СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта учебного занятия по литературному чтению Саша Чёрный "Слон", "Воробей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Саша Чёрный «Воробей», «Слон»

Тип: открытие нового знания

Цель: формирование навыков выразительного чтения стихов, ознакомление              с произведениями Саши Черного «Воробей» и «Слон»

Задачи:

Дидактические: продолжить изучение творчества С. Черного на примере стихотворений «Воробей» и «Слон»; обучить анализировать лирическое произведение; научить находить изобразительно- выразительные средства                и определять их роль.

Развивающие:  развивать технику выразительного чтения;  расширять словарный запас.

Воспитывающие:  воспитывать нравственные качества: сострадание, любовь           к животным.

Планируемые результаты:

Предметные: умение  читать вслух бегло, осо­знанно, без искажений, выразитель­но, передавая свое отношение к про­читанному; понимать содержание литературного произведения: тема, главная мысль, события, их после­довательность; осмыслять специфику стихотворений.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение прогнозировать содержание произведения; читать стихотворение, отражая настроение; находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.

Регулятивные УУД: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразитель­но, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.

Коммуникативные УУД: знание правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); строят диалог в паре или группе, задают вопросы. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Ресурсы: учебник «Литературное чтение» 3 класс  ч2 Л.Ф. Климанова, печатная рабочая тетрадь, презентация, ИКТ, портрет С. Черного.

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта учебного занятия по литературному чтению Саша Чёрный "Слон", "Воробей"»

Этапы учебного занятия

Образовательная задача этапа урока

Методы, приёмы и формы организации учебной деятельности

Технологическая карта учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

I.Мотивационный этап

1.Организационный момент

Создание спокойной обстановки, вызвать интерес к дальнейшей работе.

Словесный

Фронтальная


-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Аркадьевна, сегодня я проведу у вас учебное занятие по литературному чтению.


-Проверим вашу готовность. На парте лежит учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, дневник и пенал.


Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

Приветствуют учителя, проверяют готовность к занятию.

Художественное слово.

Р.

Л.

2.Речевая разминка

Подготовить («разогреть») речевой аппарат к работе.

Словесный, практический.

Фронтальная, индивидуальная.



Слайд 2

-Сейчас мы проведём речевую разминку. Посмотрите на слайд. Сядьте правильно и прочитайте текст глазами.

Мышонку шепчет мышь:

-Ты всё шуршишь, не спишь?

Мышонку шепчут мыши:

-Шуршать я буду тише.


-Какой это жанр? (скороговорка)



-Прочитаем скороговорку орфографически, т.е. по слогам следя за указкой. Приготовились.


-Какой звук встречается чаще всего? (Ш)


-Читаем хором, выделяя этот звук?


-Теперь читаем с увеличением силы голоса, т.е. начинаем читать шепотом, а заканчиваете громко.

-Теперь читаем с уменьшением силы голоса, т.е. начинаете читать громко, а заканчиваете шёпотом. Следите за указкой.


-Кто прочитает 2 строчку с вопросительной интонацией?


-Теперь прочитайте несколько раз самостоятельно в полголоса.

-Кто попробует прочитать в быстром темпе?

-На этом речевая разминка окончена.

Слушают учителя, выполняют речевую разминку, подготавливают свой речевой аппарат к работе на занятии.


Мышонку шепчет мышь:

-Ты всё шуршишь, не спишь?

Мышонку шепчут мыши:

-Шуршать я буду тише.

-Скороговорка


Читают скороговорку по слогам .



-Звук ш.



Читают хором, выделяя звук ш.




Читают с увеличением и уменьшением силы голоса.






Читают с вопросительной интонацией.


Читают в полголоса, затем пробуют читать в быстром темпе.


Презентация (слайд 2)

Р.

Л.

К.

3.Проверка домашнего задания

Мотивация к учебной деятельности, активировать имеющийся опыт обучающихся.

Словесный

Фронтальная, индивидуальная


-Давайте проверим ваше домашнее задание.


-Кто мне скажет, что вам было задано на дом?


-Правильно, дома вам нужно было выразительно прочитать стихотворение С. Чёрного «Что ты тискаешь утёнка?»


-При выразительном чтении вы должны соблюдать следующие правила: слайд 3

Выразительное чтение

  1. Указать фамилию автора и название произведения.

