ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
преподавателя Тароевой Марины Николаевны
Тема: Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Практическая работа №3 Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.
Цель занятия: организовать деятельность студентов по формированию представления о связи генетики и медицины.
Планируемые результаты:
Предметные:
-знание основных групп наследственных болезней, характеристик наиболее известных наследственных заболеваний, причин их возникновения;
- представление о мерах профилактики наследственных болезней;
- умение составлять простейшие схемы моногибридного и дигибридного скрещивания.
Личностные:
- чувство уважения к достижениям генетики и медицины;
- установление связи между целью деятельности и ее результатом;
Метапредметные:
регулятивные: осуществление самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности, развитие самостоятельности.
коммуникативные: обсуждение в рабочей группе информации; умение слушать товарища и выражать свои мысли, мнение.
ОК Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Тип занятия: комбинированное
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, листы самооценки, рабочий лист к занятию, карточки.
.
Ход работы
Этапы | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося |
Организационно-мотивационный 1 мин. | Проверка наличия обучающихся на занятиях. - Сегодняшний урок наполнен большим объемом информации. Настроимся на результативную работу. –Ребята, давайте сформулируем тему занятия. Я буду задавать вам вопросы, ответы на которые и будут ключевыми словами нашей темы. | Отчет старосты об отсутствующих. Настраиваются на работу |
Актуализация знаний, формулирование темы, цели занятия 5-7 мин. | Ответы на вопросы появляются на слайде. -- Однажды у одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным в жизни: богатство или слава?». Немного подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля. Как вы думаете, почему так ответил мудрец? - Что значит быть здоровым? - Как называется наука, изучающая болезни? - Какой раздел биологии мы с вами изучаем? Дайте определение. - А как называются свойства живых организмов сохранять и передавать в ряду поколений характерные признаки? - А болезни могут передаваться по наследству? - Как одним словом называют такие болезни? | Рассуждают - Не болеть, отсутствие болезней - Медицина - Генетика. - Наследственность - Да. - Наследственные. |
| - Итак, у нас на слайде появились следующие ключевые слова: болезнь, генетика, медицина, наследственные. Сформулируем тему нашего занятия, в помощь вам дополнительно дам слова: значение, для, причины, профилактика. - Исходя из названия темы сформулируйте цель. Ознакомление с листами самооценки. | Формулируют тему. Записывают в тетрадь Формулируют цель Разбирают листы самооценки |
Усвоение новых знаний | - Ребята, послушайте одну историю из жизни и ответьте почему стало возможным рождение такого ребёнка. В Англии в 1716 году у вполне здоровых людей родился совершенно здоровый мальчик Эдуард Ламберт. Но не исполнилось ему и восьми недель, как кожа его стала чернеть и утолщаться и потом покрылась грубыми наростами, вроде чешуек. Человек – дикобраз, - прозвали его соседи. Ламберт имел шесть сыновей, и все они тоже выглядели «дикобразами». И в последующих четырёх поколениях рождались «дикобразы». (если затрудняются ответить, то подвести к тому, что ранее у предков не было такого и это связано с мутацией генотипа) - Значит в чем причина наследственных заболеваний? - В зависимости от разных изменений в генотипе наследственные болезни можно разделить на три основные группы. (слайд со схемой). Названия этих групп мы дадим после того, как рассмотрим некоторые наследственные болезни и заполним таблицу. Название болезни | Причины | Признаки | | | | - Ребята, каждая группа вытянет карточки с описанием болезни, ваша задача внести данные в таблицу по этой болезни и затем рассказать о ней остальным. Так от каждой группы будет зависеть насколько полно и правильно заполнена таблица. Время дается – 5 минут. (Приложение 1) - Прослушаем ваши выступления и заполним таблицу полностью. (сопровождение на слайдах) -Посмотрите на причины болезней и попробуйте их распределить на три группы. Выслушиваю ответы и отдельно на слайд выношу из таблицы причины болезней -Почему отдельно записана гипертоническая болезнь? -Давайте запишем под каждой стрелкой названия болезней. (схема на слайде) Даю названия групп с их определениями. -А какие факторы риска вы можете назвать, о каких либо слышали? -Более подробно будем изучать на следующих занятиях. - Основным путем предотвращения наследственных заболеваний у человека является их профилактика. На слайде представляю информацию о путях профилактики наследственных болезней. | Либо предполагают, что у кого из предков такое было, либо сразу отвечают, что изменчивость генотипа. - изменения в генотипе Делятся на группы Работа в группах Выступают, заполняют таблицу до конца Работа в паре. Высказывают свои мнения. Сверяют свои ответы - причинами могут быть и факторы ненаследственные Составляют схему Записывают. Приводят примеры. |
