Знакомство со стихотворением | -На стр. 110 посмотрите внимательно на изображение, скажите, о чем будет первое стихотворение С.Я. Маршака? Как оно называется? -Хорошо, а сейчас послушайте стихотворение «Гроза днём», и скажите, какое настроение оно у вас вызвало. Но чтобы представить картину в полном объеме, закройте глаза. (учитель читает) -Какое настроение у вас вызвало это стихотворение? -Молодцы, а теперь сами прочитайте про себя это стихотворение, отметьте карандашом слова, которые вам были непонятны. -Давайте разберем слова, которые вам были непонятны: Миг- очень короткий промежуток времени; мгновение, момент Цветник-участок (ограниченная территория), на котором выращивают декоративные растения. -Какой эпитет использует автор для описания неба? -Какой эпитет использует автор при описании дождя? Почему? -Каким вы себе представляете дождь, описанный в стихотворении? -Какие слова находит поэт, чтобы передать звуки грома? -Какие звуки повторяются в этих словах? Зачем? С какой целью? -Какие звуки повторяются во второй половине стихотворения? Почему? - Найдите в тексте место, где описывается, как стучит дождь, прочитайте его. -По чему ударяют капли дождя? -Что же автор хотел сказать эти стихотворением, что показать? -Молодцы! А сейчас возьмите в руки карандаш и на листочках со стихотворением, который лежит у вас на столах, постараемся вместе составить партитуру. -А как вы думаете, зачем я предлагаю вам составить партитуру к стихотворению? -Правильно, а для этого мы с вами отметим в стихотворении паузы и главные слова в каждой строчке, т.е. те слова, которые помогут нам акцентировать внимание на каком-либо моменте в стихотворении. Итак, давайте приступим (на доске расположена схема с паузами) По небу голубому → | Проехал грохот грома, → | И снова всё молчит. ↓ || А миг спустя мы слышим, ↑ | Как весело и быстро ↑ | По всем зелёным листьям, ↑ | По всем железным крышам, ↑ | По цветникам ↑, скамейкам,↑ | По вёдрам ↑и по лейкам ↑ | Стеклянный дождь стучит. → || (стрелочки, это повышение, понижение голоса+ ровное чтение) -Хорошо, а сейчас, давайте попытается кто-то прочитать это стихотворение выразительно, с радостным, позитивным настроением. (можно на оценку) -Молодцы! Вы очень хорошо прочитали это стихотворение и смогли передать нам его настроение. -А сейчас все встанем и немного отдохнем: Физкультминутка «Теремок» Стоит в поле теремок. (Ладони обеих рук соединены под углом) На двери висит замок. (пальцы сжаты в замок) Открывает его волк- Дёрг-дёрг, дёрг-дёрг. (Руки, сжатые в замок, движутся вперёд - назад, влево - вправо) Пришёл Петя-петушок И ключом открыл замок.(пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя «теремок») -Молодцы, присаживайтесь. Мы немножко отдохнули, теперь продолжаем дальше с вами работать. - На стр. 111 есть второе замечательное стихотворение. -Прослушайте и озаглавьте его. (учитель читает или включена аудиозапись) -Как можно озаглавить это стихотворение? Почему? -Молодцы, а теперь сами прочитайте про себя это стихотворение, отметьте карандашом слова, которые вам были непонятны. (можно спросить сначала уч-ся, вдруг они знают значение некоторых слов) Давайте разберем слова, которые вам были непонятны: Опушка леса-край леса, его окончание Тишь – тишина, тихое и спокойное время. Рассвет - время перед восходом солнца, начало утра Трудные для произношения слова: Сте-клян-ный Рас-свет-ный И-гра-вшу-ю – От чьего имени написано стихотворение? -Каким вы представляете этого мальчика? Какую историю этого мальчика можно придумать, опираясь на это стихотворение? – Какие воспоминания о лете хочет увезти мальчик в город? -Кто помогает напомнить мальчику в зимние вечера о лете? - О чем напоминает самому поэту голос кукушки в долгие зимние вечера? - Какой эпитет использует автор при описании голоса кукушки? - Почему голос кукушки назван “стеклянным” и звучит “как вопрос и ответ”? - Молодцы! На самом деле все мы слышали, как поет кукушка, если конечно ее клич можно назвать пением. Возможно, мы даже пытались задать ее вопрос о количестве лет и внимательно подсчитывали ее кукование. Голос кукушки кажется отрывистым, как двойной удар по какой-то твердой поверхности. Поэтому поэт присваивает этому звуку эпитет стеклянный - ему кажется, что кукушка словно бы стучит по стеклу. А вот почему голос кукушки звучит, как вопрос и как ответ возможно связано именно с традицией спрашивать ее о возрасте. Он всегда несет