№49 | I. Мобилизующий 1.Орг.момент | 1.Приветствие, проверка наличия учащихся, готовности к уроку - Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня мы проведём урок необычно, в формате «перевернутого класса», когда тему урока вы подготовили дома, а на уроке продемонстрируете свои знания и умения. Настраивая вас на рабочий лад, хочу рассказать вам притчу о трех рабочих. Три человека носили камни. Одного из них спросили: – Что ты делаешь? Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь. Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь? Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю. Спросили у третьего: – А что делаешь ты?... Он посмотрел вверх и сказал: – Я Храм строю! Мне хочется пожелать вам, чтобы вы относились к любой работе, которую будете выполнять как третий рабочий, чтобы ваша жизнь была наполнена смыслом и великой целью. | 1.Приветствие, сверка обучающихся Ученики слушают. |
II.Актуализация знаний. Проверка д/задания. Постановка учебной задачи. Целеполагание. | Начнём с практической работы, где будет материал изученный и новый. Государственный природный заповедник «Гыданский» был создан в 1996 году, но его полноценная деятельность началась только в 2001, когда был назначен штат сотрудников. Интересно, что в связи с глобальным потеплением в последние 30 лет на территории Гыданского заповедника отмечены некоторые виды птиц (гуменник, болотная сова), рыб (судак, щука) и растений (полярная ива, морошка), северная граница распространения которых проходила значительно южнее. Как Вы считаете, о чём сегодня на уроке мы будем говорить и заниматься? Ребята, ваши предположения? Учитель: Все придаточные в сложноподчиненных предложениях делятся на три группы. Вспомните, какие? Последнее задание какое было? Значит, как звучит тема урока? Откроем тетради, запишем число и тему урока. Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? | Определить связь между предложениями. Ученики предлагают варианты тем урока и совместно с учителем, находят правильный вариант. Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными». Пишут в тетрадях. Мы должны научиться: 1)находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения; 2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно; 3) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми). |
III. «Открытие» нового знания. | Анализ предложений. Запишем предложения на доске. Нарисуйте схемы. Тундра занимает территорию, прилегающую к побережью Северного Ледовитого океана, и является самой суровой населенной природной зоной России. Тундра занимает территорию, которая прилегает к побережью Северного Ледовитого океана, и является самой суровой населенной природной зоной России. Посмотрите на предложения. Какие это предложения простые или сложные? - К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному? - Каким способом придаточное предложение прикрепляется к главному. - На какой второстепенный член предложения похожи эти придаточные? Как вы думаете можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного? - Обратите внимание на предложения, что можете сказать об их значении? Как называются слова близкие по лексическому значению? - Прослушайте высказывание А.С. Пушкина: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет, который метет и пр., – заменяя краткость причастия вялым оборотом”. - Для какой речи характерно употребление причастного оборота и придаточных определительных? | Читают вслух Пишут 2 ученика у доски, остальные работают также в парах. Ученики делают выводы Относятся к существительному в главном предложении, от него ставится вопрос. С помощью союзного слова которая… Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными. Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному, всегда стоят после него (совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми) нет Предложения на доске – грамматические синонимы, которые различаются оттенками: глагол усиливает значение действия; причастный оборот подчеркивает признак предмета. Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные определительные предложения – в разговорной. |
IV.Закрепление. | Откроем учебник, сверим – стр.60, прочитайте. Попробуйте составить предложения с местоименно-определительными придаточными. Запишем предложение на доске и в тетрадях, расставим ЗП, начертим схему, сверим: Самостоятельно: из упр.115 (стр. 62) выпишите по 1 предложению, укажите главную и придаточную части, поставьте вопросы. Итак, сделайте вывод. Физкультминутка. «Солнышко» (под музыкальное сопровождение). Подготовка к ИС-работа с текстом Учитель: Прочитайте текст, найдите придаточные определительные и составьте схемы. Смотря на фотографию белого медведя, попробуйте дополнить текст своим предложением с придаточным определительным Белые медведи – самые крупные хищники на нашей планете. Практически все тело белого медведя покрыто густой шкурой белого или желтоватого оттенка. Такая окраска позволяет владыке Арктики маскироваться во время охоты. Эти животные практически никогда не впадают в зимнюю спячку. Исключение составляют только самки, которые ждут появления потомства. Забравшись в берлогу, медведица засыпает на несколько месяцев. Во время спячки на свет появляются крохотные медвежата, которые совершенно беспомощны в первые два месяца жизни. Они питаются молоком матери до тех пор, пока не окрепнут, и лишь только после этого выбираются вместе с мамой-медведицей из берлоги. Учитель: Мы все любим тундру, знаем животных и птиц этой белоснежной пустыни. Вам даны фотографии. Ваша задача: составить текст, применить СПП с придаточными определительными. Желательно, чтобы в вашем сочинении присутствовали обособленные определения и обстоятельства | Читают теорию в учебнике, сверяют, кратко пересказывают. Вывод: Сложноподчиненным предложением с придаточной определительной частью называется такое предложение, в котором придаточная часть относится к слову в главной части, являющемуся, как правило, существительным, обозначает его признак, отвечает на вопрос какой, чей и присоединяется при помощи союзного слова. Обучающиеся поочередно выполняют элементы пальчиковой гимнастики, соединяя подушечки пальцев: указательный палец с указательным и т.д. Выписывают предложения с придаточными определительными, составляют схему. Составляют предложение и определяют место его в тексте. Тексты распечатаны для каждого учащегося Фотографии животных и птиц – презентация фотографии животных. Работа в паре |
V. Подведение итогов. Рефлексия | Рассказать о придаточных определительных Выставление оценок ,комментирование . | Рассказывают, дополняют друг друга, исправляют друг друга. |