Этапы учебного занятия | Образовательная задача этапа урока | Методы, приёмы и формы организации учебной деятельности |
Технологическая карта учебного занятия Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты |
I.Мотивационный этап |
1.Организационный момент | Создание спокойной обстановки, вызвать интерес к дальнейшей работе. | Словесный Фронтальная | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Аркадьевна, сегодня я проведу у вас учебное занятие по литературному чтению. -Проверим вашу готовность. На парте лежит учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, дневник и пенал. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! | Приветствуют учителя, проверяют готовность к занятию. | Художественное слово. | Р. Л. |
2.Речевая разминка | Подготовить («разогреть») речевой аппарат к работе. | Словесный, практический. Фронтальная, индивидуальная. | Слайд 2 -Сейчас мы проведём речевую разминку. Посмотрите на слайд. Сядьте правильно и прочитайте текст глазами. Мышонку шепчет мышь: -Ты всё шуршишь, не спишь? Мышонку шепчут мыши: -Шуршать я буду тише. -Какой это жанр? (скороговорка) -Прочитаем скороговорку орфографически, т.е. по слогам следя за указкой. Приготовились. -Какой звук встречается чаще всего? (Ш) -Читаем хором, выделяя этот звук? -Теперь читаем с увеличением силы голоса, т.е. начинаем читать шепотом, а заканчиваете громко. -Теперь читаем с уменьшением силы голоса, т.е. начинаете читать громко, а заканчиваете шёпотом. Следите за указкой. -Кто прочитает 2 строчку с вопросительной интонацией? -Теперь прочитайте несколько раз самостоятельно в полголоса. -Кто попробует прочитать в быстром темпе? -На этом речевая разминка окончена. | Слушают учителя, выполняют речевую разминку, подготавливают свой речевой аппарат к работе на занятии. Мышонку шепчет мышь: -Ты всё шуршишь, не спишь? Мышонку шепчут мыши: -Шуршать я буду тише. -Скороговорка Читают скороговорку по слогам . -Звук ш. Читают хором, выделяя звук ш. Читают с увеличением и уменьшением силы голоса. Читают с вопросительной интонацией. Читают в полголоса, затем пробуют читать в быстром темпе. | Презентация (слайд 2) | Р. Л. К. |
3.Проверка домашнего задания | Мотивация к учебной деятельности, активировать имеющийся опыт обучающихся. | Словесный Фронтальная, индивидуальная | -Давайте проверим ваше домашнее задание. -Кто мне скажет, что вам было задано на дом? -Правильно, дома вам нужно было выразительно прочитать стихотворение С. Чёрного «Что ты тискаешь утёнка?» -При выразительном чтении вы должны соблюдать следующие правила: слайд 3 Выразительное чтение Указать фамилию автора и название произведения. Читать громко, чётко и с нужной интонацией. Спросить 2 ученика и сравнить их чтение по критериям, выставить отметку в журнал. -Молодцы, ребята! Вы справились с домашним заданием. | Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя. Оценивают работу друг друга. -Выразительно читать стихотворение «Что ты тискаешь утёнка?». Вспоминают правила выразительного чтения, затем демонстрируют выполнение домашнего задания. | Учебник, презентация (слайд 3). | Пр. Р. Л. |
4.Актуализация знаний и постановка цели занятия | Определить тему и поставить цель учебного занятия. | Словесный. Групповая, фронтальная. | - Чтобы перейти к теме нашего урока, предлагаю вам рассмотреть иллюстрации на слайде 4. -Каким словом можно объединить эти иллюстрации? Кто на них изображен? (животные) -Верно! Это животные. -На прошлом уроке вы познакомились с одним из произведений Саши Чёрного «Что ты тискаешь утенка?». -О ком это стихотворение? -Как вы думаете, о ком мы продолжим изучать творчество Саши Черного? (о животных) -Молодцы, вы всё верно сказали. Тема нашего занятия стихотворения о животных Саши Черного. -Какую цель, мы поставим перед собой? (познакомиться с произведениями С. Черного «Воробей» и «Слон») -Чему мы будем учиться? (Выразительно читать стихотворения; находить слова, с помощью которых автор описывает изображаемое). | Работают над заданием в группах по 4 человека. -Воробей, слон. -О воробье и о слоне. -Познакомиться с произведениями С. Черного «Воробей» и «Слон». Выразительно читать стихотворения; находить слова, с помощью которых автор описывает изображаемое. Ответы детей. | Пазл, портрет автора, презентация (слайд 4). | Р. Л. |
II.Открытие новых знаний |
