СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по теме" Сокровища России и их хранители". Куратор - Ванюшина Елена Евгеньевна.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта

Класс

4 «А»

УМК

Перспектива

Учебник

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. 1 часть

Тип урока

Открытия новых знаний

Тема урока

Сокровища России и их хранители

Цель урока

 

 

 

сформировать представления о языке народа как хранителе культурного наследия.

 

Задачи урока

Расширить представления детей о родном языке, необходимости бережного отношения к нему

Развивать  умение работать с информационными источниками, работать в группах.

Воспитывать уважение и интерес к языку других народов.

Способствовать развитию психических познавательных процессов: памяти, речи, внимания, воображения

 

Планируемые результаты

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать

практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном

сотрудничестве.

Познавательные УУД: находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из

текстов; устанавливать причинно – следственные связи

Коммуникативные УУД: включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на

вопросы.

Предметные УУД: научиться подбирать и анализировать пословицы и поговорки, презентовать рассказ

о жизни и деятельности создателя национальной письменности

Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации костюмов народов, карта, презентация, конспект.

Основные понятия

«сокровище», «духовные сокровища», «культурное достояние народов РФ», «алфавит», «хранитель», «культура», «культурное наследие»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по теме" Сокровища России и их хранители". Куратор - Ванюшина Елена Евгеньевна.»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»

Специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»





Конспект урока окружающего мира

Тема урока: «Сокровища России и их хранители» (класс 4А)



Выполнила:

студентка 4 курса «А» группы

Абдусаторова Роксана Абдурайимовна

Проверил:

Методист АСПК Ванюшина Елена Евгеньевна_______

Учитель начальных классов НОШ №19

_______Сарычева Ольга Геральдовна







Астрахань, 2020



Технологическая карта

Класс

4 «А»

УМК

Перспектива

Учебник

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. 1 часть

Тип урока

Открытия новых знаний

Тема урока

Сокровища России и их хранители

Цель урока




сформировать представления о языке народа как хранителе культурного наследия.


Задачи урока

Расширить представления детей о родном языке, необходимости бережного отношения к нему

Развивать умение работать с информационными источниками, работать в группах.

Воспитывать уважение и интерес к языку других народов.

Способствовать развитию психических познавательных процессов: памяти, речи, внимания, воображения


Планируемые результаты

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать

практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном

сотрудничестве.

Познавательные УУД: находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из

текстов; устанавливать причинно – следственные связи

Коммуникативные УУД: включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на

вопросы.

Предметные УУД: научиться подбирать и анализировать пословицы и поговорки, презентовать рассказ

о жизни и деятельности создателя национальной письменности

Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации костюмов народов, карта, презентация, конспект.

Основные понятия

«сокровище», «духовные сокровища», «культурное достояние народов РФ», «алфавит», «хранитель», «культура», «культурное наследие».







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный этап

- Ребята, поприветствуйте и улыбнитесь друг другу, мне. Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! Я желаю вам хорошего настроения и успехов на нашем уроке. Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь.

- Наш урок пройдет под девизом:

«Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»

Приветствуют учителя

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения на уроке и следовать им (Коммуникативные УУД).

2. Актуализация знания

- На прошлом уроке мы говорили с вами о государственной границе России, о наших соседях. Попробуем применить свои знания в блицтурнире. Для этого разобьёмся на команды;

1 команда – первый ряд

2 команда – второй ряд

3 команда – третий ряд

- Я задаю вопросы сначала первой затем второй и, наконец, третьей команде, вопрос будет на слайде, если вы отвечаете верно, то ниже откроется ответ на вопрос, если какой-то из рядов не отвечает на поставленный вопрос, то отвечает следующая команда. Один ответ 1балл. У кого больше ответов, тот и победил.



1. Как называется столица Республики Беларусь?

2. Официальный язык Беларусии?

3. Какой национальный парк, внесенный в Список Всемирного наследия, находится на территории Белоруссии?

4. Какое государство в Азии граничит с Россией на севере?

6. Столица Монголии?


7. Официальный язык Республики Монголии?


8. Какие документы нужны для пересечения границы между Россией и Монголией?


9. Какие страны связывает железная дорога через Улан-Батор?















Минск


белорусский и русский


«Беловежская пуща»


Республика Монголия


Город Улан-Батор


Монгольский


Заграничный паспорт и виза.