  2. Читать громко, чётко и с нужной интонацией.


Спросить 2 ученика и сравнить их чтение по критериям, выставить отметку в журнал.


-Молодцы, ребята! Вы справились с домашним заданием.

Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя. Оценивают работу друг друга.


-Выразительно читать стихотворение «Что ты тискаешь утёнка?».






Вспоминают правила выразительного чтения, затем демонстрируют выполнение домашнего задания.









Учебник, презентация (слайд 3).

Пр.

Р.

Л.


4.Актуализация знаний и постановка цели занятия

Определить тему и поставить цель учебного занятия.

Словесный.

Групповая, фронтальная.

- Чтобы перейти к теме нашего урока, предлагаю вам рассмотреть иллюстрации на слайде 4.


-Каким словом можно объединить эти иллюстрации? Кто на них изображен? (животные)


-Верно! Это животные.


-На прошлом уроке вы познакомились с одним из произведений Саши Чёрного «Что ты тискаешь утенка?».


-О ком это стихотворение?


-Как вы думаете, о ком мы продолжим изучать творчество Саши Черного?

(о животных)


-Молодцы, вы всё верно сказали. Тема нашего занятия стихотворения о животных Саши Черного.


-Какую цель, мы поставим перед собой? (познакомиться с произведениями С. Черного «Воробей» и «Слон»)


-Чему мы будем учиться?

(Выразительно читать стихотворения; находить слова, с помощью которых автор описывает изображаемое).



Работают над заданием в группах по 4 человека.




-Воробей, слон.



-О воробье и о слоне.





-Познакомиться с произведениями С. Черного «Воробей» и «Слон».



Выразительно читать стихотворения; находить слова, с помощью которых автор описывает изображаемое.


Ответы детей.




Пазл, портрет автора, презентация (слайд 4).

Р.

Л.


II.Открытие новых знаний

5.Ознакомление с биографией автора

Познакомить обучающихся с биографией автора и интересными фактами из биографии

Словесный, наглядный – демонстрация.

Фронтальная

Слайд 5

- Ребята, почему все знают этого поэта под именем – Саша Чёрный?


-А кто помнит настоящее имя поэта?

(Александр Михайлович Гликберг)


-А вы знали, что Саша Черный на протяжении всей жизни был добрым и отзывчивым человеком. Он очень любил животных и всегда бережно к ним относился. Он даже спас соседскую ферму от пожара. Именно после этого пожара он умер от перенагревания и избыточной усталости. Слайд 6


-Посмотрите на слайд 7, здесь представлены книги этого писателя.



Потому что в семье было два Саши, один с черными волосами, а другой - с белыми. Так и появился псевдоним.


Слушают учителя.











Презентация

(слайд 5-7)

Пр.

Р.

Л.

П.


ВОРОБЕЙ

6.Первичный синтез

Знакомство детей с произведением, правильным чтением.

Словесные, фронтальная.

-Откройте учебник на стр 47.

- Посмотрите на название стихотворения.

- Как вы думаете, о ком будет стихотворение?

-Предположите, что может быть там написано про воробья?

Читаю стихотворение

Работают над заголовком стихотворения, слушают чтение учителя, высказывают своё впечатление о прочитанном произведении.

Учебник.

Пр.

Р.

Л.


7.Проверка первичного восприятия.

Определение усвоения обучающимися произведения.

Словесный.

Фронтальная.

- Ребята, понравилось ли вам произведение?

-О чем говорится в произведении?

-Подходит ли музыка к этому стихотворению?

Отвечают на вопросы.

Учебник

Пр.

П.

К.



8.Словарная работа

Разобрать со слова встречающихся в тексте и представляющими трудности для понимания у обучающихся.

Словесные, наглядные – демонстрация.

Фронтальная.


-Какие неизвестные, трудные, непонятные слова вы встретили?

Давайте разберём их лексическое значение.


слайд 8

юркий – быстрый, мгновенный, увертливый, ловкий;

пичужка – птичка;

вьюшка – крышка в деревянном доме, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла;

фурх – звук крыльев.


Разбирают неизвестные слова

Презентация (слайд 8), учебник.

Пр.

П.

К.

Л.


Физминутка

Переключение деятельности обучающихся, снятие усталости

Словесный, наглядный, демонстрация.

