СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта «Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта «Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным»»


Методическая разработка

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Гыданская школа-интернат среднего общего образования им. Н.И. Яптунай.

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык», для обучающихся 9 класса, номинация «Лучшие практики применения образовательных технологий, методов, приемов, форм педагогической деятельности», Ибрагимова Рашида Абдулкавыевна, учитель русского языка и литературы, 89519893498; электронный адрес: [email protected]

Актуальность.

Современный образовательный процесс учитывает особенности и тенденции развития науки, образования, техники и т.д. требования общества к качеству образовательных услуг, ставит учителей пред выбором более четкого понимания в выборе обучающегося в определенному периоду обучения. Поэтому особое внимание учителя обращается на метапредметные результаты своей деятельности, предусматривающие формирование УУД, развитие личностных качеств и общей культуры ученика.

Одним из наиболее эффективных путей для решения этих задачи можно считать целенаправленное использование в школе новых методов обучения с применением информационно-коммуникационных технологий и электронных средств. Учитывая темпы развития облачных технологий, неограниченные возможности облачно-ориентированных учебных сред, ИКТ позволяют не только разнообразить учебно-воспитательный процесс, но и внедрять новые методы обучения.

В практике педагогических технологий все большую популярность приобретают активные методы обучения, обеспечивающие активное и осмысленное участие каждого ученика в учебном процессе. В отличие от традиционных методов педагогики, которые в большей степени фокусируется на передаче знаний, активные методы сосредоточены, в основном, на умении решать проблемы и на навыках совместной работы. Одним из таких методов «новой» педагогической технологии является «Перевернутый класс».

Цель: создать на уроке ситуацию открытого общения, позволить каждому    ученику    проявлять    инициативу, самостоятельность, избирательность в способах деятельности.

Задачи:

  1. образовательный процесс организовать с учетом потребностей каждого учащегося;

  2. создаются условия для групповой работы;

  3. развить лидерские качества обучающихся;


На основании выше сказанного можно сделать вывод: меняется атмосфера на уроке, никто из участников образовательного процессе не боится не успеть выполнить или не выполнить что-то на уроке. Каждый уверен и спокоен в том, что он сможет понять тот материал, который ему был недоступен. Учитель старается поддерживать «ситуацию успеха» на уроке, потому что она важна.


Заключение.

Вопросы, возникающие у ребят во время просмотра подготовленных учителем разных видов уроков (видео, аудио), становятся хорошим стимулом развития познавательной деятельности. При этом время урока уходит не на запоминание материала, а на глубокое понимание и анализ. Отсутствие необходимости донести информацию всему классу позволяет учителю больше времени уделят отдельным ученикам и небольшим группам в том случае, если у них возникли проблемы с пониманием. Работая совместно, обучающиеся могут свободно помогать друг другу, не завися от темпа работы других учеников.







Технологическая карта урока русского языка

Тема урока: «Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным»

Автор УМК:


Учебник:

Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко З.И., Николина Н.А., Ишина К.И., Текучева И.В., Курцева З.И., Комиссарова Л.Ю.

Русский язык. 9 класс : учеб. для общеобразоват. Организаций / [С.Г. Бархударов и др.]. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2020. – 255 с.

Цель урока:

Закрепить особенности придаточного определительного в сложноподчинённом предложении.

Задачи урока:

(дидактические)

1.Актуализация и формализация знаний учащихся о сложноподчинённых предложениях с придаточным определительным.

2.Анализ и характеристика синтаксической структуры сложноподчинённых предложений с придаточным определительным, смысловых отношений между частями сложноподчинённых предложений.

УУД

Личностные УУД: формирование по­знавательной ак­тивности, интереса к творчеству дея­телей культуры, учёных

Коммуникативные УУД: Совершенствова­ние умения фор­мулировать аргу­ментированный ответ; уметь инто­нировать сложные предложения, рас­суждать о ходе вы­полнения задания, разрешать их

Регулятивные УУД: Составление плана ответа на целепо­лагающие вопросы рубрики «Вспом­ните»; наблюдение за речевым матери­алом и прогнози­рование возникаю­щих трудностей при отличии сложного

Познавательные УУД: Умение преобра­зовывать простые предложения в сложные и обрат­но, выделение в теоретических све­дениях основной информации, клас­сифицирование сложных предложений.




урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

49

I. Мобилизующий

1.Орг.момент


1.Приветствие, проверка наличия учащихся, готовности к уроку

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня мы проведём урок необычно, в формате «перевернутого класса», когда тему урока вы подготовили дома, а на уроке продемонстрируете свои знания и умения. Настраивая вас на рабочий лад, хочу рассказать вам притчу о трех рабочих.

Три человека носили камни. Одного из них спросили: – Что ты делаешь?  Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь. Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь? Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю. Спросили у третьего: – А что делаешь ты?... Он посмотрел вверх и сказал: – Я Храм строю!

Мне хочется пожелать вам, чтобы вы относились к любой работе, которую будете выполнять как третий рабочий, чтобы ваша жизнь была наполнена смыслом и великой целью.

1.Приветствие, сверка обучающихся









Ученики слушают.

II.Актуализация знаний. Проверка д/задания.