Железная дорога через Улан-Батор связывает Монголию с Китаем и Россией.

Уметь ответить на вопросы (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

3. Целеполагание и фиксация индивидуального затруднения

- 1-й "сундучок с сокровищами": фотографии, письма, «бабушкины сокровища».

-Рассказ о том, как дороги эти вещи для семьи. - Какие сокровища в этом сундучке? Чем они важны?

Вывод: В жизни каждого человека главное – это семья, близкие. Старики необходимы молодым, чтобы учить мудрости, молодежь, чтобы поддерживать их в старости. Без детей нет семьи. Все эти семейные ценности передаются в роду из поколения в поколение.

- 2-й "сундучок с сокровищами": русская народная песня, пословицы о Родине, родном крае разных народов России, книга «Сказки народов России».


1. Как бы ни было сладко жить на чужбине, всегда тянет к родной стороне (Татарская)

2. На чужой сторонушке и летом холодно.

(Бурятская)

3. Родная земля-мягкая постель (Удмуртская)

- Какова главная мысль всех пословиц?






- Чем отличается каждый народ России?






-А что самое главное, драгоценное в этой шкатулке?








- А кем являюсь я, если это мои сундучки с сокровищами



В сундуке семейное фото, письмо, бабушкины сокровища. Они важны тем, что это память для семьи.
















- Главной мыслью пословиц является то, что родина, на которой живет человек, является роднее всего.



- у каждого народа

России есть

гос.язык, символика,

своя история,

традиции и культура


Наш родной язык, который и позволяет всё новым и новым людям прикасаться к красоте, мудрости, доброте этих творений родной культуры. В родном языке — вековые народные знания о жизни. Это настоящая сокровищница Росси


- Хранителем сокровищ

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять деятельность и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД


- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Целью нашего урока: сформировать представления о языке народа как хранителе культурного наследия.

Задачи:

-Какие задачи мы поставим перед собой? - Узнать….

- Выяснить…

- Повторить …

Тема урока «Сокровища России и их хранители»


Физминутка



















Руки в боки, руки – шире.

Раз, два, три, четыре.

Сейчас попрыгать мы решили.

Раз, два, три, четыре.

Потянулись – выше, выше…

Приседаем – ниже, ниже.

Встали – присели…

Встали – присели…

А теперь за парты сели.



4. Работа по теме урока.

1. Прочитайте 1, 2 абзацы статьи на стр. 38 и найдите ответ: -- Назовите устойчивый признак, который отличает один народ от другого.

-Назовите Основной закон для граждан Российской Федерации.

- Что гарантирует Конституции РФ?

- Какой язык является государственным в России?

- Какой пример приводится в доказательство того, что мы все родственники по нашим очень далеким общим корням.


- Каждое имя или географическое название несет в себе некий смысл.

-Прочитайте текст со стр. 38 третий абзац.

-Что можно узнать по названиям природных

объектов?









пример: в большинстве языков мира слово «мама» начинается со звука [м].





- По названиям природных объектов можно узнать сведения о языках, на которых говорили творцы этих названий.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).

5. Первичное закрепление нового


- Что могут определить ученые по названию рек и водоемов?





Последний абзац читает учитель.

- ученые, исследуя названия рек и водоемов, определяют, где и какие народы жили, на каких языках говорили, откуда и куда передвигались, как становились соседями другу.


6. Включение нового

знания в систему

знаний


  1. - С.40 –прочитайте в таблице название природных объектов и толкование.

  2. Работаем с вопросами после таблице.

Алтай (Республика Алтай), субъект РФ, расположенный на юге Азиатской части России, в пределах горной системы Алтай.

Волга – река берет свое на Валдайской возвышенности Тверской области и впадает в Каспийское море.

Днепр – река берет свое начало так же, как и Волга на Валдайской возвышенности Смоленской области и впадает в Черное море.

Енисей - река берет свое начало в Саянских горах в месте слияния двух рек Большого Енисея и Малого Енисея, протекает между Западно - сибирской равниной и Среднесибирским плоскогорьем и впадает в Карское море.

Урал - географический регион в России, протянувшийся между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. Основной частью этого региона является Уральская горная система. На юге региона также находится часть бассейна реки Урал, впадающей в Каспийское море.

