МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени В.И. ВЕРНАДСКОГО»
(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского)
Медицинский колледж
(структурное подразделение)
ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО
Технологическая карта практического занятия № 7
Тема занятия: Антибиотики других групп: макролиды, аминогликозиды, тетрациклины, левомицетины, линкосамиды, гликопептиды, рифамицин.
Дисциплина или ПМ, МДК: ОП. 07 Фармакология
Специальность 34.02.01 Сестринское дело курс I
Цели занятия, мотивация
(формулируются с учетом компетентностного подхода)
Учебные:
Освоение профессиональных и общих компетенций;
Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий:
1. Находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных.
2. Ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств.
3. Знать лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия.
4. Применять лекарственные средства по назначению врача
5. Давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных средств.
Воспитательные:
1. Понимать сущность и социальную значимость профессии медицинской сестры;
2. Воспитание культуры общения, профессиональной выдержки, самообладания, чувства ответственности за пациента.
Развивающие:
1. Развить клиническое и логическое мышление.
2. Развить самостоятельность в принятии решений.
3. Развить профессиональные навыки.
4. Развивать творческие способности личности.
Междисциплинарные связи:
Обеспечивающие - Анатомия и физиология человека, Основы латинского языка с медицинской терминологией, ПМ.04 Выполнение работ по должности служащего Младшая медицинская сестра по уходу за больными.
Обеспечиваемые - ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий.
Место проведения: Учебный кабинет № 18 - А "Общественное здоровье и здравоохранение. Основы профилактики".
Тип занятия: практическое
Количество часов: 2
Обеспечение занятия (средства обучения): таблицы, материалы лекций, учебник, нетбук, задания.
Литература:
Основные источники
Коноплева, Е. В. Фармакология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. В. Коноплева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 433 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12313-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/447286
Дополнительная литература
Аляутдин Р.Н., Преферанский Н.Г., Преферанская Н.Г.; Под ред. Р. Н. Аляутдина Фармакология. Учебник для фармацевтических училищ и колледжей. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 704 с.
Федюкович Н.И., Рецептурный справочник для фельдшеров и акушерок, медицинских сестер. – М. «Медицина», 2015 г.
Харкевич Д.А. Фармакология с общей рецептурой. Учебник для медицинских колледжей и училищ. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 464 с.
Обучающийся должен уметь:
1. Выписывать рецепт макролидов.
2. Выписывать рецепт линкосамидов.
3. Выписывать рецепт аминогликозидов.
4. Выписывать рецепт тетрациклинов.
5. Выписывать рецепт синтетических антибактериальных средств.
6. Выписывать рецепт рифампицина.
Обучающийся должен знать:
1. Макролиды и близкие к ним антибиотики.
2. Линкосамиды.
3. Аминогликозиды.
4. Тетрациклины.
5. Синтетические антибактериальные средства (сульфаниламидные препараты, производные хинолона, производные нитрофурана, производные 8-оксихинолина, производные хиноксалина, оксазолидиноны).
6. Противотуберкулёзные препараты (рифампицин).
У обучающегося должны формироваться:
Общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
Профессиональные компетенции
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Структура занятия:
Организационный момент - 5 мин.
Мотивация (цели) занятия - 3 мин.
Оценка знаний студентов (проверка исходного уровня знаний) - 30 мин.
Практическая часть - 27 мин.
Итоговый контроль - 15 мин.
Задание на дом - 5 мин.
Подведение итогов занятия, оценка работы студентов - 5 мин.
Ход занятия
Организационный момент: проверка присутствующих, контроль внешнего вида, состояние учебной комнаты, инструктаж по охране труда.
Мотивация (цели) занятия:
а) учебные цели;
б) воспитательные цели.
Оценка знаний обучающихся (проверка исходного уровня знаний):
а) проверка знаний (контролирующие материалы с эталонами ответов и критериями оценки прилагаются к плану)
Вопросы фронтального опроса обучающихся:
1. Макролиды. Виды макролидов.
2. Свойства макролидов.
3. Линкосамиды.
4. Свойства линкосамидов.
5. Аминогликозиды.
6. Поколения аминогликозидов.
7. Свойства аминогликозидов.
8. Тетрациклины. Их виды.
