СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта практического занятия

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе приведена технологическая карта практического занятия по МДК 02.01 «Технология аэрологических наблюдений и обработки аэрологической информации», входящей в профессиональный модуль ПМ 02. «Проведение аэрологических наблюдений», для специальности 11.02.07 – Радиотехнические информационные системы.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта практического занятия»

«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ»

В.П. Куняева, преподаватель спецдисциплин

ГБПОУ МО «Гидрометеорологический техникум»




СОДЕРЖАНИЕ



Введение

2


  1. Лабораторно-практическая работа как важная составляющая процесса обучения

3


  1. Общие требования к технологической карте

5


  1. Технологическая карта практического занятия

7


  1. Методические рекомендации по выполнению практической работы

9


Заключение

12


Библиография

13




ВВЕДЕНИЕ

Любой метод обучения признается прогрессивным, если он дает оптимальные результаты независимо от того, когда его использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно. В погоне за формой и новизной, преподаватель не должен забывать, что его задача – дать фундаментальные и применимые на практике знания. При подготовке современного урока необходимо помнить о личностно-ориентированном подходе к учащемуся. Поэтому должны учитываться его фактический возраст, скорость реакции, особенности темперамента, состояние здоровья, индивидуально-психологические проблемы, социально–психологические характеристики. Если учитываются эти особенности, то психологический климат на уроке, степень работоспособности и «включение» каждого учащегося в процесс будет оптимальным.

Дидактические принципы современного урока:

  • Развивающее и воспитывающее обучение.

  • Научность и доступность, посильная трудность.

  • Сознательность и творческая активность учащихся при руководящей роли преподавателя.

  • Наглядность и развитие теоретического мышления.

  • Системность и систематичность обучения.

  • Переход от обучения к самообразованию.

  • Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности.

  • Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся.

  • Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся.

  • Положительный эмоциональный фон обучения и его гуманизация.

  • Компьютеризация обучения.

  • Интегративность обучения, учет межпредметных связей.

Безусловно, на современном этапе урок без технического обеспечения не столь продуктивен. Учащиеся, которые вне учебного заведения активно пользуются всеми существующими информационными средствами, хотят видеть на уроке то, что им интересно.

Итак, современный урок – это урок-познание, урок-открытие, урок-деятельность, урок, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям.

Лабораторно-практическая работа по праву считается одной из самых важных составляющих всего учебного процесса. Без практических работ обучение тому или иному предмету будет неполноценным и недостаточным. Лабораторно-практические работы развивают способность думать и анализировать, а также делать выводы.

Тенденции развития современного образования предполагают перевод обучения на новый технологический уровень. Важным направлением в этом процессе выступает деятельность преподавателя по проектированию педагогического процесса, то есть созданию структурной технологической основы обучения учащихся в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это конспект урока для преподавателя. Она представляет собой таблицу, в которой просматривается каждый структурный элемент урока.

  1. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Лабораторно-практические занятия – одна из форм организации преподавателем учебной деятельности учащихся, в которой доминирует их практическая деятельность, осуществляемая на основе специально разработанных заданий в условиях лаборатории (специально оборудованного кабинета). Им отводится важная роль в установлении связей между теоретическим и производственным обучением, в усвоении различных закономерностей и связей технологического процесса на основе самостоятельных наблюдений и анализа, в систематизации выводов по результатам эксперимента. На этих занятиях используются различные приборы, инструменты, установки, технические средства, материалы и т.д.

При методически правильной организации лабораторно-практические занятия способствуют развитию мышления учащихся, интеграции мыслительной и практической деятельности, овладению учащимися экспериментальным методом исследования (умениями наблюдать, измерять, оформлять результаты, планировать, распределять обязанности между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль).

Для выполнения практической работы характерен творческий уровень усвоения знаний и приобретения умений (измерить, рассчитать, собрать, управлять, установить, регулировать, провести, построить, обработать, проанализировать, исследовать, устранить, спланировать, применить, выбрать, сравнить и др.).

Последовательность выполнения работы включает подразделы:

  • внеаудиторная подготовка;

  • работа на занятии.

Подготовка к лабораторным работам осуществляется студентами самостоятельно и заранее. В процессе подготовки студент должен усвоить теоретический материал, относящийся к данной лабораторной работе, знать принцип действия и правила работы с измерительными приборами, методы измерений, а также выполнить необходимый объем предварительных расчетов, заготовить необходимые таблицы и рисунки.