Фронтальная.

В зоопарке ходит слон,

Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.)

Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)

Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)

Раз, два, три — вперёд наклон,

Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)

Головой качает слон —

Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)


-Сидя за партами, быстро поморгаем. Затем закроем глаза и посмотрим вправо, влево, вверх, вниз.

Повторяют за учителем.

-

Л.


9.Вторичный синтез

Определение усвоения обучающимися произведения.

Словесный.

Фронтальная.

Дети читают стихотворение по цепочке.

Анализ

- Прочитайте первые 4 строчки стихотворения. Постарайтесь представить себе воробья.

1. Какие образные слова помогли вам представить воробья?

2. Как называются эти слова?

3. С чем автор сравнивает глаза воробья? (с бисером)

4. Как называется такой прием? (сравнение)

5. Как автор относится к воробью?

-Докажите, что хорошо.

6.Какое чувство автор выражает в этих строчках? (он любуется воробьём)

-Обратите внимание, сколько здесь запятых. Как вы думаете, для чего они?

- Прочитайте второе четверостишие.

1. Какое чувство автор выражает в первых двух строчках? (просьба)

2. А почему он предлагает двинуть клювом ворону? (не хочет, чтобы вороне достались все крошки)

3. Какое чувство автор выражает в последних двух строчках? (досада)

4. С какой интонацией будем читать последнюю строку? ( с вопросит.)

- Прочитайте третье четверостишие.

1. Какое чувство в первых двух строчках? (просьба)

2. Изменяется ли настроение автора, когда мы читаем следующие две строчки? (появляется недовольство) 3. Как автор называет ветер? (злюка) Почему? (автор недоволен, что ветер-злюка сыплет снегом на воробья).

- Прочитайте четвертое четверостишие.

1. Какое здесь чувство выражает автор? (он просит воробья подружиться с ним)

2. Что он предлагает воробью? (остаться зимовать в его доме. Он даже мечтает, что они с воробьём вместе будут учить азбуку).

- Прочитайте последнее четверостишие.

1. Какое здесь чувство выражает автор? (досаду, недовольство. Воробей съел все крошки и даже спасибо не сказал) слайд 9-10

2. Как автор называет воробья? (нахал)

3. Он серьезно его так называет или с юмором?


- Кто желает прочитать стихотворение выразительно? Так, будто это не автор разговаривает с воробьём, а вы сами.


- Мы познакомились со стихотворением «Воробей» и у нас осталось еще одно стихотворение, которое называется «Слон».

Читают стихотворение, разбираются с интонацией и темпом чтения.



Воробьишка, серый, юркий, словно мышка, глазки бисер…

-уменьшительно ласкательные.

-С бисером.

-Сравнение.


-Хорошо.


-Он любуется воробьем.



-Запятая указывает на то, где нужно сделать паузу.





-Просьбу.


-Он не хочет, чтобы вороне достались все крошки.


-Досаду.




-Просьба.


-Да, появляется недовольство.


-Злюка.

-Автор недоволен, что ветер – злюка сыплет снегом на воробья.



-Он просит воробья подружиться с ним.


-Остаться зимовать в его доме. Он даже мечтает, что они с воробьем вместе будут учить азбуку.



-Недовольство. Воробей съел все крошки и даже спасибо не сказал.



-Нахал.


-С юмором.




Учебник, презентация (слайд 9-10)

Пр.

П.

К.

Л.


СЛОН

1.Первичный синтез

Знакомство детей с произведением, правильным чтением

Словесные, демонстрация.

Фронтальная.

-Откройте учебник на стр. 49. Рассмотрите иллюстрацию. Что мы видим? (Мальчик принес слону игрушечного слона).


-Как вы думаете, а зачем он это сделал?


-Итак, ребята, я буду читать стихотворение, а вы следите.

Читаю стихотворение «Слон»



Учебник.

Пр.

Р.

Л.


2.Проверка первичного восприятия

Определение усвоения обучающимися произведения.

Словесный.

Фронтальная.


-Какие слова вам были непонятны?

Бархат 11 слайд

- Ребята, понравилось ли вам произведение?


-О чем в нём говорится?


-Видели ли вы где-нибудь слона?

Фрагмент видео слона в зоопарке

-Хорошо ли слону в зоопарке?


– Каким настроением проникнуто стихотворение? (Грустным, печальным.)

