Белецкий Максим Джамалуддинович,
кандидат экономических наук, доцент организация ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва
supermax83@bk.ru
Технологическая карта практического занятия по дисциплине «Логистика»
Аннотация. Итоговая работа включает в свой состав технологическую карту практического занятия по предмету «Логистика» в инклюзивной группе 4 курса высшего учебного заведения.
Ключевые слова: технологическая карта занятия, потребность в самореализации, социальная политика государства, инклюзивное образование, нарушение функций опорно-двигательного аппарата.
Начало 21 века ознаменовалось трансформацией парадигмы отношения к такому социальному феномену, как инвалидность, кардинальной сменой концептуальной модели, согласно которой, в настоящих условиях инвалидность признается в качестве эволюционирующего понятия, результата взаимодействия людей с нарушениями здоровья и совокупностью барьеров окружающей среды, препятствующих их эффективному участию в жизни общества, обеспечению равенства с ее другими членами [4]. Значимую роль в снижении барьеров на указанном пути, призвано сыграть инклюзивное образование.
Качественное образование являет собой одну из задач современной социальной политики нашего государства. Гарантии обеспечения равных прав граждан на образование, свободу распоряжения своими способностями без дискриминации по какому-либо признаку заложены в основном законе нашей страны – Конституции Российской Федерации [1] а также в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» [2].
Потребность в самореализации, осознание и развитие заложенных природой задатков, раскрытие собственного потенциала, в том числе и в процессе обучения, интеграция в социум – одни из наиболее значимых атрибутов гармоничного развития личности, вне зависимости от половозрастных, физических и иных особенностей конкретного индивидуума [5]. Указанные постулаты со всей очевидностью подтверждают необходимость формирования, гарантируемых государством в статье 19 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» [3], условий, необходимых для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья образования, в том числе инклюзивного, а также профессиональной подготовки.
Развитие системы инклюзивного образования призвано внести ключевой вклад в процесс перевода концепции общества равных возможностей из активно декларируемого состояния в действительное. Невзирая на достаточно серьезные препятствия, еще встречающиеся на пути решения данной задачи, таких как: нехватка квалифицированных специалистов в сфере инклюзивного образования; сложность преодоления барьеров неформальной социальной стратификации в отношении инвалидов; недостаточный уровень развития инфраструктуры, объективно гарантирующей инвалидам индивидуальную доступность ключевых сфер жизнедеятельности [5], в том числе образовательной, и проч., существенные сдвиги, тем не менее, являют собой объективную реальность. Данные Росстата, отраженные в диаграмме на рисунках 1, 2, на странице 2 со всей очевидностью подтверждают наличие положительной динамики.

Рис. 1. Сведения об инвалидах-студентах профессиональных образовательных организаций (на начало учебного года, человек)

Рис. 2. Сведения об инвалидах-студентах образовательных организаций высшего образования (на начало учебного года, человек)
Представленная ниже технологическая карта занятия, проводимого в инклюзивной группе, состоящей из 25 студентов ВУЗа, 2 из которых относятся к категории лиц с ограничением возможностей здоровья (далее – ОВЗ), имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА). При разработке карты и проведении занятия учтен весь спектр специфических ограничений, обусловленных состоянием здоровья каждого из студентов, относящихся к вышеуказанной категории. Занятие проводится в условиях, обеспечивающих безбарьерный доступ, соблюдены требования к удобству расположения места в аудитории, студентам с НОДА предоставлена возможность на свое усмотрение выбирать комфортную позу в процессе занятия. При выполнении заданий учтены сложности реализации студентами определенных опорно-двигательных функций. Виду того, что одним из следствий НОДА, является сужение объема внимания, усугубляемое участием в монотонно текущем процессе, в занятии использованы методы, подавляющие пассивность и активизирующие познавательную деятельность. Социализация обеспечивается посредством ведения занятия в интерактивном ключе, выполнение заданий в группах способствуют сплоченности, пониманию значимости вклада каждого в общее дело.
Технологическая карта практического занятия по дисциплине «Логистика»
Группа: 4 курс (25 человек, 2 студента с НОДА).
Модуль: «Общая логистика».
Тема учебного занятия: Управление логистическими процессами в производстве, складировании и распределении.
Продолжительность учебного занятия: 90 мин.
Форма учебного занятия: практическое занятие.
Цель: закрепление теоретических знаний в области управления материальными и связанными в ними информационными потоками в микрологистических системах.
Задачи занятия:
1. Образовательные:
– формирование навыков планирования и управления материальными и связанными с ними информационными потоками на предприятиях, относящихся к различным сферам деятельности.
2. Развивающие:
– создание условий для развития логического мышления, внимания, умения работать в команде, совместного принятия решений.
3. Воспитательные:
формирование интереса к трудовой деятельности;
формирование стремления к постоянному развитию профессиональных способностей и мастерства;
приобретение навыков самоконтроля.
Технологии: коллективная система обучения (КСО); технология решения исследовательских задач (ТРИЗ); технология использования в обучении деловых игр.
Метод обучения: интерактивный
Форма организации познавательной деятельности: практическое занятие.
