СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта проведения занятия по ознакомлению с миром природы в средней группе (поэтапное построение) "В гости к хозяйке луга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта проведения занятия по ознакомлению с миром природы в средней группе (поэтапное построение) "В гости к хозяйке луга"»

Технологическая карта проведения занятия по ознакомлению с миром природы в средней группе «Лучики»

(поэтапное построение)

Воспитатель: Галимова Е.А.


Тема: «В гости к хозяйке луга»


Цель: Обогатить и закрепить знания детей о насекомых.


Задачи (в соответствии с возрастными особенностями):

  1. Образовательные:

  • Расширять представления детей о разнообразии насекомых (особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях);

  • Закреплять знания о строении насекомых;

  • Учить отгадывать загадки о насекомых;

  • Уточнение и обогащение словарного запаса по теме.

  1. Воспитательные:

  • Воспитание бережного и заботливого отношения к окружающей природе, к насекомым;

  • Воспитание познавательного интереса;

  • Формирование навыков сотрудничества в коллективном выполнении заданий.

  1. Развивающие:

  • Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых;

  • Развитие слухового и зрительного внимания;

  • Активизация памяти и мышления; умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

  • Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами динамической паузы.


Интеграция областей : «Познавательное развитие», «Социально-личностное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».


Планируемый результат:

  • Дети знают названия насекомых и узнают их по внешнему виду, их место обитания, строение тела насекомых, что нужно беречь природу.

  • Имеют начальные представления о жизнедеятельности насекомых.

  • Сформирована культура поведения: дети знают о том, что нельзя брать в руки, топтать и давить насекомых, разорять их дома.



Основные понятия: луг, брюшко, нектар, пыльца, муравейник, тля.

Форма проведения: Занятие – путешествие на луг.


Оборудование: Кукла в весенней одежде с венком -Хозяйка луга, картинки насекомых, мольберт, картина луга, венок, ободки с цветами,  звукозапись звуков порхания бабочки, раскраски насекомых.



Этапы, продолжительность.

Задачи этапа

Деятельность педагога.

Методы, формы и приемы

Предполагаемая деятельность детей

Время этапа

Планируемые результаты

    1. Вводная часть. Организационный момент

1.1


Вводно-организационный этап


Задачи: Переключить внимание детей на предполагаемую деятельность. Мотивировать (эмоционально-положительно настраивает) детей на предстоящую деятельность

Звенит колокольчик. В руках педагога кукла, одетая в весенний наряд.

«Колокольчик наш поет, всех ребят он в круг зовет.

Ребята, посмотрите у нас гостья.

Это хозяйка луга. Она приглашает нас с вами к себе в гости.»


Форма организации детей: групповая Методы: словесный, наглядный.

Приемы: сюрпризный момент (звон колокольчика, показ куклы)

Дети обращают внимание на звон колокольчика. Убирают игрушки и собираются в круг к педагогу

1 мин.

Настроены и мотивированы на предполагаемую деятельность.

1.2

Мотивационно-ориентировочный этап


Задачи: Организация направленного внимания и формирование интереса к теме занятия

Воспитатель: Ребята, а кто такая Хозяйка Луга?

Ответы детей.
В-ль: Правда, ребята, это добрая фея. Она следит за порядком на лугу, бережёт всё живое – растения, насекомых.
Отправимся в гости к Хозяйке Луга?
Дети: Да.


Форма организации детей: групповая

Методы: словесный, наглядный.

Отвечают на вопрос педагога

1 мин.

Усилена мотивация к образовательной деятельности

    1. Основная часть

2.1

Этап постановки проблемы


Задачи: Актуализация знаний детей




Стимулировать мотивацию детей к деятельности

Воспитатель: Я предлагаю отправиться на луг прямо сейчас.

Как вы думаете что такое луг? 

Хозяйка луга очень хочет с вами поиграть. А вы хотите? Тогда беремся за руки повторяем все движения вместе:


«– Что такое луг?
Ковер травы вокруг,
Цветов нарядных венчик,
Звонкие кузнечики,
Мотыльки игривые,
Жуки не торопливые,
С медом сладким пчелки,
Песня перепелки.»


Форма организации детей: групповая

Методы: словесный, наглядный, худ.слово, игровой.

Приемы: проблемная ситуация, вопросы к детям, демонстрация движений


Пробуют рассуждать, рассматривают куклу.



Проговаривают слова, имитируют движение игры по тексту

2 мин.

Умеют внимательно слушать, повторять за педагогом, рассуждать

2.2

Этап получения новых знаний


Задачи: Решаются образовательные задачи из программного содержания

В-ль: «Чтобы нам легче было путешествовать и насекомые на лугу нас не боялись хозяйка луга предлагает нам превратиться в жителей луга, в луговые цветочки. Подойдите и выберите цветок, который вам больше понравится.


