Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Краснодарский педагогический колледж»
Технологическая карта учебного занятия
ОПД.02 Психология
Тема: Гендерный поход в обучении и воспитании младших школьников
Преподаватель: Бобылева Наталия Ивановна
г.Краснодар, 2020 г.
Пояснительная записка
На современном этапе развития образования проблема учета гендерных различий в процессе обучения приобретает особую значимость, поскольку ее решение позволяет реализовать запросы демократического общества, с одной стороны, и соответствовать основным тенденциям декларируемым ФГОС, с другой.
Ценность гендерного подхода заключается в том, что он являет собой индивидуальный подход к проявлению гендерной идентичности и показывает обучающемуся индивидуальную траекторию развития, не ограниченную традиционными гендерными стереотипами.
Поскольку гендерный поход в образовании затрагивает отбор содержания учебного материала, организационные формы, методы и технологию преподавания различных предметов, то возникает необходимость формирования у будущего специалиста сферы образования особых компетенций и профессионально важных качеств.
Можно выделить следующие условия применения гендерного подхода в учебном процессе:
1) выявление различий в обучаемости полов (особенностей гендерного усвоения знаний);
2) организация раздельного обучения или дифференциация видов деятельности
3) оптимальный выбор форм, методов и средств обучения с учетом различия познавательных интересов
4) организация процесса усвоения учебного материала на основе определения стиля учебной деятельности каждого и усредненного стиля деятельности группы, позволяющих дифференцировать учащихся на малые группы;
5) определение состава группы, стиль учебной деятельности которых не совпадает с усредненным стилем учебной деятельности группы;
6) определение стиля преподавания и установление их соответствия или несоответствия стилям учебной деятельности обучающихся;
7) определение соответствия стиля изложения учебных материалов и стиля обучения субъект.
Технологическая карта урока.
Тема: Гендерный поход в обучении и воспитании младших школьников
Цель: расширение представлений о гендерных особенностях в обучении и воспитании младших школьников.
Задачи:
- формировать знания о гендерных особенностях, различиях понятий «пол», «гендер», проблемах реализации гендерного подхода в российском образовании;
- развивать профессиональные способности применять гендерный подход в обучении и воспитании младших школьников;
- воспитывать креативность, самостоятельность и широту мышления, культуру профессионального взаимодействия.
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы реализации гендерного подхода, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для реализации гендерного подхода.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности педагогов.
Оборудование: ММП, раздаточный материал для групповой работы, таблицы для парной работы.
Этап урока | Дидактич. задачи | Деятельность учителя | Деятельность студентов | Методы, приемы |
1.Орг. момент | Подготовка к работе | Проверка готовности к уроку | Демонстрируют готовность к уроку | |
2.Подго-товка к основ-ному этапу урока | Целеполагание | Для определения темы учебного занятия студентам предлагается посмотреть видеоролик. Как Вы считаете, какую тему мы будем обсуждать на учебном занятии? Образование, формируя основные компетенции современного человека, создает условия для постоянного совершенствования личности. В этих условиях особую актуальность приобретает учет гендерный особенностей. Вашему вниманию предлагается ряд суждений. Ознакомьтесь с каждым и укажите те из них, которые согласуются с понятиями гендер и пол. ГЕНДЕР ПОЛ 1 суждение ….. – социальный статус, социально-психологическая характеристика личности. 2 суждение … - принадлежность к определенному полу. 3 суждение … - биологические различия между людьми, определяемые генетическим строением клеток. | Просмотр видеоролика. Студенты формулируют тему учебного занятия. Тема: Гендерный поход в обучении и воспитании младших школьников. Студенты осуществляют самопроверку. Таким образом, «гендер» - понятие социальное, а «пол» понятие биологическое. | Наглядн., практич., словесн, эвристич. |
3.Усвоение знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления, запоминания | Сейчас Вам предлагается заполнить таблицу «Гендерные различия» на основе анализа материала, представленного в ПРИЛОЖЕНИИ А. | Студенты выбирают из текста необходимые данные и заполняют таблицу | Исследовательский, практич., словесн. |
