Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные |
Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности. (1-2 мин.) | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности. | Словесный (чтение стихотворения) | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Владлена Владиславовна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно, Слушаем внимательно. Нас ждёт большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные и трудолюбивые ребята. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Приветствуют друг друга | Ф | А.А.Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь - | | П: осознанное и произвольное построение речевых высказываний, построение логической цепочки рассуждений. Р:целеполагание как постановка учебной задачи, планирование своих действий, осуществление учебных действий, контроль и самоконтроль, коррекция и оценка своих действий, саморегуляция. К: умение слушать, постановка вопросов и обращение за помощью. | Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (4-5 мин.) | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовывать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Словесный (беседа) | ─ Муравьишка спешит с вами встретиться. У него уже готова загадка. Отгадайте ее. (слайд 2) Есть у ребят зеленый друг, Веселый друг, хороший. Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек. ─ О каком зеленом друге говорится в загадке? ─ О каких ладошках здесь говорится? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя (О лесе) Учащиеся отвечают на вопросы учителя (О листьях ) | Ф | А.А.Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь – Презентация | Вспомнить и поговорить о том, какие были маленькие и какие стали сейчас. | П: осознанное и произвольное построение речевых высказываний, анализ информации, построение логической цепочки рассуждений. Р: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование своих действий К: умение точно выражать свои мысли | Определение границ своего знания и незнания, умение осуществлять самооценку своей деятельности, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. |
Выявление места и причины затруднений. (5-7 мин.) | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний умений или способностей | Словесный (беседа) Практический (работа с учебником) | ─ А сейчас посмотрите на экран. (слайд 3). Какое время изображено на рисунке? Действительно мы с вами оказались на зеленой лужайке. Светит солнышко. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья. В эту пору на лугу очень весело. Какое множество пчел носится возле цветущих трав! Пахнет медом. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки, а в траве стрекочут кузнечики. Кто может назвать друзей Муравьишки? ─ Как назвать их всех одним словом? | Отвечают на вопросы учителя (Лето ) Отвечают на вопросы учителя(пчелы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы) Отвечают на вопрос учителя(насекомые ) | Ф | А.А.Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь Презентация | Находить пути решения возникшей проблемной ситуации | П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления и причинно-следственных связей. Р: умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. К: использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач | Раскрывают целостный взгляд на мир, развивают навыки сотрудничества |
Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин.) | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации | Словесный (беседа, чтение стихотворения) Наглядный (демонстрация на доске) | -Верно ребята, тема нашего урока «Кто такие насекомые» -А цель изучить их строения и особенности Давайте проверим правильность нашего предположения. Для этого откроем учебник на странице 32 и посмотрим тему урока | Учащиеся открывают учебник и читают тему урока. | Ф | А.А.Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь Презентация | Уметь определять тему и цель урока, средства достижения поставленной цели | П: осознанное и произвольное построение речевых высказываний, самостоятельное формулирование цели, анализ информации, построение логической цепочки рассуждений. Р: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование своих действий, осуществление учебных действий К: умение слушать, участие в коллективном диалоге, планирование учебного сотрудничества с одноклассниками, принятие совместного решения, умение точно выражать свои мысли | |
Реализация построенного проекта (10 мин.) | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) ) | ─ Рассмотрите рисунок на с.32. Назовите насекомое. ─ Отгадайте загадку. О каком насеком говорится в ней. НАД ЦВЕТКОМ ПОРХАЕТ, ПЛЯШЕТ, ВЕЕРКОМ УЗОРНЫМ МАШЕТ. ─ Рассмотрим бабочку. (слайд 4) ─ Посмотрите внимательно на экран. Какие части тела вы можете выделить у бабочки? Учитель, обобщая ответы детей, называет части тела. Один ученик указкой показывает их на слайде, остальные учащиеся карандашом в учебнике на стр. 32. ─ Голова с усиками и хоботком, с помощью которого бабочка пьет нектар; ─ Грудь с крылышками и ножками; брюшко. ─ Сколько крыльев мы видим на рисунке? ─ А сколько всего крыльев у бабочки? ─ Значит, художник ошибся? ─ Посчитайте ножки бабочки. ─ Посмотрите, а кто это летает рядом с нашей красавицей бабочкой? (стрекоза, божья коровка) (слайд 5) ─ Сосчитайте количество ног у стрекозы и божьей коровки (их по шесть) ─ Сделайте вывод: каких животных можно назвать насекомыми? | Ответ учеников(Кузнечик) Отгадывают загадку (БАБОЧКА) ответы детей Ответы детей (Два) Ответы детей (Четыре) Учащиеся отвечают на вопрос учителя(Нет, бабочка сложила крылья ) У бабочки 6 ног Учащиеся делают вывод(У которых 6 ног) | Ф | А.А.Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь Презентация | Знать основные периоды жизни человека и их особенности | П: осознанное и произвольное построение речевых высказываний, анализ информации, построение логической цепочки рассуждений. Р: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование своих действий, осуществление учебных действий, контроль и самоконтроль, коррекция и оценка своих действий, саморегуляция. К: умение слушать, участие в коллективном диалоге, планирование учебного сотрудничества с одноклассниками, принятие совместного решения, умение точно выражать свои мысли, постановка вопросов и обращение за помощью. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7 мин.) | Закрепление учащимися способа действия при решении типовых задач. | Словесный (беседа) Практический (работа в тетради) | ─ Наш Муравьишка Вопросник тоже хочет посчитать свои ножки. Помогите ему.(слайд 6) ─ Сколько ножек у Муравьишки? Что вы можете сказать о Муравьишке? Игра «Узнай насекомое» ─ Муравьишка загадывает загадки о своих братьях меньших (слайд 7) Не зверь, не птица, Нос, как спица. Летит – кричит, Сядет – молчит. Кто его убьёт – Свою кровь прольёт. (КОМАР) (слайд 8) Кто над нами Вверх ногами Ходит – не страшится, Упасть не боится. (МУХА (слайд 9) Где сладко, там она кружит, Как пчела. Она жалит и жужжит, Как пчела. И попадается в компот, Как пчела. Вот только мёду не даёт, Как пчела. (ОСА) (слайд 10) Шевелились у цветка Все четыре лепестка Я сорвать его хотел Он вспорхнул и улетел. (БАБОЧКА) (слайд 11 ) На лугу живет скрипач, Носит фрак и ходит вскачь) (КУЗНЕЧИК) (слайд 12) Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу. Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь. (ЖУК) -Молодцы ребята вы справились с заданием! | Ученица считает ножки муравья Учащиеся отвечают на вопрос(У Муравьишки шесть ног, значит, Муравьишка ─ насекомое ) Отгадывают загадки | Ф | А.А.Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь Презентация | Применять полученные знания при выполнении заданий | П: осознанное и произвольное построение речевых высказываний, анализ информации, построение логической цепочки рассуждений. Р: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование своих действосуществление учебных действий, контроль и самоконтроль, коррекция и оценка своих действий, саморегуляция. К: умение слушать, участие в коллективном диалоге, планирование учебного сотрудничества с одноклассниками, принятие совместного решения, умение точно выражать свои мысли, постановка вопросов и обращение за помощью. | Определять границы своего знания и незнания, уметь осуществлять самооценку своей деятельности |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( 5-7 мин.) | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация на доске) Практический (работа по карточкам в парах) | У учащихся карточки с животными: паук, сороконожка, рак, богомол, муха, кузнечик. (слайд 13) ─. Перед вами картинки с животными. Разделите картинки на две группы. В первую группу положите картинки с насекомыми, во вторую с не насекомыми. ─ Как вы узнаете, какое животное ─ насекомое? Учащиеся выполняют задание. ─ Проверьте, правильно ли вы справились с заданием. Проверка по эталону: (слайд 14). ─ Покажите сигналом, как вы справились с заданием. (Зеленый цвет ─ задание выполнено правильно, красный ─ допущена ошибка.) ─ Назовите не насекомых. ─ Объясните, почему паук не насекомое? ─ Назовите насекомых. (Богомол (объяснить название), муха, кузнечик.) ─ Объясните, почему рисунок кузнечика положили в группу насекомых? (У кузнечика 6 ножек.) | Ответы детей (Посчитаем ножки) Объясняют (Паук, сороконожка, рак) Отвечают на вопрос(У паука 8 ножек). | П | А.А.Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь | Применять полученные знания при выполнении заданий | П: овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. Р: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления К: умение слушать, участие в коллективном диалоге, планирование учебного сотрудничества с одноклассниками, принятие совместного решения | Определять границы своего знания и незнания, уметь осуществлять самооценку своей деятельности |
Включение в систему знаний и повторение (3-5 мин.) | Повторение и закрепление ранее изученного. | Словесный (беседа, рассказ) | Выполнение заданий в рабочей тетради. ─ Откройте тетради на с.22 №1 ─ Рассмотрите рисунок. Каких насекомых вы узнали? ─ выполните задание ─ Какой цвет нужно выбрать для кузнечика? ─ А для шмеля -Хорошо, вы справились с заданием! ─ Мы целый урок говорили о насекомых. Как вы думаете, зачем нужны насекомые? Может, было бы лучше, если бы их не было? ─ Бабочка, перелетая с цветка на цветок, переносит пыльцу. Она опыляет цветы. Без опыления не было бы плодов. Пчелы дают нам мед. А комары? Наверно, они не нужны, они ведь кусаются? ─ А вот и нет. Комары нужны природе. Комары ─ пища для лягушек, жаб. ─ Все насекомые нужны природе. Они появились не просто так. В природе насекомые выполняют свою роль. Как вы должны вести себя по отношению к насекомым? | Открывают тетрадь Зеленый Желтый, коричневый, черный | Ф | А.А.Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь | Повторять полученные знания об основных периодов жизни человека | Р: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления, ориентироваться в учебнике. | Определять границы своего знания и незнания, уметь осуществлять самооценку своей деятельности |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.) | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действий. | Словесный (беседа) | -Итак ребята, какая же цель была нашего урока? -Что вы можете сказать о насекомых? -Назовите насекомых которых мы сегодня с вами рассматривали Закончен урок и выполнен план. Спасибо ребята огромное вам! За то что так дружно трудились и на уроке вы не ленились! Урок окончен, все встали! Готовьтесь к следующему уроку. | . Ответы детей | Ф | | Повторять полученные знания об основных периодов жизни человека | Р: контроль и самоконтроль, коррекция и оценка своих действий, саморегуляция. К: умение точно выражать свои мысли, постановка вопросов и обращение за помощью. | Адекватно воспринимают причины своего успеха/неуспеха в учении. Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими. |