5.Ознакомление с биографией автора | Познакомить обучающихся с биографией автора и интересными фактами из биографии | Словесный, наглядный – демонстрация. Фронтальная | Слайд 5 - Ребята, почему все знают этого поэта под именем – Саша Чёрный? -А кто помнит настоящее имя поэта? (Александр Михайлович Гликберг) -А вы знали, что Саша Черный на протяжении всей жизни был добрым и отзывчивым человеком. Он очень любил животных и всегда бережно к ним относился. Он даже спас соседскую ферму от пожара. Именно после этого пожара он умер от перенагревания и избыточной усталости. Слайд 6 -Посмотрите на слайд 7, здесь представлены книги этого писателя. | Потому что в семье было два Саши, один с черными волосами, а другой - с белыми. Так и появился псевдоним. Слушают учителя. | Презентация (слайд 5-7) | Пр. Р. Л. П. |
ВОРОБЕЙ |
6.Первичный синтез | Знакомство детей с произведением, правильным чтением. | Словесные, фронтальная. | -Откройте учебник на стр 47. - Посмотрите на название стихотворения. - Как вы думаете, о ком будет стихотворение? -Предположите, что может быть там написано про воробья? Читаю стихотворение | Работают над заголовком стихотворения, слушают чтение учителя, высказывают своё впечатление о прочитанном произведении. | Учебник. | Пр. Р. Л. |
7.Проверка первичного восприятия. | Определение усвоения обучающимися произведения. | Словесный. Фронтальная. | - Ребята, понравилось ли вам произведение? -О чем говорится в произведении? -Подходит ли музыка к этому стихотворению? | Отвечают на вопросы. | Учебник | Пр. П. К. |
8.Словарная работа | Разобрать со слова встречающихся в тексте и представляющими трудности для понимания у обучающихся. | Словесные, наглядные – демонстрация. Фронтальная. | -Какие неизвестные, трудные, непонятные слова вы встретили? Давайте разберём их лексическое значение. слайд 8 юркий – быстрый, мгновенный, увертливый, ловкий; пичужка – птичка; вьюшка – крышка в деревянном доме, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла; фурх – звук крыльев. | Разбирают неизвестные слова | Презентация (слайд 8), учебник. | Пр. П. К. Л. |
Физминутка | Переключение деятельности обучающихся, снятие усталости | Словесный, наглядный, демонстрация. Фронтальная. | В зоопарке ходит слон, Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.) Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.) Будто в гости приглашает. (Голову прямо.) Раз, два, три — вперёд наклон, Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.) Головой качает слон — Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.) -Сидя за партами, быстро поморгаем. Затем закроем глаза и посмотрим вправо, влево, вверх, вниз. | Повторяют за учителем. | - | Л. |
9.Вторичный синтез | Определение усвоения обучающимися произведения. | Словесный. Фронтальная. | Дети читают стихотворение по цепочке. Анализ - Прочитайте первые 4 строчки стихотворения. Постарайтесь представить себе воробья. 1. Какие образные слова помогли вам представить воробья? 2. Как называются эти слова? 3. С чем автор сравнивает глаза воробья? (с бисером) 4. Как называется такой прием? (сравнение) 5. Как автор относится к воробью? -Докажите, что хорошо. 6.Какое чувство автор выражает в этих строчках? (он любуется воробьём) -Обратите внимание, сколько здесь запятых. Как вы думаете, для чего они? - Прочитайте второе четверостишие. 1. Какое чувство автор выражает в первых двух строчках? (просьба) 2. А почему он предлагает двинуть клювом ворону? (не хочет, чтобы вороне достались все крошки) 3. Какое чувство автор выражает в последних двух строчках? (досада) 4. С какой интонацией будем читать последнюю строку? ( с вопросит.) - Прочитайте третье четверостишие. 1. Какое чувство в первых двух строчках? (просьба) 2. Изменяется ли настроение автора, когда мы читаем следующие две строчки? (появляется недовольство) 3. Как автор называет ветер? (злюка) Почему? (автор недоволен, что ветер-злюка сыплет снегом на воробья). - Прочитайте четвертое четверостишие. 1. Какое здесь чувство выражает автор? (он просит воробья подружиться с ним) 2. Что он предлагает воробью? (остаться зимовать в его доме. Он даже мечтает, что они с воробьём вместе будут учить азбуку). - Прочитайте последнее четверостишие. 1. Какое здесь чувство выражает автор? (досаду, недовольство. Воробей съел все крошки и даже спасибо не сказал) слайд 9-10 2. Как автор называет воробья? (нахал) 3. Он серьезно его так называет или с юмором? - Кто желает прочитать стихотворение выразительно? Так, будто это не автор разговаривает с воробьём, а вы сами. - Мы познакомились со стихотворением «Воробей» и у нас осталось еще одно стихотворение, которое называется «Слон». | Читают стихотворение, разбираются с интонацией и темпом чтения. Воробьишка, серый, юркий, словно мышка, глазки бисер… -уменьшительно ласкательные. -С бисером. -Сравнение. -Хорошо. -Он любуется воробьем. -Запятая указывает на то, где нужно сделать паузу. -Просьбу. -Он не хочет, чтобы вороне достались все крошки. -Досаду. -Просьба. -Да, появляется недовольство. -Злюка. -Автор недоволен, что ветер – злюка сыплет снегом на воробья. -Он просит воробья подружиться с ним. -Остаться зимовать в его доме. Он даже мечтает, что они с воробьем вместе будут учить азбуку. -Недовольство. Воробей съел все крошки и даже спасибо не сказал. -Нахал. -С юмором. | Учебник, презентация (слайд 9-10) | Пр. П. К. Л. |