4.Первичная проверка понимания | Усвоение правильн. и осознанности материала | Для углубления знаний по теме Вам предлагается провести анализ научной статьи Ламзиной Ю.А. «Учет гендерных различий в процессе обучения в отечественной и зарубежной педагогике и определить ряд проблем, связанных с внедрением гендерного подхода в российское образование. | Студенты анализируют содержание статьи, а затем озвучивают проблемы связанные с внедрением гендерного подхода в российское образование: во-первых, исследования в российской педагогической науке в области гендерной проблематики до сих пор не составляют целостной концепции; во-вторых, неготовность и некомпетентность педагогов общеобразовательных школ к организации обучения и воспитания в контексте гендерного подхода и т.д. | Практич., репродук- тивный |
5.Закреп- ление знаний | Обеспечение усвоен. знаний в измененной ситуации | Самым простым способом внедрения гендерного подхода можно считать работу в группах, которые формируются по половому принципу (мальчики и девочки). Хотя совершенно невозможно классный коллектив разделить на весь урок, потому что один из основных принципов (гендерное взаимодействие) не реализуется. А сейчас, работая в группах, Вам предлагается на основе изученного материала: ПРИЛОЖЕНИЕ Б – привести пример учебного задания, используемого на уроке, где осуществляется гендерный подход (1 группа); - привести пример задания или игры, используемой на внеурочном занятии, где осуществляется гендерный подход (2 группа); - привести пример задания, используемого в ходе исследовательской деятельности обучающихся, где осуществляется гендерный подход (3 группа); На основе изученного материала необходимо подготовить рекомендации по учету гендерных различий в процессе обучения | Студенты самостоятельно изучают материал, подкрепляя его примерами из практики работы учителей начальных классов ил собственного опыта и транслируют результаты выполнения задания (ПРИЛОЖЕНИЕ Б). | Исследов., словесный |
6.Рефлек-сия | Мобилизация уч-ся на оценку своего поведения, уч.действий. | Организует оценочные высказывания студентов в рамках изученной темы: "Гендерный поход в обучении и воспитании младших школьников ". | Студенты оценивают свою работу на уроке. | Словесн. |
7.Итог занятия | Оценка успешности достиж.цели | Акцентирует внимание на достижении цели урока, оценивает работу студентов. | Получение информации о результатах учения. | Словесн. |
8.Домаш-нее задание | Обеспечение понимания цели дом. задания | Дает комментарии к домашнему заданию. Подготовить рекомендации для родителей обучающихся «Учет гендерных особенностей в воспитании ребенка» | | Словесн. |
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Ознакомиться с материалом и заполнить таблицу
Гендерные особенности мальчиков и девочек
Педагогу важно учитывать, что мальчики и девочки развиваются с разной интенсивностью. Этот фактор зачастую влияет на выбор методических приемов и педагогических технологий, которые учитель использует на уроке. На это обращали внимание и современные исследователи, которые пытались показать, что для девочек и для мальчиков применимы различные методы обучения. «Методы для девочек: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, механическое запоминание. Методы для мальчиков: проблемный, эвристический, исследовательский, творческий, “переоткрытие открытия”, решение пространственных задач, ориентация на практическую информацию», также разнится и скорость усвоения материала, мальчики усваивают материал относительно девочек медленнее. Девочкам легче усваивать материал лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”, в работе с девочками рекомендуется до начала работы дать алгоритм выполнения задания. Мальчикам важно понять принцип, смысл задания, чем воспринимать объяснение пошагово. Особенность восприятия у девочек заключается в том, что они обращают внимание на детали, восприятие у них более детализировано, поэтому им необходим размеренный темп урока. Мальчики же «Схватывают» материал цельно, не детализируя, целостное восприятие, они не терпят однообразия; им необходим быстрый темп урока. Мальчики не терпят однообразия, им необходимы задания на сообразительность, в то время как девочки больше любят задания на повторение. В проявлении своих эмоций мальчики менее эмоциональны и открыты; сдержанны в проявлении чувств, в то время как девочки наоборот.
