СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по теме "Урок-диспут по рассказам А. И. Куприна, А. П. Чехова, И. А. Бунина "Что значит быть счастливым?"" 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой технологическую карту урока по литературе с использованием технологии диспута. Это обобщащий урок по  рассказам А.И.Куприна "Куст сирени", А.П.Чехова "О любви", И.А.Бунина "Кавказ".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по теме "Урок-диспут по рассказам А. И. Куприна, А. П. Чехова, И. А. Бунина "Что значит быть счастливым?"" 8 класс»

Урок: Литература

Тема урока: Урок-диспут по рассказам А. И. Куприна, А. П. Чехова, И. А. Бунина «Что значит быть счастливым?»

Дата проведения урока: 28.02.2020

Класс: 8

ОУ: МОУ «СШИ №2»

Учитель-предметник: Павлуцкая Е.В.

УМК: для 8 класса Литература: учебник для образовательных учреждений. В двух частях / В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин- М.: Просвещение,2018



Тема урока

Урок-диспут по рассказам А. И. Куприна, А. П. Чехова, И. А. Бунина «Что значит быть счастливым?»

Цели деятельности педагога

  • выявить проблематику рассказов А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна методом анализа текста; совершенствовать умения и навыки определять тему и идею произведения;

  • создать условия для выражения эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев, формируя ценностное отношение к поставленной проблеме.

  • развитие коммуникативной компетенции; учить корректно отстаивать свое мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни.

  • сформировать у обучающихся готовность к процессу познания, воспитывать гражданскую позицию, самоуважение обращение к нравственным семейным ценностям, чуткое отношение к любви, способности переживать, понимать другого человека.


Тип урока

урок открытия «нового» знания

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

  • формирование готовности обучающихся к саморазвитию с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • совершенствование нравственных качеств личности;

  • развитие умения вести диалог с другими лююдьми и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные:

Познавательные:

  • расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего не равнодушного человека и читателя;

  • формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

Регулятивные:

  • умение работать по плану, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

  • формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией;

  • строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов;

  • формирование умений работать в группе; проявление взаимопомощи, поддержки. умения договариваться о последовательности действий и формах презентации результата.

Предметные:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы как средства познания мира и себя в этом мире;

  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, создавать развёрнутые высказывания разных жанров.


Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор

Демонстрационный материал

Презентация по теме урока, видеоролик о счастье

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЗУН


  1. Организационный этап Актуализация знаний

Цель: включение в деятельность

Приветствие.

Предлагает посмотреть ролик о счастье


Приветствие, проверка готовности к уроку

Слушают учителя, смотрят ролик

Познавательные: осознают познавательную задачу

Регулятивные: планируют необходимые действия

  1. Мотивация учебной деятельностью

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

В форме продуктивного диалога организует обсуждение темы и цели урока


Предлагает сформулировать тему и цель урока



Дают собственное определение слову «счастье». Узнают лексическое значение слова «счастье» из словаря В.И.Даля и Д.Н.Ушакова. Соотносят с собственным определением, редактируют его.



Определяют тему урока и ставят цель

Познавательные: осознают познавательную задачу

Регулятивные: планируют необходимые действия



  1. Организация познавательной деятельности

Цель: анализ содержания произведения, определение авторского замысла

Предлагает разделиться на три группы и обсудить следующие вопросы. Подготовить на основе их краткие представления рассказов, делая акцент на позиции автора в ответе на вопрос «Как стать счастливым?»

1гр. А.П.Чехов «О любви»

По чьей вине два любящих человека не смогли стать счастливыми? Почему?

Что разрушило истинные чувства Алёхина?

К чему любовь привела Анну Алексеевну?

Сформулируйте авторскую позицию рассказа.

2гр. И.А.Бунин «Кавказ»

Какой выход нашли герои, чтобы быть счастливыми? Добились ли герои счастья? Почему?

В чём счастье и несчастье героев рассказа?

 Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии?  Можно ли простить измену?

Добились ли герои счастья? Почему?

Что, по мнению Бунина, может приносить любовь?

Какие чувства вызвали у вас поступки героев?

Сформулируйте авторскую позицию рассказа.

3гр. А.И.Куприн «Куст сирени»

Чем близка нам героиня?

Счастлива ли Вера Алмазова? Что значит любовь по Куприну?

Благодаря чему его герои обрели счастье?
Сформулируйте авторскую позицию рассказа.

Учитель координирует ответы учащихся, подводит к осмыслению слова «счастье»










Учащиеся работают в группах, коллективно обсуждают ответы на вопросы. Задают вопросы другим группам, участвуют в дискуссии. Подкрепляют свои ответы примерами из текста.




Внимательно слушают друг друга, дополняя и исправляя ответы

Познавательные: решать проблемные ситуации;

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже известно и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня имеющихся знаний;

Личностные: самоопределение

Предметные: умение определять тему и идею произведения;

анализировать произведения;

определять отношение автора к изображаемым событиям, поступкам героев

  1. Обобщение полученных знаний

Предлагает зафиксировать в таблице

«рекомендации» великих русских писателей 20 века по теме «Как стать счастливым?»


Отвечают на проблемный вопрос урока «Как стать счастливым?»

Составляют «рекомендации» на основе прочитанных и проанализированных рассказов



  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Выставление оценок

Цель: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность

Игра «Вдумайся в цитату». Какой из изученных рассказов можно использовать в качестве литературного примера к раскрытию предложенных цитат.


«Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и всё же она у тебя останется». Так говорил великий русский писатель Л. Н. Толстой,
"В ревности больше любви к себе, чем к другому"? Ларошфуко

«Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». И. С. Тургенев

«Если даже любовь несёт с собой разлуку, одиночество, печаль – всё равно она стоит той цены, которую мы за неё платим». Пауло Коэльо

«Любовь – самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головою, сердцем и телом» Вольтер

«Для любви не существует вчера, любовь не думает о завтра. Она жадно тянется к нынешнему дню, но этот день нужен ей весь, неограниченный, неомраченный». Генрих Гейне

Любовь соединяет в себе все добрые качества человека." О.Бальзак. 

Любовь - это зубная боль, но только в сердце». Гейне 

Пока мы откладываем жизнь, она проходит. Римский философ Сенека




Подводят итог своей деятельности. Определяют, что узнали на уроке, дают оценку своей деятельности

Личностные: нравственно-личностное оценивание;

Регулятивные: самооценка, прогнозирование;

Познавательные: рефлексия способов и условий действий;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свою точку зрения