Лабораторно-практическое занятие осуществляется в определенной методической последовательности и состоит из следующих этапов:

  • вводная часть (приветствие, мотивация, раскрытие цели и плана проведения работы, контроль явки учащихся, их подготовка к работе);

  • самостоятельная работа (инструктаж по технике безопасности, учащиеся определяют пути решения поставленных задач, намечают последовательность выполнения необходимых действий, решают поставленные задачи, составляют отчеты);

  • заключительная часть (преподаватель организует рефлексию, анализирует ход выполнения и результаты работы учащихся, выявляет встречающиеся ошибки).

Такая методика проведения работ позволяет не только развивать у учащихся самостоятельность, но и вырабатывает инициативу и творческое отношение к изучаемому материалу. Сама обстановка занятий должна вызывать у студентов желание творчески работать. Психологически очень важно создать для студентов такие условия, в которых совершенно нет места беспокойству и тревоге за возможные неудачи экспериментирования. Студенту всегда должна сопутствовать уверенность в успешном выполнении работы, подкрепляемая его собственной инициативой, желанием творчески трудится, находчивостью и сообразительностью в соединении с хорошей предварительной теоретической подготовкой.



  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений.

Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических производств. Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т.п.

Технологическая карта урока – это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика. Этапы работы над технологической картой:

  • Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

  • Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

  • Выделение этапов урока и их продолжительность.

  • Формулировка цели каждого этапа урока.

  • Выбор форм работы на уроке.

Самое главное на любом уроке – это деятельность учеников. Цель урока – это идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности на учебном занятии, а не сам процесс. Выделяются две группы педагогических целей:

  • обучающие (когнитивные);

  • личностного развития обучаемых (развивающие и воспитательные).;

Если когнитивные цели могут быть достигнуты в течение одного урока и может быть осуществлена диагностика степени их достижения, то существуют объективные трудности в формулировке и достижении целей личностного развития учащихся, поскольку нельзя четко описать и диагностировать интеллектуальные и нравственные приращения обучаемых в рамках одного или нескольких уроков.

Цель создания технологической карты – предоставление преподавателю инструментария для конструирования системы уроков по определенной теме (курсу). Технологическая карта содержит базу данных с набором учебных целей, критериев оценки их достижения, методов, способов обучения, форм работы учащихся, видов и форм контроля, других технологических и информационных материалов. В структуру технологической карты могут входить различные блоки. Но эффективность ее использования возрастет, если ввести блок «Применение технологии». Это позволит лучше реализовать личностно-ориентированное обучение, поскольку использование технологии предполагает четкое планирование ожидаемых результатов деятельности учащихся, ориентирует на их достижение и, следовательно, создает условия для творческой самореализации учащихся и педагога.

Составляя технологическую карту, преподаватель осуществляет конструкторско-технологическую деятельность по изучению курса учащимися с опорой на требования программы, стандартов, методических пособий для преподавателя и пособий для учащихся. При этом он учитывает как свой опыт в преподавании предмета, так и опыт своих коллег. Таким образом, разрабатывая технологическую карту, преподаватель имеет возможность заранее заложить основы эффективного преподавания предмета и корректировать ее отдельные блоки по мере необходимости (например, с учетом особенностей группы, новой информации и др.).



  1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В рабочей программе по МДК 02.01 «Технология аэрологических наблюдений и обработки аэрологической информации», входящей в профессиональный модуль ПМ 02. «Проведение аэрологических наблюдений», для специальности 11.02.07 – Радиотехнические информационные системы предусмотрено выполнение 50 практических работ. В данной работе я приведу технологическую карту одной из них.

Дисциплина: МДК 02.01 «Технология аэрологических наблюдений и обработки аэрологической информации».

и название работы: 15. Вычисление высоты радиозонда.

Тип занятия: практическая работа.

Продолжительность: 90 минут.

Цели:

  • Обучающая: вычислить высоту радиозонда по его координатам.

  • Развивающая: развивать логическое мышление, устойчивость внимания, умение анализировать собственную деятельность, владение монологической и диалогической формами речи в процессе обсуждения выполняемой работы.

  • Воспитательная: воспитание трудолюбия, формирование у учащихся понимания важности профессиональных знаний.

Материально-техническое оснащение урока:

  • Персональный компьютер;

  • ПО «Aerologi»;

  • технологическая карта;

  • методические рекомендации к практической работе;

  • книжка КАЭ-3;

  • рабочая тетрадь.

Общие и профессиональные компетенции: ОК1-6; ПК 2.1; ПК 2.3.

Дидактическая структура урока

Цель этапа

Деятельность преподавателя

Средства обучения

Деятельность учащихся

1

2

3

4

5

1. Введение в учебную деятельность

(5 мин).

  • создание учебной мотивации;

  • осознание и принятие учебной цели;

  • постановка учебных задач.

  • Приветствие студентов,

  • отметка присутствующих;

  • объявление темы и цели занятия,

  • определение значения получаемых знаний в практической деятельности.


