СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Самуил Яковлевич Маршак «Гроза днём», «В лесу под росистой поляной»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Самуил Яковлевич Маршак «Гроза днём», «В лесу под росистой поляной»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: Самуил Яковлевич Маршак «Гроза днём», «В лесу под росистой поляной»

Класс: 3

Цель: ознакомление с жизнью и творчеством С.Я.Маршака, с его стихотворениями «Гроза днём», «В лесу под росистой поляной…»

Задачи:

  1. Обучающие: познакомить с новым автором, учить понимать смысл произведения, формулировать его основную мысль, видеть и понимать поступки героев, рассказывать о них, познакомить с новыми словарными словами;

  2. Развивающие: развивать умение работать со стихотворением, отрабатывать навык полноценного чтения, тренировать наблюдательность, развивать внимание, память, воображение, связную монологическую речь, расширять кругозор учащихся.

  3. Воспитывающие: прививать любовь к природе, к окружающему миру, формировать интерес к чтению, воспитывать нравственные качества.

Формируемые УУД:

Познавательные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание стихотворения, воспринимать на слух и выразительно читать стихотворение, устанавливать причинно-следственные связи, давать определения понятиям; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Регулятивные: учащиеся должны выполнять учебные действия в соответствии с заданием; организовывать свою деятельность; уметь определять цели и задачи урока с помощью учителя; организовывать рабочее место под руководством учителя

Коммуникативные: учащиеся должны уметь слушать и понимать других, учувствовать в учебном диалоге; оформлять свои мысли в устной форме; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; развивать умения выказывать своё отношение к прочитанному, выражать свои эмоции;

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник по литературному чтению Климанова 3класс, 2 часть, стр,110-111; презентация; портрет писателя; выставка книг писателя; подборка скороговорок; карточки с заданиями.



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Владимировна, и сегодня я буду у вас вести урок литературного чтения, надеюсь, он пройдет очень плодотворно, интересно и вы мне в этом поможете. Присаживайтесь.


- Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.


-Перед тем как мы с вами начнем изучение новой темы урока, давайте проверим все ли вы подготовили к сегодняшнему уроку, я буду загадывать вам загадки, а вы проверяйте все ли у вас находится на парте: (ответы на загадки в презентации)


В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души.


В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много-много лет

Оставляет черный след.


Вы цветным карандашом

Все рисуночки раскрасьте.

Чтоб подправить их потом,

Очень пригодится…


Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком.


- Правильно, но не просто учебник, а учебник по литературному чтению, который пригодится нам с вами на уроке.


- Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством автора- С.Я.Маршака, который вам наверняка знаком.

-Давайте улыбнёмся друг другу и настроимся на хорошую и добрую волну.

Дети садятся, проверяют готовность к уроку.


















-Пенал





-Простой карандаш





-Ластик





-Учебник, книга

  1. Актуализация знаний.




-Ребята, с каким разделом вы работали на предыдущих уроках?


- А какие произведения вам понравились больше всего?



- Сейчас проверим, на сколько, хорошо и внимательно вы работали над этим разделом. У вас на партах лежат листочки с заданием, вам требуется соединить стрелочками названия произведений с их авторами.


"Моя Родина"

Борис Житков

"Листопадничек"

Михаил Пришвин

"Малька провинилась"

Иван Соколов-Микитов

"Про обезьянку"

Виктор Астафьев

"Капалуха"

Василий Белов


«Он живой и светится…»

Виталий Бианки


"Мышонок Пик"

Виктор Драгунский


-Сдаем листочки, с последних парт на первую.

(будет проверять учитель класса, за 1 ошибку-5, 2 ошибки-4, 3ошибки-3, 4и более-2)


- Так, чему же учат нас герои этих произведений, этого раздела? О чем заставляют задуматься авторы?









-Молодцы!

-с разделом «Люби живое»



-«Малька провинилась», «Про обезьянку», «Капалуха»


- выполняют самостоятельно.

















-передают листочки.




-произведения раздела «Люби живое» учат нас гуманному отношению к братьям нашим меньшим – животным, т.е. мы в ответе за тех, кого приручили. Автор заставляет нас задуматься над такими понятиями, как: доброта, отзывчивость, гуманное отношение к природе, к близким…

  1. Введение в тему





- Сегодня мы начинаем знакомиться с новым разделом, который называется «По страницам детских журналов».