какую-то тайну, потому что невозможно заранее сказать сколько раз прокукует кукушка, но при этом все равно дает какой-то ответ. -Какое настроение несет это стихотворение? Почему? -Что автор хотел сказать, показать этим стихотворением? -Молодцы вы правильно сказали, что автор хотел показать важность любых воспоминаний для человека, что нужно дорожить ими, и стараться прожить свою жизнь в «красках»(красочно), чтобы в памяти было больше веселых и теплых воспоминаний. -Теперь мы с вами попытаемся составить партитуру к этому стихотворению, первое четверостишие я сделаю с вами, остальные сделаете самостоятельно. В лесу над росистой поляной → | Кукушка встречает рассвет. → || В тиши её голос стеклянный → | Звучит, как вопрос и ответ. ↓ || И память о летнем рассвете ↑ | Я в город с собой унесу: ↓ | Пускай мне зимою о лете → | Напомнит кукушка в лесу. → || Припомню я лагерь, | палатки ↓ | На самой опушке лесной → | И птицу, игравшую в прятки ↑ | В рассветном тумане со мной. ↓ || (стрелочки, это повышение, понижение голоса+ ровное чтение) -А сейчас, у вас будет немного времени, чтобы приготовиться выразительно прочитать данное стихотворение. (2 минутки на самостоятельную работу, за это выставляются отметки) -Итак, кто хочет выразительно прочитать данное стихотворение на оценку, соблюдая всю партитуру, которую мы с вами выполняли, а также передавая правильное настроение? -Молодцы! Вы очень хорошо прочитали данное стихотворение. -Скажите, мы сегодня прочитали два стихотворения С.Я.Маршака, они похожи между собой, у них одинаковое настроение? -Молодцы! | -стихотворение называется «Гроза днём», оно будет о природном явление-грозе, дожде и об отношении человека к этому явлению. -веселое, радостное, т.к. вместе с грозой приходит дождь, который наполняет жизнью всё живое: растения, и т.п., появляется радуга, охота попрыгать по лужам и т.п. -читают -по небу ГОЛУБОМУ -СТЕКЛЯННЫЙ дождь. Автор выбрал такой эпитет, чтобы показать, что дождь как будто прозрачный и хрупкий, как стекло. Также дождь, когда идет, Как будто блестит и переливается на солнце. -дождь несильный, ливень и т.п. - проехал грохот грома -звук «р» - для того, чтобы изобразить раскаты грома -мягкие согласные, которые помогают почувствовать, увидеть теплый летний дождик -читает один ученик. - По всем зеленым листьям, По всем железным крышам, По цветникам, скамейкам, По ведрам и по лейкам -автор хотел показать, как быстро проходит летняя гроза и сменяется обычным дождем, который приносит радость, как всему живому, так и самим детям, которые, как показано на картинке, стремятся погулять на улице, попрыгать по лужам. -ля того чтобы мы правильно и выразительно прочитали стихотворение -составляют партитуру стихотворения вместе с учителем -читают 2-3 ученика. -повторят движения за учителем. -слушают стихотворение -1)в лесу над росистой поляной, 2)кукушка 3)воспоминания -читают Дети работают по алгоритму: -читаем хором по слогам, -читаем целым словом с ударением - орфографическое чтение, - орфоэпическое чтение, - лексическое значение. -от имени мальчика -возможно, мальчик учится в школе, в классе 3-4, которого на летних каникулах отправили в лагерь. И это было самое лучшее время для него: он встретил много друзей, ходил в походы, жил в палатке. Но вскоре летние каникулы заканчиваются, и начинается новый учебный год, где уже не погуляешь и не поиграешь в свободное время, поэтому н грустит, вспоминая зимой свои летние каникулы. -воспоминание о лете, о том, что он провел это время в лагере. -кукушка - О детстве, о лете, летнем рассвете, о палаточном лагере, о самой кукушке. -стеклянный голос -потому, что у нее голос обладает большой звучностью, и отрывистостью, и поэтому непонятно то ли она отвечает, толи задает вопрос. -слушают учителя. -грустное, потому что в нем рассказывается о воспоминаниях, которые, несмотря ни на что остаются в памяти человека. -автор хотел показать, что любые воспоминания (грустные или веселые) являются очень важными для человека, нужно дорожить ими, и стараться прожить свою жизнь в «красках»(красочно), чтобы в памяти было больше веселых и теплых воспоминаний. -читают 2-3 ученика. -нет, потому что первое стихотворение «Гроза днем», было веселое, позитивное и в нем описывалось явление природы-дождик. А в стихотворении «В лесу над росистой поляной…» описывались воспоминания о веселых и интересных днях лета, при воспоминании которых навевалась грусть. |