2.1 | Этап постановки проблемы Задачи: Актуализация знаний детей Стимулировать мотивацию детей к деятельности | Воспитатель: Я предлагаю отправиться на луг прямо сейчас. Как вы думаете что такое луг? Хозяйка луга очень хочет с вами поиграть. А вы хотите? Тогда беремся за руки повторяем все движения вместе: «– Что такое луг? Ковер травы вокруг, Цветов нарядных венчик, Звонкие кузнечики, Мотыльки игривые, Жуки не торопливые, С медом сладким пчелки, Песня перепелки.» Форма организации детей: групповая Методы: словесный, наглядный, худ.слово, игровой. Приемы: проблемная ситуация, вопросы к детям, демонстрация движений | Пробуют рассуждать, рассматривают куклу. Проговаривают слова, имитируют движение игры по тексту | 2 мин. | Умеют внимательно слушать, повторять за педагогом, рассуждать |
2.2 | Этап получения новых знаний Задачи: Решаются образовательные задачи из программного содержания | В-ль: «Чтобы нам легче было путешествовать и насекомые на лугу нас не боялись хозяйка луга предлагает нам превратиться в жителей луга, в луговые цветочки. Подойдите и выберите цветок, который вам больше понравится. «1-2-3 покружились, покружились и в цветочки превратились» ( В это время воспитатель одевает венок из цветов на голову, а дети одевают на голову ободок с цветком, который они выбрали. Звучит волшебная музыка) В-ль : Вот мы и попали на луг. (Рассматривание картины луга). Ребята, вместе с хозяйкой луга посмотрим кто живёт на лугу? Дети: - Муравей, пчела, бабочка… В-ль: Да, на лугу и правда живёт много жителей. Присмотритесь, из каких частей состоит насекомое? Дети рассуждают ,педагог помогает правильно назвать часть тела насекомого: У насекомого есть голова, грудь и брюшко. В-ль: Чтобы попасть в гости к первому насекомому нам с вами нужно выполнить задание «Четвёртый лишний». Давайте вместе назовем насекомых, которых мы видим. Дети: кузнечик ,божья коровка, муравей, гусеница . В-ль: Ребята, а кто же тут лишний? Ответы детей. В-ль: Правильно « лишняя» в этом ряду божья коровка. Присаживайтесь на ковер, как вам удобно. Сейчас нам хозяйка луга расскажет о нем: (педагог с куклой проносит картинку насекомого и рассказывает о нем от лица хозяйки луга, дети сидят на ковре) - Это насекомое умеет летать, у него есть крылышки, а остальные насекомые передвигаются по земле. Как вы думаете, почему это насекомое получило такое интересное название? (В старые времена «божьими» называли человека безобидного, простодушного, доверчивого и беззащитного.) Божья коровка так же безобидна и беззащитна, не кусается, не царапается, отличается только тем, что выпускает желтое «молочко», поэтому ее называют коровкой. Божья коровка - верный помощник человека в борьбе с вредными насекомыми, в случае опасности жук прижимает к телу ножки, усики и ... падает на землю - «притворяется мёртвым». Благодаря своей яркой «одежде» божья коровка видна издалека. Однако редкая птица пытается отведать этого жука. Существует народная примета: если взятые на руку божьи коровки быстро слетают - к ясной тёплой погоде. У этого жука есть крылья, он умеет летать. Рассматриваем божью коровку и других жуков. -Чтобы попасть в гости к следующему насекомому вы должны отгадать загадку. «Из песка, сухих травинок Хвои, глины и соринок Дом уютный для семьи Дружно строят …МУРАВЬИ» -. Муравьи – дружные насекомые. Муравьи плохо видят, они ориентируются с помощью усиков. Муравьи очень быстро ползают, живут большими группами. Муравьи дружно и слаженно работают – строят свой домик из маленьких веточек. А вы знаете, как называется домик муравьёв? А вот и макет муравейника. - Муравейник.( Рассматриваем макет муравейника) Под крышей муравейника много коридоров, комнаток – это целый многоэтажный дом. Муравьи тщательно ухаживают за своим домом, они его регулярно проветривают, просушивают, перестраивают. - А в гости к следующему насекомому нам поможет попасть игра Физминутка В-ль: Хозяйка луга предлагает детям встать в круг и поиграть с мячом в игру «Кто что делает?» (педагог подкидывает мяч, называет насекомое. Дети отвечают- что делает. (гусеница- ползает, пчела –летает, кузнечик –прыгает и т.