу. | |
6. Включение нового знания в систему знаний | - С.40 –прочитайте в таблице название природных объектов и толкование. Работаем с вопросами после таблице. Алтай (Республика Алтай), субъект РФ, расположенный на юге Азиатской части России, в пределах горной системы Алтай. Волга – река берет свое на Валдайской возвышенности Тверской области и впадает в Каспийское море. Днепр – река берет свое начало так же, как и Волга на Валдайской возвышенности Смоленской области и впадает в Черное море. Енисей - река берет свое начало в Саянских горах в месте слияния двух рек Большого Енисея и Малого Енисея, протекает между Западно - сибирской равниной и Среднесибирским плоскогорьем и впадает в Карское море. Урал - географический регион в России, протянувшийся между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. Основной частью этого региона является Уральская горная система. На юге региона также находится часть бассейна реки Урал, впадающей в Каспийское море. - Как называется наша область? - Какой природный объект находится на территории нашей области и городе? - Может кто-нибудь знает историю происхождения названия реки Волга? - Объясните значение слова «хранитель». - Первый и третий ряд читают на стр. 42-43 первый и третий абзац, а второй ряд читает второй абзац. -Назовите того, кто является главным хранителем родного языка. - - Назовите способы сохранения родного языка. - Кто является основателем славянской Азбуки? -О каком хранителе чувашского языка вы узнали в тексте? - Молодцы ребята. Так какая же перед нами предстоит задача? Как нужно относиться к родному языку? - Правильно ребята. Сохранить язык могут только те люди, которые сами на нем правильно говорят и грамотно пишут. На каких языках говорят в вашей семье? Зачем люди учат иностранные языки? | - Астрахань - Река Волга. Происхождение названия реки Из фактов античной истории известно, что известный в то время греческий ученый по имени Птолемей в своей "Географии" называл реку Волга по имени «Ра». Не смотря на то, что и жил он далеко от Волги, на побережье Африки, в городе Александрии, но и туда доходили слухи об этой великой реке. Было это во 2 веке нашей эры. Позднее, в средние века, Волга была известна под названием Итиль. Хранитель – это тот, кто хранит, бережет что-нибудь. -Народ, люди, которые говорят на родном языке. - первый способ: устная речь, передача по памяти из рода к роду, из уст в уста песни, сказки, пословицы и иные произведения народного творчества. -второй способ: письменность. Кирилл и Мефодий. -Об Иване Яковлевиче Яковлеве. -Он создал чувашскую письменность. -Бережно хранить и уважать свой язык - Отвечают - Для того чтобы понять культуру другой страны, понимать носителей данного языка. | |
7. Закрепление | Выполним самостоятельную работу. - Ребята, а сейчас давайте проверим свои знания. У каждого на партах лежит один листок на пару. На нем напечатано по два предложения. В ряду разные предложения. Обсудите в паре и напишите свои ответы. Самый устойчивый признак, отличающий один народ от другого -… -Право на сохранение родного языка в России дает … -Главный хранитель языка-… -Народ передает язык из поколения в поколение через … -Каждый язык нуждается в сохранении с помощью… -Кириллица – это … - Первый ряд, ребята на второй парте как вы закончили предложения. Прочитайте полностью предложения. - У всех ли так? (Если нет, то надо выяснить почему, а если все верно, то на слайде в предложении открывается пропущенное слово). Остальных проверяю аналогично -Какие же выводы вы сделали? -Давайте прочитаем статью «Сделаем вывод» на стр.43. -Почему тема урока звучит именно так? -Кто является хранителем языка? -Почему важно сохранить языки народов России? -Как вы думаете, что нужно для этого сделать? | Самый устойчивый признак, отличающий один народ от другого -… язык -Право на сохранение родного языка в России дает … конституция -Главный хранитель языка-… народ -Народ передает язык из поколения в поколение через …устное народное творчество -Каждый язык нуждается в сохранении с помощью… письменности -Кириллица - это … название славянской азбуки Читают Потому что люди являются хранителями родного языка, они должны беречь его богатство и красоту. Потому что это отличительная особенность и достояние народов России. Для сохранения родного языка, в первую очередь нужно на нем говорить, необходимо живое общение на языке, который вы хотите сохранить. | Регулятивные УУД: Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретромпективной оценки. Личностные УУД: Положительное восприятие партнёра, сотрудничество |
8. Рефлексия | Какая была тема нашего урока? Закончите предложение - Я узнал… - Я научился… - Я буду… - Мне понравилось больше всего… - Я затруднялся... - Мое настроение… | Сокровища России и их хранители | Регулятивные УУД: Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности. |
9. Домашнее задание | Учебник стр.42-43, читать, пересказывать Рабочая тетрадь стр.24-25 №1,3 | | Личностные УУД: Самооценка на основе критериев успешности |