Технологическая карта учебного занятия
Тема: Бородинское сражение
Тип учебного занятия: комбинированный.
Кол-во часов: 1 час
Учебная группа: НО-221б
Дата:10.12.2022
Цель: совместить анализ исторических событий и внутреннего состояния героев романа
Задачи:
Образовательные:
- наблюдая над текстом произведения, выявить авторское отношение к изображаемым картинам войны;
- проследить, как исторические события, изображенные в романе, воздействуют на духовный мир героев;
- увидеть художественные приемы, используемые писателем для создания психологических портретов героев;
- выявить отношение героев романа к данному событию;
- определить предельный индивидуализм Наполеона и полное единение с народом Кутузова как противопоставление двух стихий в романе.
Развивающие:
- развивать наблюдательность над текстом.
Воспитательные:
- вызвать у учащихся неприятие войны как противоестественного состояния для человека.
Структурная схема учебного занятия
Дидактическая структура | Задачи | Методическая структура | Время | Методическое обеспечение |
Организационный этап | | Проверка присутствующих, их готовности. | 1 мин. | |
Подготовка учащихся к работе на основном этапе. | Создание ориентировочной основы деятельности | Сообщение темы. Определение цели. | 2 мин. | Эпиграф: «Началась война, т.е. совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Л.Н.Толстой |
Проверка домашнего задания | Выявить уровень осмысления прочитанного. | 1. Вступительное слово преподавателя. 2. Беседа по роману. - Почему сражение показано глазами Пьера, тогда как он мало что понимает в военном деле? -Какое значение для Пьера имели слова солдата: "Всем миром навалиться хотят». - Что чувствует князь Андрей накануне сражения, уверен ли он в победе? - Почему князь Андрей так уверен в победе? - Почему, по вашему мнению, перед сражением состоялось церковное шествие, и поле боя обнесли иконой Смоленской Божьей Матери? Каково поведение солдат перед боем? - Сравните поведение Кутузова и Наполеона в битве /главы 33-35 - Каков толстовский принцип изображения войны? -Анализ эпизода ранения князя Андрея. -Что понял Андрей в момент ранения? - Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея | 3 мин. 33 мин. | Приложение 1. Изображение иконы Смоленской Божьей Матери, иллюстрации сцен Бородинского сражения, презентация «Бородинское сражение», карта Бородинской битвы, книга «Война и мир» 3,4 том, Москва, 1983. Приложение 2. Приложение 3. |
Подведение итогов и рефлексия | Получение информации о результатах усвоения учащимися изучаемого материала. | - Победа, одержанная русской армией в Бородинском сражении, особенная. Что это за победа и как определяет её Толстой? Рефлексия. | 2 мин. 2 мин. | Картотека рефлексий |
Сообщение домашнего задания | Обеспечить закрепление полученных знаний. | выучить отрывок из романа, II том, ч. 3, гл. 3 | 2 мин. | |
Тема: «Бородинское сражение»
Приложение 1.
Бородинское сражение
Сегодня мы продолжаем разговор о романе-эпопее Л. Н. Толстого « Война и мир». Мы поговорим о Бородинском сражении, постараемся выявить отношение героев романа к данному событию, а также сопоставить двух великих полководцев Наполеона и Кутузова, чтобы определить предельный индивидуализм Наполеона и полное единение с народом Кутузова как противопоставление двух стихий в романе.
Бородино! Бородино!
На битве исполинов новой
Ты славою озарено,
Как древле поле Куликово.
Здесь - на полях Бородина -
Россией билася Европа,
И честь России спасена
В волнах кровавого потопа.
Сергей Раич.
Бородинское сражение - это кульминация романа, так как здесь наиболее ярко проявляется главная мысль - "мысль народная", здесь выражены взгляды Толстого на историю, на личность, на его отношение к войне. Бородинское сражение - это точка пересечений судеб главных героев романа.