Ресурсы для проведения урока: персональный компьютер (от Pentium III 766/512Mb/160Gb/16Mb/Keyboard/Mouse) с предустановленным ПО Windows 7 и пакетом офисных программ MS Office, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Основные понятия: логистическая система, склад, оптимизация материального потока.
Таблица
Технологическая карта занятия
№ п/п | Этапы занятия / Время | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Планируемые результаты |
1 | Организационный (5 мин) Цель: создание положительного эмоционального настроя на плодотворное коллективное взаимодействие и концентрацию внимания. | Приветствие. Ознакомление студентов с планом проведения текущего занятия (просмотр видеозаписи, прослушивание аудиозаписи, участие в деловых играх, решение проблемных ситуаций), разбивка коллектива на мини-группы, распределение раздаточного материала. | Студенты здороваются, предлагают варианты объединения в мини-группы | Формирование положительного эмоционального и рабочего настроя. |
2 | Постановка учебной задачи (5 мин) Цель: Самостоятельное выявление проблемы в логистической системе предприятия | Перед студентами ставится задача просмотреть видеозапись, характеризующую основные логистические процессы производственного предприятия и выявить проблемные места. | Студенты знакомятся с заданием, готовятся к просмотру | Концентрация внимания, настрой на решение поставленных задач. |
3 | Актуализация знаний посредством выполнения практического задания с использованием кейс-метода (35 мин). Цель: Исследование проблемной ситуации, поиск вариантов ее разрешения | Студентам демонстрируется видеозапись, содержащую проблемную ситуацию, о которой не сообщается студентам. После просмотра им предлагается самостоятельно проанализировать работу микрологистической системы и самостоятельно определить факторы, оказывающие негативное влияние на ее функционирование. | Студенты просматривают видеозапись, одновременно делают пометки в тетрадях. По окончанию просмотра начинается обсуждение сначала в мини- группах, а затем результаты выносятся на общее обсуждение. | Выявление проблемы, формирование коммуникативных навыков, развитие способности аргументированно отстаивать свою позицию. |
4 | Постановка учебной задачи (5 мин) Цель: Формирование навыков зонирования складских помещений, рационального размещения товаров на складе, организации складских работ. | Перед студентами ставится задача произвести анализ корректности расположения материальных запасов на складе и выявить ошибки с последующей оптимизацией складских процессов. | Студенты слушают и записывают задание. | Концентрация внимания, настрой на решение поставленных задач. |
5 | Актуализация знаний в процессе выполнения расчетно-графической работы Цель: Формирование навыков использования математического инструментария в решении логистических задач | Студентам предоставляется раздаточный материал с целью проведения анализа рационального размещения материальных запасов на складе, с дальнейшей их оптимизацией. | Студенты выполняют расчетно-графическую работу. По завершению студентами осуществляется демонстрация выполненного задания и предоставляются аргументы для обоснования корректности его выполнения | Получение навыков оптимизации материального потока на складе |
6 | Постановка учебной задачи (5 мин) Произвести анализ принятых участниками транспортного предприятия решений, направленных на выход из проблемной ситуации, найти ошибки, предложить варианты их устранения. | Перед студентами ставится задача прослушать аудиозапись, характеризующую наличие проблемной ситуации на транспортном предприятии. Требуется оценить правильность принятых работниками предприятия решений, при необходимости предложить альтернативные варианты. | Студенты слушают задание, готовятся к восприятию аудиозаписи | Концентрация внимания, настрой на решение поставленных задач. |
7 | Актуализация знаний на основе использования ситуационного анализа Цель: Практическое применение теоретических знаний, развитие критического мышления при анализе заданной ситуации, формирование умения выявить проблему и предложить оптимальные варианты для ее разрешения | Преподаватель включает аудиозапись переговоров работников московского метрополитена, столкнувшихся с конкретной проблемой, от момента ее возникновения до решения, предлагает последовательно, этап за этапом проанализировать процесс выхода из создавшегося положения, найти ошибки и предложить свое видение разрешения ситуации. | Студенты с интересом слушают запись. Определяют реперные точки в событии. Фиксируют предполагаемые недочеты, ошибки в решении проблемы. По окончанию прослушивания записи, просят еще несколько раз вернуться к отдельным частям аудиоматериала, письменно формулируют свою позицию по отношению к решению выявленной проблемы, затем берут слово и отстаивают свою позицию, подкрепляя аргументами. По окончанию дискуссии делается вывод о возможности снизить риски возникновения анализируемой ситуации, и предлагаются рекомендации по восполнению выявленных пробелов. | Овладение навыками анализа заданной ситуации, а также выявление факторов, оказывающих влияние на ее возникновение, поиск оптимальных решений. |
По завершению выполнения заданий, подводятся итоги занятия, характеризующие уровень эффективности его проведения. Делаются ключевые выводы. Производится оценка деятельности студентов.
Ссылки на источники:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. От 30.10.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Конвенция ООН о правах инвалидов (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 г. № 61/106) [Электронный ресурс]. URL: http: // www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability (дата обращения: 10.11.2017).
Белецкий М.Д. Ключевые аспекты проблемы трудоустройства инвалидов в России // Ежемесячный научный журнал «Дискуссия», «7 (81)», 2017, с.16–21.