-Откройте учебник на стр. 109, прочитайте, с чем мы с вами познакомимся, изучая данный раздел.


-Правильно, мы с вами познакомимся со стихотворениями и рассказами из журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки».

(презентация)

-А начнем мы с вами наше путешествие с творчества Самуила Яковлевича Маршака.

-слушают учителя



-читает один ученик.

  1. Постановка учебной цели (целеполагание)

- Ребята, откройте учебник на стр. 110 и скажите, опираясь на эти страницы, какие цели вы можете поставить перед собой на сегодняшнем уроке?


-Молодцы! Вы правильно определили цель сегодняшнего урока.

-мы познакомимся с творчеством С.Я.Маршака, с его стихотворениями «Гроза днём» и «В лесу над росистой поляной»

  1. Слово об авторе





- Давайте поговорим о том, кто же такой С.Я. Маршак:


-Родился писатель 22 октября 1887 года в Воронеже, в еврейской семье. Отец его, Яков Миронович, работал мастером на мыловаренном заводе. Мать была домохозяйкой. Раннее детство и школьные годы Самуил провел в городке под Воронежем. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы, а одной из первых его книг для самых маленьких стала книга «Детки в клетке», которая вышла в 1922 году. «Любите Маршака, учитесь у него» - эти слова о Маршаке принадлежат Максиму Горькому. А чему учат его произведения, мы сегодня с вами узнаем. (выставка книг)


-внимательно слушают учителя



  1. Речевая разминка

-Перед тем, как мы с вами начнем знакомиться со стихотворениями, давайте проведем небольшую разминку.


-Все наверняка знают стихотворение А.Л. Барто «Зайку бросила хозяйка…». Давайте мы с вами поработаем над ним:


Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.


-Давайте сначала с вами прочитаем

1)в обычном темпе, при этом после каждой строчке мы с вами будем набирать небольшую порцию воздуха,

2) в среднем темпе на одном дыхании,

3) шепотом в скороговорочном темпе на одном дыхании.

-Молодцы! Нам эта разминка очень поможет при чтении стихотворений.












-повторяют вместе с учителем







  1. Знакомство со стихотворением

-На стр. 110 посмотрите внимательно на изображение, скажите, о чем будет первое стихотворение С.Я. Маршака? Как оно называется?



-Хорошо, а сейчас послушайте стихотворение «Гроза днём», и скажите, какое настроение оно у вас вызвало. Но чтобы представить картину в полном объеме, закройте глаза.

(учитель читает)


-Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?








-Молодцы, а теперь сами прочитайте про себя это стихотворение, отметьте карандашом слова, которые вам были непонятны.


-Давайте разберем слова, которые вам были непонятны:

Миг- очень короткий промежуток времени; мгновение, момент

Цветник-участок (ограниченная территория), на котором выращивают декоративные растения.


-Какой эпитет использует автор для описания неба?


-Какой эпитет использует автор при описании дождя? Почему?







-Каким вы себе представляете дождь, описанный в стихотворении?


-Какие слова находит поэт, чтобы передать звуки грома?


-Какие звуки повторяются в этих словах? Зачем? С какой целью?


-Какие звуки повторяются во второй половине стихотворения? Почему?



- Найдите в тексте место, где описывается, как стучит дождь, прочитайте его.


-По чему ударяют капли дождя?





-Что же автор хотел сказать эти стихотворением, что показать?








-Молодцы! А сейчас возьмите в руки карандаш и на листочках со стихотворением, который лежит у вас на столах, постараемся вместе составить партитуру.


-А как вы думаете, зачем я предлагаю вам составить партитуру к стихотворению?



-Правильно, а для этого мы с вами отметим в стихотворении паузы и главные слова в каждой строчке, т.е. те слова, которые помогут нам акцентировать внимание на каком-либо моменте в стихотворении. Итак, давайте приступим (на доске расположена схема с паузами)

По небу голубому → |

Проехал грохот грома, → |

И снова всё молчит. ↓ ||

А миг спустя мы слышим, ↑ |

Как весело и быстро ↑ |

По всем зелёным листьям, ↑ |

По всем железным крышам, ↑ |

По цветникам ↑, скамейкам,↑ |

По вёдрам ↑и по лейкам ↑ |

Стеклянный дождь стучит. → ||

(стрелочки, это повышение, понижение голоса+ ровное чтение)


-Хорошо, а сейчас, давайте попытается кто-то прочитать это стихотворение выразительно, с радостным, позитивным настроением. (можно на оценку)


-Молодцы! Вы очень хорошо прочитали это стихотворение и смогли передать нам его настроение.