Отвечают на вопросы.


Видеоролик.

Пр.

П.

К.

3.Вторичный синтез

Определение усвоения обучающимися произведения.

Словесный, практический.

Фронтальная.


Дети читают по цепочке.

- Кто с кем разговаривает? (Мальчик со слоном)


– Какое чувство вы испытываете к слону? (Жалость.)


– Почему жалко слона? (Потому что он сидит в тесной клетке, поэт даже говорит «в клетушке», и ему очень хочется на волю.)


– Что можно сказать о мальчике, который принес слону игрушечного слоненка? (Он хочет как-то скрасить жизнь слона, сделать ее хоть немного радостней; мальчик понимает слона, он чуткий, добрый.)

Анализ произведения

- Одинаковая ли интонация передана в строках этого стихотворения?


-Давайте прочитаем первую часть стихотворения - слова мальчика и слона.


1. Какая интонация в словах мальчика? (удивление)

2. А какое настроение у слона? (грусть)


3. А какие слова говорят, что ему грустно?


4. Какая тембровая окраска голоса слона? (низкая)


-Прочитайте эту часть, передав и эмоции мальчика, и эмоции слона.


- Прочитайте вторую часть.

1. Как вы думаете, мальчику жалко слона? (Он, наверное, даже сочувствует ему, надеется на лучшее.)


2. А что мальчик дарит слону?

(Он дарит ему слона, чтобы слонику было веселее.)

- Прочитайте эту часть, передав настроение мальчика.


- Определите тон всего стихотворения: шутливый или серьёзный?


- Давайте попробуем прочитать это стихотворение по ролям. 1 вариант читает за мальчика, 2 – за слона.


-Откройте рабочую тетрадь на стр. 56. Задание №1.

-Кто прочитает задание?

-Что нужно сделать?

Выполняем задание в парах.

-Задание №2 выполняем самостоятельно. Проверка.


-Мальчик со слоном.



-Жалость.



- Потому что он сидит в тесной клетке, поэт даже говорит «в клетушке», и ему очень хочется на волю.


- Он хочет как-то скрасить жизнь слона, сделать ее хоть немного радостней; мальчик понимает слона, он чуткий, добрый.



-Нет, разная.








-Удивление.



-Грусть.



-Оттого что, потому что…



-Низкая.



Читают выразительно.




- Он, наверное, даже сочувствует ему, надеется на лучшее.



-Из бархата слона

Читают вторую часть стихотворения выразительно.


-Серьёзный.






Читают по ролям.




Выполняют задания в рабочей тетради.


Учебник.


Пр.

П.

К.

Л.


III. Этап закрепления знаний

1.Итоги учебного занятия

Подводится итог занятия, систематизируется изученный материал.

Словесный.

Фронтальная.


-Подведём итог урока.

-О ком писал стихотворения С. Черный?

- Чем различаются? (отношением людей к животным. Одни живут на воле и им хорошо, других держат в зоопарке, в клетках и им там плохо)

-Что хотел сказать автор?


-Какая была цель нашего занятия? Мы ее достигли?


-О животных.



- Отношением людей к животным. Одни живут на воле и им хорошо, других держат в зоопарке, в клетках и им там плохо.

-Нужно бережно относиться к животным, не причинять им боль и не держать их в неволе.

-

К.

Р.

Л.


2.Рефлексия

Оценивание обучающимися своей работы на занятии, самооценка.

Словесный.

Фронтальная.


«Коробочка знаний»

-На парте у вас лежат 3 монеты: 1руб., 2 руб. и 5 руб.

-5 руб. - хорошо понял тему и могу помочь другим ребятам.

-2 руб. - все понял, но пока не могу объяснить другим.

-1 руб.- постараюсь на следующем уроке быть внимательнее.

Анализируют. Осознают уровень своих достижений.

-

К.

Л.


V.Задание на дом

Проверка усвоения учебного материала обучающимися

Словесный, наглядный.

Фронтальная.

-Откройте дневник, запишите домашнее задание.

-У вас будет задание на выбор.

-Вы можете составить нарисовать рисунок к любому понравившемуся стихотворению.

-Стр. 47 – 49 выразительно прочитать одно из стихотворений или выучить наизусть.

Записывают задание на дом в дневник.

-

Л.