Контроль усвоения | Проведение тестирования (Приложение Тест «Проверь себя») | Работа с тестом «Проверь себя» Взаимопроверка |
| - Приступим к выполнению практической работы . Прочитайте тему работы. -Что такое моногибридное скрещивание? -Что такое дигибридное скрещивание? Дава Задача У человека близорукость доминирует над нормальной остротой зрения. Гетерозиготная близорукая женщина выходит замуж за мужчину с нормальной остротой зрения. Каких детей можно ожидать от такого брака? - Записываем условия задачи: А - близорукость а - норма ♀ - Аа (т.к. по условию задачи, она гетерозиготная) ♂ -аа (мужчина имеет рецессивные признаки) F1 -? Решение Записываем схему скрещивания: Р ♀ Аа × аа ♂ близор. норма Определяем типы гамет родителей. G А а а Получаем потомков F1 Аа и аа Определяем фенотип: Аа – близорукие и аа – с нормальной остротой зрения. Проводим анализ скрещивания, в F1 произошло расщепление 1 : 1, или 50% близоруких, 50% с нормой. Определяем генотип: Аа – это гетерозиготные особи, аа – гомозиготные. Краткая запись решения задачи: Р ♀ Аа х аа ♂ G А а а F1 Аа аа Близорук. Норма По фенотипу: 1:1 (50% близоруки, 50% с нормальным зрением) По генотипу: 1 (Аа) : 1 (аа) Ответ: вероятность рождения детей с нормальным зрением ½ (50%) и ½ (50%) близоруких. Оформление решения задачи с использованием решетки Пеннета. ♀ /♂ а а А Аа Аа а аа аа | - скрещивание по одному признаку -скрещивание по двум признакам У доски 1 студент решает с проговариванием, остальные в тетрадях. |
Смостоятельная работа | - Приступаем к выполнению практической работы. Если составляете схему только моногибридного скрещивания и оформляете работу согласно всем требованиям, то получаете отметку «4». При составлении схем и по моногибридному и по дигибридному скрещиванию – «5». Раздаю методические рекомендации по выполнению практической работы. | Выполняют практическую работу № 3 |
Итог занятия | - Какое значение для медицины имеет генетика? Какую роль играет генетика в медицине? - В чем причины наследственных заболеваний? - На какие три группы можно разделить наследственные болезни? - Сдаем листы самооценки. Домашнее задание: на выбор Кроссворд на тему: «Генетика человека». Устное сообщение о медико-генетическом.консультировании, дородовой диагностике. Электронная презентация на тему: «Наследственные болезни» Рефлексия. Если вам понравилось занятие и вы удовлетворены своей работой на занятии поднимите обе руки, если вам занятие понравилось, но не удовлетворены своей работой на занятии, то поднимите одну руку и если вы себя чувствовали некомфортно на занятии, то руку поднимать не надо. Большое спасибо за урок. Будьте здоровы. | Отвечают |
Лист самооценки
Ф.И студента________________________________________________________
№ выполняемого задания | Критерии оценки и вес задания | Баллы |
Ответы на вопросы | Ответы в устной форме на вопросы -1 балл за каждый вопрос | |
Задание №1.Заполнение таблицы | Таблица полностью заполнена, устный ответ у доски по результату работы в группе – 2 балла Таблица полностью заполнена, но устного ответа не было – 1 балл | |
Задание №2 Распределение наследственных болезней по группам | Найдено общее и все болезни расставлены правильно , ответ устный -3 балла Допущена 1 ошибка – 2 балла Допущено 2-3 ошибки – 1 балл Допущено более 3-х ошибок – 0 баллов | |
Задание №3 Факторы риска наследственных заболеваний | Названо 3 и более фактора -2 балла Смог привести пример 1 фактора – 1 балл Записано под диктовку -0 баллов | |
Задание №4 Пути профилактики наследственных болезней | Записаны все пути – 1 балл Записаны не все – 0 балла | |
Задание №5 Тест «Проверь себя» | Без ошибок – 5 баллов 1-2 ошибки – 4 балла 3-4 ошибки – 3 балла 5 ошибок -2 балла Более 6 ошибок - 0 баллов | |
Задание №6 Решение задачи | Решение задачи у доски – 3 балла Самостоятельно решил правильно – 2 балла Затруднения возникли при решении задачи – 1 балл Не смог решить задачу – 0 баллов | |
Практическая работа (отдельно выставляется отметка в журнал) | Оформление работы в соответствии с требованиями , составление схем моногибридного и дигибридного скрещивания, наличие выводов – «5» Оформление работы в соответствии с требованиями , составление схемы моногибридного скрещивания, наличие выводов – «4» Оформление работы в соответствии с требованиями , наличие выводов, ошибки в составлении схемы моногибридного скрещивания – «3» | |
Итого 20-17 баллов – «5» 16-14 баллов – «4» 13 -6 баллов – «3» | |
Приложение 1
Карточка №1
Синдром Дауна - это генетическое заболевание, приводящее к отставанию в умственном развитии. Синдром Дауна связан с генетическим нарушением, наличием дополнительной хромосомы. Обычно у человека 46 хромосом, но у ребенка с синдромом Дауна их 47. Это приводит к нарушению физического и умственного развития ребенка. Примерно 1 из 660 новорожденных рождается с синдромом Дауна.
