Слова учителя | Слова и действия обучающихся |
- Ребята, мы заканчиваем тему: «Прилагательное». Осталось несколько уроков. И сегодня мы еще получим удовольствие от изучения нашего прекрасного русского языка в рамках этой темы. - На столах у вас лежат листочки с текстом. Автор этого текста хочет поделиться с вами интересной информацией. - Вы хотите узнать, что интересного содержит этот текст? | - Ответы детей. |
- Значит, сегодня на уроке мы будем что делать? | - Работать с текстом. |
- С чего начинается работа с текстом? | - С заголовка |
- А зачем он нам нужен? | - Он поможет узнать тему или идею текста |
- Замечательно!!! Пожалуйста! | - У текста нет заголовка |
- И как нам быть? Что мы будем делать? | - 1 предложение может содержать тему |
- Согласна! Но иногда 1 предложение не помогает нам. Что будем делать дальше? | - Искать ключевые слова |
- Я забыла, что такое ключевые слова? | - Ответы детей. |
- Ребята, как называется такой вид чтения, когда мы ищем ключевые слова? | - Ответы детей. Просмотровый |
- Вы назвали мне ключевые слова, а зачем они нам нужны? | - Чтобы определить тему текста. |
- Определили? Какова тема текста? | - Ответы детей |
- Вот и замечательно!!! Работа с текстом на этом закончилась? | - Нет |
- А что мы дальше будем делать? | - Определять идею текста |
- Зачем нам нужна идея текста? | - Ответы детей Чтобы понять: 1. Чему учит текст? 2. Чем удивляет нас текс? Что нового открывает нам? 3. Каково отношение автора к тому, о чём говорится в тексте?) |
- И как мы это все определим? | - Ответы детей (Будем искать оценочные слова, эпитеты, слова с уменьшительными или увеличительными суффиксами, прилагательные в сравнительной степени, слова, имеющие стилистическую окраску: книжные, разговорные) |
-Отлично!!! Как называется этот вид чтения? | - Изучающий |
- Пожалуйста! Приступайте! | - Дети читают и подчеркивают слова. |
- Учитель слушает детей, разбираются найденные ими слова |
- Какая часть речи чаще всего используется для создания тех слов, которые вы мне назвали? | - Ответы детей (Прилагательные) |
_Если бы этих прилагательных не было, какой бы был текст? | -Скучный. |
- Можете ли вы мне определить роль прилагательного в тексте? | - Ответы детей (Имя прилагательное выполняет в языке выделительную, изобразительную, оценочную функции) |
-Вот теперь –то мы закончили работу с текстом? | Нет |
- А что еще нужно сделать? | Сформулировать идею текста и составить план текста. |
- Ребята, я предлагаю вам поработать сначала индивидуально, потом обсудить в паре и в заключение -в группе. Мы так уже с вами работали. На столе у вас лежат листочки для каждого этапа работы. | - Индивидуальная работа. (Об окончании работы сообщают) |
| - Обсуждение в паре. (Об окончании работы сообщают) |
| - Обсуждение в группе. (Об окончании работы сообщают) |
- Ребята, прошу вас поделиться результатами своей работы по очереди. Мы обсудим, все ли вы учли, определяя идею и озаглавливая микротемы данного текста (На доске появляются слайды, где записаны правильные ответы) | Дети читают то, что у них написано на листочках: идею текста, 1, 2, 3 пункты плана текста. Сверяем с ключами. Обсуждаем точность выполненной работы. |
- А теперь, ребята, я прошу вас оценить свою работу на уроке. Возьмите оценочный лист. Он лежит у вас на столе. | - Дети оценивают свою работу на уроке. |