СЛОН |
1.Первичный синтез | Знакомство детей с произведением, правильным чтением | Словесные, демонстрация. Фронтальная. | -Откройте учебник на стр. 49. Рассмотрите иллюстрацию. Что мы видим? (Мальчик принес слону игрушечного слона). -Как вы думаете, а зачем он это сделал? -Итак, ребята, я буду читать стихотворение, а вы следите. Читаю стихотворение «Слон» | | Учебник. | Пр. Р. Л. |
2.Проверка первичного восприятия | Определение усвоения обучающимися произведения. | Словесный. Фронтальная. | -Какие слова вам были непонятны? Бархат 11 слайд - Ребята, понравилось ли вам произведение? -О чем в нём говорится? -Видели ли вы где-нибудь слона? Фрагмент видео слона в зоопарке -Хорошо ли слону в зоопарке? – Каким настроением проникнуто стихотворение? (Грустным, печальным.) | Отвечают на вопросы. | Видеоролик. | Пр. П. К. |
3.Вторичный синтез | Определение усвоения обучающимися произведения. | Словесный, практический. Фронтальная. | Дети читают по цепочке. - Кто с кем разговаривает? (Мальчик со слоном) – Какое чувство вы испытываете к слону? (Жалость.) – Почему жалко слона? (Потому что он сидит в тесной клетке, поэт даже говорит «в клетушке», и ему очень хочется на волю.) – Что можно сказать о мальчике, который принес слону игрушечного слоненка? (Он хочет как-то скрасить жизнь слона, сделать ее хоть немного радостней; мальчик понимает слона, он чуткий, добрый.) Анализ произведения - Одинаковая ли интонация передана в строках этого стихотворения? -Давайте прочитаем первую часть стихотворения - слова мальчика и слона. 1. Какая интонация в словах мальчика? (удивление) 2. А какое настроение у слона? (грусть) 3. А какие слова говорят, что ему грустно? 4. Какая тембровая окраска голоса слона? (низкая) -Прочитайте эту часть, передав и эмоции мальчика, и эмоции слона. - Прочитайте вторую часть. 1. Как вы думаете, мальчику жалко слона? (Он, наверное, даже сочувствует ему, надеется на лучшее.) 2. А что мальчик дарит слону? (Он дарит ему слона, чтобы слонику было веселее.) - Прочитайте эту часть, передав настроение мальчика. - Определите тон всего стихотворения: шутливый или серьёзный? - Давайте попробуем прочитать это стихотворение по ролям. 1 вариант читает за мальчика, 2 – за слона. -Откройте рабочую тетрадь на стр. 56. Задание №1. -Кто прочитает задание? -Что нужно сделать? Выполняем задание в парах. -Задание №2 выполняем самостоятельно. Проверка. | -Мальчик со слоном. -Жалость. - Потому что он сидит в тесной клетке, поэт даже говорит «в клетушке», и ему очень хочется на волю. - Он хочет как-то скрасить жизнь слона, сделать ее хоть немного радостней; мальчик понимает слона, он чуткий, добрый. -Нет, разная. -Удивление. -Грусть. -Оттого что, потому что… -Низкая. Читают выразительно. - Он, наверное, даже сочувствует ему, надеется на лучшее. -Из бархата слона Читают вторую часть стихотворения выразительно. -Серьёзный. Читают по ролям. Выполняют задания в рабочей тетради. | Учебник. | Пр. П. К. Л. |
III. Этап закрепления знаний |
1.Итоги учебного занятия | Подводится итог занятия, систематизируется изученный материал. | Словесный. Фронтальная. | -Подведём итог урока. -О ком писал стихотворения С. Черный? - Чем различаются? (отношением людей к животным. Одни живут на воле и им хорошо, других держат в зоопарке, в клетках и им там плохо) -Что хотел сказать автор? -Какая была цель нашего занятия? Мы ее достигли? | -О животных. - Отношением людей к животным. Одни живут на воле и им хорошо, других держат в зоопарке, в клетках и им там плохо. -Нужно бережно относиться к животным, не причинять им боль и не держать их в неволе. | - | К. Р. Л. |
2.Рефлексия | Оценивание обучающимися своей работы на занятии, самооценка. | Словесный. Фронтальная. | «Коробочка знаний» -На парте у вас лежат 3 монеты: 1руб., 2 руб. и 5 руб. -5 руб. - хорошо понял тему и могу помочь другим ребятам. -2 руб. - все понял, но пока не могу объяснить другим. -1 руб.- постараюсь на следующем уроке быть внимательнее. | Анализируют. Осознают уровень своих достижений. | - | К. Л. |
V.Задание на дом | Проверка усвоения учебного материала обучающимися | Словесный, наглядный. Фронтальная. | -Откройте дневник, запишите домашнее задание. -У вас будет задание на выбор. -Вы можете составить нарисовать рисунок к любому понравившемуся стихотворению. -Стр. 47 – 49 выразительно прочитать одно из стихотворений или выучить наизусть. | Записывают задание на дом в дневник. | - | Л. |