Критерий | Мальчики | Девочки |
Скорость усвоения нового материала | | |
При каком объяснении материал усваивается лучше | | |
Предпочтительные задания | | |
Особенность восприятия | | |
Оптимальный темп урока | | |
Проявление эмоциональной сферы | | |
Оптимальные методы обучения | | |
Мальчики | Девочки |
Медленнее усваивают новый материал | Быстрее усваивают новый материал |
Важно понять принцип, смысл задания, чем воспринимать объяснение пошагово | Легче усваивают алгоритмы и правила, по принципу: от простого – к сложному |
Предпочитают задания на сообразительность | Предпочитают задания на повторение |
«Схватывают» материал цельно, не детализируя, целостное восприятие | Обращают внимание на детали, восприятие более детализировано |
Не терпят однообразия; необходим быстрый темп урока | Лучше работают при размеренном темпе урока |
Менее эмоциональны и открыты; сдержанны в проявлении чувств | Эмоциональны; открыты в проявлении чувств |
Проблемный, эвристический, исследовательский, творческий, “переоткрытие открытия”, | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, механическое запоминание |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Ознакомиться с материалом и привести пример
Первая группа
Обучение на уроке.
В зависимости от результатов анкетирования, проведенного учителем, необходимо выделить те формы обучения, которые более предпочтительны для мальчиков и для девочек, что позволяет продумывать уроки или его элементы, выбирать приемы, учитывать гендерные различия. В процессе обучения ученикам было предложено постепенное введение элементов гендерного подхода. Сначала для домашнего задания и его проверки предлагались различные вопросы для девочек и для мальчиков, которые должны были иметь содержательные или смысловые общие точки. Данный метод работы позволял поддерживать познавательный интерес большинства учеников. Далее подобная форма была введена и для закрепления учебного материала в классе. Как завершающий шаг, элементы гендерного подхода были введены в процесс изучения нового материала. Например, на уроках истории как мальчикам, так и девочкам предлагался для изучения один и тот же исторический источник, но для анализа давались разные задания. Это заставляло учеников обратить внимание на различные особенности документа. В классе при его обсуждении девочки представляли его значение с одной стороны, мальчики – с другой. Таким образом, изучение документа исходя из гендерных интересов позволило расширить и дополнить представление, сформированное учителем в процессе объяснения. Итогом работы по изучению форм и методов реализации гендерного подхода на уроке стало проведение нескольких занятий, полностью построенных на использовании элементов учета гендерных особенностей.
Приведите пример ситуации на любом уроке, где осуществляется гендерный подход.
Вторая группа
2. Внеурочные занятия
Внеурочные занятия содержат больше возможностей для использования гендерного подхода. Целью занятий являлось не только углубление и расширение знаний, но и изучение педагогических возможностей гендерного подхода в классе. Данная форма обучения позволяет отойти от строгой поурочной формы и расширить возможности для творческого глубокого изучения. Эта возможность позволяет поддерживать гендерное взаимодействие, которое может проходить как в научной форме дискуссии или дебатов, так и в игровой форме погружения. Гендерное взаимодействие проходит спокойнее и раскованнее, что с точки зрения психологии придает большей результативности реализации данного подхода.
Приведите пример ситуации любого факультативного занятия, где осуществляется гендерный подход.
Третья группа
3. Проектно-исследовательская деятельность
Позволяет выбирать тему и формы работы с обучающимися, учитывая их гендерные особенности. Тематика любого школьного предмета позволяет педагогу организовать учебно-исследовательскую деятельность с учетом гендерных различий и привлекать их собственный опыт.
Приведите пример ситуации любой проектно-исследовательской деятельности, где осуществляется гендерный подход.