Л. Н. Толстой не мог не написать о Бородинском сражении: его отец в 17 лет поступил на службу и участвовал в боях с Наполеоном, был адъютантом генерал-лейтенанта Андрея Ивановича Горчакова, который командовал отрядом, защищавшим Шевардинский редут. Лев Николаевич побывал на Бородинском поле, так как понял, что для создания живой картины сражения необходимо увидеть место исторической битвы. В окончательном тексте романа Бородинская битва, по замыслу Толстого, должна быть кульминационной.
Из письма жене: "Только бы дал Бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое Бородинское сражение, какого ещё не было!"
В романе "Война и мир" Бородинское сражение описывается в 20 главах. В них вошло то, что писатель узнал и увидел, передумал, прочувствовал. Время подтвердило правомерность главного вывода, сделанного великим писателем: "Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по Старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника".
Вопросы:
- Почему сражение показано глазами Пьера, тогда как он мало что понимает в военном деле? ( Исходя из взглядов Толстого на историю, можно сделать вывод, что писатель намеренно показывает сражение глазами Пьера, чтобы подчеркнуть, что исход боя зависит не от расположения войска, а от того, каков дух войска. Пьер, человек невоенный, воспринимает всё происходящее с психологической точки зрения, он лучше чувствует настроение солдат и офицеров).
- Если бы Толстой показал день накануне Бородинской битвы глазами князя Андрея или Николая Ростова, мы не могли бы увидеть этих раненых, услышать их голоса ужаснуться трезвым подсчетам доктора. Ни князь Андрей, ни Николай не заметили бы всего этого: они оба — профессиональные военные, привыкшие и к потерям, и к голосам солдат. Но Пьеру все внове, его неискушенное зрение остро; глядя вместе с ним, мы начинаем понимать и его, и тех, с кем он встречается под Можайском: «удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то...». И вместе с тем все эти люди, каждый из которых может завтра быть убит или изувечен, — все они сегодня живут, не думая о том, что их ждет: с удивлением смотрят на белую шляпу и зеленый фрак Пьера, и смеются, и поют, и подмигивают раненым...
- Толстой внимательно изучил окрестные села, деревни, реки, монастырь. "Горки - самый высокий пункт", - именно с этого места автор будет описывать Бородинскую позицию, увиденную Пьером. "Горки и Семёновская. Старая Можайская дорога. Утица", - вот те места, которые потом увидел Пьер, объезжая русскую позицию с генералом Беннигсеном перед сражением (слова учителя сопровождаются фотографиями).
-Какое значение для Пьера имели слова солдата: "Всем миром навалиться хотят: « /глава 20/(Пьер понимает, что воюют солдаты не за награды, а за Отечество, они чувствуют единство всех - от простых солдат до офицеров и главнокомандующего. Потрясают своей нравственной стойкостью защитники батареи генерала Раевского. При общении с русскими солдатами Пьер находит смысл и цель жизни, осознав ложность своих прежних установок. Он вдруг ясно понимает, что народ - носитель лучших человеческих качеств. Пьер задумывается: "Как скинуть с себя всё это лишнее, дьявольское, всё бремя этого внешнего человека?" А ведь было время, когда Пьера привлекал образ Наполеона. С началом Отечественной войны это увлечение проходит, он понимает, что поклоняться деспоту и злодею нельзя).
- Что чувствует князь Андрей накануне сражения, уверен ли он в победе? (Война 1812 года возвращает Болконского к жизни. Он отдаёт себя служению Отчизне, командует полком. Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: "Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение").
- Почему князь Андрей так уверен в победе? (Он понимает, что речь идет не о какой-то абстрактной земле, а о той земле, где лежат предки, о той земле, на которой живут близкие родные люди: "Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить").
- Почему, по вашему мнению, перед сражением состоялось церковное шествие, и поле боя обнесли иконой Смоленской Божьей Матери? Каково поведение солдат перед боем? (Это укрепляет боевой дух войска. Солдаты надели чистые рубахи, отказались от водки, говоря, что не тот сейчас момент, они осознают всю силу ответственности за судьбу России. Не зря Кутузов, узнав об этом, восклицает: "Чудесный народ, бесподобный народ!". Русские воины защищали не только своё Отечество, но и Православие. Можно утверждать, что они удостоились мученических венцов, как все те, кто пролил кровь за Христа. Была положена традиция ежегодного поминовения в день Бородинского сражения православных российских воинов, " за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших". На Бородинском поле поминовение это совершается 8 сентября, в День воинской славы России.)