9. Синтетические антибактериальные средства.
10. Производные хинолона.
11. Производные нитрофурана.
12. Производные 8-оксихинолина.
13. Производные хиноксалина.
14. Оксазолидиноны.
15. Рифампицин. Особенности.
б) проверка внеаудиторной самостоятельной работы: проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях:
- выписать в рабочую тетрадь новую терминологию с определением;
в) подведение итогов контроля.
Практическая часть:
а) подготовка обучающихся к самостоятельной работе (проведение инструктажа по выполнению заданий): подготовить ручку, простой карандаш и линейку, открыть рабочую тетрадь.
б) самостоятельная работа обучающихся:
1. Зарисуйте в рабочих тетрадях таблицу и заполните ее:
Механизм действия | Антибиотики | Преимущественный характер антимикробного действия |
| β-лактамиды Гликопептидные антибиотики Циклосерин Бацитрацин | |
| Полимиксины Полиеновые антибиотики | |
| Макролиды Тетрациклины Линкозамиды Левомицетин Аминогликозиды | |
| Рифампицин | |
2. Выпишите рецепт:
- Выписать 2 способами таблетки кларитромицина по 250 мг 2 р в день на протяжении 5 дней.
3. Заполните таблицу: напишите представителей каждого поколения аминогликозидов.
Аминогликозиды I поколения | Аминогликозиды II поколения | Аминогликозиды III поколения |
| | |
в) подведение итогов самостоятельной работы.
Итоговый контроль
Допишите верные ответы:
Основу химической структуры макролидов составляет...
К природным макролидам относятся следующие препараты:...
К полусинтетичесим макролидам относятся следующие препараты:...
Препараты группы линкосамиды - являются ... препаратами при тонзиллофарингите, пневмонии, инфекциях кожи, мягких тканей, костей и суставов, и преобладают преимущественно ... типом действия.
Препараты группы аминогликозиды обладают... типом действия.
Противопоказания к назначению препаратов группы аминогликозидов: 1)..., 2)..., 3)..., 4)...
Препараты группы тетрациклины обладают... типом действия
Противопоказания к назначению препаратов группы тетрациклины: 1)..., 2)..., 3)...
Коммерческое название ципрофлоксацина (...) и левофлоксацина (...).
Задание на дом:
Подготовка по теме №8: «Химиотерапевтические средства: противовирусные, противогрибковые, сульфаниламиды».
1. Изучить теоретический материал.
Рекомендуемая литература:
Основная:
Коноплева, Е. В. Фармакология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. В. Коноплева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 433 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12313-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/447286 с.361-420
2. Лекция по теме.
Дополнительная:
Аляутдин Р.Н., Преферанский Н.Г., Преферанская Н.Г.; Под ред. Р. Н. Аляутдина Фармакология. Учебник для фармацевтических училищ и колледжей. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. с.80-104
Федюкович Н.И., Рецептурный справочник для фельдшеров и акушерок, медицинских сестер. – М. «Медицина», 2015 г. с. 10-20
Харкевич Д.А. Фармакология с общей рецептурой. Учебник для медицинских колледжей и училищ. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. с. 324-346.
2. В рабочих тетрадях:
- выписать в рабочую тетрадь новую терминологию с определением;
- Выписать рецепты:
1. Нистатин (Nistatin) по 250000 ЕД в 12 ректальных свечах. Вводить ректально утром и вечером.
2. Р-р для инфузий флуконазола 200мг/100 мл по 100 мл внутривенно капельно 1 р/сутки в течении 7 дней.
3. Рецепт мази Зовиракс 3% для закладывания в конъюнктивальный мешок 1 р в сутки.
4. Выписать Амиксин 125 мг для лечения гриппа. Курсовая доза 750 мг (6 таблеток). Назначить в первые 2 дня болезни в дозе 125 мг/сут, затем 125 мг через 48 ч.
5. Выписать 15 мл суспезии пирантела (в 5 мл содержится 250 мг). Принимать однократно (3 ч.л).
Подведение итогов занятия, оценка работы обучающихся: выставление оценок с обоснованием, выявление активных обучающихся и лучших ответов, ответы на возникшие вопросы.
Преподаватель __________________ Т.А. Поправко