д.) В-ль: Молодцы ребята. А помнит ли кто-то из вас как поет комар? жук? (комар- звенит, жук – жжужит, стрекоза –стрекочет) Песня стрекозы называется «Стрекоталочка». Стрекоза поёт: тр – тр – тр. Давайте мы с вами попробуем спеть песенку стрекозы все вместе. Ну а теперь присаживайтесь снова на ковер, как вам удобно. Сейчас нам хозяйка луга расскажет о стрекозе: (педагог с куклой проносит картинку насекомого и рассказывает о нем от лица хозяйки луга, дети сидят на ковре) - У стрекозы тонкие прозрачные крылья. (рассматриваем стрекозу) На крыльях много прожилок. Стрекоза может очень быстро летать. В народе стрекозу называют «живой вертолёт». Даже, когда стрекоза отдыхает, её крылышки распростёрты в стороны. Сколько крыльев у стрекозы? Дети рассуждают вместе с педагогом: У стрекозы четыре крылышка. - У стрекозы есть голова, грудь, брюшко. (Рассказ сопровождаю показом). К груди крепятся шесть ножек. Ножками стрекоза цепляется за растения, когда отдыхает. На голове расположены глаза, усики, рот. Стрекоза из насекомых самая глазастая? (ответы детей) Давайте превратимся в стрекоз и поиграем своими пальчиками! П/и «Стрекоза» «Вот такая стрекоза-как горошины глаза! Влево-вправо, назад-вперед Ну совсем как вертолет! Мы летаем высоко, Мы летаем низко, Мы летаем далеко, Мы летаем близко!» Самое главное преимущество стрекозы-это ее глаза. Считается, что стрекозы имеют самое сложное строение глаз среди всех насекомых, что дает им невероятное преимущество при охоте. Стрекозы хищницы, поедают на лету комаров, слепней и других кровососов тем самым приносят большую пользу. Хозяйка Луга: -А кто ещё летает, порхает над лугом? Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – Он вспорхнул и улетел. Правильно –это бабочка - Ребята, бабочек очень много и они все разные. Питаются бабочки нектаром цветов. Особенно красивы у бабочки крылья. Красивые разноцветные бабочки украшают мой луг. - Сейчас весна, с каждым днём становится всё теплее. Пусть насекомые ползают, летают, собирают нектар. Встретив в природе насекомых, берегите их, не губите, не разоряйте муравейники, не мешайте насекомым делать свои важные и полезные дела. Форма организации детей: групповая Методы: словесный, наглядный. практический. Приемы: Рассматривание картин с насекомыми, рассказ о их жизнедеятельности, рассматривание иллюстраций, беседа, физ.минутка, пальчиковая игра. | Пробуют делать выбор. Рассматривают картинки. Отвечают на вопросы. рассуждают. Выполняют физкультминутку по показу воспитателя Выполняют звуковые упражнения вместе с педагогом Выполняют пальчиковую гимнастику по показу воспитателя Внимательно слушают, усваивают правила обращения с насекомыми. | 12 мин. | Имеют представления о насекомых и их жизнедеятельности. Умеют отличать называть части тела насекомого. Умеют отвечать на вопросы, проговаривать звуки насекомых Пробуют рассуждать, анализировать Повторяют слова пальчиковой игры, запоминают движения. Знают правила поведения в природе и при обращении с насекомыми |
2.3. | Релаксационный этап. Задачи: Снять эмоциональное и мышечное напряжение у детей после занятия. | Релаксация. «Порхание бабочки» Под музыку: «Звуки природы» Воспитатель: Давайте отдохнем: закроем глаза. «Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Представьте, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки. Вам хорошо и приятно.» Воспитатель: Но вот пришло время возвращаться. Раз-два-три- откройте глаза. Улыбнитесь друг другу! Посмотрите , ребята, какие красивые раскраски насекомых вам подарила хозяйка луга. Скажите хозяйке луга «спасибо и до встречи» В-ль: Оставим луговые цветочки на полянке, пусть радуют нас на лугу. «1-2-3 покружились, покружились, цветочки на луг опустились» ( В это время воспитатель снимает венок из цветов с головы, а дети снимают ободок с цветком, кладут на ковер. Звучит волшебная музыка) Формы организации детей: групповая Метод: Словесный Приемы: организация рефлексии, прослушивание спокойной музыки | Ложатся на ковер, закрывают глаза, расслабляются Оставляют ободки со цветами на ковре. | 2 мин. | Снято эмоциональное и мышечное напряжение. |
3.1. | Заключительно –оценочный этап Задачи: Закрепить знания о насекомых. Дать ответ на проблемный вопрос. Подведение итогов деятельности, формирование элементарных навыков самооценки. | В-ль: Вот мы и вернулись обратно в детский сад. Воспитатель: - У кого мы были в гостях? Дети: - У Хозяйки Луга. Воспитатель: - Кто такая Хозяйка Луга? Дети: - Это добрая фея, которая следит за порядком на лугу. Воспитатель: - С какими насекомыми вы познакомились? Дети: - Бабочка, пчела, кузнечик, муравей, божья коровка, стрекоза. Воспитатель: - Что общего есть у всех насекомых? Дети: - У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко и шесть ног. Воспитатель: - Чем насекомые отличаются друг от друга? Дети: - У одних насекомых есть крылья, а у других нет. Они все разного цвета и величины. У насекомых разные глаза, усы и рот. Что вам понравилось? А что было трудным? Воспитатель: - Молодцы! Ребята, сегодня на занятии вы все старались. Я надеюсь, что вы не будете обижать насекомых, а будете заботиться о них. Формы организации детей: групповая Метод: Словесный Приемы: обобщающая беседа | Отвечают на вопросы воспитателя | 2 мин. | Мотивированы на подведение итогов Мотивированы на обсуждение |