Технологическая карта лекционного занятия
Дисциплина (профессиональный модуль) ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
МДК 02.1. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.
Специальность Сестринское дело
Курс 3 Семестр VI
Тема Обезболивание
Группы 3СД «Б»
Преподаватель: Калиниченко Л.А.
Продолжительность: 90 мин
Место проведения: лекционная аудитория
Цели учебного занятия:
Образовательная:
- изучить теоретический материал по теме «Обезболивание».
Развивающая:
-активация мышления, познавательных потребностей
Воспитательная:
- способствовать у студентов качества необходимые для медицинских работников, а именно, чувство ответственности, потребность в постоянном обновлении информации.
Требования к знаниям
Знать:
-историю развития анестезиологии, стадиях наркоза
виды анестезии;
-возможные осложнения, связанные с общим обезболиванием;
-проблемы пациента при подготовке к местной анестезии и наркозу и при выходе пациента из состояния аналгезии, цели премедикации, ее компоненты;
препараты, используемые для местного и общего обезболивания;
-виды обезболивания.
Тип лекции: информационная
Образовательные технологии: коммуникационная - информационная
Методы и приемы обучения: информационно-развивающие, индуктивные, дедуктивные
Средства обучения:
Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал: таблицы, рисунки
Технические средства обучения: ___________________________________________________
Электронные ресурсы (мультимедийные презентации, обучающие программы и тренажеры, электронные учебники, интерактивная доска, Интернет-ресурсы и другие):
________________________________________________________________________________ Литература: Основные учебные издания:
Н.В Барыкин., В.Г. Зарянская Сестринское дело в хирургии. Феникс,2014
З.Д. Рубан . Сестринское дело в хирургии. Феникс,2014
В.Г. Стецюк, Сестринское дело в хирургии. ГЭОТАР_МЕД, 2012г
Дополнительная литература:
Петров С.В. Общая хирургия. – СПб., 2012
А.Д. Морозов Сестринское дело в хирургии– СПб., 2014
Гостищев В.К. Общая хирургия. М.: Медицина, 2013.
Дмитриева З.В., Кошелев А.А., Теплова А.И. Хирургия с основами реаниматологии. Общая хирургия. СПб.: Паритет, 2014
_____________________________________________________
Межпредметные и внутрипредметные связи: анатомия, физиология, латинский язык.
Хронологическая карта занятия
№ | Этапы учебного занятия | Время (минуты) |
1. | Организационный момент. | 2 мин |
2. | Вступление, мотивация изучения темы: - формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности; - постановка целей; - изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению; - характеристика рекомендуемой литературы. | 5 мин |
3. | Актуализация имеющихся знаний, ретроспекция (вопросы, изученные на прошлой лекции, связь их с новым материалом). | 5 мин |
4. | Основная часть лекции (изложение содержания в соответствии с планом). | 75 |
5. | Обобщение и систематизация изученного материала. | 5 мин |
6. | Подведение итогов. | 3 мин |
Вступление, мотивация изучения темы:
Обезболивание выделяют в отдельную отрасль медицины - анестезиологию. Для проведения обезболивания нужны специально обученные кадры-врачи – анестезиологи и сестры- анестезистки. Однако основы анестезиологии и неразрывно связанною с нею реаниматологии необходимо знать медработнику любого профиля.
Актуализация имеющихся знаний, ретроспекция:
Полученные ранее знания по анатомии и физиологии, оперативной хирургической технике, знания латинского языка и фармакологии позволят освоить терминологию и лекарственные средства применяемые для проведения обезболивания, составить набор необходимого оснащения для проведения наркоза и оказать помощь при проведении анестезии.