-А сейчас все встанем и немного отдохнем:

Физкультминутка «Теремок»

Стоит в поле теремок.

(Ладони обеих рук соединены под углом)

На двери висит замок.

(пальцы сжаты в замок)

Открывает его волк-

Дёрг-дёрг, дёрг-дёрг.

(Руки, сжатые в замок, движутся вперёд - назад, влево - вправо)

Пришёл Петя-петушок

И ключом открыл замок.(пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя «теремок»)


-Молодцы, присаживайтесь. Мы немножко отдохнули, теперь продолжаем дальше с вами работать.


- На стр. 111 есть второе замечательное стихотворение.


-Прослушайте и озаглавьте его. (учитель читает или включена аудиозапись)


-Как можно озаглавить это стихотворение? Почему?




-Молодцы, а теперь сами прочитайте про себя это стихотворение, отметьте карандашом слова, которые вам были непонятны. (можно спросить сначала уч-ся, вдруг они знают значение некоторых слов)


Давайте разберем слова, которые вам были непонятны:

Опушка леса-край леса, его окончание

Тишь – тишина, тихое и спокойное время.

Рассвет - время перед восходом солнца, начало утра


Трудные для произношения слова:

Сте-клян-ный

Рас-свет-ный

И-гра-вшу-ю


– От чьего имени написано стихотворение?


-Каким вы представляете этого мальчика? Какую историю этого мальчика можно придумать, опираясь на это стихотворение?













– Какие воспоминания о лете хочет увезти мальчик в город?



-Кто помогает напомнить мальчику в зимние вечера о лете?


- О чем напоминает самому поэту голос кукушки в долгие зимние вечера?



- Какой эпитет использует автор при описании голоса кукушки?


- Почему голос кукушки назван “стеклянным” и звучит “как вопрос и ответ”?





- Молодцы! На самом деле все мы слышали, как поет кукушка, если конечно ее клич можно назвать пением. Возможно, мы даже пытались задать ее вопрос о количестве лет и внимательно подсчитывали ее кукование.

Голос кукушки кажется отрывистым, как двойной удар по какой-то твердой поверхности. Поэтому поэт присваивает этому звуку эпитет стеклянный - ему кажется, что кукушка словно бы стучит по стеклу.

А вот почему голос кукушки звучит, как вопрос и как ответ возможно связано именно с традицией спрашивать ее о возрасте. Он всегда несет какую-то тайну, потому что невозможно заранее сказать сколько раз прокукует кукушка, но при этом все равно дает какой-то ответ.

-Какое настроение несет это стихотворение? Почему?






-Что автор хотел сказать, показать этим стихотворением?








-Молодцы вы правильно сказали, что автор хотел показать важность любых воспоминаний для человека, что нужно дорожить ими, и стараться прожить свою жизнь в «красках»(красочно), чтобы в памяти было больше веселых и теплых воспоминаний.


-Теперь мы с вами попытаемся составить партитуру к этому стихотворению, первое четверостишие я сделаю с вами, остальные сделаете самостоятельно.

В лесу над росистой поляной   → |

Кукушка встречает рассвет.    →   ||  

В тиши её голос стеклянный    →  |  

Звучит, как вопрос и ответ.     ↓   ||    

И память о летнем рассвете  ↑      |      

Я в город с собой унесу:      ↓        |      

Пускай мне зимою о лете       →     |  

Напомнит кукушка в лесу.       →   ||    

Припомню я лагерь, | палатки  ↓   |      

На самой опушке лесной         →     |    

И птицу, игравшую в прятки     ↑  |      

В рассветном тумане со мной.   ↓  ||      

(стрелочки, это повышение, понижение голоса+ ровное чтение)

-А сейчас, у вас будет немного времени, чтобы приготовиться выразительно прочитать данное стихотворение. (2 минутки на самостоятельную работу, за это выставляются отметки)


-Итак, кто хочет выразительно прочитать данное стихотворение на оценку, соблюдая всю партитуру, которую мы с вами выполняли, а также передавая правильное настроение?


-Молодцы! Вы очень хорошо прочитали данное стихотворение.


-Скажите, мы сегодня прочитали два стихотворения С.Я.Маршака, они похожи между собой, у них одинаковое настроение?







-Молодцы!