«1-2-3 покружились, покружились и в цветочки превратились»

( В это время воспитатель одевает венок из цветов на голову, а дети одевают на голову ободок с цветком, который они выбрали. Звучит волшебная музыка)

В-ль : Вот мы и попали на луг.

(Рассматривание картины луга).

Ребята, вместе с хозяйкой луга посмотрим кто живёт на лугу?

Дети: - Муравей, пчела, бабочка…

В-ль: Да, на лугу и правда живёт много жителей.

Присмотритесь, из каких частей состоит насекомое?

Дети рассуждают ,педагог помогает правильно назвать часть тела насекомого: У насекомого есть голова, грудь и брюшко.


В-ль: Чтобы попасть в гости к первому насекомому нам с вами нужно выполнить задание «Четвёртый лишний».

Давайте вместе назовем насекомых, которых мы видим.

Дети: кузнечик ,божья коровка, муравей, гусеница .

В-ль: Ребята, а кто же тут лишний?

Ответы детей.

В-ль: Правильно « лишняя» в этом ряду божья коровка. Присаживайтесь на ковер, как вам удобно. Сейчас нам хозяйка луга расскажет о нем: (педагог с куклой проносит картинку насекомого и рассказывает о нем от лица хозяйки луга, дети сидят на ковре)

- Это насекомое умеет летать, у него есть крылышки, а остальные насекомые передвигаются по земле. Как вы думаете, почему это насекомое получило такое интересное название? (В старые времена «божьими» называли человека безобидного, простодушного, доверчивого и беззащитного.) Божья коровка так же безобидна и беззащитна, не кусается, не царапается, отличается только тем, что выпускает желтое «молочко», поэтому ее называют коровкой.

Божья коровка - верный помощник человека в борьбе с вредными насекомыми, в случае опасности жук прижимает к телу ножки, усики и ... падает на землю - «притворяется мёртвым». Благодаря своей яркой «одежде» божья коровка видна издалека. Однако редкая птица пытается отведать этого жука. Существует народная примета: если взятые на руку божьи коровки быстро слетают - к ясной тёплой погоде. У этого жука есть крылья, он умеет летать.

Рассматриваем божью коровку и других жуков.


-Чтобы попасть в гости к следующему насекомому вы должны отгадать загадку.

«Из песка, сухих травинок

Хвои, глины и соринок

Дом уютный для семьи

Дружно строят …МУРАВЬИ»

-. Муравьи – дружные насекомые. Муравьи плохо видят, они ориентируются с помощью усиков. Муравьи очень быстро ползают, живут большими группами. Муравьи дружно и слаженно работают – строят свой домик из маленьких веточек. А вы знаете, как называется домик муравьёв?

А вот и макет муравейника.

- Муравейник.( Рассматриваем макет муравейника) Под крышей муравейника много коридоров, комнаток – это целый многоэтажный дом.

Муравьи тщательно ухаживают за своим домом, они его регулярно проветривают, просушивают, перестраивают.


- А в гости к следующему насекомому нам поможет попасть игра


Физминутка

В-ль: Хозяйка луга предлагает детям встать в круг и поиграть с мячом в игру «Кто что делает?»

(педагог подкидывает мяч, называет насекомое. Дети отвечают- что делает.

(гусеница- ползает, пчела –летает, кузнечик –прыгает и т.д.)

В-ль: Молодцы ребята. А помнит ли кто-то из вас как поет комар? жук?

(комар- звенит, жук – жжужит, стрекоза –стрекочет)

Песня стрекозы называется «Стрекоталочка». Стрекоза поёт: тр – тр – тр.

Давайте мы с вами попробуем спеть песенку стрекозы все вместе.


Ну а теперь присаживайтесь снова на ковер, как вам удобно. Сейчас нам хозяйка луга расскажет о стрекозе:

(педагог с куклой проносит картинку насекомого и рассказывает о нем от лица хозяйки луга, дети сидят на ковре)

У стрекозы тонкие прозрачные крылья. (рассматриваем стрекозу) На крыльях много прожилок. Стрекоза может очень быстро летать. В народе стрекозу называют «живой вертолёт». Даже, когда стрекоза отдыхает, её крылышки распростёрты в стороны. Сколько крыльев у стрекозы?

Дети рассуждают вместе с педагогом: У стрекозы четыре крылышка.У стрекозы есть голова, грудь, брюшко. (Рассказ сопровождаю показом). К груди крепятся шесть ножек. Ножками стрекоза цепляется за растения, когда отдыхает. На голове расположены глаза, усики, рот.

Стрекоза из насекомых самая глазастая? (ответы детей) Давайте превратимся в стрекоз и поиграем своими пальчиками!

П/и «Стрекоза»

«Вот такая стрекоза-как горошины глаза!

Влево-вправо, назад-вперед

Ну совсем как вертолет!

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко!»

