УМК | Школа России |
Тема урока | Что такое прилагательное? |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Цель урока | Познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке. |
Задачи урока | Дидактические | Развивающие | Воспитательные |
- научить представлять имени прилагательного как части речи, - учить находить имена прилагательные в тексте, - определять признаки имени прилагательного, - находить и определять орфограммы в тексте. | -развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы; -развивать умения аргументировать своё мнение; -развивать мыслительную деятельность, познавательную активность, мышление, наблюдательность, внимание, память; -развивать умение давать самооценку своей деятельности; | -воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение, активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения; - воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, умение работать в коллективе. |
Информационно- образовательная среда | Учебник по русскому языку 2 класс 2 часть Канакина, Горецкий, раздаточные материалы, наглядные материалы, ИКТ технологии |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- Научатся находить прилагательные в тексте. - Ставить вопросы от существительных к прилагательным. - Устанавливать связь между прилагательными и существительными. - Подбирать примеры имён прилагательных. | Регулятивные: действовать согласно словесной инструкции, выполнять проверку и исправлять ошибки. Познавательные: извлекать нужную информацию из таблицы, строить речевое высказывание в устной форме, выполнять действия по памятке. Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге. | - Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
Этапы урока | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мотивация (самоопределения) к деятельности (1-2 мин) | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | - здравствуйте, дети. Меня зовут Ангелина Александровна, и я у вас проведу сегодняшний урок по русскому языку. Русский язык - самый выразительный, самый сильный, самый музыкальный язык в мире.. М. Ломоносов - Как вы понимаете данное высказывание? (В русском языке есть много слов; слова изменяются по родам числам, падежам; много антонимов, синонимов, есть слова, которые кажутся музыкальными) - Кто-нибудь знает кто такой Михаил Ломоносов? - Михаил Ломоносов — это известный российский ученый. Он изучал самые разные науки и сделал множество открытий, писал ученые труды и преподавал в академиях. Ломоносов стал автором многих изобретений и разработал план создания первого в России университета. По его инициативе появился Московский университет, в котором могли учиться представители всех сословий. | |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (4-5 мин) | Актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - Прочитайте записанные на доске слова: Бежит, трава, кричат, зеленая, стекло, свистит, цветы, прозрачное, живые. - Распределите слова в два столбика. В первый столбик - существительные. Во второй - глаголы. - Обозначьте изученные орфограммы. - Один работает у доски, другие работают в тетрадях. 1. трава, стекло, цветы 2. Бежит, кричат, свистит Оцените свою работу у доски. - Кто допустил ошибки? Исправьте. - На какой вопрос отвечает первый столбик? (что?) - На какие вопросы они отвечают? (что делает? Что делают? | |
Выявление места и причины затруднения (2 мин) | | - Какие слова вы не написали ни в 1 столбик ни во 2? Назовите их.(зеленая, прозрачное, живые.) - Что они обозначают? (они обозначают признаки предмета) | |
Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин) | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Вот мы и заговорили о неизвестных нам частях речи. - Предположите, чем на уроке мы будем сегодня заниматься? (Мы будем проходить новую часть речи) - Верно. - Тема нашего урока: «Что такое прилагательное?» - Цель урока: изучить новую часть речи. План урока: Изучить новую часть речи Научиться задавать вопросы к прилагательным Научиться выделять прилагательные в тексте | |
Реализация построенного проекта (10 мин) | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявляют место и причины затруднения | - Сейчас мы к каждому существительному из 1го столбика подберем подходящие по смыслу из оставшихся слов, которых мы называли. Трава зеленая, стекло прозрачное, цветы живые. - Посмотрим на доску. Мы с вами правильно подобрали слова. -Теперь вам надо задать вопросы к прилагательным. Вопросы всегда задаем от существительных! Трава (какая?) зеленая, стекло (какое?) прозрачное, цветы (какие?) живые. - Проверим. Итак, у нас все верно. - На какие вопросы могут отвечать эти слова? (какая какое, какие) - Верно. Такие слова-признак называются прилагательными. - Откройте свои учебники на странице 86. Прочитайте в рамке правило. - Мы с вами правильно сделали выводы, поэтому справились с заданием. | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7 мин) | Постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации. | - Делаем упражнение 149 - Прочитайте высказывание. - Прочитайте первый вопрос под текстом. (Русский язык яркий, меткий, певучий, богатый и задушевный. Он сравнивает с яркой радугой, меткими стрелами, певучим, забогатым и задушевным, как песня над колыбелью) (На вопрос: какой? Все эти слова являются прилагательными) - Дети, обратите внимание на то, что в предложение прилагательное выделяется волнистой линией всегда. Физкультминутка Существительное «парта». Мы встаем, «встаем» - глагол. Руки дружно поднимаем И на плечи их кладем. Снова руки поднимаем И тихонько опускаем. Поворот направо – желтая стена. Прилагательное «желтая» она. Поворот налево – белое окно. Снова прилагательное «белое» оно. Части речи все мы знаем И урок наш продолжаем. - Как доказать, что выделенные слова это прилагательные? (Мы должны задать вопросы к прилагательным). Задаем. - С какими именами существительными они связаны по смыслу? Поставьте вопрос от имен существительных к именам прилагательным (папа какой, мама какая, детки какие) - Выполняем следующее упражнение - Читаем слова. Теперь переписываем. Не забываем подчеркивать прилагательные. - Проверяем. - Прочитайте задание под текстом. Нам нужно по смыслу подобрать синоним. Для начала, что такое синоним? (это слова похожие по смыслу, но разные по написанию) (золотая пшеница, маленький котенок, алая гвоздика, синий колокольчик, лохматые волосы, изумрудная травка, дымчатое облачко) | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7 мин) | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | - Итак, сейчас у вас на столах лежа карточки с заданиями, возьмите их. Прочитайте, если есть вопросы, то можете задать их. - Я даю на выполнение этой работы 5 минут. Время пошло. Тема. Имя прилагательное. Напишите вопросы к именам прилагательным. Плотный (Какой?) Тёплая (какая?) Глубокое (какое?) Маленький (какой?) Выпишите имена прилагательные, обозначающие цвет. Быстрый, зелёный, синий, хороший, чёрный, зимний, белый, красный. Спишите предложения и вставьте вместо скобок имена прилагательные. На нашей улице есть (большой/красивый) парк. Боре досталась (трудная/легкая) задача. - Проверим данное задание. Поменяйтесь, пожалуйста, работами. | |
Включение в систему знаний и повторение (3-5 мин) | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | - Вспомним, что мы сегодня проходили? (имена прилагательные) - Наша цель была: изучить новую часть речи. - Изучили? (да) Какую часть речи мы изучили? (имя прилагательное) - Выполнили мы план урока? (да) План урока: Изучить новую часть речи Научиться задавать вопросы к прилагательным Научиться выделять прилагательные в тексте - Достигли ли мы цель урока? - На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (какой, какая, какие, какое) - Как мы в предложение подчеркиваем прилагательное? (волнистой линией) - От какой части мы можем задать вопрос к прилагательному? (от существительного) | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная). | - Что нового вы узнали на уроке? - Чему научились? - Всё ли было вам понятно? - Какое задание вам показалось особенно трудным? - Если вы всё поняли, то поднимите левую руку. - если были трудности, то возьмитесь за голову. - Спасибо, дети, за урок. До свидания. | |