- Сравните поведение Кутузова и Наполеона в битве /главы 33-35/(Наполеон отдает массу приказов, казалось бы, очень разумных, но таких, которые не могли быть исполнены, так как ситуация очень быстро меняется, и приказ уже не имеет смысла. Войска приходят с поля боя расстроенными толпами. Кутузов же больше следит за духом войска, он отдает только те приказы, которые могут поддержать или усилить стойкость солдат).
- Наполеон изображён Толстым как актер, позёр (давайте прочитаем сцену перед сражением, когда ему преподносят картину, изображающую сына, гл. 25, ст. 228-229): "он сделал взгляд задумчивой нежности". И как игрок, когда, вернувшись после поездки по линии, говорит: "Шахматы расставлены, игра начнется завтра". Наполеон, которым так восхищались многие, лишён величия. Это самовлюбленный, лицемерный, фальшивый человек, равнодушный к судьбам окружающих. Война для него - игра, а люди - пешки. "Ничтожнейшим орудием истории", "человеком с помраченной совестью" называет его Толстой.
Кутузов же, напротив, естественен (давайте прочитаем сцену, когда он своей старческой походкой идет поклониться иконе Смоленской Божьей Матери, грузно опускается на колени, гл.21, ст.209), прост, а, по мнению Толстого, "нет величия там, где нет простоты, добра и правды". Мы видим проявление мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа войска. Кутузов жалеет каждого солдата.
Таким образом, мы видим, что армия уподобляется своему главнокомандующему и во многом личностные качества каждого из них привели к соответствующему итогу. Со стороны Наполеона – поражение, Кутузов – победа. Мы определили предельный индивидуализм Наполеона и полное единение с народом Кутузова как противопоставление двух стихий в романе.
- Каков толстовский принцип изображения войны? ( Автор показал войну в крови, в слезах, в муках, т. е. без прикрас. В главе 39: "Несколько тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах: На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью". Толстой отрицает войну завоевательную, но оправдывает войну освободительную.)
Главы 36-37 - ранение князя Андрея. ( гл.36, ст.269).
Там, где стрельба и канонада «усиливались до отчаянности», был князь Андрей. Полк его стоял в резервах под огнем артиллерии, «не выпустив ни одного заряда, полк потерял здесь еще третью часть своих людей», а многие были убиты раньше. Самое страшное, самое горькое было то, что люди бездействовали: «кто сухой глиной... начищал штык; кто разминал ремень... кто... переобувался. Некоторые строили домики... или плели плетеночки из соломы...» Люди стояли без дела— и их убивали. Когда читаешь о том, как смертельно ранили князя Андрея, охватывает такой ужас, что забываешь вдуматься в подробности. А самое обидное, что его гибель представляется бессмысленной. Он не бросился вперед со знаменем, как при Аустерлице; он не был на батарее, как под Шенграбеном, — весь его военный опыт и ум уходили на то, чтобы, прохаживаясь по полю, считать шаги и прислушиваться к свисту снарядов. Он видит войну не так, как Пьер, ему знаком каждый дымок, каждый звук: «Одна, другая! Еще! Попало...», «Нет, перенесло. А вот это попало».
В этом бесцельном хождении настигает его вражеское ядро. (Толстой называет его грана той, но это именно ядро, а не то, что мы теперь называем гранатой.)
Стоявший рядом с князем Андреем адъютант лег и ему крикнул: «Ложись!» Князь Андрей сто ял и думал о том, что не хочет умереть, и «вместе с тем помнил о том, что на него смотрят.
