Ейск, 2022 г.
Тема урока: «Применение правила правописание собственных существительных. Клички животных»
Цель: познакомить учащихся с правописанием собственных имен существительных.
1.Образовательная: формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; учить писать с заглавной буквы клички животных.
2.Развивающая: развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание.
3.Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к русскому языку.
Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, презентация, интерактивная доска, карточки для самостоятельной работы.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Ефимовна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Учите русский годы С душой, с терпением, с умом. Вас ждет великая награда. И та награда в нем самом! -Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками. -Запишем число, сегодня второе февраля, классная работа. | -Приветствие. -Второе февраля, классная работа. | Личностные (2) |
Актуализация и фиксирование затруднений в пробном действии с выявлением места и причины затруднения в пробном действии | - Отгадайте загадки, отгадки запишите в столбик, поставьте ударение: 1) В деревне есть часы такие, Не мертвые, а живые. Ходят без завода, Они птичьего рода. 2) Розовая спинка, На спине щетинка, Хвост крючком, Нос пятачком. 3) Кто с рогами и хвостом Пахнет сеном, молоком? Кто мычит, наевшись травки Возле дома у канавки? Кто под вечер нам парного Молочка даёт… 4) Гладишь – ласкается, Дразнишь – кусается. -А как можно назвать всех этих животных? -Правильно, это все домашние животные. Им нужна наша забота, уход и внимание. Животных нельзя обижать и дразнить, тогда они тоже ответят тебе добром. Так как мы заботимся о животных, то все они имеют клички. -Допишите к каждому животному свою кличку. - Как вы написали имена собственные? -Что еще относится к именам собственным? -Запишите предложения под диктовку. Вот деревня Дубки. Дядя Илья пасет коров на лугу. Бычок Буян жует травку. Собака Роки ловит бабочек. -Какие слова написали с заглавной буквы? -К какой группе имен существительных они относятся? - Кто-нибудь уже догадался, какая тема урока? | -Петух. -Свинья. -Корова. -Собака. - Это домашние животные. -Петух- Крюк, свинья- Маня, корова- Мурка, собака- Кнопа. -Написали с большой буквы. -Имена, фамилии, отчества, клички животных; названия рек, морей, океанов, журналов, газет, книг, фильмов. -Дубки, Илья, Буян, -Все эти слова относятся к собственным именам существительным. -Заглавная буква в написании кличек животных. | Коммуникативные (1,2,3) Познавательные (2) |
Построение проекта выхода из затруднения | -Тема сегодняшнего урока: «Применение правила правописание собственных существительных. Клички животных». -Посмотрите на экран, давайте вспомним правило имен собственных. Прочитайте сначала про себя, теперь давайте прочитаем вслух. -К собственным существительным относятся: Фамилии, имена, отчества; Имена сказочных персонажей; Клички животных; Географические названия; Названия книг и журналов. -Приведите по 2-3 примера к каждой группе. -Молодцы, откройте учебник на странице 58, давайте прочитаем правило внизу страницы. Сначала про себя, далее вслух. -Давайте проговорим его самостоятельно, не опираясь на учебник. -Прочитайте примеры. | -Имена собственные называют единичный предмет, тем самым выделяя его из группы одинаковых предметов. Именно поэтому имена собственные пишутся с заглавной буквы. -Гагарин, Артем, Александрович; -Кощей Бессмертный, курочка ряба; - Гав, Рекс, Мурка; -Россия, Сахалин, река Ея. -Непоседа, Мурзилка; -Клички животных - это собственные имена существительные, а названия животных – нарицательные имена существительные. -Проговаривают самостоятельно. -Пёс Жук, конь Гордый, коза Милка. | Личностные (1) Регулятивные (1) |
Реализация построенного проекта входа из затруднения | -Найдите упражнение №99. Это задание мы проговорим устно. -Назовите сказку К. Чуковского. -Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы? -Проговорите сначала имена людей, затем названия животных и их клички. -Какие изученные орфограммы встречаются в именах существительных нарицательных. | -Это сказка К.Чуковского «Доктор Айболит». -Названия животных – это имена нарицательные, они пишутся с маленькой буквы, а клички животных – собственные имена существительные, которые пишутся с заглавной буквы. -Имена людей: Айболит, Таня, Ваня, Пента, Робинзон. Названия животных и их клички: свинка Хрю-Хрю, обезьянка Чичи, утка Кика, попугай Карудо, сова Бумба, собака Авва, Тянитолкай. - Проверяемые и непроверяемые безударные гласные (обезьянка, попугай, сова, собака). -Разделительный ь (обезьянка). | Познавательные (1,2) Коммуникативные (1,2,3) |