-стихотворение называется «Гроза днём», оно будет о природном явление-грозе, дожде и об отношении человека к этому явлению.






-веселое, радостное, т.к. вместе с грозой приходит дождь, который наполняет жизнью всё живое: растения, и т.п., появляется радуга, охота попрыгать по лужам и т.п.




-читают










-по небу ГОЛУБОМУ


-СТЕКЛЯННЫЙ дождь. Автор выбрал такой эпитет, чтобы показать, что дождь как будто прозрачный и хрупкий, как стекло. Также дождь, когда идет,

Как будто блестит и переливается на солнце.


-дождь несильный, ливень и т.п.



- проехал грохот грома


-звук «р» - для того, чтобы изобразить раскаты грома


-мягкие согласные, которые помогают почувствовать, увидеть теплый летний дождик


-читает один ученик.



- По всем зеленым листьям,

По всем железным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По ведрам и по лейкам


-автор хотел показать, как быстро проходит летняя гроза и сменяется обычным дождем, который приносит радость, как всему живому, так и самим детям, которые, как показано на картинке, стремятся погулять на улице, попрыгать по лужам.






-ля того чтобы мы правильно и выразительно прочитали стихотворение


-составляют партитуру стихотворения вместе с учителем

















-читают 2-3 ученика.







-повторят движения за учителем.



















-слушают стихотворение



-1)в лесу над росистой поляной,

2)кукушка

3)воспоминания


-читают







Дети работают по алгоритму:

-читаем хором по слогам,

-читаем целым словом с ударением

- орфографическое чтение,

- орфоэпическое чтение,

- лексическое значение.



-от имени мальчика


-возможно, мальчик учится в школе, в классе 3-4, которого на летних каникулах отправили в лагерь. И это было самое лучшее время для него: он встретил много друзей, ходил в походы, жил в палатке. Но вскоре летние каникулы заканчиваются, и начинается новый учебный год, где уже не погуляешь и не поиграешь в свободное время, поэтому н грустит, вспоминая зимой свои летние каникулы.



-воспоминание о лете, о том, что он провел это время в лагере.


-кукушка


- О детстве, о лете, летнем рассвете, о палаточном лагере, о самой кукушке.


-стеклянный голос



-потому, что у нее голос обладает большой звучностью, и отрывистостью, и поэтому непонятно то ли она отвечает, толи задает вопрос.


-слушают учителя.













-грустное, потому что в нем рассказывается о воспоминаниях, которые, несмотря ни на что остаются в памяти человека.



-автор хотел показать, что любые воспоминания (грустные или веселые) являются очень важными для человека, нужно дорожить ими, и стараться прожить свою жизнь в «красках»(красочно), чтобы в памяти было больше веселых и теплых воспоминаний.





























-читают 2-3 ученика.







-нет, потому что первое стихотворение «Гроза днем», было веселое, позитивное и в нем описывалось явление природы-дождик. А в стихотворении «В лесу над росистой поляной…» описывались воспоминания о веселых и интересных днях лета, при воспоминании которых навевалась грусть.


  1. Рефлексия

-У вас на партах лежат карточки с изображением дерева с пустыми, нераскрашенными листочками. Если вы считаете, что хорошо усвоили материал, и вам понравился данный урок, то раскрасьте листочки дерева зеленым цветом, если вы считаете, что материал для вас не совсем понятен, то раскрасьте листочки желтым цветом, если же вы считает, что совсем ничего не поняли, вам было скучно, то раскрасьте листочки красным цветом.


-Поднимите свои листочки с деревом

-выполняют указания учителя








-поднимают листочки.

  1. Итог урока

- Как я вижу, никто из вас не раскрасил листочки у дерева красным цветом, это значит, что всеми был усвоен данный материал, всем понравились данные стихотворения. И я этому очень рада.


-Какое из стихотворений вам больше всего понравилось? Почему?


-Спасибо вам за сегодняшний урок, вы работали активно, отвечали на все мои вопросы и хорошо выполняли задания.


-Надеюсь, что и следующее наше занятие пройдет очень плодотворно.

-учащиеся довольны проделанной работой.



-ответы учеников

  1. Дом. задание

-Откройте дневники, запишите домашнее задание на следующий урок: выучить любое понравившееся стихотворение. Сделать иллюстрацию своего самого яркого воспоминания, с которым бы вы хотели поделиться с другими.

-записывают в дневник.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!