  • Подготовка рабочего места;

  • слушают;

  • задают вопросы.

2. Актуализация опорных знаний (10 мин).

Определение начального уровня знаний по теме.

  • Проведение фронтального опроса по теме.

  • Коррекция ответов студентов.


  • Ответы на вопросы;

  • слушание;

  • запоминание;

  • запись информации.

3. Создание учебной ситуации:

самостоятельная работа учащихся

(50 мин.)

Решение учебных задач, нацеленных на результат.

  • Инструктаж по ТБ;

  • выдача заданий;

  • рекомендации по выполнению работы;

  • контроль за выполнением работы.

ПК, ПО, КАЭ-3, МР

  • Записывают в рабочую тетрадь №, название, цель работы, расчетные формулы;

  • включают ПК;

  • открывают ПО «Расчет высоты р/зонда»;

  • вводят в ПО исходные данные (высоту станции, координаты р/зонда);

  • анализируют и записывают результаты в книжку КАЭ-3.

3. Закрепление знаний

(10 мин.)

Закрепление материала, определение степени усвоения.

Выдает контрольные вопросы.

Контр. вопросы

  • Отвечают на контрольные вопросы;

  • пишут вывод о проделанной работе.

5. Задание для домашней самостоятельной работы (3 мин.)

Закрепление знаний

Выдает задание для С.Р.

Дает необходимые пояснения и литературу.

МУ к самостоятельной работе

Записывают Д.З.

6. Рефлексия учебной деятельности.

(12 мин.)

Самоанализ деятельности учащихся, понимание причин ошибок и их устранение.

Организация рефлексии. Заключительное слово преподавателя:

  • обобщает сказанное,

  • дает оценку работы

(активность, достижение цели, носила ли работа продуктивный характер и др.),

  • благодарит за плодотворную работу.


Анализируют свою деятельность и высказывают своё мнение:

  • Что я узнал?

  • Что вызвало трудности?

  • Что я теперь могу?

Слушают преподавателя.



  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Практическая работа № 15

Вычисление высоты подъема радиозонда

Цель занятия:

  • Обучающая: вычислить высоту радиозонда по его координатам.

  • Развивающая: развивать логическое мышление, устойчивость внимания, умение анализировать собственную деятельность, владение монологической и диалогической формами речи в процессе обсуждения выполняемой работы.

  • Воспитательная: воспитание трудолюбия, формирование у учащихся понимания важности профессиональных знаний.

Принадлежности: ПК, ПО, книжка КАЭ-3 с координатами радиозонда, рабочая тетрадь.


Методические рекомендации

Высоту подъема радиозонда над уровнем моря (Нур.м.) вычисляют по формуле

(1)

где Нст – высота станции (т.е. высота нуля шкалы барометра) над уровнем моря (м), записывается в технической документации станции; Нант - превышение (м) антенной колонки РЛС над нулем шкалы барометра, учитывается при значении 10 метров и более, записывается в технической документации станции; Нр/л - высота радиозонда, которая рассчитывается по радиолокационным данным (м).

Высоту подъема радиозонда по радиолокационным данным (Нр/л) определяют по формуле:

(2)

где D – наклонная дальность, метры; Е – угол места (вертикальный угол), градусы. (Если высота антенны (Нант) меньше 10 метров и не учитывается, то высота подъема радиозонда по радиолокационным данным равна высоте радиозонда над поверхностью земли).

ΔНрефр – суммарная поправка на кривизну Земли и рефракцию радиоволн в атмосфере (м), вводится при наклонной дальности D ≥20 км. Поправка ΔНрефр зависит от наклонной дальности D и угла места Е и определяется по таблице приложения 25 [Л.2] или рассчитывается по формуле:

(3)

где К=0,5887*10-7; j – индекс для j-й секунды полета радиозонда. При увеличении наклонной дальности поправка увеличивается, при увеличении угла места поправка уменьшается, при Е=90о поправка ΔНрефр=0.

Рефракция (от лат. refractio - преломление) радиоволн в атмосфере – это искривление траектории радиоволны из-за убывания с высотой плотности воздуха и уменьшения показателя преломления. (Показатель преломления n – это отношение синуса угла падения к синусу угла преломления). В результате этого радиоволны преломляются (искривляются) к поверхности земли.

В атмосфере Земли четкой границы раздела между слоями нет, а плотность атмосферы и показатель преломления изменяются (уменьшаются с увеличением высоты) плавно. При этом радиоволны не преломляются, а искривляются. Это явление и называется рефракцией.

Порядок выполнения

  1. В главном окне программы «Аэрология» выбрать пункт меню «Расчет высоты подъема радиозонда над уровнем моря». При этом откроется рабочее окно задачи (рис. 1).

