I.Организационный момент (Этап мотивации) | 1.Здравствуйте, сегодня на уроке мы повторим полученные знания по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». Будет много заданий, поэтому нужно работать быстро, слаженно, помогать друг другу. - Есть у нас силы? А настроение? - Вот и хорошо! 2.Откройте тетради, подпишите число и классная работа. 3. Эпиграфом нашего урока являются следующие слова: «Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать, но и претворять их в жизнь практическими делами». – Согласны вы с этими словами? Предлагаю знания, полученные на уроках, применить на практике нашего сегодняшнего урока. - А сейчас предлагаю послушать притчу «Всё в твоих руках». Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас мудрее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который, действительно был умным человеком, сказал: «Все в твоих руках…» - Поняли смысл притчи? | Задача этапа: обеспечить положительный настрой учащихся к учебной деятельности на уроке. Отвечают на вопрос. Высказывают свои мысли. Записывают число и вид работы Слушают притчу Обучающиеся отвечают, как они поняли смысл притчи. | Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками Личностные: положительное отношение к урокам русского языка | 3 мин |
V.Реализация выбранного проекта | - Сейчас послушаем учеников, которые приготовили мини – проекты по теме. Перед каждым из вас на столе лежит табличка. Вы, слушая выступления одноклассников, должны заполнить данную таблицу. СПП с придаточными определительными | 1.Вид придаточного | | 2.Вопрос | | 3.Слово, от которого задаем вопрос (часть речи) | | 4.Средства связи | | 5.Возможны указательные слова | | 6.Позиция по отношению к определяемому слову | | СПП с придаточными изъяснительными | 1.Вид придаточного | | 2.Вопрос | | 3.Слово, от которого задаем вопрос (часть речи) | | 4.Средства связи | | 5.Возможны указательные слова | | 6.Позиция по отношению к определяемому слову | | Первый проект «СПП с придаточными определительными». Второй проект «СПП с придаточными изъяснительными». | Задача этапа: самостоятельное переосмыслить ранее и на данном уроке знания, которое фиксировали в таблице. Внимательно слушают вопросы и отвечают на них. Слушают защиту проектов, заполняют таблицу, задают вопросы выступающим с защитой проектов. | Познавательные: понимать информацию, представленную в виде текста; извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию; устанавливать закономерности и использовать их при анализе примеров; относить объекты к известным понятиям; определять составные части объектов, а также состав этих составных частей; Регулятивные: оценивать собственные успехи в определении СПП с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 8 мин |
VI. Включение в систему знаний, умений и повторения. | 1.Работа с предложениями. Закрепление умения находить СПП с придаточными определительными, ставить в них знаки препинания. - Запишите предложения под диктовку, расставьте запятые, определите вид придаточного. 1)В. Г. Белинский писал: «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - это «энциклопедия русской жизни». - Замените предложение с прямой речью на предложение с косвенной речью, чтобы у вас получилось … 2)Был тот самый вечер, который бывает только на Кавказе. 3)Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью. 4) Не слушай никогда того, кто говорит дурно о других и хорошо о вас. Физкультминутка Работа с классом - Я задаю вопросы, а вы, пользуясь своим справочным материалом, т. е. заполненными таблицами, отвечаете только «да» или «нет»: 1) Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова в главном предложении? (да) 2) Придаточные изъяснительные присоединяются к главному предложению только с помощью союзов? (нет) 3) Придаточные определительные отвечают на вопросы какой? какая? какие? (да) 4) Придаточное определительное в главном предложении может иметь при себе указательные слова такой, тот? (да) 5) Придаточное определительное никогда не располагается после определяемого слова? (нет, всегда после определяемого слова) 6) Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи? (да) - А сейчас выполняете самостоятельную работу по карточкам. Вам надо расставить знаки препинания и определить вид придаточного. 1. Слово «школа», которое пришло к нам из древнегреческого языка, означало «досуг». 2. В Древней Греции «школами» называли беседы, на которых философы со своими учениками спорили по различным вопросам. 3. Первые школы, в которых обучали детей, возникли в странах Древнего Востока. 4. Дом, в котором я гостил этим летом, стоял на высоком берегу реки. 5. Сведения, что были получены при допросе пленного, были очень важны. 6. Бывают такие дни, когда всё ладится, тогда жизнь понятна, прекрасна, проста. 7. Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать старинные книги. 8. Лицо человека, которое искажается злобой становится безобразным. Обобщающая беседа: - На какие группы делятся по значению придаточные части сложноподчинённого предложения? (определительные, изъяснительные, обстоятельственные). - Как можно установить смысловые отношения между главной и придаточной частями? (По вопросам: определительные – какой? Изъяснительные – вопросы падежей, обстоятельственные – на вопросы обстоятельств). - Какие средства связи используются в зависимости от значения придаточной части? (Союзы, союзные слова). | Пишут под диктовку предложения и выполняют задания, которые предлагает учитель. Переделывают предложение в СПП с придаточным изъяснительным. (В.Г. Белинский писал, что роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - это «энциклопедия русской жизни»). Определяют, какое придаточное в этом предложении. (Определительное. Задают вопрос: вечер какой? Чертят схему данного предложения). Определяют, какое придаточное в данном предложении. (Изъяснительное. Задают вопрос: берегись того чего?) Определяют, какое придаточное в данном предложении (Изъяснительное. Задают вопрос: не слушай кого? никого) Выполняют физкультминутку Обучающиеся отвечают на вопросы. Выполняют задания по карточкам, расставляют знаки препинания, составляют схемы предложений, проводят само- и взаимопроверку. После окончания работы читают предложения с расставленными знаками препинания, определяют вид придаточного предложения. | Регулятивные: умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им; самостоятельное оценивание правильности выполнения заданий; Познавательные: относить объекты к известным понятиям; определять составные части объектов, а также состав этих составных частей. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -определение цели, способов взаимодействия; управление поведением партнера -контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 22 мин |
VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке Итоги урока | - Я довольна вашей работой на уроке. Считаю, что данную тему усвоили. -А ваше мнение? Воспользуётесь любой формой: 1. Главное для меня было то, … 2. Теперь я буду знать, что … 3. Меня огорчило то, что … 4. Я рад, что … 6. Я хотел бы, чтобы … - Сегодня вы последовали тому мудрому совету, который был написан на доске? Объявление оценок за урок. | Определяют свои учебные навыки, намечают дальнейшие пути самообучения. Выбирают одну из форм и высказывают своё мнение. Дают свои ответы. | Регулятивные: умение адекватно оценивать свои возможности Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса к изучению предмета; воспитание готовности к самообразованию. | 2 мин |