Постановка учебной задачи.


Целеполагание.

Начнём с практической работы, где будет материал изученный и новый.

Государственный природный заповедник «Гыданский» был создан в 1996 году, но его полноценная деятельность началась только в 2001, когда был назначен штат сотрудников. Интересно, что в связи с глобальным потеплением в последние 30 лет на территории Гыданского заповедника отмечены некоторые виды птиц (гуменник, болотная сова), рыб (судак, щука) и растений (полярная ива, морошка), северная граница распространения которых проходила значительно южнее.

Как Вы считаете, о чём сегодня на уроке мы будем говорить и заниматься?

Ребята, ваши предположения?

Учитель: Все придаточные в сложноподчиненных предложениях делятся на три группы. Вспомните, какие?


Последнее задание какое было?

Значит, как звучит тема урока?

Откроем тетради, запишем число и тему урока.

Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?




Определить связь между предложениями.




Ученики предлагают варианты тем урока и совместно с учителем, находят правильный вариант.

Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными».

Пишут в тетрадях.

Мы должны научиться:

  1. 1)находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
    2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
    3) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми).

III. «Открытие» нового знания.

Анализ предложений.

Запишем предложения на доске. Нарисуйте схемы.

Тундра занимает территорию, прилегающую к побережью Северного Ледовитого океана, и является самой суровой населенной природной зоной России.

Тундра занимает территорию, которая прилегает к побережью Северного Ледовитого океана, и является самой суровой населенной природной зоной России.

Посмотрите на предложения. Какие это предложения простые или сложные?

- К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному?


- Каким способом придаточное предложение прикрепляется к главному.


- На какой второстепенный член предложения похожи эти придаточные?












Как вы думаете можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного?

- Обратите внимание на предложения, что можете сказать об их значении? Как называются слова близкие по лексическому значению?


- Прослушайте высказывание А.С. Пушкина: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет, который метет и пр., – заменяя краткость причастия вялым оборотом”.

- Для какой речи характерно употребление причастного оборота и придаточных определительных?



Читают вслух


Пишут 2 ученика у доски, остальные работают также в парах.







Ученики делают выводы


Относятся к существительному в главном предложении, от него ставится вопрос.

С помощью союзного слова которая…

Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными. Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному, всегда стоят после него (совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми)


нет


Предложения на доске – грамматические синонимы, которые различаются оттенками:

глагол усиливает значение действия;

причастный оборот подчеркивает признак предмета.

Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные определительные предложения – в разговорной.

IV.Закрепление.

Откроем учебник, сверим – стр.60, прочитайте. Попробуйте составить предложения с местоименно-определительными придаточными.

Запишем предложение на доске и в тетрадях, расставим ЗП, начертим схему, сверим:

Самостоятельно: из упр.115 (стр. 62) выпишите по 1 предложению, укажите главную и придаточную части, поставьте вопросы.

Итак, сделайте вывод.










Физкультминутка. «Солнышко» (под музыкальное сопровождение).





Подготовка к ИС-работа с текстом

Учитель: Прочитайте текст, найдите придаточные определительные и составьте схемы. Смотря на фотографию белого медведя, попробуйте дополнить текст своим предложением с придаточным определительным

Белые медведи – самые крупные хищники на нашей планете. Практически все тело белого медведя покрыто густой шкурой белого или желтоватого оттенка. Такая окраска позволяет владыке Арктики маскироваться во время охоты.

Эти животные практически никогда не впадают в зимнюю спячку. Исключение составляют только самки, которые ждут появления потомства.

Забравшись в берлогу, медведица засыпает на несколько месяцев. Во время спячки на свет появляются крохотные медвежата, которые совершенно беспомощны в первые два месяца жизни. Они питаются молоком матери до тех пор, пока не окрепнут, и лишь только после этого выбираются вместе с мамой-медведицей из берлоги.

Учитель: Мы все любим тундру, знаем животных и птиц этой белоснежной пустыни. Вам даны фотографии. Ваша задача: составить текст, применить СПП с придаточными определительными. Желательно, чтобы в вашем сочинении присутствовали обособленные определения и обстоятельства


Читают теорию в учебнике, сверяют, кратко пересказывают.




Вывод: Сложноподчиненным предложением с придаточной определительной частью называется такое предложение, в котором придаточная часть относится к слову в главной части, являющемуся, как правило, существительным, обозначает его признак, отвечает на вопрос какой, чей и присоединяется при помощи союзного слова.

Обучающиеся поочередно выполняют элементы пальчиковой гимнастики, соединяя подушечки пальцев: указательный палец с указательным и т.д.


Выписывают предложения с придаточными определительными, составляют схему.

Составляют предложение и определяют место его в тексте.

Тексты распечатаны для каждого учащегося







Фотографии животных и птиц – презентация фотографии животных.


Работа в паре


V. Подведение итогов. Рефлексия

Рассказать о придаточных определительных

Выставление оценок ,комментирование .

Рассказывают, дополняют друг друга, исправляют друг друга.

VI. Домашнее задание

1. § 10 – стр. 53-61

2. Интересная встреча (рассказ о встрече с животным в тундре)



Записывают в дневник












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!