  2. Ввести следующие исходные данные:

  • Высоту станции над уровнем моря в метрах (200м).

  • Высоту антенны, если она больше или равна 10метрам (6м).

  • Включить пункт «Не рассчитывать скорость и направление ветра».

  • Включить точность определения высоты радиозонда до единиц метров.

  1. Ввести время и координаты радиозонда из книжки КАЭ-3 или из таблицы 1.

  • Время ввести в минутах. (До трех минут – через 0,5минуты; с 3до 10минут - через 1 минуту, далее - через 2 минуты).

  • Угол места ввести в делениях угломера (д.у.). Большие д.у. отделяются от малых д.у. запятой.

  • Наклонную дальность ввести в метрах.

Для перехода к вводу очередного параметра необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши на соответствующем поле.

После ввода последнего параметра для данного отсчета времени в окне появятся результаты расчета высоты радиозонда над поверхностью земли (Нп.з.) и над уровнем моря (Ну.м.), а также дополнительная строка, соответствующая следующему отсчету времени.


Таблица 1.

Время, мин

Азимут, д.у.

Угол места, д.у.

Наклонная дальность, м

0,5

5-39

4-12

300

1

5-41

4-29

610

1,5

5-84

4-23

1040

2

5-62

3-20

1540

2,5

5-47

2-76

2060

3

5-39

2-23

2660

4

5-34

1-86

4030

5

5-38

1-84

5360

6

5-42

1-83

6730

7

5-75

1-79

8150

8

6-28

1-78

9320

9

6-83

1-76

10520

10

7-20

1-75

11830

12

7-78

1-82

14260

14

8-25

1-83

17050

16

8-56

1-84

19880

18

8-64

1-78

22850

20

8-72

1-75

25930

22

8-83

1-78

28870

24

8-98

1-82

31880

26

9-07

1-83

34940

28

9-13

1-84

38190

30

9-14

1-82

41680

32

9-16

1-76

45720

34

9-17

1-72

49890

36

9-14

1-79

54240

38

9-11

1-67

58790

40

9-14

1-66

62830

44

9-38

1-59

72830

48

9-62

1-58

77090

52

9-91

1-57

84210

56

10-12

1-54

91950

60

10-38

1-55

100640

64

10-60

1-57

108710

68

10-83

1-56

116620

72

10-97

1-54

129900

76

11-16

1-48

134250

80

11-28

1-44

144140

84

11-38

1-42

154290

88

11-51

1-36

164780


Когда наклонная дальность будет больше или равна 20 километрам, то будет рассчитываться поправка на рефракцию радиоволн в атмосфере.

Исходные данные для нескольких моментов времени и результаты расчетов приведены на рисунке 1.

Рисунок 1. Расчет высоты подъема радиозонда


Контрольные вопросы:

  1. Что такое рефракция радиоволн в атмосфере, причина ее появления?

  2. От каких параметров зависит поправка на рефракцию?

  3. По какой формуле определяется высота радиозонда над уровнем станции?

  4. В каком порядке записываются уровни в таблице ТАЭ-3?

  5. В каком слое закодирован средний ветер в группе 2ddff кода СЛОЙ?


Отчетный материал: Книжка КАЭ-3 с вычисленными значениями высоты, ответы на контрольные вопросы, вывод по работе.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задачи, поставленные ФГОС, требуют перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме. Это означает принципиальные изменения в деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменились и требования к технологиям обучения. Внедрение информационно-коммуникационных технологи (ИКТ) предполагает существенные возможности расширения образовательных рамок в преподавании конкретных дисциплин.

Появилось новое понятие - технологическая карта урока. Она позволяет увидеть учебный материал целостно и системно. Использование технологической карты позволяет эффективно организовать самостоятельную деятельность учеников в процессе обучения и применять различные формы работы на.

В технологической карте урока заложены методы индивидуальной работы, описывается процесс деятельности, отражается взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом этапе урока.



БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Эрганов Н.Е. Педагогические технологии в профессиональном образовании. Учебник. М.: Академия 2014.

  2. Технологическая карта урока как инструмент проектирования cовременного урока в начальной общеобразовательной школе. Методическое пособие / Автор-составитель С.С. Пичугин. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2013. – 50 с.

  3. Нестерова И.А. Технологическая карта урока // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - http://odiplom.ru/lab/tehnologicheskaya-karta-uroka.html

  4. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Школа-Пресс, 2000.

  5. Шадриков В.Д. Личностно-ориентированное обучение// Педагогика - № 5/1994.

  6. Якиманская И.С. Развивающее обучение – М.,1979.

0



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!