Самое главное преимущество стрекозы-это ее глаза. Считается, что стрекозы имеют самое сложное строение глаз среди всех насекомых, что дает им невероятное преимущество при охоте. Стрекозы хищницы, поедают на лету комаров, слепней и других кровососов тем самым приносят большую пользу.


Хозяйка Луга:

-А кто ещё летает, порхает над лугом?

Шевелились у цветка

            Все четыре лепестка.

            Я сорвать его хотел –

            Он вспорхнул и улетел.

Правильно –это бабочка


- Ребята, бабочек очень много и они все разные. Питаются бабочки нектаром цветов. Особенно красивы у бабочки крылья. Красивые разноцветные бабочки украшают мой луг.

- Сейчас весна, с каждым днём становится всё теплее. Пусть насекомые ползают, летают, собирают нектар. Встретив в природе насекомых, берегите их, не губите, не разоряйте муравейники, не мешайте насекомым делать свои важные и полезные дела.


Форма организации детей: групповая Методы: словесный, наглядный. практический.

Приемы: Рассматривание картин с насекомыми, рассказ о их жизнедеятельности, рассматривание иллюстраций, беседа, физ.минутка, пальчиковая игра.


Пробуют делать выбор.

Рассматривают картинки.

Отвечают на вопросы. рассуждают.


















































































Выполняют физкультминутку по показу воспитателя






Выполняют звуковые упражнения вместе с педагогом



























Выполняют пальчиковую гимнастику по показу воспитателя


































Внимательно слушают, усваивают правила обращения с насекомыми.


12 мин.
























Имеют представления о насекомых и их жизнедеятельности. Умеют отличать называть части тела насекомого.































































Умеют отвечать на вопросы, проговаривать звуки насекомых


























Пробуют рассуждать, анализировать




Повторяют слова пальчиковой игры, запоминают движения.





























Знают правила поведения в природе и при обращении с насекомыми


2.3.

Релаксационный этап.


Задачи: Снять эмоциональное и мышечное напряжение у детей после занятия.

Релаксация. «Порхание бабочки»

Под музыку: «Звуки природы»

Воспитатель: Давайте отдохнем: закроем глаза.

«Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Представьте, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе.

Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки. Вам хорошо и приятно.»


Воспитатель: Но вот пришло время возвращаться. Раз-два-три- откройте глаза. Улыбнитесь друг другу! Посмотрите , ребята, какие красивые раскраски насекомых вам подарила хозяйка луга.

Скажите хозяйке луга «спасибо и до встречи»

В-ль: Оставим луговые цветочки на полянке, пусть радуют нас на лугу.


«1-2-3 покружились, покружились, цветочки на луг опустились»

( В это время воспитатель снимает венок из цветов с головы, а дети снимают ободок с цветком, кладут на ковер. Звучит волшебная музыка)



Формы организации детей: групповая

Метод: Словесный

Приемы: организация рефлексии, прослушивание спокойной музыки


Ложатся на ковер, закрывают глаза, расслабляются




















Оставляют ободки со цветами на ковре.


2 мин.

Снято эмоциональное и мышечное напряжение.

    1. Заключительная часть.

3.1.

Заключительно –оценочный этап


Задачи: Закрепить знания о насекомых. Дать ответ на проблемный вопрос. Подведение итогов деятельности, формирование элементарных навыков самооценки.

В-ль: Вот мы и вернулись обратно в детский сад.

Воспитатель: - У кого мы были в гостях?

Дети: - У Хозяйки Луга.

Воспитатель: - Кто такая Хозяйка Луга?

Дети: - Это добрая фея, которая следит за порядком на лугу.

Воспитатель: - С какими насекомыми вы познакомились?

Дети: - Бабочка, пчела, кузнечик, муравей, божья коровка, стрекоза.

Воспитатель: - Что общего есть у всех насекомых?

Дети: - У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко и шесть ног.

Воспитатель: - Чем насекомые отличаются друг от друга?

Дети: - У одних насекомых есть крылья, а у других нет. Они все разного цвета и величины. У насекомых разные глаза, усы и рот.

Что вам понравилось? А что было трудным?

Воспитатель: - Молодцы! Ребята, сегодня на занятии вы все старались. Я надеюсь, что вы не будете обижать насекомых, а будете заботиться о них.


Формы организации детей: групповая

Метод: Словесный

Приемы: обобщающая беседа


Отвечают на вопросы воспитателя

2 мин.

Мотивированы на подведение итогов


Мотивированы на обсуждение

3.2.

Практический этап


Задачи: Нацелить на дальнейшую продуктивную деятельность.

Предлагаю сейчас посмотреть какие же раскраски нам подарила хозяйка луга, выбрать и раскрасить те, которые понравятся.


Методы: словесный, практический.

Форма организации детей: групповая Приемы: рассматривание раскрасок, подготовка карандашей


Раскрашивают подарки гостьи занятия.

После занятия.

В виде свободной деятельности.

Умеют раскрашивать насекомых, повторяя названия