Для людей с данным заболеванием характерно плоское лицо, короткая шея, неправильная форма ушей, приподнятые уголки глаз.
Карточка №2
Прогерия - это чрезвычайно редкое генетическое заболевание, которое вызывает быстрое старение организма, начиная с самого раннего детства, облысение, карликовость, потеря бровей, ресниц. Прогерия вызвана мутацией в гене. Прогерия не поддаётся лечению. Продолжительность жизни ребёнка с прогерией составляет около 13 лет, хотя некоторые дети живут дольше 20 лет.
Карточка №3
Синдром Марфана - это наследственное заболевание, которое характеризуется поражением соединительной ткани. Данная проблема приводит к нарушению нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы. Этот недуг встречается у людей всех рас, в равном половом соотношении. Для них характерно: удлиненный череп, неправильный рост зубов, высокий рост, искривление позвоночника
Причина развития синдрома Марфана лежит в изменении гена, который отвечает за соединительную ткань.
Карточка №4
Гемофилия – это редкое генетическое заболевание крови, проявляющееся нарушением процесса кроветворения. Проявляется нарушением системы свертывания крови. - гематомы (синяки), кровь в моче, носовые кровотечения.При гемофилии резко возрастает опасность гибели пациента от кровоизлияния в мозг и другие, жизненно важные органы, даже при незначительной травме. Оно передается из поколения в поколение, практически всегда выявляется у мужчин
Гемофилия появляется из-за изменения одного гена в Х хромосоме.
Обычно болезнью страдают мужчины, женщины же выступают как носительницы гемофилии, которые сами ей обычно не болеют, но могут родить больных детей. На сегодняшний день болезнь неизлечима, но её течение можно контролировать с помощью инъекций недостающего фактора свёртываемости крови.
Карточка №5
Синдром кошачьего крика - При этом синдроме наблюдается: общее отставание в развитии, низкая масса при рождении и мышечная гипотония, лунообразное лицо с широко расставленными глазами. Признаки болезни: характерный плач ребёнка, напоминающий кошачье мяуканье, причиной которого является изменение гортани или недоразвитие гортани. Признак исчезает к концу первого года жизни. Причина болезни: потеря фрагмента хромосомы в 5-й паре
Карточка №6
Гипертония - самое частое хроническое заболевание связанное с повышением артериального давления. Причины гипертонии остаются неизвестными в 90% случаев. Тем не менее, известны определенные факторы, увеличивающие риск развития артериальной гипертонии: возраст,
наследственная предрасположенность, курение, алкоголь, стрессы, ожирение.
Признаки болезни: головная боль, головокружение, мелькание мушек перед глазами
Полностью вылечить это заболевание невозможно, однако артериальное давление можно держать под контролем.
Тест «Проверь себя»
1 Как называются наследственные болезни причины которых мутация числа и структуры хромосом?
А. Моногенные. Б. Хромосомные. В. Полигенные
2. Наследственные болезни человека:
А. Болезнь Дауна
Б. Пневмония
В. Туберкулез
Г. Гипертония
Д. Аскаридоз
3. Если в хромосомном наборе человека оказывается одна лишняя соматическая хромосома, развивается заболевание:
А. гемофилия
Б. болезнь Дауна
В. дальтонизм
Г. альбинизм
4. Редкое генетическое заболевание, ускоряющее процесс старения в 8-10 раз.
А. синдром Марфина
Б. гемофилия
В. хорея Гетингтона
Г. Прогерия
5. Изучением наследственных заболеваний человека занимается преимущественно:
А. медицинская генетика.
Б. медицинская экология
В. медицинская психология
Г.медицинская морфология
6. Большая группа заболеваний, возникающих в результате повреждения ДНК на уровне одного гена:
А. полигенные
Б. хромосомные
В. генохромные
Г. моногенные
7. Синдром "кошачьего крика" - это результат:
A. хромосомной мутации
Б. генной мутации
В. геномной мутации
8. Что относится к мерам профилактики наследственных болезней
А. Медико-генетическое консультирование
Б. Прием лекарственных препаратов.
В. Запрет на употребление алкоголя, наркотических веществ, курение.
Г. Запрет на близкородственные браки.