Физминутка | Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. | Выполняют физминутку. | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -Давайте выполним следующее упражнение под №100 на странице 59. - Прочитайте названия животных. На какой вопрос отвечают все эти слова? -Подберите животным клички. Запишите названия животных и их клички, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните заглавную букву в именах существительных собственных. -Докажите, что вы правильно выполнили задания. - Изученные орфограммы: • корова, собака, петух – безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением (словарные слова); • лошадь (лоша́дка), козлёнок (ко́зочка) – безударные гласные в корне слова, проверяемая ударением. -Обратите внимание на экран, вам даны слова. Они записаны все с заглавной буквы, потому что после каждого слова стоит точка. Запиши эти слова через запятую, соблюдая правило написания имен собственных, которые всегда пишут с заглавной буквы. Зинка. Алёнка. Сестрёнки. Ведёрко Лермонтов. Грибы. Дружок. Пёс. Полянка. Пасека. Петров. Игнат. Пчёлы. Ульи. Мёд. Таня. Бабушка. Аня. Пингвин. Бурёнка. Васька. Суслик. Кузя. Москва. Барсик. -Это задание выполняем с первого ряда по цепочке, доказывая свой ответ. | -Эти слова отвечают на вопрос кто? -Корова Зорька, собака Дружок, лошадь Петунья, телёнок Борька, кот Марсик, жеребёнок Граф, цыплёнок Цыпа, петух Петя, козлёнок Митька. -Клички животных пишутся с заглавной буквы, потому что это собственные имена существительные. -Зинка, Алёнка, сестрёнки, ведёрко, Лермонтов, грибы, Дружок, пёс, полянка, пасека, Петров, Игнат, пчёлы, ульи, мёд, Таня, бабушка, Аня, пингвин, Бурёнка, Васька, суслик, Кузя, Москва, Барсик. | Познавательные (1,2) Коммуникативные (1,2,3) Личностные(1) |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | -А сейчас вы поработаете самостоятельно. -Я раздам вам карточки, вы внимательно читаете и выполняете указанное задание: ФИО_________________________ 1)Вставь пропущенные слова: Клички животных – это__________ имена существительные, а названия животных – _____________ имена существительные. 2)Вставь пропущенное слово: Имена собственные и клички животных пишутся с ______буквы. 3) Вставь клички животных: Громко лает собака____ На крыше мяукает кот______В сарае мычит корова______ Весело ржёт конь_______В клетке поет канарейка_______В поле пасется бык ________ 4)Найди в записи имена собственные, выдели их любым цветным карандашом. РЕКИВОЛГАНЯБЛОКОЛЯГУШКИНОРИЛЬСКАТИХИЙОКЕАНТОНЯКОВАЛЁШАРИК 5)Допиши 5 слов в каждой группе: А) Я знаю пять имён девочек_______ Б) Я знаю пять имён мальчиков____ В) Я знаю пять кличек животных_______________________ Г) Я знаю пять городов __________ -Кто выполнил задание может сдавать мне карточки, для того чтобы я проверила и каждому поставила оценку. | -Самостоятельно выполняют задания. | Познавательные (1,2) Коммуникативные (1,2,3) Личностные(1) |
Включение в систему знаний и повторений | -О чем мы сегодня с вами говорили? -Давайте вспомним, что такое имена собственные? -С какой буквы пишутся имена собственные? -Продолжите фразу: клички животных это_________ а названия животных_____________________. -Откройте дневники и запишите домашнее задание с. 59 упражнение 101. | - Сегодня на уроке мы говорили о именах собственных. - Имена собственные называют единичный предмет, тем самым выделяя его из группы одинаковых предметов. -Пишутся с большой буквы. -Это собственные имена существительные, нарицательные имена существительные. -Записывают домашнее задание. | Познавательные (2) Коммуникативные (1,2,3) |
Рефлексия | -Вы большие молодцы, быстро и с лёгкостью справились со всеми заданиями. Покажите мне открытые ладошки, если вы всё поняли и довольны своей работой. Покажите закрытые ладошки, если у вас почти все получилось, но остались вопросы. | Оценивают свою работу. | Регулятивные (2) |