Основная часть лекции:
Опорный конспект
Изучаемые вопросы Ответы
Основная задача анестезии | защита пациента от тяжелых патологических реакций, возникающих в ответ на операционную травму. |
Наркоз - это разлитое обратимое торможение коры головного мозга, | сопровождающееся отсутствием сознания, всех видов чувствительности, снижение рефлексов и мышечного тонуса. |
Местное обезболивание - это | обратимая и намеренно вызванная потеря болевой чувствительности в определенной части тела. |
Ингаляционный наркоз | достигается путем применения газообразных веществ или летучих жидкостей, которые поступают в организм через дыхательные пути. |
Вещества для ингаляционного наркоза - это | закись азота, фторотан, хлорэтил, циклопропан, трихлорэтил, пентран (метоксифлуран). |
Пути введения препаратов | масочный и эндотрахеальный наркоз. |
Неингаляционный наркоз | внутривенно, внутримышечно, ректально, электронаркоз. |
Премедикация - медикаментозная подготовка перед наркозом | включает введение накануне операции снотворных и десенсибилизирующих препаратов, за 30 минут до операции 1 мл 2% р-ра промедола и 0,1% р-р атропина. |
Комбинированный наркоз - | сочетание ингаляционного и неингаляционного наркоза |
Периоды наркоза - это | введение в наркоз, перевод на ИВЛ, период поддержания наркоза, выход из наркоза. |
Основные узлы наркозного аппарата - это | система подачи газа, редуктор, ротационные дозиметры и испарители, адсорбер, дыхательный мех и мешок, шланги. |
Инструментальный столик анестезиста включает: | языкодержатель, роторасширитель, маски 3-х размеров, ларингоскоп, интубационные трубки. |
Осложнение общего наркоза - | асфиксия, повреждения ларингоскопом, асистолия |
Для местной анестезии применяют | 0,25 -0,5 -1- 2- 5% новокаин, 0,25-0,5- 1-2% лидокаин. |
Хлорэтил применяют для | кратковременного поверхностного обезболивания, путем орошения кожи на расстоянии 25 см до образования “инея” на коже. |
Осложнения местной анестезии это- | синдром интоксикации, аллергические реакции, падение АД, остановки дыхания и сердца. |
Противопоказания к применению местной анестезии это- | психические заболевания, резкое нервное возбуждение, категорический отказ, ранний детский возраст. |
Обобщение и систематизация изученного материала:
Фронтальный опрос по основным теоретическим моментам лекции:
1. Назовите виды анестезии
2. Дайте определение анестезиология
3. Дайте определение интубация
4.Назовите возможные осложнения, связанные с общим обезболиванием
5.Назовите возможные осложнения, связанные с местным осложнениям.
Подведение итогов:
- оценить достигнуты ли цели занятия
- формирование ответственности за результаты своего труда.
-укрепление веры в свои знания и способности, поощрение лучших студентов
Термин | Определение (эталон ответа) |
Аналгезия | -отсутствие болевой чувствительности при сохранении тактильной и температурной |
Анестезия | -состояние торможения ЦНС, вызванное искусственно или наступающее в результате патологического процесса в различных отделах нервной системы, сопровождаются отсутствием сознания, чувствительности, движений, условных и некоторых безусловных рефлексов |
Анестезия местная | -обратимая утрата чувствительности тканей ( прежде всего болевой) на ограниченных участках тела, вызванная различными химическими, физическими и механическими факторами при полном сохранении сознания |
Анестезия общая | -совокупность мероприятий, направленных на защиту организма от болевых воздействий и неблагоприятных реакций, в связи с хирургическими вмешательствами |
Анестезия ингаляционная | -достигаемая введением в организм анестетиков через дыхательные пути |
Анестезия неингаляционная | -анестезия, достигаемая введением в организм анестетиков, минуя дыхательные пути |
Анестезиология | -наука, изучающая методы защиты организма от операционной травмы, и способы устранения ощущений |
Анестетики | -вещества, вызывающие анестезию (ингаляционные, неингаляционные, местные). |
Боль | -своеобразное ощущение в ЦНС в ответ на сильное или сверхсильные раздражители (механические, химические, температурные) |
Интубация | -введение интубационной трубки в трахею для проведения ИВЛ |
| |
Подведение итогов: краткие выводы, ответы на вопросы, оценка работы группы, каждому студенту индивидуально выставляется оценка в дневнике практических занятий и комментируется в слух. Оценка слагается из следующих аспектов:
•контроля исходного уровня знаний;
•контроля конечного уровня знаний;
•активность студента на занятии;
•ведение дневника;
•дисциплина;
•внешний вид.
Задания для самостоятельной работы студентов:
задания для группы: конспект лекции, раздел в учебнике по теме «Гемостаз»
индивидуальные задания: подготовить доклад, презентацию