- Как называется наша область?

- Какой природный объект находится на территории нашей области и городе?

- Может кто-нибудь знает историю происхождения названия реки Волга?

















  1. - Объясните значение слова «хранитель».



- Первый и третий ряд читают на стр. 42-43 первый и третий абзац, а второй ряд читает второй абзац.

-Назовите того, кто является главным хранителем родного языка.


-


- Назовите способы сохранения родного языка.








- Кто является основателем славянской Азбуки?



-О каком хранителе чувашского языка вы узнали в тексте?



- Молодцы ребята.

Так какая же перед нами предстоит задача? Как

нужно относиться к родному языку?

- Правильно ребята. Сохранить язык могут только те люди, которые сами на нем правильно говорят и грамотно пишут.

На каких языках говорят в вашей семье?

Зачем люди учат иностранные языки?






























- Астрахань


- Река Волга.

Происхождение названия реки

Из фактов античной истории известно, что известный в то время греческий ученый по имени Птолемей в своей "Географии" называл реку Волга по имени «Ра». Не смотря на то, что и жил он далеко от Волги, на побережье Африки, в городе Александрии, но и туда доходили слухи об этой великой реке. Было это во 2 веке нашей эры. Позднее, в средние века, Волга была известна под названием Итиль.



Хранитель – это тот, кто хранит, бережет что-нибудь.






-Народ, люди,

которые говорят на

родном языке.


- первый способ: устная речь, передача по памяти из рода к роду, из уст в уста песни, сказки, пословицы и иные произведения народного творчества.

-второй способ: письменность.



Кирилл и Мефодий.



-Об Иване Яковлевиче Яковлеве.

-Он создал чувашскую письменность.



-Бережно хранить и уважать

свой язык



- Отвечают

- Для того чтобы понять культуру другой страны, понимать носителей данного языка.


7. Закрепление

Выполним самостоятельную работу.

- Ребята, а сейчас давайте проверим свои знания. У каждого на партах лежит один листок на пару. На нем напечатано по два предложения. В ряду разные предложения. Обсудите в паре и напишите свои ответы.


Самый устойчивый признак, отличающий один

народ от другого -…



-Право на сохранение родного языка в России дает …



-Главный хранитель языка-…



-Народ передает язык из поколения в поколение

через …



-Каждый язык нуждается в сохранении с помощью…



-Кириллица – это …

- Первый ряд, ребята на второй парте как вы закончили предложения. Прочитайте полностью предложения.

- У всех ли так? (Если нет, то надо выяснить почему, а если все верно, то на слайде в предложении открывается пропущенное слово).

Остальных проверяю аналогично

-Какие же выводы вы сделали?

-Давайте прочитаем статью «Сделаем вывод» на стр.43.

-Почему тема урока звучит именно так?

-Кто является хранителем языка?



-Почему важно сохранить языки народов России?



-Как вы думаете, что нужно для этого сделать?








Самый устойчивый признак, отличающий один народ от другого -… язык


-Право на сохранение родного языка в России дает … конституция


-Главный хранитель языка-… народ


-Народ передает язык из поколения в поколение через …устное народное творчество


-Каждый язык нуждается в сохранении с помощью… письменности


-Кириллица - это … название славянской азбуки

Читают









Потому что люди являются хранителями родного языка, они должны беречь его богатство и красоту.

Потому что это отличительная особенность и достояние народов России.


Для сохранения родного языка, в первую очередь нужно на нем говорить, необходимо живое общение на языке, который вы хотите сохранить.

Регулятивные

УУД:

Оценивать

правильность

выполнения

действий на уровне

адекватной

ретромпективной

оценки.

Личностные УУД:

Положительное

восприятие

партнёра,

сотрудничество

8. Рефлексия

Какая была тема нашего урока?

Закончите предложение

- Я узнал…

- Я научился…

- Я буду…

- Мне понравилось больше всего…

- Я затруднялся...

- Мое настроение…


Сокровища России и их хранители

Регулятивные

УУД:

Осуществлять

контроль,

коррекцию и оценку

результатов своей

деятельности.

9. Домашнее задание

Учебник стр.42-43, читать, пересказывать

Рабочая тетрадь стр.24-25 №1,3


Личностные УУД:

Самооценка на

основе критериев

успешности






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!