— Стыдно, господин офицер! — сказал он адъютанту. — Какой... — он не договорил». Что он хотел сказать? Какой пример вы подаете солдатам?! Значит, из-за этого умер от тяжелой раны князь
Андрей Болконский — из-за того, что не лег на землю, как адъютант, а продолжал стоять, зная, что ядро взорвется. Неужели нужно было отдать эту прекрасную жизнь только для того, чтобы показать пример? Он не мог иначе. Он, с его чувством чести, с его благородной доблестью, не мог лечь. Всегда находятся люди, которые не могут бежать, не могут молчать, не могут прятаться от опасности. Эти люди гибнут, но они — лучшие. И гибель их не бессмысленна: что-то она рождает в душах других людей, не определимое словами, но очень важное.
- Что понял Андрей в момент ранения? (Именно в момент ранения Андрей понял, как он любит жизнь и как она дорога ему. Он долго метался в поисках смысла жизни, а ответ на мучающий его всю жизнь вопрос получил здесь. В перевязочном пункте, в палатке, видя на третьем столе Анатоля Курагина, оскорбившего его, Андрей испытывает не ненависть, а жалость и любовь к этому человеку: " Страдание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще осталось мне, ежели бы я был жив".)
- Бородино - это не только место великого сражения, это огромна братская могила, где лежат тысячи людей. Поныне на Бородинском поле, если вслушаться в тишину, можно услышать далекие звуки августовского дня, звуки страшного боя: визг картечи, крики солдат, звонкие голоса командиров, стоны умирающих, храп обезумевших от запаха крови лошадей. Но дышится здесь как-то по-особенному, и всегда тихо. Может быть, в этой тишине различим полёт Божьих ангелов над землёй? Может быть, души тех, кто погиб здесь за Родину, смотрят на тебя с небес?
Бородино! Тверда твоя земля!
Одно твоё торжественное имя
Выводит павших из небытия
И чудодейно властвует живыми.
Сергей Васильев.
…Вам не видать таких сражений
Носились знамена как тени
В дыму огонь блестел
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!
Земля тряслась – как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий,
Слились в протяжный вой.
М. Ю. Лермонтов.
- Мы размышляли о судьбе Росси, о связи времен, мы прониклись гордостью за наших предков, мы увидели ужасы войны. Подводя итог, хочу задать вопрос: «Победа, одержанная русской армией в Бородинском сражении, особенная. Что это за победа и как определяет её Толстой?» ( Была одержана нравственная победа. " Нравственная сила французской армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве врага и своём бессилии, была одержана русскими под Бородином".)
- Итак, мы убедились, что Бородинское сражение - это кульминация романа "Война и мир", вы сумели доказать это.
- Завершаем занятие чтением стихотворения.
Иду по тихой я березовой аллее,
Смотрю на памятники - выстроились в ряд,
И кажется: с опавшею листвою
Они мне о солдатах говорят.
О тех героях, что тогда сражались,
Отстаивая честь родной земли.
О тех солдатах, что своею жизнью
Отчизну от врагов уберегли.
Когда я подхожу к могильным обелискам,
Всегда молчу, ни с кем не говорю.
Я понимаю - здесь лежат солдаты,
Они все заслужили тиши
Приложение 2.
Кутузов | Наполеон |
Портрет |
Дряхлый, физически немощный старик, но твердый духом и сильный умом. | Человек в расцвете физических сил, но его внешность снижается такими деталями, как маленький рост, жирное тело и т. п. |
Манера поведения |
Естественность во всем (спит во время военного совета, ест курицу во время сражения). | Все говорится и делается для истории (эпизод с портретом сына). |
Отношение к солдатам |
Отеческая забота, стремление сохранить жизни солдат (смотр в Браунау). | Солдаты – средство для достижения славы и власти (гибель польских уланов при переправе через Неман). |
Цели деятельности |
Защита Отечества | Слава власть. |
Тактика ведения боя. |
Поддерживает дух войска. | Властными приказами пытается руководить сражением. |
Отношение автора |
«Народный полководец», «спаситель отечества». | Человек, у которого «помрачены ум и совесть» |
Вывод: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» |
Приложение 3.
Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея
Война 1805 | | Гос. служба | | Встречи с Наташей | | 1812, единение с народом | |
Салон Шерер | | Отрадное | | | | | |
Мечты о славе | Аустерлиц | | Бал | | А. Курагин | | смерть |